Предупреждение б/н Предупреждение № 28-08/2018 СПАО «Ингосстрах» от 12 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 28-08/2018

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

10 апреля 2018 года г. Челябинск

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление Страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК») о недобросовестных конкурентных действиях Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» (далее – СПАО «Ингосстрах»), выразившихся в необоснованном получении преимуществ при участии в аукционе, проведенном Муниципальным унитарным предприятием «Управление автомобильного транспорта» Озерского городского округа на право оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), извещение № 0569300001017000010 (далее - Аукцион).

Из обращения следует, что СПАО «Ингосстрах» при участии в Аукционе неправомерно представило предложение со снижением начальной (максимальной) цены контракта до 193 883, 94 рублей, что не соответствует Указанию Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиям к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Челябинское УФАС России в рамках рассмотрения обращения САО «ВСК» установило следующее.

21 ноября 2017 года на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) был объявлен Аукцион. Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0569300001017000010, предметом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 346 644, 57 рублей.

На участие в Аукционе было подано 3 заявки, все участники заявки допущены к участию в Аукционе. В Аукционе согласно протоколу от 05.12.2017 приняли участие 2 участника закупки САО «ВСК» и СПАО «Ингосстрах».

По результатам проведения электронного аукциона и рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в Аукционе победителем признано СПАО «Ингосстрах» с предложенной ценой контракта 193 883, 94 рублей, САО «ВСК» с предложенной ценой контракта 211216, 17 рублей заняло второе место.

Между Заказчиком и СПАО «Ингосстрах», признанным победителем Аукциона, заключен контракт № 13-05/566 от 18.12.2017 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Контракт). Цена контакта 193 883, 94 рублей.

В письме вх. 1642 СПАО «Ингосстрах» указало, что контакт исполняется, оформлено 21 шт. страховых полисов и получена по ним страховая премия в сумме 48 710, 46 рублей.

 

Согласно части 6 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание Банка России № 3384-У).

 

Согласно статье 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, при расчете страховой премии финансовые организации, подающие заявки на участие в конкурсных процедурах, должны руководствоваться как действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по страхованию, так и требованиями Заказчика, в данном случае, техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации, в связи с чем у таких организаций отсутствует возможность при расчете цены контракта применять иные, отличные от указанных государственным заказчиком коэффициенты.

Согласно аукционной документации, Заказчику необходимо было заключить договоры на оказание услуг ОСАГО по 54 транспортным средствам.

Анализ расчета предложенной СПАО «Ингосстрах» при участии в Аукционе цены контракта, представленной обществом в антимонопольный орган и положений аукционной документации, позволяет прийти к выводу о применении СПАО «Ингосстрах»:

коэффициентов страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (далее - коэффициент КМ) по некоторым позициям отличных от установленных Заказчиком, в частности по позициям 1,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,20,21,23,25,26,28, 29,30, 31,32,33, 35, 36, 44, 45, 46, 47, 48, 49. 50, 51,52, 53, 54, а также от установленных пунктом 5 приложения 2 к Указанию Банка России N 3384-У,

коэффициентов страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее - коэффициент КТ) по некоторым позициям отличных от установленных Заказчиком, именно по позициям 1, 5, 19, 20, 21, 31, а также от установленных пунктом 1 приложения 2 к Указанию Банка России N 3384-У,

базовых ставок страховых тарифов (далее - ТБ) по позиции 1 отличных от установленных Заказчиком и приложением 1 к Указанию Банка России N 3384-У.

Таким образом, СПАО «Ингосстрах», выполнив расчет предложенной цены контракта без учета положений аукционной документации, и требований пункта 1, 5 приложения 2, приложения 1 к Указанию Банка России N 3384-У в ходе проведения Аукциона предложило наименьшую цену контракта, ввиду чего было признано победителем электронного аукциона и получило возможность заключения контракта. Указанные действия СПАО «Ингосстрах» свидетельствуют о получении обществом необоснованного преимущества при участии в конкурсной процедуре, поскольку иной участник Аукциона, выполнив расчет предлагаемой цены контракта с учетом требований аукционной документации, не имел возможности принять участие в закупке на равных с СПАО «Ингосстрах» условиях.

В силу положений Законодательства о контрактной системе участники электронного аукциона подавая заявку на участие в нем, и непосредственно в процессе его проведения не представляют государственному заказчику расчет предложенной в ходе проведения аукциона цены или ее обоснование, а государственный заказчик не имеет возможности потребовать обоснования предложенной цены или отклонить заявку участника электронного аукциона ввиду снижения цены контракта в нарушение действующего законодательства, в том числе законодательства об ОСАГО.

Таким образом, СПАО «Ингосстрах» получило необоснованные преимущества при проведении Аукциона, поскольку нарушило порядок расчета страховой премии и не учло некоторые позиции Технического задания при расчете предложенной цены контракта, ввиду чего получило необоснованные преимущества при проведении Аукциона и было признано победителем.

 

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

 

Действия СПАО «Ингосстрах» по получению необоснованного преимущества при проведении Аукциона содержат признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку противоречат действующему законодательству, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили убытки иным участникам Аукциона в виде снижения размера получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании общества от указанных действий, поскольку при обычных условиях гражданского оборота в случае не нарушения СПАО «Ингосстрах» порядка расчета страховой премии и осуществления расчета предложенной цены контракта с учетом всех позиций Технического задания, иные участники Аукциона имели бы возможность участвовать в нем на равных условиях.

Правомерность квалификации действий страховых организаций, выразившихся в занижении сумм страховых премий при участии в торгах на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в нарушении законодательства об ОСАГО и нормативных актов Банка России, в качестве акта недобросовестной конкуренции по статье 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.06.2017 по делу № А35-2481/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 по делу № А40-206424/16, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.01.2017 по делу № А52-3514/2015, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.01.2017 по делу № А52-13/2016, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2017 № Ф09-1139/17.

Практика выдачи предупреждений, содержащих в качестве устранения страховыми организациями последствий нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» предложения перечислить в бюджет доход, полученный в результате совершения нарушения подтверждена судебными актами по делу № А42-3238/2016.

 

В связи с наличием в действиях СПАО «Ингосстрах» по получению необоснованного преимущества при участии в Аукционе признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Челябинское УФАС России предупреждает СПАО «Ингосстрах» :

о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, путем издания локального нормативного акта (внесения изменений в существующий) содержащий требования осуществлять расчет страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства при участии в электронных аукционах на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и осуществлять контроль за результатами работы сотрудников, ответственных за расчеты цен контрактов, предлагаемых обществом при участии в электронных аукционах;

о необходимости устранения последствий, выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный СПАО «Ингосстрах» вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо принимать сумму страховой премии в размере 193 883, 94 рублей, причитающуюся СПАО «Ингосстрах» в соответствии с муниципальным контрактом № 13-05/566 от 18.12.2017, заключенным с Муниципальным унитарным предприятием «Управление автомобильного транспорта» Озерского городского округа по результатам электронного аукциона на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, извещение № 0569300001017000010. Срок для выполнения предупреждения – до 31 мая 2018 года.

Информируем, что предупреждение подлежит обязательному исполнению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Доход, полученный СПАО «Ингосстрах» вследствие нарушения антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: КБК 16111602010016000140 (код платежа «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства»), ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства: УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, УИН 16188041000001166193.

Связанные организации

Связанные организации не указаны