Решение б/н Решение и предписание № 280-ж/2018 по жалобе ООО «Урал Профи... от 24 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 280-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 10 мая 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 15 мая 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Урал Профи» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по технологической обработке (стирке, обеззараживанию, дезинфекции, глажке) белья для нужд МБУ СОЦ "Утес" (изв. № 0169300000118000605) в присутствии:

- представителя МБУ «СОЦ «Утес» (далее – заказчик) …, действующего на основании доверенности № 2 от 10.05.2018;

- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее- уполномоченный орган) …, действующего на основании доверенности № 34 от 13.12.2017;

- представителя ООО «Урал Профи» (далее – заявитель) …, действующего на доверенности № 1 от 09.04.2018;

- слушателей ...

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 28.04.2018 поступила жалоба ООО «Урал Профи» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по технологической обработке (стирке, обеззараживанию, дезинфекции, глажке) белья для нужд МБУ СОЦ "Утес" (изв. № ООО «Урал Профи» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по технологической обработке (стирке, обеззараживанию, дезинфекции, глажке) белья для нужд МБУ СОЦ "Утес" (изв. № 0169300000118000605) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.04.2018.

Начальная (максимальная) цена контракта на проведение профилактической дезинфекции 96 096,00 рубля.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.

Предметом аукциона является комплексная обработка мягкого инвентаря, включающая в себя стирку, дезинфекцию, глажку и прочее. При этом, для оказания необходимых заказчику услуг по комплексной обработке мягкого инвентаря, включающей в себя стирку, обеззараживание, дезинфекцию, глажку, обязательно наличие у исполнителя лицензии.

Однако в аукционной документации требование о наличие лицензии у участника закупки не установлено.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились и пояснили, что заказчиком приобретается технологический процесс стирка белья, услуги по дезинфекции белья не являются самостоятельным объектом закупки и не осуществляются в рамках медицинской помощи, поэтому для их оказания лицензии не требуется.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, пункту 3.1 части 2 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме наименованием объекта закупки является оказание услуг по технологической обработке (стирке, обеззараживанию, дезинфекции, глажке) белья для нужд МБУ СОЦ «Утес».

При этом, как следует из извещения и пункта 12.1 части 2 Информационной карты требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющегося объектом закупки, не установлены.

Рассмотрев документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения сторон, проведя внеплановую проверку закупки на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе, Комиссия установила следующие обстоятельства.

Из пояснений заказчика следует, что при установлении требований к участникам закупки и составу заявки заказчик руководствовался, в том числе письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 14-5/993 от 09.06..2016.

Комиссией принята во внимание позиция, изложенная в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 № 14-5/993: «в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. При осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует».

Необходимо обратить внимание, что Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В силу статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с пунктом 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Дезинфектология включена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03. «3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 (далее – СП 3.5.1378-03) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Пунктом 3.6.1. СП 3.5.1378-03 установлено, что дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Из совокупного толкования требований действующего законодательства следует, что дезинфекционные работы относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие «медицинская деятельность».

Следовательно, деятельность по проведению профилактической дезинфекции подлежит лицензированию.

Следует отметить, что в письменных пояснениях заказчик ссылается на пункты 1, 2 статьи 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, согласно которым в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

На основании совокупности изложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том что, что услуги, являющиеся объектом закупки, предполагаются к осуществлению с целью удаления или уничтожения возбудителей инфекционных болезней, недопущения инфекций, следовательно, такие услуги можно рассматривать в качестве способа предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, что позволяет Комиссии сделать вывод о том, что рассматриваемые услуги являются медицинской деятельностью и включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.

Однако, требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии не нашли своего отражения в извещении о проведении аукциона и документации о закупке в требованиях к участникам закупки в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В извещении об осуществлении закупки, пункте 13 части 1 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме требования к составу второй части заявки, в части предоставления документов, подтверждающих соответствие участника закупки пункту 1 части 1статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлены.

Таким образом, указанные требования о наличии лицензии не нашли своего отражения в извещении о проведении аукциона и документации о закупке в требованиях к составу второй части заявки, что свидетельствует о нарушении пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

Дополнительно Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Урал Профи» на действия заказчика обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 
ПРЕДПИСАНИЕ № 280-ж/2018
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
 
10 мая 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
 
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:
 
Председателя
Комиссии:
Членов
Комиссии:
 
на основании решения Челябинского УФАС России от 10.05.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Урал Профи» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по технологической обработке (стирке, обеззараживанию, дезинфекции, глажке) белья для нужд МБУ СОЦ "Утес" (изв. № 0169300000118000605) (далее – закупка, аукцион) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. МБУ «СОЦ «Утес»:
1.1. со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) и/или получения предписания не заключать контракт по итогам аукциона до исполнения настоящего предписания;
1.2. после исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания продолжить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе.
2. Аукционной комиссии в срок до 18.05.2018 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, и передать указанное решение Управлению муниципальных закупок Администрации города Челябинска для размещения в единой информационной системе.
3. МБУ «СОЦ «Утес» в срок до 23.05.2018
3.1. внести изменения в документацию об аукционе с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации и с учетом решения Челябинского УФАС России № 280-ж/2018 от 10.05.2018, а именно установить требования к участникам закупки, составу заявки в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе;
3.2. передать документацию об аукционе с изменениями Управлению муниципальных закупок Администрации города Челябинска для размещения в единой информационной системе.
4. Управлению муниципальных закупок Администрации города Челябинска в срок до 25.05.2018:
4.1. разместить решение, указанное в пункте 2 настоящего предписания, в единой информационной системе и направить его оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»;
4.2. разместить документацию об аукционе с изменениями в Единой информационной системе с учетом требований предписания, законодательства о контрактной системе;
4.3. продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 5 дней с даты размещения в Единой информационной системе документации об аукционе с изменениями;
4.4. продолжить процедуру определения Исполнителя.
5. ООО «РТС-тендер» с 15.05.2018 обеспечить МБУ «СОЦ «Утес», аукционной комиссии, Управлению муниципальных закупок Администрации города Челябинска возможность исполнения данного предписания.
6. МБУ «СОЦ «Утес» в подтверждение исполнения предписания в срок до 31.05.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, документацию с внесенными изменениями (информацию предоставить на электронном диске).
7. Управлению муниципальных закупок Администрации города Челябинска в подтверждение исполнения предписания в срок до 31.05.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: документы, подтверждающие размещение документации с внесенными изменениями, решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, в единой информационной системе (информацию предоставить на электронном диске).
8. ООО «РТС-тендер» в подтверждение исполнения предписания в срок до 31.05.2018 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 5 настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны