Решение б/н Решение по делу № 28-04-18.1/14 по жалобе ООО «Торговый дом ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13 мая 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 мая 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-Аристархова Н.А. – специалист первого разряда отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

рассмотрев жалобу № 28-04-18.1/14 ООО «Торговый дом СеверМаш» на действия (бездействие) ФГУП «Приборостроительный завод», выразившиеся в необоснованном отклонении заявки участника аукциона (извещение № 31400903933), в присутствии: представителя ФГУП «Приборостроительный завод»,

 

   УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Торговый дом СеверМаш» (от 05.05.2014 вх. № 6364) на действия (бездействие) ФГУП «Приборостроительный завод», выразившиеся в необоснованном отклонении заявки участника аукциона (извещение № 31400903933), размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru.

     16.04.2014 ФГУП «Приборостроительный завод» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разместило извещение № 31400903933 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку комплектующих.

          По условиям аукционной документации аукцион проводится на торговом портале

«Fabrikant.ru» в сети интернет по адресу www.fabrikant.ru в порядке и в соответствии с правилами установленными регламентом данной торговой площадки.

         Начальная (максимальная) цена договора: 11 780 357, 00 руб., включая НДС 18 %.

       Победителем аукциона признается участник, предложивший наименьшую цену договора, при условии его соответствия и соответствия его заявки требованиям аукционной документации.

Заявки на участие в аукционе предоставляются на Торговом портале «Fabrikant.ru» по адресу: www.fabrikant.ru, начиная с даты размещения настоящего извещения и аукционной документации на официальном сайте и на данной ЭТП, в порядке и в соответствии с регламентом работы данной ЭТП, в срок не позднее 08-00 (время московское) 13 марта 2014 года.

Место и  дата проведения отборочной стадии рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе: не позднее 24 марта 2014 года, 15 час. 00 мин. (время московское) по адресу: 456080, Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Заречная, 13.

 Дата и время начала проведения аукциона: 27 марта 2014 года, 09 час. 00 мин. (время московское) на сайте в сети Интернет по адресу: www.fabrikant.ru.

 Место и дата проведения отборочной стадии рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе и подведения итогов аукциона: не позднее 03 апреля 2014 года, 15 час. 00 мин. (время московское) по адресу: 456080, Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Заречная, 13.

             Срок заключения договора после определения победителя аукциона: не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте о размещении заказов и сайте отраслевой торговой площадки протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем двадцать дней со дня подписания указанного протокола.

Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: не позднее 01.06.2014.

     20.03.2014 ФГУП «Приборостроительный завод» опубликовал протокол от 20.03.2014 № 1246141-1 заседания закупочной комиссии по рассмотрению первых частей заявок по открытому аукциону на право заключения договора на поставку комплектующих.

        На заседании закупочной комиссией были принято следующие решение: отклонить заявку участника аукциона ООО «Торговый дом СеверМаш» на основании подпункта в)  пункта 15.9.9 ЕОСЗ и пунктов 1,2 технического задания на поставку комплектующих РБМ-К аукционной документации, а именно, не соответствия требованиям аукциона на поставку комплектующих РБМ-К (том 2 «Техническая часть») аукционной документации в связи с отсутствием в лицензии у ООО «Актан» перечня изготавливаемого оборудования с указанием наименования, назначения и класса безопасности. Поскольку в лицензии не указан класс безопасности изготавливаемого оборудования, то лицензиат может изготавливать оборудование, не относящееся к элементам, важным для безопасности, что противоречит абзацу № 3 раздела № 1 технического задания, в котором указано, что  поставщик должен иметь лицензию на право изготовления оборудования для атомных станций (область действия лицензии должна расширяться на изготовление оборудования активной зоны реакторов типа РБМК).

      После поступления жалобы ООО «Торговый дом СеверМаш» (от 05.05.2014 № 6364) Челябинским УФАС России было составлено уведомление (от 06.05.2014         № 6335/04) о поступлении жалобы и о приостановлении аукциона для рассмотрения жалобы по существу.

  ООО «Торговый дом СеверМаш» указало в жалобе, что ФГУП «Приборостроительный завод» необоснованно отклонило заявку на участие в электронном аукционе по следующим основаниям. У ООО «Торговый дом СеверМаш» имеются лицензии ООО «Актан», выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а именно, лицензия серия АВ № 284788 на право конструирования оборудования для атомных станций; лицензия АВ №336767 выдана на право изготовления оборудования для атомных станций; лицензия АВ № 357753 выдана на право конструирования оборудования для сооружений, комплексов, установок с ядерными материалами, предназначенными для производства, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;  лицензия АВ № 357721 выдана на право изготовления оборудования для сооружения, комплексов, установок с ядерными материалами, предназначенными для производства, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

            Указанные лицензии выданы в соответствии с «Административным регламентом исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии» (РД-05-032007). ООО «Торговый дом СеверМаш» указало в жалобе, что вышеуказанные лицензии дают право  на конструирование и изготовление оборудования для всех атомных станций Российской Федерации, а также лицензии дают право на конструирование и изготовление  оборудования 1,2,3,4 классов безопасности (НП 068-05).

          В ходе рассмотрения жалобы представитель ФГУП «Приборостроительный завод» поддержал доводы, изложенные в письме от 07.05.2014 №192-16/1171, и пояснил следующее.

       01.04.2014 закупочная комиссия по рассмотрению вторых частей заявок приняла решение признать соответствующей требованиям аукционной документации участника аукциона и его заявки в целом: ООО «Станкоресурс» и отклонить заявку участника аукциона ООО Торговый дом «СеверМаш» на основании условий технического задания на поставку комплектующих РБМ-К (том 2 «Техническая часть») аукционной документации. Протокол оформлен 02.04.2014 за № 1246141-3.

          В требованиях заказчика к продукции: классификационное обозначение изделий — 2Н по НП-001-97 (ПНАЭ Г-01-01197) пункт 1 технического задания на поставку комплектующих РБМ-К, том 2 «Техническая часть», указывалось, что поставщик должен иметь лицензию на право изготовления оборудования для атомных станций (область действия лицензии должна расширяться на изготовление оборудования активной зоны реакторов типа РБМ-К).

           ООО «Торговый дом СеверМаш» не принимает во внимание отсутствие указания класса безопасности изготавливаемого и проектируемого оборудования для атомных станций в лицензии. Расширительное толкование лицензий не допускается.

           Согласно РД-03-31-2008 в условиях действия лицензии должен быть указан класс безопасности изготавливаемого и/или проектируемого  оборудования, а при отсутствии такого указания лицензиат может изготавливать оборудование, не относящееся к элементам важным для безопасности.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

         В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона  от 18.07.2011   № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  (далее ФЗ № 223) государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленным настоящим федеральным законом.

Таким образом, ФГУП «Приборостроительный завод» обязано осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными  далее ФЗ № 223.

В соответствии с частью 1 статьи 3 далее ФЗ № 223 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)           целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение  товаров,  работ,  услуг   (с   учетом   при   необходимости   стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)           отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 Согласно части 6 статьи 3 ФЗ № 223 не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании части 5 статьи 3 ФЗ № 223 участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Остальные вопросы, касающиеся условий и порядка проведения конкретных процедур закупки, должны быть урегулированы  в утвержденном самим заказчиком положении о закупке, соответствующем Гражданскому кодексу РФ и иным обязательным нормативным актам.

 В главе 3 аукционной документацией об открытом аукционе в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку комплектующих для нужд ФГУП «ПСЗ» от 19.02.2014 № 1290239 (далее - аукционная документация) установлены требования к участникам аукциона, документам, предоставляемым в составе заявки на участие в аукционе. А именно пункт 3.1.3 аукционной документации устанавливает, что участник аукциона должен обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, действующими на момент открытия доступа к заявкам, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и если такие товары, работы. Услуги приобретаются в рамках заключаемого договора.

В части 3 технического задания на поставку комплектующих РБМ-К указано, что поставщик должен иметь лицензию на право изготовления оборудования для атомных станций (область действия лицензии должна расширяться на изготовление оборудования активной зоны реакторов типа РБМ-К), что соответствует второму классу безопасности.

  В ходе рассмотрения дела Комиссией Челябинского УФАС России была проанализирована заявка ООО «Торговый дом СеверМаш» на участие в аукционе, а также документация по открытому аукциону на право заключения договора на поставку комплектующих для нужд ФГУП «Приборостроительный завод».

     В соответствии с протоколом от 20.03.2014 № 1246141-1 заседания закупочной комиссии по рассмотрению первых частей заявок по открытому аукциону на право заключения договора на поставку комплектующих для нужд ФГУП «Приборостроительный завод» заявка  ООО «Торговый дом СеверМаш» отклонена  на основании подпункта в)  пункта 15.9.9 ЕОСЗ и пунктов 1,2 технического задания на поставку комплектующих РБМ-К аукционной документации, а именно, не соответствие требованиям аукциона на поставку комплектующих РБМ-К (том 2 «Техническая часть») аукционной документации, в связи с отсутствием в лицензии у ООО «Актан» перечня изготавливаемого оборудования с указанием наименования, назначения и класса безопасности. Поскольку в лицензии не указан класс безопасности изготавливаемого оборудования, то лицензиат может изготавливать оборудование, не относящееся к элементам, важным для безопасности, что противоречит абзацу № 3 раздела № 1 технического задания, в котором указано, что  поставщик должен иметь лицензию на право изготовления оборудования для атомных станций (область действия лицензии должна расширяться на изготовление оборудования активной зоны реакторов типа РБМК).

 ФГУП «Приборостроительный завод» представило в Челябинское УФАС России лицензию № УО-12-101-2119 от 04.12.2012, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору победителя аукциона - ООО «Станкоресурс», которая дает право на изготовление оборудования для ядерной установки. В пункте 1.2 условий действия лицензии № УО-12-101-2119 от 04.12.2012 указано, что лицензиат в рамках лизензируемой деятельности имеет право на изготовление следующего оборудования, относящегося к 2 классу безопасности по классификации федеральных норм и правил по НП-001-97 «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88/97), а также запасных частей к нему.

Также, 22.04.2014 ФГУП «Приборостроительный завод» был сделан запрос в Уральское Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью с целью получения информации о области действия лицензии победителя аукциона ООО «Станкоресурс». В ответе на запрос от 25.04.2014 №01-25/06986 Уральское Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью сообщила, что согласно пункту 1.2 лицензии № УО-12-101-2119 от 04.12.2012 лицензиат в рамках лизензируемой деятельности имеет право на изготовление следующего оборудования, относящегося к 2 классу безопасности по классификации федеральных норм и правил по НП-001-97 «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88/97). В связи с чем, лицензия победителя ООО «Станкоресурс» соответствует требования, предъявленным заказчиком  в техническом задании и аукционной документации.

ОО «Торговый дом СеверМаш» с заявкой на участие в аукционе  представило лицензии ООО «Актан», в которых не указан класс безопасности изготавливаемого оборудования.

В связи с чем, ФГУП «Приборостроительный завод» также направило в адрес Центрального межрегионального территориального округа Госатомнадзора России запрос (от 16.04.2014 № 192-91/455) о возможности по лицензиям ООО «Актан» на право изготовления, поставку изделий - 2Н по НП-001-97, предназначенных для эксплуатации в составе корпусов подвесок РБМ-К11.Сб.15-7 и РБМ-К11.Сб.16-3, изготовления оборудования активной зоны реакторов типа РБМК для атомных станций.

  Центральное межрегиональное территориальное Управление Госатомнадзора России в ответ на запрос ФГУП «Приборостроительный завод» сообщило, что при возникновении аналогичных вопросов необходимо руководствоваться только условиями действия лицензии, имеющихся у организации.

   Заявителем не доказано, что по имеющимся у него лицензиям он имеет право изготавливать оборудование для активной зоны реакторов типа РБМ-К, относящиеся к определенному классу безопасности.

Изучив материалы жалобы, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что отклонение заявки ООО «Торговый дом СеверМаш» по данному основанию является обоснованным, так как в технической документации  и техническом задании по открытому аукциону на право заключения договора на поставку комплектующих для нужд ФГУП «Приборостроительный завод» прямо указано требование о необходимости поставщику иметь лицензию на право изготовления оборудования для атомных станций (область действия лицензии должна расширяться на изготовление оборудования активной зоны реакторов типа РБМК).

В соответствии с ФЗ № 223 в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

   Учитывая цели и предмет закупки (право заключения договора на поставку комплектующих для нужд ФГУП «Приборостроительный завод»), наличие лицензии  на право изготовления оборудования для атомных станций (область действия лицензии должна расширяться на изготовление оборудования активной зоны реакторов типа РБМК) имеет для заказчика  существенное значение.

Само по себе указание в аукционной документации требования о  наличии лицензии  на право изготовления оборудования для атомных станций (область действия лицензии должна расширяться на изготовление оборудования активной зоны реакторов типа РБМК) не запрещено действующим законодательством и не ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников закупки,  нарушать права и законные интересы потенциальных участников закупки не может, поскольку содержание данных требований определяется исключительно по усмотрению заказчика и зависит от его производственных потребностей, которые, исходя из конституционного принципа свободы предпринимательской деятельности, не подлежат оценке со стороны иных лиц.

Предъявление в аукционной документации  и техническом задании требования о наличие лицензии на право изготовления оборудования для атомных станций (область действия лицензии должна расширяться на изготовление оборудования активной зоны реакторов типа РБМК) не противоречит целям                     ФЗ  № 223 и отвечает потребностям заказчика. Включение в  аукционную документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе и не является нарушением положений ФЗ № 223, что подтверждено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 11017/10  от 28.12.2010, а также судебными актами по делам № А71-11453/12, А60-8616/13, А07-6377/13.

  Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения  закупок,  является  не  столько  обеспечение  максимально  широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате аукциона лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что ФГУП «Приборостроительный завод»  соблюдены нормы антимонопольного законодательства при проведении закупки путем открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на предмет поставки комплектующих для нужд ФГУП «Приборостроительный завод» (извещение № 31400903933), размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru., а довод ООО «Торговый дом СеверМаш» относительно необоснованного отклонения заявки на участие в аукционе, признается необоснованным.

            Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона  о защите конкуренции, Комиссия

 

  РЕШИЛА:

 

   Признать жалобу ООО «Торговый дом СеверМаш» на действия ФГУП «Приборостроительный завод» необоснованной.

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

 

Председатель Комиссии                                                                                    

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии                                                                                          

Ю.М. Расторгуева

Н.А. Аристархова

Связанные организации

Связанные организации не указаны