Решение б/н Решение и предписание № 27-ж/2018 по жалобе ООО «ГОССНАБ» на... от 7 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 27-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 05 февраля 2018 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «ГОССНАБ» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку автозапчастей для автомобиля Кропачевского городского поселения (извещение № 0169300048018000003), в присутствии:

- представителя Администрация Кропачевского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области – главы Кропачевского городского поселения «<…>», действующего на основании распоряжения № 247 от 01.12.2017.

Заявитель ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей ООО «ГОССНАБ»,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 25.01.2018 поступила жалоба ООО «ГОССНАБ» на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку автозапчастей для автомобиля Кропачевского городского поселения (извещение № 0169300048018000003) (далее – запрос котировок, закупка).

Согласно представленным документам, извещение о проведении Запроса котировок для закупки № 0369100018317000014 опубликовано Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 18.01.2018 в 16:42.

Начальная (максимальная) цена контракта 26 765,25 рублей.

Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в запросе котировок № 01 от 25.01.2018.

По состоянию на 31.01.2018 контракт по итогам запроса котировок не заключен.

Согласно доводам жалобы, заказчиком нарушены требования статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку техническое задание содержит указание на товарный знак, без сопровождения такого указания словами «или эквивалент», а также указание на производителя требуемого к поставке товара.

Представитель заказчика согласился с доводами жалобы и пояснил, что допущена техническая ошибка, пропущено слово «или эквивалент».

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).

Как следует из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок), содержащим таблицу, в которой указаны наименование позиций приобретаемого товара, его описание и значение.

Так, например, для позиции 2 «Тормозные колодки» допущено следующее описание: «оригинальные колодки барабанные задние устанавливается на а/м RENAULTDUSTER 2.0л 4х4WD. Каталожный номер <...> ASAM-SA 32123, соответствует каталожному номеру Ferodo 440607493R, соответствует ГОСТ и ТУ, действующим в Российской Федерации. По позиции 9 «насос для накачивания шин» указано следующее: «компрессор для шин Airline X CA-030-18S 30л/мин, 7 AT, шланг – 0,65м, кабель питания – 3м, питание – от прикуривателя».

Необходимо отметить, что FERODO является зарегистрированным товарным знаком (номер регистрации 128794). Правообладателем указанного товарного знака выступает Федерал-Могул Фрикшн Продактс Лимитед (GB).

Более того, Airline – компания, основным направлением деятельности которой является разработка и производство высококачественных автомобильных аксессуаров для легковых и грузовых автомобилей, входит в состав УК Карвиль, которая является эксклюзивным представителем группы брендов LUZAR, AIRLINE, TRIALLI, СтартВОЛЬТ, CarvilleRacing (информация указана на сайте компании: https://airline.su/about/).

Кроме того, каталожный номер <...> указанный заказчиком, не может рассматриваться как характеристика товара, поскольку относится к продукции конкретного производителя и не свидетельствует об обладании определенными параметрами всех идентичных товаров. При этом, содержание технического задания не позволяет сделать вывод о функциональных, технических, эксплуатационных и качественных характеристиках объекта закупки, анализируя которые заказчик сможет сделать вывод об эквивалентности предлагаемого товара требуемому.

Таким образом, при описании объекта закупки заказчиком допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы заявителя обоснованы.

В дополнение антимонопольный орган отмечает следующее.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Позиции 6, 8 Технического задания содержат следующую информацию. «Шина 215/R16 не хуже Continental ContiCrossContact LX 98Н», «Шина 215/65 R15 не хуже Nokian Nordman 5 SUV».

Вместе с тем, Continental ContiCrossContact LX 98Н, Nokian Nordman 5 SUV не является названием, а не характеристикой или показателем товара, «не хуже» является субъективной оценкой какого-либо предмета и не отвечает требованиям объективности описания объекта закупки.

Таким образом, заказчиком нарушены пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика Комиссией Челябинского УФАС России выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

1.1. Как следует из части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Вместе с тем, извещение о проведении запроса котировок для закупки № 0169300048018000003, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, равно как и печатная форма, исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержат. При этом извещение, сформированное на сайте, указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта.

Однако указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки не представляется возможным. К тому же, печатная форма извещения указывает, что требования установлены, при этом содержание требований к участникам закупки не раскрыто.

1.2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.

В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Извещение о проведении запроса котировок содержит ограничение на участие в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако, извещение о проведении запроса котировок не предусматривает требования об указании в составе заявки декларации о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям; форма заявки, установленная заказчиком, не предусматривает возможности декларирования участником соответствия установленному ограничению, при этом в силу части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.

Таким образом, заказчиком не соблюдены требования пункта 5 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Указанное обстоятельство повлекло за собой признание единственной заявки на участие в запросе котировок соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок. Вместе с тем, из содержания заявки невозможно однозначно сделать вывод о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, отсутствует декларация о соответствии участника закупки установленному заказчиком требованию. Следовательно, котировочной комиссией допущено нарушение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе. Однако действия котировочной комиссии обусловлены действиями заказчика.

1.2.1. В силу пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.

Необходимо отметить, что заявка единственного участника запроса котировок фактически содержит информацию, идентичную техническому заданию заказчика в части наименования товара. Вместе с тем, характеристики такого товара, содержащиеся в столбце «описание, значение» технического задания заказчика, не указаны участником закупки, что свидетельствует о несоответствии заявки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и должно было повлечь за собой отклонение котировочной комиссией единственной заявки на участие в запросе котировок.

Однако заявка, как следует из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в запросе котировок № 01 от 25.01.2018, признана соответствующей требованиям и условиям извещения о проведении запроса котировок и положениям Закона о контрактной системе. Следовательно, котировочной комиссией допущено нарушение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.

Действия котировочной комиссии могут быть квалифицированы по части 6 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. Исходя из положений части 1 статьи 34, части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

2.1. В электронной форме извещения о проведении запроса котировок для закупки № 0169300048018000003 предусмотрены сроки поставки – январь.

Извещением о проведении запроса котировок в печатной форме предусмотрен срок поставки – в течение 30 дней с момента заключения муниципального контракта.

В соответствии с пунктом 1.3 проекта контракта срок поставки товара: с даты заключения контракта и до ______.

Таким образом, указание неодинакового срока поставки товара (отсутствие указанного срока) может привести к заключению контракта не на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

2.2. Приложение к проекту контракта содержит спецификацию с пустыми полями в столбцах: наименование товара, количество, единица измерения.

Однако наименование товара, его количество, единица измерения при заключении контракта изменяться не могут. Следовательно, данная информация должна быть включена в проект контракта на этапе его опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в составе извещения о проведении запроса котировок.

При этом, отсутствие в проекте контракта указания на неизменные условия исполнения контракта может привести к нарушению порядка, заключения контракта, предусмотренного частью 14 статьи 78 Закона о контрактной системе, либо к заключению контракта не на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

2.3. Из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в извещении об осуществлении закупки, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.

Пунктом 1.2 проекта контракта установлено, качество товара должно полностью соответствовать ГОСТам, ТУ и иным документам, действующим на территории РФ. В силу пункта 5.2 проекта контракта, качество товара соответствует ГОСТ и ТУ.

Исходя из содержания технического задания, извещения о проведении запроса котировок не представляется возможным установить, каким ГОСТ и ТУ должен соответствовать предмет контракта, что не обеспечивает объективного характера описания объекта закупки в нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены «Методические рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 2.1. Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

В составе документации о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом отсутствуют реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет.

Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «ГОССНАБ» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку автозапчастей для автомобиля Кропачевского городского поселения (извещение № 0169300048018000003) обоснованными.

2. Признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, пункта 5 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.

4. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях котировочной комиссии нарушения части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.

5. Выдать Заказчику, котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

6. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 27-ж/2018

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

31 января 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

 

 

 

«<…>»

на основании решения Челябинского УФАС России от 31.01.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «ГОССНАБ» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку автозапчастей для автомобиля Кропачевского городского поселения (извещение № 0169300048018000003) (далее – запрос котировок) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации Кропачевского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам Запроса котировок.

2. Котировочной комиссии в срок до 15.02.2018 принять решение об отмене протокола, составленного в ходе проведения Запроса котировок, и передать указанное решение Заказчику для размещения сведений о принятом котировочной комиссией решении на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.

3. Администрации Кропачевского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области в срок до 16.02.2018:

3.1. разместить сведения о принятом котировочной комиссией решении, указанном в пункте 2 настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru;

3.2. принять решение об отмене Запроса котировок и разместить на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4. Администрации Кропачевского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 26.02.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения предписания, а именно копии решений: котировочной комиссии об отмене протокола, составленного в ходе проведения Запроса котировок; заказчика от отмене запроса котировок, доказательства размещения сведений об указанных решениях на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (в письме об исполнении предписания указывать номер дела).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны