Решение б/н Решение и предписание № 275-ж/2018 по жалобе ООО «ГЛОНАСС УФ... от 11 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 275-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 07 мая 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 10 мая 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ГЛОНАСС УФА» (далее – ООО «ГЛОНАСС УФА», заявитель) на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку бортовых контроллеров (извещение № 0369300126018000106), в присутствии:

- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница с. Чесма» (далее – ГБУЗ «Районная больница с. Чесма», заказчик) «<…>» действующей на основании доверенности № 08 от 03.05.2018.

Заявитель о времени и месте заседания Комиссии извещен, заявлений, ходатайств не представлено.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 26.04.2018 поступила жалоба ООО «ГЛОНАСС УФА» на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку бортовых контроллеров (извещение № 0369300126018000106) (далее – запрос котировок, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении запроса котировок на поставку бортовых контроллеров опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 22.04.2018 в 11:35.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку бортовых контроллеров 158 593,30 рублей.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок на от 27.04.2018 для закупки № 0369300126018000106 от 27.04.2018.

На дату заседания Комиссии контракт не заключен.

Согласно доводам жалобы ООО «ГЛОНАСС УФА», заказчиком техническое задание составлено таким образом, что совокупности требуемых характеристик соответствует одна модель – Locarus 702R. Как указывает ООО «Асистемс», заказчиком нарушена часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что требованиям заказчика соответствует не менее пяти различных бортовых контроллеров. Считает жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в размещенном заказчиком в единой информационной системе извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из положений части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с извещением о проведении запроса котировок объектом закупки является поставка бортовых контроллеров. Описание объекта закупки находит отражение в разделе III – техническое задание, которое содержит наименование товара; количество; наименование показателя; показатели, которые не могут изменяться.

По мнению заявителя, характеристики товара, установленные заказчиком, соответствуют единственной модели, что ограничивает круг участников.

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Жалоба заявителя не содержит доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции и необоснованном ограничении количества участников закупки.

Таким образом, довод заявителя о нарушении заказчиком статьи 8 Закона о контрактной системе не доказан, не обоснован.

Как пояснил представитель ГБУЗ «Районная больница с. Чесма», потребности заказчика соответствует несколько бортовых контроллеров различных производителей. Вместе с тем, подтверждающих указанный довод документов на заседание комиссии ГБУЗ «Районная больница с. Чесма» не представлено.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. Как следует из части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Вместе с тем, извещение о проведении запроса котировок для закупки № 0369300126018000106, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержат. При этом извещение, указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта.

Однако указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки не представляется возможным.

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.

В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

В силу части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе настоящей статьи информации и документов, не допускается.

Извещение о проведении запроса котировок не содержит ограничение на участие в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако, форма котировочной заявки предусматривает возможность декларирования участником соответствия установленному ограничению, при этом в силу пункта 24 извещения о проведении запроса котировок в печатной форме, заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также: 1) карточка предприятия (адрес, реквизиты ФИО директора, эл. почту, тел.); 2) декларация участника запроса котировок о согласии с требованиями заказчика; 3) цену выполняемой работы; 4) идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок; 5) предоставить декларацию в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе; 6) предоставить декларацию в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе (если таковым является).

Таким образом, необходимость участником запроса котировок декларировать принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в котировочной заявке при неустановлении заказчиком ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, свидетельствует о несоблюдении заказчиком требований пункта 5 части 3, части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.

3. Исходя из положений части 1 статьи 34, части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

3.1. В соответствии с техническим заданием извещения о проведении запроса котировок заказчиком определены 2 позиции приобретаемого товара, а именно: абонентский терминал (10 шт.), кнопка подачи сигнала тревоги (6 шт).

Однако в Приложении № 2 к контракту (спецификация) отсутствует указание на наименование товара, при этом установлено количество 20 шт. что не соответствует извещению о проведении запроса котировок.

При этом, противоречия в техническом задании и проекте контракта могут привести к нарушению порядка заключения контракта, предусмотренного частью 14 статьи 78 Закона о контрактной системе, либо к заключению контракта не на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Таким образом, указание различного количества товара может привести к заключению контракта не на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

Представитель ГБУЗ «Районная больница с. Чесма» пояснил, что была допущена техническая опечатка в части указания количества товара.

Антимонопольным органом указанный довод заказчика не может быть принят во внимание, поскольку действий, направленных на устранение указанных противоречий, заказчиком предпринято не было.

Кроме того, в силу пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.

Необходимо отметить, что заявки участников запроса котировок (№ 1 и № 2) фактически содержали информацию о количестве предлагаемого товара, идентичную спецификации к проекту контракта (20 шт.). Вместе с тем, такое количество товара (20 шт., из них: 10-устройство, 10-кнопка подачи сигнала тревоги) не соответствует техническому заданию и должно было повлечь за собой отклонение котировочной комиссией заявок на участие в запросе котировок.

Однако, как следует из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 27.04.2018, заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок. Следовательно, действия котировочной комиссией не соответствуют части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.

Указанные нарушения могут явится причиной невозможности достижения заказчиком заданных результатов обеспечения нужд государственного бюджетного учреждения, что не соответствует принципу эффективности осуществления закупок.

3.2. В электронной форме извещения о проведении запроса котировок для закупки № 0369300126018000106 предусмотрены сроки поставки товара– «в соответствии с условиями контракта» (ссылка).

Пунктом 4.1 проекта контракта предусмотрено, что поставщик обязан передать товар в течение 15 календарных дней с момента подписания контракта, а заказчик принять товар и оплатить согласно спецификации (Приложение № 2), счет – фактуре (счете, накладной).

Таким образом, указание неодинакового срока поставки товара (отсутствие указанного срока) может привести к заключению контракта не на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

Кроме того, срок оплаты поставленного товара, установленный пунктом 3.3 проекта контракта (в течение 30 дней, после приёмки товара и подписания товарной накладной) противоречит сроку, указанному в пункте 4.1 проекта контракта, определяющему обязанность заказчика по оплате товара в течение 15 календарных дней.

Необходимо отметить, что заказчиком также допущены несоответствия в указании наименования извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, в печатной форме. Так, электронная форма извещения называет объект закупки как «поставка бортовых контроллеров». Тогда как печатная форма указывает на «поставку и монтаж бортовых контроллеров».

4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В силу части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Проект контракта не содержит порядок и сроки приемки, порядок и сроки оформления результатов приемки бортовых контроллеров, условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица).

Таким образом, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствуют порядок и сроки приемки, порядок и сроки оформления результатов приемки поставленного товара, условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта; установленный пунктом 2.2 проекта контракта срок оплаты не соответствует части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

5. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены «Методические рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 2.1. Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

В составе извещения о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом таблица расчета НМЦК не содержит расчета указанной цены, отсутствуют реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет.

Вместе с тем, указание на выполненный расчет необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления НМЦК.

Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ГЛОНАСС УФА» на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку бортовых контроллеров (извещение № 0369300126018000106) недоказанной, необоснованной.

2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 5 части 3, части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 275-ж/2018

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

 

07 мая 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

 

 

 

«<…>»

на основании решения Челябинского УФАС России от 07.05.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «ГЛОНАСС УФА» на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку бортовых контроллеров (извещение № 0369300126018000106) (далее – запрос котировок, закупка) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Районная больница с. Чесма» со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок или получения* заказчиком предписания не заключать контракт по итогам проведения запроса котировок до полного исполнения пункта 2 настоящего предписания.

2. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Районная больница с. Чесма» при направлении победителю привести проект контракта в соответствие действующему законодательству и решению Челябинского УФАС России № 275-ж/2018 от 07.05.2018, а именно установить порядок и сроки приемки, порядок и сроки оформления результатов приемки поставленного товара.

Продолжить процедуру определения поставщика, заключить контракт на условиях заявки победителя закупки.

3. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Районная больница с. Чесма» в подтверждение исполнения предписания в срок до 28.05.2018 года в адрес Челябинского УФАС России представить исполнение настоящего предписания, а именно копию заключенного контракта со всеми приложениями (на диске).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны