Акт внеплановой камеральной проверки №ВЛ/165/22 Р Е Ш Е Н И Е по делу по делам № 074/06/99-3809/2021 (146-В... от 14 января 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8

 

 

 

ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области»

 

454048, г. Челябинск, ул. Елькина, д. 77

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

ООО «Легенда»

 

454084, г. Челябинск, ул. Каслинская, д. 77,

оф. 301/2

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу по делам № 074/06/99-3809/2021 (146-ВП/2021),

074/06/99-3810/2021 (147-ВП/2021), № 074/06/99-3810/2021 (148-ВП/2021)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 10.01.2022

В полном объеме решение изготовлено 13.01.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Членов Комиссии:

 

 

 

-

 

-

руководителя Челябинского УФАС России

 

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам (изв. 0869500001521000089-0169300000121001391) (далее - аукционы), в присутствии (после перерыва):

 

- представителя ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области»  действующего на основании доверенности № 2 от 10.01.2022,

- представителя ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области»   действующего на основании доверенности № 1 от 10.01.2022,

- представителей Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (слушатели),

в отсутствие заявителя, уведомленного о дате и времени проведения внеплановых проверок,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Челябинского УФАС России 16.12.2021 поступили обращения ООО «Легенда» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении электронных аукционов.

Согласно представленным документам 09.12.2021 ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» объявило о проведении аукционов.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0869500001521000089 2 469 919, 36 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0869500001521000090 4 490 249,37 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 0869500001521000091 5 326 724,06 рублей.

На момент рассмотрения обращения ООО «Легенда» контракты от 28.12.2021 по аукционам 0869500001521000090, 0869500001521000091 заключены заказчиком с МУП «Копейское пассажирское автопредприятие».

В отношении аукциона по изв. 869500001521000089 закупка признана несостоявшейся, так как не подано ни одной заявки на участие в аукционе.

В обращении заявителя указано, что заказчиком неправомерно сформированы лоты, так как в каждый лот объединены автобусы большого и малого классов, что приводит к ограничению количества участников закупки.

Кроме того, заказчиком неправомерно объявлены закупки на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, так как ряд маршрутов, предусмотренных в закупках, относятся к нерегулируемым тарифам, в отношении которых действуют свидетельства об осуществлении перевозок.

Представители заказчика с доводами обращений заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что классы транспортных средств, предусмотрены техническим заданием в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Копейского городского округа Челябинского городского округа и Сосновского муниципального района, что также соответствует потребности заказчика, основанной на анализе интенсивности пассажиропотока в различные временные интервалы в течение дня, а также с учетом комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения Челябинской агломерации.

Представители заказчика пояснили, что полномочия по осуществлению закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, возложены на заказчика на основании Распоряжения Правительства Челябинской области № 115 от 27.02.2020 и Устава ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области», с учетом необходимости реализации функций по организации перевозок органом исполнительной власти субъекта с 01.01.2022.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1.1 Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе (в редакции от 02.07.2021) запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

Материалами дела установлено, что заказчик осуществляет проведение электронных аукционов по выбору хозяйствующих субъектов в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам № 26, 30, 30а, 30б (изв. № 0869500001521000089), № 4, 5, 41 (изв. № 0869500001521000090), 3, 3п, 7, 18, 18к (изв. № 0869500001521000091) на территории Копейского городского округа по регулируемым тарифам со сроком выполнения работ: с 01.01.2022 по 31.03.2022.

Согласно техническим заданиям предусмотрены следующие маршруты:

- маршрут № 26 «Автовокзал – Поселок Октябрьский» муниципальный маршрут регулярных перевозок Копейского городского округа;

- маршрут № 30 «Автовокзал – Село Калачёво» муниципальный маршрут регулярных перевозок Копейского городского округа;

- маршрут № 30А «Автовокзал – Село Калачёво» муниципальный маршрут регулярных перевозок Копейского городского округа;

- маршрут № 30Б «Автовокзал – Село Калачёво» муниципальный маршрут регулярных перевозок Копейского городского округа;

- маршрут № 4 «Автовокзал – ДК им. Петрякова» муниципальный маршрут регулярных перевозок Копейского городского округа;

- маршрут № 5 «Автовокзал - Поселок Потанино» муниципальный маршрут регулярных перевозок Копейского городского округа;

- маршрут № 41 «Автовокзал – Поселок Железнодорожный» муниципальный маршрут регулярных перевозок Копейского городского округа;

- маршрут № 3 «Автовокзал - Поселок Северный рудник» муниципальный маршрут регулярных перевозок Копейского городского округа;

- маршрут № 3П «Автовокзал – станция Путиловская» муниципальный маршрут регулярных перевозок Копейского городского округа;

- маршрут № 7 «Автовокзал - Поселок Вахрушево» муниципальный маршрут регулярных перевозок Копейского городского округа;

- маршрут № 18 «Автовокзал – Поселок Горняк» муниципальный маршрут регулярных перевозок Копейского городского округа;

- маршрут № 18К «Посёлок Горняк – Автовокзал – Посёлок Горняк» муниципальный маршрут регулярных перевозок Копейского городского округа.

Указанные маршруты предусмотрены в реестре маршрутов регулярных перевозок на территории Копейского городского округа, Челябинского городского округа и Сосновского муниципального района, утвержденном на основании Приказа Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 01.12.2021 № 415 (далее - реестр).

Таким образом, заказчиком при формировании документаций о закупках в лоты объединены по несколько муниципальных маршрутов (3, 4, 5 маршрутов соответственно).

При этом на заседании Комиссии заказчика представил письменные и устные пояснения, из которых следует, что лоты сформированы по принципу наличия общей точки отправления и территориальным отделам, а именно:

- северное направление: № 3, 3п, 7, 18, 18к;

- южное направление: № 4, 5, 41;

- направление дальнего следования до Октябрьского и Калачевского территориальных отделов: № 26, 30, 30а, 30б.

Таким образом, заказчиком обоснованы условиям формирования лотов с учетом территориальной направленности маршрутов, которые подлежали объединению, что не противоречит законодательству о контрактной системе.

1.2 Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки) регламентируются Федеральным закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа).

Пунктом 9 части 1 статьи 26 Закон об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа предусмотрено, что в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены следующие сведения: характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Так, в соответствии с техническим заданием для осуществления перевозок предусмотрены автобусы различных классов, а именно по маршрутам 30, 30А, 30Б, 4, 18, 18К - автобусы большого класса; по маршрутам 26, 5, 3, 3П, 7 – большого и малого класса, по маршруту 41- малого класса.

При этом, сведения о количестве и классе автобусов, предусмотренные техническими заданиями, соответствуют сведениям, указанным в реестре.

Из письменных пояснений заказчика следует, что формирование лотов с использованием автобусов большого и малого класса объясняется маятниковой миграцией, а также состоянием пассажиропотока в утренние, дневные и вечерние временные интервалы, с приложением письма Администрации Копейского городского округа (письмо от 01.12.2021 исх. № 32409-ПС), сводных показателей обследования пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок Копейского городского округа, а также выкопировки из комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения Челябинской агломерации.

Вместе с тем заявителем не представлены доказательства того, что подобное объединение маршрутов незаконно и приводит к ограничению количества участников закупки, в том числе нарушает его права и законные интересы при проведении обжалуемых закупок.

Более того, как предусмотрено пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе не приняты подзаконные правовые акты, определяющие требования к формированию лотов при осуществлении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам.

С учетом указанных обстоятельств, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушение законодательства о контрактной системе в части объединения в один лот маршрутов, на которых необходимо использовать автобусы различных классов, которое приводит к ограничению количества участников закупки.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действиям заказчика при осуществлении закупок, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, будет дана оценка в рамках рассмотрения заявления в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Пунктами 2, 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Из представленных документов следует, что заказчик - ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств разместил закупки на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на территории Копейского городского округа.

При этом полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Копейского городского округа, Челябинского городского округа и Сосновского муниципального района возложены на учреждение на основании пункта 5 Распоряжения Правительства Челябинской области № 115 от 27.02.2020, а также в силу пункта 2.1 и подпункта 4 пункта 2.3 Устава ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области», утвержденного Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области № 88 от 28.02.2020, в соответствии с которыми на учреждение возложены функции государственного заказчика для проведения конкурентных процедур на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Таким образом, статус ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» по осуществлению функций заказчика определен подзаконным нормативным правовым актом Челябинской области, а также уставом учреждения.

Статьей 1 Закона Челябинской области от 30.12.2019 № 71-ЗО (далее – Закон № 71-ЗО) предусмотрено, что данный законодательный акт регулирует отношения, связанные с перераспределением полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки) по муниципальным маршрутам регулярных перевозок между органами местного самоуправления Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района (далее - органы местного самоуправления) и органами государственной власти Челябинской области.

Пунктами 4, 5 части 2 статьи 3 Закон № 71-ЗО предусмотрено, что орган исполнительной власти Челябинской области, уполномоченный Губернатором Челябинской области на осуществление полномочий по организации регулярных перевозок (далее - уполномоченный орган), осуществляет следующие полномочия по организации регулярных перевозок:

- закупку работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- заключение государственных контрактов о выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

При этом, частью 1 статьи 6 Закон № 71-ЗО предусмотрено, что в целях организации перераспределения полномочий по организации регулярных перевозок, указанных в статье 3 настоящего Закона, со дня вступления в силу настоящего Закона по 31 декабря 2021 года включительно устанавливается переходный период.

В части 2 статьи 6 Закона № 71-ЗО указано, что в переходный период органы местного самоуправления осуществляют ряд полномочий по организации регулярных перевозок, в том числе организуют и проводят открытые конкурсы на право осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в случае наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комиссия принимает во внимание, что Законом № 71-ЗО предусмотрен переходный период реализации полномочий по организации регулярных перевозок на территории Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района органами местного самоуправления до 31.12.2021.

Вместе с тем, учитывая, что данные полномочия органа местного самоуправления установлены на переходный период, а также принимая во внимание наличие корреспондирующей обязанности органа исполнительной власти Челябинской области осуществлять закупки, связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в том числе заключать государственные контракты по результатам таких закупок с 01.01.2022, проведение аукционов ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» в декабре 2021 года, направлено на реализацию полномочий органа исполнительной власти субъекта, предусмотренных частями 4, 5 части 2 статьи 3 Закон № 71-ЗО.

Более того, законодательство о контрактной системе не содержит нормативных положений, определяющих порядок наделения полномочиями государственных и муниципальных заказчиков для проведения закупок для государственных и муниципальных нужд, что не позволяет сделать вывод о нарушении законодательства о контрактной системе в части проведения ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам.

Доводы обращения, согласно которым Арбитражным судом Челябинской области по делу А76-21454/2021 принято решение (не вступившее в законную силу), о прекращении ряда свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории Копейского городского округа, не указывает на отсутствие у заказчика права проводить конкурентные закупки на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Так, частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Как установлено при проведении внеплановых проверок маршруты, включенные в документации о закупках, предусмотрены в реестре в качестве перевозок по регулируемым тарифам, что обязывает заказчика проводить закупки в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.

 

 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

По результатам проведения внеплановых проверок нарушения законодательства о контрактной системе не подтверждены.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии А.А. Козлова

 

 

 

 

 

 

2022-257

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области»
ИНН 7451450693, ОГРН 1207400010421
ООО "Легенда"
ИНН 7451441650, ОГРН 1197456021245