Решение б/н Решение по жалобе № 074/10/18.1-1613/2020 на действия Комите... от 17 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комитет по управлению имуществом Аргаяшского района

ул. 8 Марта, д. 38, с. Аргаяш, Аргаяшский район, 456881

74456880@mail.ru

________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/10/18.1-1613/2020

«14» июля 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение порядка проведения торгов (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председателя

Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу физического лица (далее – Заявитель) на неправомерные действия Комитета по управлению имуществом Аргаяшского района (далее – Комитет, организатор торгов),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Комитета при организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, лоты № 15, 16, извещение № 300420/1158388/01 (далее – Аукцион, торги).

В качестве доводов Заявитель указал следующее.

1. Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 18.06.2020 не содержит сведений об участнике торгов – <…>. На официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru 22.06.2020 внесены изменения в протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе и добавлен участник <…>.

2. В протоколе рассмотрения заявок на участие в Аукционе, размещенном на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru, отсутствует подпись члена комиссии по проведению Аукциона – <…>.

3. Организатором торгов не соблюдена процедура «шаг» Аукциона.

4. Срок подачи заявок на участие в Аукционе составляет менее 5 дней до даты окончания подачи заявок на участие в торгах, что не соответствует действующему законодательству.

5. В протоколе о результатах аукциона отсутствуют сведения о предпоследнем предложении о цене предмета Аукциона.

6. Извещение о проведении Аукциона не содержит сведений максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства.

7. В извещении о проведении Аукциона не указаны технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Комитетом представлены документы и на заседании Комиссии указано следующее.

Заявка <…> поступила в адрес организатора торгов 17.06.2020, однако ввиду введения режима ограничения в здании Комитета, зарегистрирована указанная заявка только 19.06.2020.

Организатором торгов установлен «шаг» Аукциона в размере 100 рублей, соответственно, участники вправе устанавливать больший размер.

Срок подачи заявок на участие в Аукционе установлен в соответствии с действующим законодательством.

В извещении о проведении Аукциона действительно не указаны технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок организации и проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Постановлением Администрации Аргаяшского муниципального района от 20.04.2020 № 274 принято решение о проведении Аукциона.

На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов – www.torgi.gov.ru 30 апреля 2020 года опубликовано извещение о проведении торгов (извещение № 300420/1158388/01).

01 мая 2020 года извещение о проведении Аукциона опубликовано в газете «Восход» № 17 (9911).

1. Согласно подпункту 7 пункта 20 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

В соответствии с извещением о проведении торгов дата начала приема заявок на участие в торгах – 18.05.2020, дата окончания приема заявок на участие в торгах – 18.06.2020, дата проведения Аукциона – 25.05.2020.

Пунктом 6 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 19.06.2020 на лоты № 15, 16 подано 5 заявок на участие в Аукционе. При этом, сведений о поступлении заявки участника <…> указанный протокол не содержит.

19.06.2020 внесены изменения в протокол рассмотрения заявок путем добавления участника <…>.

Согласно журналу приема заявок на участие в Аукционе заявка на участие в торгах от участника <…> зарегистрирована 19.06.2020, то есть по истечению срока подачи на заявок на участие в Аукционе.

Однако антимонопольным органом установлено, что фактически заявка <…> поступила в адрес организатора торгов 17.06.2020, то есть в пределах установленного извещением о проведении торгов срока приема заявок на участие в Аукционе.

При этом, недобросовестное поведение организатора торгов по регистрации заявки <…> 19.06.2020, не свидетельствует о нарушении срока подачи заявки на участие в Аукционе данным участником, ввиду надлежащего исполнения обязанности по подачи заявки на участие в Аукционе в срок, установленный извещением о проведении Аукциона.

Кроме того, Комиссией установлено, что задаток на участие в Аукционе оплачен <…> 17.06.2020, что также указывает о своевременности подготовки заявки на участие в Аукционе.

Более того, ввиду введения на территории Челябинской области особого режима по предупреждению и распространению новой коронавирусной инфекции, доступ в здание Комитета был ограничен, и участники торгов не имели возможности подать заявку на участие в Аукционе лично под расписку, что не позволило организатору торгов зарегистрировать заявку <…> своевременно – 17.06.2020.

На основании изложенного, довод Заявителя о подачи заявки <…> позже установленного извещением срока не подтверждён.

2. В силу пункта 9 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.

Так, на заседании Аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в торгах присутствовали:

- <…>, председатель Комитета;

- <…>, старший специалист-эксперт Комитета;

- <…>, начальник отдела земельных отношений Комитета;

- <…>, старший специалист-эксперт Комитета;

- <…>, председатель контрольно-счетной комиссии Аргаяшского муниципального района.

Однако Комиссией установлено, что в нарушение пункта 9 статьи 39.12 ЗК РФ в протоколе рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 19.06.2020 отсутствует подпись члена Аукционной комиссии старшего специалиста-эксперта Комитета <…>.

Кроме того, согласно пункту 15 статьи 39.12 ЗК РФ результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона.

В силу пункта 18 статьи 39.12 ЗК ФР в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.

Соответственно протокол о результатах аукциона должен быть подписан членами комиссии по проведению аукциона.

На заседании комиссии по проведению Аукциона присутствовали:

- <…>, председатель Комитета;

- <…>, старший специалист-эксперт Комитета;

- <…>, начальник отдела земельных отношений Комитета;

- <…>, ведущий специалист отдела земельных отношений Комитета;

- <…>, старший специалист-эксперт Комитета;

- <…>, председатель контрольно-счетной комиссии Аргаяшского муниципального района.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что протокол о результатах Аукциона от 25.06.2020 в нарушение пункта 15 статьи 39.12 ЗК РФ не содержит подпись члена комиссии по проведению Аукциона – старшего специалиста-эксперта Комитета <…>.

Таким образом, довод Заявителя о том, что протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе, размещенный на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru не подписан членом комиссии по проведению Аукциона – <…>, признан обоснованным.

3. Согласно пункту 4 статьи 39.12 ЗК РФ прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с извещением о проведении торгов, дата начала приема заявок на участие в торгах – 18.05.2020, дата окончания приема заявок на участие в торгах – 18.06.2020, дата проведения Аукциона – 25.05.2020.

Тем самым, организатором торгов соблюдены условия пункта 4 статьи 39.12 ЗК РФ при установлении срока подачи заявок на участие в Аукционе, соответственно довод Заявителя о том, что срок подачи заявок на участие в Аукционе составляет менее 5 дней до даты окончания подачи заявок на участие в торгах, признан не обоснованным.

4. Согласно пункту 18 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 21 статьи 39.12 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о «шаге аукциона».

Так, согласно извещению и документации о проведении Аукциона по лоту
№ 15 установлена начальная цена в размере 2 445,00 рублей, а также «шаг» торгов в размере 100 рублей; по лоту № 16 установлена начальная цена в размере 2340,00 рублей, а также «шаг» Аукциона в размере 100 рублей.

При этом, пунктом 11 раздела I извещения о проведении Аукциона установлено, что величина повышения начальной цены («шаг аукциона») установлен в пределах от 3% до 10 % от начальной цены предмета аукциона.

В соответствии с протоколом о результатах Аукциона от 25.06.2020 по лоту
№ 15 последнее предложение о цене предмета Аукциона заявил <…> с годовым размером арендной платы 40100,00 руб.; по лоту № 16 последнее предложение о цене предмета Аукциона заявил <…> с годовым размером арендной платы 55100,00 руб.

Из указанного размера последнего предложения о цене предмета Аукциона по лотам № 15, 16 следует о значительном превышении участниками аукциона установленного извещением о проведении Аукциона «шага», а именно: превышающем 100 рублей.

При этом, ЗК РФ не предусмотрена возможность установления организатором торгов иного «шага», в том числе в процентом отношении от начальной цены, чем предусмотрено в извещение о проведении торгов.

Соответственно, установление Комитетом возможности повышения «шага» Аукциона в пределах от 3% до 10% от начальной цены предмета Аукциона не соответствует пункту 18 статьи 39.12 ЗК РФ.

Следует отметить, что организатору торгов необходимо руководствоваться размером величины повышения размера начальной цены Аукциона, установленному в извещении о проведении торгов. В рассматриваемом случае данным размером «шага» является 100 рублей.

Тем самым, действия Комитета, выразившиеся в проведении Аукциона с нарушением порядка увеличения «шага» Аукциона, являются нарушением пункта 18 статьи 39.12 ЗК РФ.

Таким образом, довод Заявителя о несоблюдении организатором торгов процедуры «шаг» Аукциона является обоснованным.

Вместе с тем, к указанным действиям Аукционной комиссии, выразившихся в допущении возможности увеличения «шага» Аукциона привели недостатки и противоречия извещения о проведении Аукциона, о чем указано в настоящем решении, а также необходимость комиссии по проведению аукциона руководствоваться извещением.

5. Согласно подпункту 3, 4 пункта 15 статьи 39.12 ЗК РФ в протоколе о результатах аукциона указываются сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона, наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона.

Вместе с тем, протокол о результатах Аукциона от 25.06.2020 в нарушение подпунктов 3, 4 пункта 15 статьи 39.12 ЗК РФ не содержит сведений о предпоследнем предложении о цене предмета аукциона, участнике Аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона.

Таким образом, довод Заявителя о том, что в протоколе о результатах аукциона отсутствуют сведения о предпоследнем предложении о цене предмета Аукциона признан обоснованным.

6. Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства.

Однако в нарушение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении Аукциона сведений о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства не содержит, в связи с чем довод Заявителя признан обоснованным.

7. Порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности предусмотрен статьей 39.11 ЗК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 39.11 ЗК РФ образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;

2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке;

3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;

5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.

Тем самым, указанный порядок организации аукциона распространяется на действия организатора торгов в отношении конкретного земельного участка и определяет его стадии.

Из указанного следует, что технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения получаются после постановки земельного участка на кадастровый учет.

Таким образом, установленная пунктом 3 статьи 39.11 ЗК РФ процедура подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводится в отношении каждого поставленного на кадастровый учет земельного участка.

При этом, согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

Более того, как следует из пункта 3 статьи 39.11 ЗК РФ получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Поскольку на земельные участки, являющиеся предметом Аукциона по лотам № 15, 16, не получены технические условия, организатором нарушен установленный пунктом 3 статьи 39.11 ЗК РФ порядок проведения Аукциона.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).

Тем самым, поскольку на земельные участки, с кадастровыми номерами 74:02:0901003:1139, 74:02:0901003:1138 не получены технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, указанные земельные участки не могут быть предметом Аукциона.

Таким образом, в извещении о проведении Аукциона по рассматриваемому предмету отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения, что является нарушением подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 18 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

Согласно извещению и документации о проведении Аукциона по лоту
№ 15 установлена начальная цена в размере 2 445,00 рублей, а также «шаг» торгов в размере 100 рублей; по лоту № 16 установлена начальная цена в размере 2340,00 рублей, а также «шаг» Аукциона в размере 100 рублей.

При этом, исходя из пункта 18 статьи 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета Аукциона по лоту № 15 должна быть не более 73,35 руб., по лоту № 16 не более 70,20 руб.

Соответственно, установление организатор торгов «шага» аукциона по лотам
№ 15, 16 превышающем трех процентов начальной цены предмета Аукциона, является нарушением пункта 18 статьи 39.11 ЗК РФ.

Поскольку выявленные нарушения по своей юридической природе являются существенными и могут являться основаниями для признания сделки недействительной, а также ввиду невозможности проведения Аукциона по лотам № 15, 16 в связи с отсутствием технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, Комиссия считает необходимым выдать предписание об аннулировании Аукциона.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать нарушения пункта 18 статьи 39.11, подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11, пунктов 15, 18 статьи 39.12, подпунктов 3, 4 пункта 15 статьи 39.12 ЗК РФ в действиях Комитета при организации и проведении Аукциона.

3. Выдать организатору торгов в лице Комитета в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание об аннулировании торгов.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны