Постановление б/н постановление от 2 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<…>

Заместителю директора по технологическому присоединению ПО «ЦЭС» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго»

<…>

454119, г. Челябинск,

Копейское шоссе, 40

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 074/04/9.21-1429/2020 об

административном правонарушении

29 сентября2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Я, Копылов Станислав Александрович, заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, рассмотрев протокол и материалы дела № 074/04/9.21-1429/2020 в отношении заместителя директора по технологическому присоединению ПО «ЦЭС» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» <…>),по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

29.08.2019 <…> (далее - Заявитель) обратился в ОАО «МРСК Урала» с заявкой на технологическое присоединение электроснабжения объекта жилого дома, расположенного по адресу: <…>.

01.10.2019 ОАО «МРСК Урала» направило в адрес Заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 6100059919 (далее – Проект договора) и технические условия.

Не согласившись с пунктами проекта договора и технических условий, Заявитель 10.10.2019 направил в адрес ОАО «МРСК Урала» мотивированный отказ от подписания договора на технологическое присоединение, с просьбой о приведении договора в соответствие с действующим законодательством.

24.10.2019 ОАО «МРСК Урала» сообщило о том, что отсутствуют основания для внесения изменений в проект договора и технические условия.

Заявитель в своем заявлении считает, что ОАО «МРСК Урала» допустило следующие нарушения:

1. направило в адрес Заявителя проект договора, не соответствующий типовым договорам об осуществлении технологического присоединения;

2. ОАО «МРСК Урала» не направило в адрес Заявителя 2 договора на технологическое присоединение с расчетом исходя из стандартизированной ставки платы и ставки за единицу максимальной мощности, тем самым лишило Заявителя права самостоятельно выбирать вид ставки платы за технологическое присоединение;

3. ОАО «МРСК Урала» навязало вид осуществления технологического присоединения – изменения внешней схемы электроснабжения вместо увеличения ранее присоединенной мощности;

4. ОАО «МРСК Урала» проектом договора навязало невыгодные условия для Заявителя, а именно: требование об уплате неустойки, равной 0,25 % от указанного общего размера платы по Договору за каждый день просрочки за нарушение сроков оплаты.

Изучив материалы административного дела должностным лицом Челябинского УФАС России установлено следующее.

1. Согласно пункту 15 Правил присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

В случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, установленные пунктом 30(4) настоящих Правил.

В абзаце 3 пункта 15 Правил присоединения установлено, что в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Заявитель является физическим лицом, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 669 кВт, в том числе ранее присоединенная – 150 кВт.

Следовательно, в данном случае сетевой организации необходимо руководствоваться при заключении договора с Заявителем положением абзаца 3 пункта 15 Правил присоединения.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, а также случаев, связанных с осуществлением технологического присоединения по индивидуальному проекту), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 11 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Таким образом, довод Заявителя об обязанности направления договора в соответствии с типовой формой, является необоснованным.

2. Согласно пункту 1.1 проекта договора максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 669 кВт, в том числе ранее присоединенная – 150 кВт.

В соответствии с пунктом 16 Правил присоединения договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств;

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

Таким образом, расчет платы за технологическое присоединение объектов Заявителя рассчитывается путем применения ставок, утвержденных Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

Дифференциация стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с методическими указаниями органом регулирования.

Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области утверждены ставки за единицу максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения и объему присоединяемой максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, осуществляемому при технологическом присоединении, а также стандартизированные тарифные ставки для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения и объему присоединяемой максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ (далее - Ставки).

Расчет платы за технологическое присоединение осуществляется сетевой организацией на основании утвержденных ставок с учетом мероприятий, предусмотренных в технических условиях.

Таким образом, в технических условиях должны быть указаны все показатели, необходимые для расчета платы за технологическое присоединение, независимо от вида Ставки, в соответствии с которой будет произведён расчет стоимости технологического присоединения.

Пунктом 87 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», пунктом 7 Методических указаний лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение. Выбор ставки платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

Таким образом, сетевая организация обязана:

- указывать в технических условиях для Заявителя все технические показатели, необходимые для расчета платы за технологическое присоединение в соответствии с Правилами присоединения, Ставками, утвержденными Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области;

- формировать условия договора таким образом, чтобы у заявителя была возможность самостоятельно выбрать Ставку платы за технологическое присоединение.

ОАО «МРСК Урала» на запрос Челябинского УФАС России представило расчет стоимости услуги по двум вариантам тарифных ставок (стандартизированные ставки платы, стоимости исходя из величины максимальной мощности).

Стоимость технологического присоединения исходя из стандартизированных тарифных ставок составляет 1 687 829,51 руб. (с НДС).

Стоимость технологического присоединения исходя из максимальной мощности составляет 4 644 767,66 руб. (с НДС).

Следовательно, Заявитель вправе выбрать один из этих расчетов для осуществления технологического присоединения.

Из договора и технических условий невозможно определить с применением какого вида ставки платы за технологическое присоединение произведен расчет сетевой организацией.

Заявителю о выборе сетевой организацией вида ставки не сообщалось.

Подтверждающие документы направления расчета Заявителю исходя из стандартизированной ставки платы и из величины максимальной мощности отсутствуют.

Челябинское УФАС России изучив технические условия, выданные ОАО «МРСК Урала» Заявителю, установило, что в них отсутствуют такие технические показатели, необходимые для расчета платы за технологическое присоединение как материал провода (алюминиевый, сталеалюминевый). Ставки для каждого материала в постановлении МТРиЭ по Челябинской области разные.

Должностное лицо Челябинского УФАС России не принимает довод ОАО «МРСК Урала» о том, что законодатель устанавливает требования к проводам СИП на стадии их изготовления. Данные требования содержаться в ГОСТ 31946-2012 раздел № 5 «Общие технические требования» и данный раздел не содержит классификация проводов СИП в зависимости от материала. Данное обстоятельство исключает влияние такого показателя СИП на стоимость услуги по технологическому присоединению, тем более, что постановление МТРиЭ по Челябинской области не устанавливает стоимость СИП в зависимости от материала провода, по следующим основаниям.

В Постановлении МТРиЭ по Челябинской области от 27.12.2018 № 89/5 «Об установлении платы за технологическое присоедините к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Челябинской области на 2019 год» установлена стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушных линий электропередач, которая включает в себя стоимость сечения провода, которая зависит, в том числе от матерела провода – алюминиевый, сталеалюминевые.

Например:

Материал провода – алюминиевый

Сечение провода – до 50 мм ² включительно

до 1 кВ

тыс.руб./км

597,29 (на территории городских населенных пунктов)

741,95 (на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов)

0

6-10 кВ

тыс.руб./км

3 644,66

3 644,66

0

Материал провода – сталеалюминевый

Сечение провода – до 50 мм ² включительно

до 1 кВ

тыс.руб./км

715,21 (на территории городских населенных пунктов)

531,80 (на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов)

0

6-10 кВ

тыс.руб./км

860,67

979,40

0

Следовательно, от материала провода также зависит стоимость договора на технологическое присоединение.

Должностное лицо Челябинского УФАС России также отмечает, что в технических условиях установлено, что не сетевая организация осуществляет строительство воздушной ЛЭП 10 кВ от ВЛ-10 кВ № 10 ПС «Тюбук» до проектируемой ТП-10/0,4 кВ проводом СИП сечение не более 70 мм² на ж/б опорах протяженностью 0,015 км.

В Постановлении МТРиЭ по Челябинской области от 27.12.2018 № 89/5 «Об установлении платы за технологическое присоедините к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Челябинской области на 2019 год» установлена стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушных линий электропередач, которая включает в себя стоимость сечения провода, которая зависит, в том числе от размера сечения (мм²).

- сечение провода (материал алюминиевый) до 50 мм² включительно:

до 1 кВ

тыс.руб./км

597,29 (на территории городских населенных пунктов)

741,95 (на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов)

0

6-10 кВ

тыс.руб./км

3 644,66

3 644,66

0

- сечение провода (материал алюминиевый) от 50 мм² до 100 мм² :

до 1 кВ

тыс.руб./км

773,98 (на территории городских населенных пунктов)

1246,10 (на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов)

0

6-10 кВ

тыс.руб./км

2459,61

2750,23

0

Из договора и технических условий невозможно определить с применением какого вида ставки платы за технологическое присоединение произведен расчет сетевой организацией.

В такой ситуации потребитель лишен возможности выбора вида ставки платы за технологическое присоединение.

При этом у заявителя отсутствует возможность выбрать вид ставки на этапе направления заявки в сетевую организацию, поскольку на этом этапе заявитель не может знать перечень мероприятий по технологическому присоединению, которые влияют на плату за технологическое присоединение, к какой категории заявителей он относится (например, относится ли потребитель к «льготной категории» для которой предусмотрена плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей или стоимость его подключения должна рассчитываться по стандартизированным ставкам и т.д), а поскольку цена является существенным условием договора, и она рассчитывается сетевой организацией при направлении договора и технических условий в соответствии с постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по двум видам ставок то именно сетевая организация должна предоставить Заявителю два варианта расчета по двум видам ставок, чтобы последний мог выбрать для себя наиболее предпочтительный вариант.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами (пункт 15 Правил присоединения).

Потребитель не может подготовить мотивированный отказ от заключения договора, поскольку такой отказ должен содержать предложение об изменении представленного проекта договора и требование о приведении его в соответствие с Правилами присоединения, но поскольку потребитель не владеет информацией по какому виду ставки произведен расчет, мотивированный отказ направить он не может.

По мнению Челябинского УФАС России, норма не должна работать таким образом, что более юридически подготовленный потребитель имел преимущество в цене подключения перед заявителем, который заключает договор на присоединение впервые и не знает о том, что утверждено две ставки определения платы за технологическое присоединение, и у него есть такой выбор.

При этом прав и интересов сетевой организации не может быть нарушено поскольку сфера технологического присоединения, в т.ч. применение тарифов (ставок) является регулируемым государством видом деятельности, а, следовательно, плата рассчитана с использованием того или иного вида ставки не может быть экономически необоснованной или ущемляющей интересы сетевой организации.

Должностное лицо Челябинского УФАС России отмечает, что сетевая организация направила в адрес Заявителя договор на технологическое присоединение исходя из максимальной мощности, что превышает стоимость платы исходя из стандартизированных тарифных ставок на 2 956 938, 15 руб.

Таким образом, отсутствие указанных параметров в предоставленных Заявителю договоре и технических условиях, а равно непредставление заявителю двух вариантов расчета платы за технологическое присоединение (исходя из ставки за единицу максимальной мощности, а также из стандартизированных тарифных ставок) является нарушением ОАО «МРСК Урала» пункта 16 Правил присоединения, что подтверждается судебной практикой по делу № А76-507/2017, А76-14438/2017.

3. В пункте 10.1.1 технических условий установлено, что сетевая организация осуществляет новое строительство, а именно: сетевой организации необходимо провести строительство воздушной ЛЭП 10 кВ от ВЛ-10кВ № 10 «Тюбук» до проектируемой ТП-10/0,4 кВ проводом СИП сечение не более 70 мм² на ж/б опорах протяженностью 0,015 км. Трассу ЛЭП определить проектом.

Заявитель своих письменных пояснениях и в Заявлении указывает на то, что на сегодняшний момент электроснабжение жилого дома осуществляется от действующей электрической сети, а именно: от ПС Тюбук 35/10 кВ ВЛ-10 кВ № 10 КТП-10/0,4 кВ № 2337 с силовым трансформатором 250 кВА РУ-0,38 кВ ТП-10/0,4 кВ. Демонтаж существующей КТП-10/0,4 кВ № 2337 с одним мощностью 250 кВА с последующим строительством нового КТП-10/0,4 кВ с одним трансформатором мощностью 1000 кВА на старой площадке взамен ликвидируемого считается реконструкцией.

ОАО «МРСК Урала» считает, что данные мероприятия относятся к новому строительству и затраты на это строительство подлежат включению в состав платы за услугу.

Также ОАО «МРСК Урала» сообщило о том, что Заявитель является потребителем, присоединенным от КТП-10/0,4 кВ № 2337 с мощностью трансформатора 250 кВА.

Существующая мощность трансформатора - 250 кВА (200 кВт) - не позволит осуществить технологическое присоединение Заявителя с максимальной заявленной мощностью 669 кВт, так как электросетевое оборудование не сможет выдержать такой нагрузки, что существенно изнашивает электросетевое оборудование и может привести к выгоранию линий.

Таким образом, должностное лицо Челябинского УФАС России пришло к выводу о том, что ОАО «МРСК Урала» разработало обоснованное техническое решение, обратного Заявителем не доказано.

Также должностное лицо Челябинского УФАС России отмечает, что согласно ГрК РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

МТРиЭ по Челябинской области в письме от 27.04.2020 отмечает, что стоимость подключения зависит от набора мероприятий, которые необходимо выполнить сетевой организацией, чтобы подключить ЭПУ потребителя. Перечень мероприятий сетевая организация указывает в технических условиях.

Следовательно, довод Заявителя о неправомерности установления ОАО «МРСК Урала» мероприятий, установленных в пункте 10.1.1 технических условий, а также включении в размер платы за технологическое присоединение расходов, связанных с выполнением данных мероприятий, является необоснованным.

Должностное лицо Челябинского УФАС России также отмечает, что согласно условиям Договора точка присоединения остается неизменной, а мощность увеличивается, следовательно, довод Заявителя о том, что сетевая организация навязала изменение внешней схемы электроснабжения вместо увеличения ранее присоединенной мощности, является необоснованным.

4. Согласно подпункту «в» пункта 16 Правил присоединения договор должен содержать следующие существенные условия: положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

- право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;

- обязанность сторон договора при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного договором, в случае если плата за технологическое присоединение по договору составляет 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 5 процентам от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки (а в случае если плата за технологическое присоединение по договору превышает 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 0,25 процента от указанного общего размера платы за каждый день просрочки), при этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в предусмотренном настоящим абзацем порядке за год просрочки (ред. от 22.06.2019).

В пункте 4.3 Договора установлено, что сторона договора, нарушившая предусмотренные договором сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению, включая сроки оплаты согласно пункту 3.3 Договора, обязана уплатить другой стороне неустойку, равную 0,25 % от указанного общего размера платы за каждый день просрочки.

Должностное лицо Челябинского УФАС России не принимает довод ОАО «МРСК Урала» о том, что в пункте 16.6 Правил присоединения установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению (в случае если техническими условиями предусмотрен поэтапный ввод в работу энергопринимающих устройств - мероприятий, предусмотренных очередным этапом) считается нарушенным заявителем при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) заявитель не направил в адрес сетевой организации уведомление о выполнении им мероприятий, предусмотренных техническими условиями, в том числе уведомление об устранении замечаний, полученных по результатам проверки выполнения технических условий;

б) заявитель уклоняется от проведения проверки выполнения технических условий, в том числе от проведения повторного осмотра энергопринимающего устройства после доставки сетевой организации направленного заявителем уведомления об устранении замечаний, выявленных в результате проверки выполнения технических условий;

в) заявитель не устранил замечания, выявленные в результате проведения проверки выполнения технических условий;

г) заявитель ненадлежащим образом исполнил обязательства по внесению платы за технологическое присоединение, а, следовательно, требования, установленные в пункте 4.3 Договора не нарушают положений Правил присоединения, по следующим основаниям.

Согласно пункту 18Правил присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 года № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем);

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил (ред. от 22.06.2019).

Следовательно, внесение платы за технологическое присоединение не относится к мероприятиям по технологическому присоединению.

Согласно пункту 19 Правил присоединениязапрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Таким образом, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что пункт 4.3 Договора не соответствует подпункту «в» пункта 16 Правил присоединения.

Таким образом, действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в нарушение подпунктов «в», «д» пункта 16 Правил присоединения, являются административным правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Дополнительным соглашением от 31.01.2018 № 8 к трудовому договору от 06.07.2009 № 115/28-09 <…> с 01.02.2018 переведен в ПО «ЦЭС» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» на должность заместителя директора по технологическому присоединению.

Должностной инструкцией от 05.02.2018 на заместителя директора по технологическому присоединению ПО «ЦЭС» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» <..> возложена обязанность по своевременному рассмотрению заявок на ТП и подготовки договоров на ТП.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Таким образом, Челябинским УФАС России установлено, что <..> являлся должностным лицом, ответственным за своевременное рассмотрение заявок на ТП и подготовки договоров на ТП.

Действия заместителя директора по технологическому присоединению ПО «ЦЭС» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» <..>, выразившиеся в установлении в договоре требований об уплате неустойки, равной 0,25% от указанного общего размера платы по Договору за каждый день просрочки за нарушение сроков оплаты по Договору, а также неуказании в технических условиях технических показателей, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение, являются нарушением подпунктов «в», «д» пункта 16 Правил присоединения, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

В соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ:

1. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Согласно пункту 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

26.06.2019 Челябинским УФАС России в отношении заместителя директора по технологическому присоединению ПО «ЦЭС» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» <..> вынесено постановление по делу № 074/04/9.21-632/2019 о наложении штрафа по административному делу, возбужденному по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Таким образом, <..> считается подвергнутым административному наказанию по истечении 1 года с 07.09.2019 – даты вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, то есть до 07.09.2020.

С учетом того, что предполагаемое правонарушение по заявлению Заявителя, совершено 30.09.2019, указанное нарушение будет являться повторным.

Время совершения административного правонарушения: 30.09.2019.

Место совершения административного правонарушения: г. Челябинск, Копейское шоссе, 40.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.21КоАП РФ составляет один год, исчисляемый со дня совершения административного правонарушения.

Учитывая, что датой совершения ОАО «МРСК Урала» административного правонарушения является 30.09.2019, срок давности привлечения должностного лица ОАО «МРСК Урала» заместителя директора по технологическому присоединению ПО «ЦЭС» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» <..> к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ истекает 30.09.2020.

13.08.2020 ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России <..>, рассмотрев материалы дела № 074/04/9.21-1429/2020, составила протокол по делу № 074/04/9.21-1429/2020 об административном правонарушении.

<…>, надлежащим образом извещенный о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по делу № 074/04/9.21-1429/2020, на составление протокола не явился, защитника не направил.

Протокол об административном правонарушении и материалы дела № 074/04/9.21-1429/2020 об административном правонарушении переданы вышестоящему должностному лицу для рассмотрения настоящего дела.

В адрес <..>Челябинским УФАС России направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела № 074/04/9.21-1429/2020об административном правонарушении, которым рассмотрение дела № 074/04/9.21-1429/2020об административном правонарушении назначено на 02 сентября 2020 года в 14 часов 00 минут.

Определением об отложении рассмотрения дела № 074/04/9.21-1429/2020 об административном правонарушении, которым рассмотрение дела назначено на 29 сентября 2020 года в 14 часов 30 минут.

<..>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела № 074/04/9.21-1429/2020 об административном правонарушении, на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился лично.

Препятствий для рассмотрения дела № 074/04/9.21-1429/2020 об административном правонарушении, возбуждённого в отношении <..>, не имеется.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10).

Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом, а не обязанностью должностного лица и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.

Негативным последствием действий <..> явилось фактическое ущемление интересов Заявителя, а также пренебрежительное отношение к положениям Правил присоединения, а именно пункта 16 Правил присоединения, поэтому в данном случае невозможно применить к административному правонарушению, совершенному <…>, положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям определен в Правилах присоединения.

Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.2 КоАП РФ установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Исходя из материалов дела <…> как лицо, ответственное за своевременное рассмотрение заявок на ТП и подготовку проектов договоров ТП, а также лицо, осуществляющее контроль правильности составления договоров ТП, знал об установленном порядке заключения Договору с Заявителем, и предвидел последствия его несоблюдения, однако не предпринял необходимых мер и действий для недопущения нарушения Правил присоединения, отнесся к нему безразлично.

Действия заместителя директора по технологическому присоединению ПО «ЦЭС» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» <…>, выразившиеся в установлении в договоре требований об уплате неустойки, равной 0,25% от указанного общего размера платы по Договору за каждый день просрочки за нарушение сроков оплаты по Договору, а также неуказании в технических условиях технических показателей, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение, являются нарушением подпунктов «в», «д» пункта 16 Правил присоединения, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

<…>, не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного должностного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований Правил присоединения.

Таким образом, обстоятельств, исключающих вину <…> в совершении данного административного правонарушения, при рассмотрении материалов настоящего дела не выявлено.

В связи с изложенным, вину <…> в совершении указанного правонарушения считаю доказанной.

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при назначении административного наказания <…>, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность <…>, которые предусмотрены статьей 4.2 КоАП РФ, не выявлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность <…>., которые предусмотрены статьей 4.3 КоАП РФ, не выявлено.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 24.5 КоАП РФ, не установлены.

Оценив все обстоятельства совершенного административного правонарушения, должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о наложении на <…> административного штрафа в минимальном размере - 40 000 (сорока тысяч) рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 9.21, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать <…> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Наложить на <…> административный штраф в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа по коду КБК 16111641000016000140, ОКТМО 75701000 на счёт получателя - УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), банк получателя – Отделение Челябинск г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, уникальный номер плательщика16100500000000580688.

При оплате административного штрафа в квитанции просим указывать уникальный идентификационный номер.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 КоАП РФ (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление изготовлено в полном объеме: 30.09.2020.

Заместитель руководителя управления –

начальник отдела антимонопольного контроля С.А. Копылов

Исп.:

266-68-84

Связанные организации

Связанные организации не указаны