Решение №ВЛ/13004/22 О результатах рассмотрения жалобы по делу №571-ж/2022 от 20 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

О результатах рассмотрения жалобы по делу №571-ж/2022

 

Министерство здравоохранения Челябинской области

 

454091, г. Челябинск, ул. Кирова, д. 165

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

 

454084, г. Челябинск, ул. Калинина, дом 21

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

Общество с ограниченной ответственностью «Техноимпорт» (ООО «Техноимпорт»)

 

108802, г. Москва, поселение Сосенское, деревня Сосенки, владение 389, строение 2, этаж 2, офис 66Ж

 

Комиссия по осуществлению закупки (изв. № 0869200000222004857)

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е 074/06/105-2841/2022

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 октября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

 

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Техноимпорт» (далее – заявитель) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку кроватей больничных (извещение № 0869200000222004857), в присутствии по средствам видеоконференцсвязи:

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» "...", действующего на основании доверенности от 04.04.2022 № 09;

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»"...", действующего на основании доверенности от 04.04.2022 № 08;

- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области"...", действующего на основании доверенности от 01.04.2022;

- представителя ООО «Техноимпорт»"...", действующего на основании доверенности от 17.09.2022,

после объявления перерыва в заседании Комиссии в присутствии по средствам видеоконференцсвязи:

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» "...", действующего на основании доверенности от 04.04.2022 № 09;

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»"...", действующего на основании доверенности от 04.04.2022 № 08;

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» "..." действующего на основании доверенности от 04.04.2022 № 12;

- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области"...", действующего на основании доверенности от 01.04.2022,

в отсутствие представителя ООО «Техноимпорт», надлежащим образом уведомленного о дате и времени, а также месте заседания Комиссии после объявленного перерыва,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 10.10.2022 поступила жалоба ООО «Техноимпорт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку кроватей больничных (извещение № 0869200000222004857) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам Министерством здравоохранения Челябинской области (далее – заказчик) при участии ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – уполномоченный орган) объявлено о проведении аукциона путем размещения 30.09.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) извещения № 0869200000222004857.

Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 1 076 491,65 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 10.10.2022 08:00.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0869200000222004857 от 12.10.2022 (далее – протокол подведения итогов) на участие в закупке поступило 3 заявки, две из которых отклонены комиссией по осуществлению закупки, как не соответствующие требованиям законодательства о контрактной системе. Аукцион признан несостоявшимся. Принято решение о заключении контракта с единственным участником по цене контракта 903 972,29 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что в рамках данной закупки должны быть установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102.

Также заявитель указал, что в описании объекта закупки установлены технические требования к медицинской кровати, которые ограничивают конкуренцию, а именно пункты 1.3, 1.16, 1.17 технического задания.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, пояснили, что установленный код по «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее - ОКПД2) не предполагает ограничения допуска, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102.

В отношении установленных требований к товару представители заказчика, уполномоченного органа указано, что объект закупки определялся исходя из потребности, на основании заявки с учетом оптимальной организации обеспечения подведомственной организации кроватей больничных.

Также представитель заказчика отметил, что согласно представленным коммерческим предложениям описанию объекта закупки соответствует различный товар двух производителей.

 

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106, 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сформированное на сайте Единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд извещение об осуществлении закупки содержит сведения об установленных условиях допуска участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018. Информация об иных установленных ограничениях и запретах допуска товаров иностранного происхождения отсутствует.

Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень отдельных видов медицинских изделий).

Объектом рассматриваемой закупки является поставка кроватей больничных.

Перечень отдельных видов медицинских изделий включает в себя товар с кодом по ОКПД 2 32.50.30.110 «Кровати медицинские функциональные».

Заказчиком описан объект закупки с использованием позиции каталога товаров, работ, услуг) 32.50.50.190-00002379 «Кровать больничная».

В справочной информации каталога по данной позиции содержится указание на два кода по ОКПД2:

- 32.50.30.110 «Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части»;

- 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки».

На основании положений части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).

В силу пункта 12 Правил формирования каталога код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014. При этом такой цифровой код не образует описания объекта закупки и указывается исключительно в целях нумерации и кодирования.

Кроме того, на основании подпункта "д" пункта 10 Правил формирования каталога код ОКПД 2 указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога. При этом такая справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.

Таким образом, наличие или отсутствие в позиции каталога кода ОКПД 2, не является непосредственно условием установления преимуществ и/или условием применения или неприменения запретов для целей закупок.

Как следует из пояснений представителя заказчика при описании объекта закупки закупаемый товар отнесен к коду по ОКПД 2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки», который в Перечне отдельных видов медицинских изделий отсутствует. В связи с чем ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, при проведении закупки не установлены.

При этом довод заявителя, согласно которому при проведении закупки и установлении преимуществ, запретов, ограничений, условий допуска товаров иностранного происхождения необходимо руководствоваться всеми перечисленными в КТРУ кодами по ОКПД 2 не принимается Комиссией во внимание, поскольку не основан на положениях законодательства о контрактной системе.

Как уже отмечалось ранее информация о кодах ОКПД 2 включена в справочную информацию КТРУ и не обязательна к применению заказчиками при осуществлении закупки.

Применение Правил использования каталога и постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 преследует различные цели. В связи с чем наличие или отсутствие в позиции каталога кода по ОКПД 2, указанного в Перечне отдельных видов медицинских изделий не является условием применения или неприменения ограничений допуска для целей закупок.

В соответствии с примечанием к Перечню отдельных видов медицинских изделий, при применении Перечня следует руководствоваться как кодом ОКПД 2, так и наименованием вида медицинского изделия.

Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка Кроватей больничных с кодом по ОКПД 2 32.50.50.190. При этом согласно Переченю отдельных видов медицинских изделий ограничения установлены в отношении товара «Кровати медицинские функциональные» с кодом по ОКПД 2 «32.50.30.110».

Таким образом, как наименование закупаемого медицинского изделия, так и его код не идентичны наименованию и коду товара, установленному в Перечне отдельных видов медицинских изделий.

При этом заявителем не представлены, в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие сделать однозначный вывод, что закупаемое оборудование относится к включенному в Перечень отдельных видов медицинских изделий товару.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы относительно неприменения ограничений допуска товаров иностранного происхождения не обоснован ввиду его недоказанности.

 

  1. Исходя из требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона

В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

Исходя из подпункта а пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Наименование и описание объекта закупки сформировано с учетом кода в соответствии с КТРУ 32.50.50.190-00002379 (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки).

Заявителем обжалованы установленные требования по позициям 1.3, 1.16, 1.17 описания объекта закупки, а именно:

- тип: четырехсекционная;

- кровать оборудована центральной тормозной системой;

- центральная тормозная система имеет возможность билатерального управления (с обеих сторон кровати) в ножной части кровати.

Как следует из пояснений представителя заявителя, указанным требованиям соответствуют кровати с электрическим приводом, что не соответствует объекту закупки и выбранному коду по КТРУ (пункт 1.2. описания объекта закупки: привод механический). Вместе с тем, заявителем данный довод не подтвержден. Согласно заявки участника им предложен к поставке товар в полном объеме соответствующий требованиям заказчика, в том числе в части спорных характеристик. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие вывод общества относительно ограничения количества участников закупки, а именно не исследован рынок изделий медицинского назначения, отсутствуют сведения об установлении требований безосновательно, то есть без учета реальной потребности потребителей.

Исходя из системного толкования норм законодательства о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать требования к товару, которые обусловлены потребностью заказчика в приобретении изделия именно с такими характеристиками.

При описании объекта закупки требования заказчика по спорным характеристикам обоснованы в столбце 5 таблицы описания объекта закупки.

Так, например, требования пункта 1.16 описания объекта закупки «Кровать оборудована центральной тормозной системой» указаны для блокировки случайного перемещения; в пункте 1.17 установлены требования для возможности блокировки колёс с обеих сторон кровати.

Таким образом, довод жалобы не обоснован, поскольку не подтвержден документально.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Техноимпорт» на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку кроватей больничных (извещение № 0869200000222004857) необоснованной, ввиду ее недоказанности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии"..."

 

 

Члены комиссии "..."

 

 

"..."

 

 

2022-14039

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ООО "Техноимпорт"
ИНН 7751506234, ОГРН 1127747009631
Минздрав Челябинской области
ИНН 7453135827, ОГРН 1047424528580