Решение б/н Решение № 28-04-18.1/15 от 27 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 марта 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- Рысевой Е.Г. – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Копылова С.А. – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- Тараскиной А.И. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу № 28-04-18.1/15 ОСАО «Ингосстрах» от 19.03.2015 вх. № 4066 на действия ОАО «Сигнал»,  выразившиеся в нарушении порядка определения победителя при проведении открытого конкурса по отбору страховой организации для оказания услуг по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, в результате аварии или инцидента на опасных производственных объектах ОАО «Сигнал» при их эксплуатации (извещение № 31502048807), в присутствии представителей ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Сигнал», ОАО «АльфаСтрахование»,   

  УСТАНОВИЛА:

 

     В Челябинское УФАС России поступила жалоба ОСАО «Ингосстрах» от 19.03.2015 вх. № 4066 на действия ОАО «Сигнал»,  выразившиеся в нарушении порядка определения победителя при проведении открытого конкурса по отбору страховой организации для оказания услуг по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, в результате аварии или инцидента на опасных производственных объектах (далее - ОПО) ОАО «Сигнал» при их эксплуатации (извещение № 31502048807 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) – далее открытый конкурс.

19.02.2015 ОАО «Сигнал» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разместило извещение № 31502048807 о проведении открытого конкурса.

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 11.03.2015 в 13:00.

Дата и время вскрытия конвертов (по местному времени заказчика) 12.03.2015 в 11:00. 

Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) 12.03.2015 в 11:00.

Дата и время подведения итогов (по местному времени заказчика) 16.03.2015 в 15:00.

На участие в открытом конкурсе поступили следующие заявки:

Порядковый номер заявки

Участник

Дата и время регистрации заявки

1

ОАО «АльфаСтрахование»

19.02.2015 13:53:45 

2

ОСАО «Ингосстрах»

19.02.2015 18:20:40 

3

САО «ВСК»

24.02.2015 09:48:23 

4

ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»

02.03.2015 12:20:05 

5

ОАО «СОГАЗ»

06.03.2015 09:15:15 

6

ООО «Страховая Kомпания «Согласие»

10.03.2015 16:16:01 

7

ООО Страховая компания «ВТБ Страхование»

11.03.2015 10:51:51 

Протоколом вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 12.03.2015 САО «ВСК» и ОАО «СОГАЗ» не допущены к участию в конкурсе.

17.03.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru размещен протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, согласно которому победителем открытого конкурса признано ОАО «АльфаСтрахование».

Основанием для признания ОАО «АльфаСтрахование» победителем открытого конкурса стало то обстоятельство, что данный участник закупки имеет общий опыт оказания услуг по страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО и опыт работы оказания услуг по страхованию гражданской ответственности организаций, предприятий оборонной отрасли, эксплуатирующих ОПО с использованием взрывчатых материалов более 20 лет.

В жалобе от 19.03.2015 вх. № 4066 ОСАО «Ингосстрах» считает, что при подаче заявки на участие в открытом конкурсе ОАО «АльфаСтрахование» указало недостоверные сведения относительно общего опыта оказания услуг по страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО более 20 лет, поскольку обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, в результате аварии или инцидента на ОПО введено Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116), то есть в настоящее время страховые организации по данному виду страхования не могут иметь подтвержденный опыт работы более 18 лет.

Представители ОАО «Сигнал» на заседании Комиссии пояснили, что в приложении к заявке на участие в закупке ОАО «АльфаСтрахование» представлена справка, из которой следует, что ОАО «АльфаСтрахование» осуществляет страхование гражданской ответственности организаций оборонной отрасли промышленности, использующих взрывчатые материалы и эксплуатирующих опасные объекты с 27.12.1994. Также, ОАО «АльфаСтрахование» представило лицензию Федеральной службы страхового надзора от 13.12.2006 № 2239 77, из которой следует, что с 27.11.1994 ОАО «АльфаСтрахование» осуществляет страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности.

На основании изложенного, у ОАО «Сигнал» отсутствовали основания сомневаться в достоверности сведений, указанных в заявке ОАО «АльфаСтрахование».

В конкурсной документации прямо указано, что при осуществлении закупочной деятельности ОАО «Сигнал» руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральным законом от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии», Федеральным законом от 21 июля 1997 года  № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ, а также иным законодательством РФ.

Ссылка в Карте Учета на положения Закона № 166 не ограничивают участников в возможности представить документы, подтверждающие общий опыт оказания услуг по страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, а лишь дает разъяснение относительно имеющихся у ОАО «Сигнал» объектов и их класс опасности и признаки опасности в соответствии с положениями Закона № 166, чтобы участники закупки были осведомлены о перечне ОПО ОАО «Сигнал».

Критерии, значения показателей и весовые коэффициенты для оценки предложений определены в Таблице № 1 конкурсной документации. В пункте 2.2 данной таблицы указано, что, в случае, если общий опыт оказания услуг по страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, составляет более 20 лет, то участнику начисляется 20 баллов.

ОАО «АльфаСтрахование» указало в заявке и подтвердило документами, что общий опыт оказания услуг по страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, составляет более 20 лет, в связи с чем участнику начислено 20 баллов.

 

Представители ОАО «АльфаСтрахование» на заседании Комиссии пояснили, что страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, в результате аварии или инцидента на опасных производственных объектах при их эксплуатации было предусмотрено и до введения в действие Закона № 116. Указанный закон лишь ввел отдельное понятие ОПО и обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

ОАО «АльфаСтрахование» с 27.12.1994 осуществляло страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности, в связи с чем и указало в заявке на участие в открытом конкурсе, что общий опыт оказания услуг по страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО составляет более 20 лет.

Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «О страховании» предусматривает, что Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

В Лицензии С № 2239 88-18, выданной ОАО «АльфаСтрахование» указано, что страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности осуществляется обществом на основании приложения № 1 к лицензии от 27.12.1994.

Изложенное опровергает довод ОСАО «Ингосстрах» относительно того, что общий опыт оказания услуг по страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, можно исчислять лишь с 1997 года, то есть с момента принятия и вступления в действие Закона № 166.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Решением Совета директоров ОАО «Сигнал» (протокол от  «28» ноября  2013 года №26) утверждено Положение о закупочной деятельности ОАО «Сигнал» (далее – Положение о закупках).

Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

 

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение  товаров,  работ,  услуг   (с   учетом   при   необходимости   стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Содержание принципа информационной открытости закупки в деятельности заказчика включает такие требования как доступность для потенциальных участников закупки положения о закупке (часть 1 статьи 4 Закона о закупках); доступность для потенциальных участников закупки информации, как об актуальных, так и планируемых закупках (часть 2 статьи 3части 2 - 3511 - 12 статьи 4 Закона о закупках); доступность информации о закупках для контролирующих органов  (часть 19 статьи 4 Закона о закупках); бесплатность информации о закупках (часть 1418 статьи 4 Закона о закупках).

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для  всех  участников  закупки  (равный   доступ   к   информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки,  указывает  на  недопустимость избирательного подхода к  тем или иным участникам закупки.

Принцип справедливости по отношению к участникам закупки также представляет собой конкретизацию применительно к закупочной деятельности общеправового принципа справедливости и предполагает требование обеспечивать, с одной стороны, равенство всех участников закупки как субъектов права, а с другой - требование разумной и обоснованной их дифференциации. 

 

В статье 13 Положения о закупках указано, что любой участник процедуры закупки вправе направить Заказчику в письменной форме или в форме электронного документа запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Как установлено на заседании Комиссии в ходе рассмотрения жалобы № 28-04-18.1/15 ОСАО «Ингосстрах» не обращалось в ОАО «Сигнал» с запросом о разъяснении исчисления периода «общего опыта оказания услуг по страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО», а напротив, в предыдущей закупке ОАО «Сигнал» при аналогичной конкурсной документации, когда ОСАО «Ингосстрах» было признано победителем, а ОАО «АльфаСтрахование» указывало общий опыт оказания услуг по страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО 19 лет, Заявитель не счел, что ОАО «АльфаСтрахование» представлены недостоверный сведения.

у ОСАО «Ингосстрах» имелось право на обращение к Заказчику для уточнения и разъяснения положений конкурсной документации для указания  в заявке на участие в открытом конкурсе общего опыт оказания услуг по страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, однако Заявитель не воспользовался своим правом.

Критерии, значения показателей и весовые коэффициенты для оценки предложений определены в Таблице № 1 конкурсной документации. В пункте 2.2 данной таблицы указано, что, в случае, если общий опыт оказания услуг по страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, составляет более 20 лет, то участнику начисляется 20 баллов.

ОАО «АльфаСтрахование» указало в заявке и подтвердило документами, что общий опыт оказания услуг по страхованию ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, составляет более 20 лет, в связи, с чем участнику обоснованно начислено 20 баллов.

 

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что ОАО «Сигнал» при проведении открытого конкурса соблюдены нормы антимонопольного законодательства при проведении закупки и не допущено действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, правильно определен победитель, а доводы ОСАО «Ингосстрах», признаются необоснованным.

 

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона  о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ОСАО «Ингосстрах» на действия ОАО «Сигнал» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены Комиссии                                                                                    

 

                                                                                      

 (351) 266-68-84            

Связанные организации

Связанные организации не указаны