Решение б/н Решение по делу № 28-03/14 в отношении ООО «Бриз» от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 декабря 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 18 декабря 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

<…> – специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренции Челябинского УФАС России,

 

 

 

в отсутствие представителя ответчика ООО «Бриз», представителя заявителя Администрации Верхнеуфалейского городского округа, надлежаще извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев материалы дела № 28-03/14, возбужденного по признакам нарушения ООО «Бриз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в приостановлении подачи теплоносителя, предназначенного для целей горячего водоснабжения в жилые дома г. Верхний Уфалей в весенне-летний период 2014 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба Администрации Верхнеуфалейского городского округа на действия ООО «Бриз», выразившиеся в приостановлении подачи теплоносителя, предназначенного для целей горячего водоснабжения в жилые дома г. Верхний Уфалей в весенне-летний период 2014 года.

Материалами дела установлено, что ООО «Бриз» эксплуатирует котельную в Верхнеуфалейском городском округе и обеспечивает тепловой энергией потребителей микрорайонов «Центральный» и «Железнодорожник».

13.05.2014 общество приостановило подачу тепловой энергии для целей горячего водоснабжения в жилые дома г. Верхний Уфалей.

Письмом от 23.07.2014 № 33/1 ООО «Бриз» пояснило, что ООО «НОВАТЕК-ЧЕЛЯБИНСК» направило в адрес общества требование № 8660 о полном ограничении поставки газа по причине просроченной задолженности. 13.05.2014 было произведено принудительное прекращение подачи газа котельной ООО «Бриз», что и послужило причиной приостановки подачи тепловой энергии для целей горячего водоснабжения в жилые дома г. Верхний Уфалей.

Приказом Челябинского УФАС России от 14.08.2014 № 178 в отношении ООО «Бриз» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Бриз», выразившихся в приостановлении подачи теплоносителя, предназначенного для целей горячего водоснабжения жилых домов г. Верхний Уфалей в весенне-летний период 2014 года, нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по поставке тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения на территории микрорайонов «Центральный» и «Железнодорожников» за исключением жилого дома, расположенного по адресу: ул. Республики, 51, г. Верхний Уфалей Челябинской области.

В результате проведенного анализа установлено, что хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по поставке тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения на территории микрорайонов «Центральный» и «Железнодорожников» за исключением жилого дома, расположенного по адресу: ул. Республики, 51, г. Верхний Уфалей Челябинской области по итогам 2013 года и первого полугодия 2014 года является ООО «Бриз».

В силу своего доминирующего положения на указанном рынке ООО «Бриз» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

2. В соответствии с частью 1 статьи 21 Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно пункту 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Пунктом 115 Правил определены случаи ограничения или приостановления исполнителем предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя. Такими случаями являются:

а) возникновение или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявление факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям, инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использование потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей - с момента выявления нарушения;

д) получение исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Согласно пункту 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и подпункта «б» пункта 117 Правил.

 

Таким образом, действующее законодательство в сфере водоснабжения не предусматривает возможность прекращения подачи горячей воды в случае ограничения поставки энергоресурса теплоснабжающей организации по причине задолженности.

В соответствии с приложением № 1 к Правилам допускается перерыв в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтно-профилактических работ в соответствии с требованием законодательства о техническим регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), которым установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Следовательно, ООО «Бриз» имело право ограничить подачу горячей воды лишь на период ежегодных ремонтно-профилактических работ и не более, чем на 14 суток.

В материалы по заявлению представлен график ремонта котельной ООО «Бриз», в соответствии с которым ремонтные работы запланированы с 28.07.2014 по 10.08.2014.

Таким образом, ООО «Бриз» имело право ограничить подачу горячей воды лишь на указанный период.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что отключение тепловой энергии для целей горячего водоснабжения на территории Верхнеуфалейского городского округа в микрорайонах «Центральный» и «Железнодорожников» производилось с 13.05.2014 по 10.09.2014.

Администрацией Верхнеуфалейского городского округа представлены письменные заявления жителей многоквартирных домов № 43, 42А, 47, 45 по ул. Прямицына г. Верхний Уфалей, в которых указано, что горячее водоснабжение в домах отсутствует в летний период на протяжении двух лет.

Отсутствие горячей воды у конечных потребителей по вине теплоснабжающей организации, имеющей задолженность перед своим поставщиком, приводит к нарушению прав потребителей на бесперебойное предоставление коммунальной услуги.

Довод ООО «Бриз» о том, что отключение тепловой энергии для целей горячего водоснабжения произошло ввиду полного ограничения потребления энергетического ресурса (газ) на котельную, является несостоятельным ввиду того, что, ООО «Бриз», являясь профессиональным участником рынка оказания услуг теплоснабжения, должно было принять меры по недопущению образования задолженности перед ООО «НОВАТЕК-ЧЕЛЯБИНСК», и следовательно не должно было допустить ситуацию, при которой произошло ущемление прав потребителей Верхнеуфалейского городского округа на бесперебойное предоставление коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения в весенне-летний период 2014 года.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Бриз» в нарушение требований действующего законодательства РФ злоупотребило своим доминирующим положением и необоснованно прекратило подачу теплоносителя, предназначенного для целей горячего водоснабжения потребителей г. Верхнего Уфалея в весенне-летний период 2014 года.

У ООО «Бриз» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Однако общество не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности общества в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

В связи с тем, что с 10.09.2014 возобновлена поставка тепловой энергии для целей горячего водоснабжения на территории Верхнеуфалейского городского округа в микрорайонах «Центральный» и «Железнодорожников» Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 47, статьей 47.1, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующим положение ООО «Бриз» на рынке услуг по поставке тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в интересах физических и юридических лиц на территории микрорайонов «Центральный» и «Железнодорожников» за исключением жилого дома, расположенного по адресу: ул. Республики, 51, г. Верхний Уфалей Челябинской области по итогам 2013 года и первого полугодия 2014 года;

2. Признать действия ООО «Бриз», выразившиеся в приостановлении подачи тепловой энергии для целей горячего водоснабжения в жилые дома Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в весенне-летний период 2014 года, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункта 4 данной нормы;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны