Решение №17930/07 Решение по делу № 074/01/15-1288/2019 от 30 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Кыштымского городского округа

пл. К. Маркса, д. 1, г. Кыштым, 456870

ООО «ЮжУралСпец МВ»

ул. Воровского, д. 47, кв. 9,
г. Челябинск, 454092

АО «Челябкоммунэнерго»

пр. Победы, д. 290, оф. 710,
г. Челябинск, 454112

МУП Озерского городского округа «Санаторий «Дальняя Дача»

ул. Дальняя, д. 2, г. Кыштым, 456875

Муниципальное предприятие Кыштымского городского округа «Многопрофильное предприятие»

ул. Ленина, д. 42, г. Кыштым, 456870

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/01/15-1288/2019 о нарушении антимонопольного

законодательства

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «20» декабря 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/01/15-1288/2019 по признакам нарушения Администрацией Кыштымского городского округа (далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании Комиссии:

- <…> – представителя Администрации по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило обращение ООО «ЮжУралСпец МВ» (далее - Заявитель) на действия Администрации, выразившиеся в принятии Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета Кыштымского городского округа на возмещение затрат по приобретению топливно-энергетических ресурсов организациям коммунального комплекса, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, утвержденного Постановлением Администрации Кыштымского городского округа Челябинской области (далее - Администрация) от 28.03.2017 № 572 (в ред. Постановления Администрации Кыштымского городского округа от 07.11.2018 № 2504) (далее – Порядок) с нарушением действующего законодательства.

Администрацией представлены письменные пояснения, документы (вх. № 2716 от 04.03.2019, № 9106 от 01.07.2019, № 12629 от 02.09.2019, № 16689 от 19.11.2019), которые поддержаны на заседании Комиссии, и указано следующее.

Администрацией 28.03.2017 принят Порядок.

Администрацией производилось возмещение затрат за топливно-энергетические ресурсы организациям коммунального комплекса в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).

Условие о возмещении затрат участникам отбора в соответствии с календарной очередностью поступления в уполномоченный орган заявок от участников отбора, применяется только в случае недостаточности бюджетных денежных средств для возмещения затрат всем участникам отбора.

При этом, установление календарной очередности поступления в уполномоченный орган заявок от участников конкурсного отбора, не является преимущественным условием отдельным хозяйствующим субъектам. Все заявители – организации коммунального комплекса имели равные условия для подачи заявок.

При принятии решения о предоставлении субсидии уполномоченный орган фактически осуществлял проверку достоверности представленных сведений получателями субсидий.

Решением Собрания депутатов Кыштымского городского округа от 29.12.2018 № 517 внесены изменения в Решение Собрания депутатов Кыштымского городского округа от 21.12.2017 № 350 «О бюджете Кыштымского городского округа на 2018 год и плановой период 2019 и 2020 годов» в части денежных средств на поддержку коммунального хозяйства.

МУП Озерского городского округа «Санаторий «Дальняя Дача» представлены письменные пояснения, документы (вх. № 11742 от 15.08.2019, № 13704 от 19.09.2019).

Задолженность предприятия перед ООО «Новатэк-Челябинск» образовалась по причине низкой заполняемости предприятия, в том числе в отопительном сезоне у ТСЖ «Дальняя Дача» за услуги отопления и горячего водоснабжения.

В 2017 году МУП Озерского городского округа «Санаторий «Дальняя Дача» в адрес ТСЖ «Дальняя Дача» направлялись претензии о погашении образовавшейся задолженности. В связи с частичным исполнением обязательств по заключенным договорам теплоснабжения и горячего водоснабжения предприятием принято решение не обращаться за взысканием части задолженности в судебном порядке.

В МУП Озерского городского округа «Санаторий «Дальняя Дача» отсутствует регламент по взысканию задолженности с потребителей при использовании тепловых ресурсов.

АО «Челябкоммунэнерго» представлены документы (вх. № 12349 от 27.08.2019, № 13895 от 23.09.2019).

ООО «Новатэк-Челябинск» имеет право произвести фактическое ограничение подачи газа потребителям, в том числе АО «Челябкоммунэнерго» в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ.

Предоставленные субсидии являлись мерой поддержки организаций коммунального комплекса для частичного погашения задолженности за топливно-энергетические ресурсы.

ООО «ЮжУралСпец МВ» представлены документы (вх. № 12531 от 29.08.2019).

Муниципальным предприятием Кыштымского городского округа «Многопрофильное предприятие» представлены документы (вх. № 12628 от 02.09.2019).

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 1 Порядка, настоящий порядок предоставления субсидий за счет бюджета Кыштымского городского округа на возмещение затрат по приобретению топливно-энергетических ресурсов организациям коммунального комплекса, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, разработан в соответствии со статьей 78 БК РФ.

Согласно части 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 3 Порядка установлено, что субсидии предоставляются в целях обеспечения надежного и бесперебойного электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения населения, объектов жилищного фонда и учреждений социальной сферы, для частичного погашения задолженности за топливно-энергетические ресурсы организациями коммунального комплекса, осуществляющими свою деятельность на территории Кыштымского городского округа по регулируемым тарифам.

В соответствии с абзацем 5 пункта 4 Порядка получатели субсидии - юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) - организации коммунального комплекса, осуществляющие свою деятельность на территории Кыштымского городского округа, в процессе осуществления хозяйственной деятельности которых возникла задолженность за поставленные топливно-энергетические ресурсы, заключившие соответствующее соглашение о предоставлении субсидий с Уполномоченным органом.

Пунктом 2 Порядка установлено, что настоящий порядок определяет условия и порядок предоставления и расходования бюджетных средств, выделенных на возмещение затрат по приобретению топливно-энергетических ресурсов организациям коммунального комплекса, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, а также порядок осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Однако, фактически указанная субсидия направлена не на возмещение затрат по приобретению топливно-энергетических ресурсов организациям коммунального комплекса, а на оплату задолженности хозяйствующему субъекту, возникшей перед поставщиком ресурсов, что не соответствует части 1 статьи 78 БК РФ.

Кроме того, Порядок не предусматривает проверку обоснованности и наличия причинно-следственной связи между размером задолженности организации коммунального комплекса перед ресурсоснабжающей организацией и размером задолженности потребителей перед организацией коммунального комплекса.

Таким образом, фактически указанная субсидия направлена не на возмещение затрат по приобретению топливно-энергетических ресурсов организациям коммунального комплекса, а на оплату задолженности хозяйствующему субъекту, возникшей перед поставщиком ресурсов, что не соответствует части 1 статьи 78 БК РФ.

2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 названной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Однако Администрацией указано, что Решением Собрания депутатов Кыштымского городского округа от 29.12.2018 № 517 внесены изменения в Решение Собрания депутатов Кыштымского городского округа от 21.12.2017 № 350 «О бюджете Кыштымского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в части денежных средств на поддержку коммунального хозяйства (субсидии на возмещение затрат за топливно-энергетические ресурсы организациям коммунального комплекса) на сумму 29 700 000,00 тыс. руб. (письмо Администрации исх. № 16/4454 от 30.08.2019).

Тем самым, органом местного самоуправления Кыштымского городского округа предоставлена субсидия хозяйствующим субъектам, в отсутствие в решении о бюджете Кыштымского городского округа на 2017, 2018 годы указания на предоставление субсидии в целях обеспечения надежного и бесперебойного электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения населения, объектов жилищного фонда и учреждений социальной сферы, для частичного погашения задолженности за топливно-энергетические ресурсы организациями коммунального комплекса, что не соответствует части 2 статьи 78 БК РФ.

3. Часть 3 статьи 78 БК ФР указывает, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 (далее – Общие требования).

3.1. В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается порядок и сроки рассмотрения главным распорядителем как получателем бюджетных средств документов, указанных в подпункте «а» названного пункта.

Согласно пункту 12 Порядка комиссия в течение одного рабочего дня со дня поступления заявок на участие в конкурсном отборе проводит проверку указанных документов и в соответствии с критериями отбора принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.

В соответствии с пунктом 14 Порядка в случае несоответствия представленных документов требованиям, установленным Порядком, комиссия в течение трех рабочих дней после получения заявления и необходимых документов письменно уведомляет участника конкурсного отбора о приостановлении рассмотрения заявления или об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин.

Тогда как, несоответствие представленных документов требованиям, установленным абзацем 3 пункта 15 Порядка, является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Тем самым, установление в пункте 14 Порядка обязанности комиссии уведомлять участников конкурсного отбора о приостановлении рассмотрения заявления или об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин, приводит к неясности и неопределённости участников конкурсного отбора о принятых относительно них решениях, поскольку Порядок не содержит основания для приостановления рассмотрения заявления.

Так, Заявителем в адрес Главы Кыштымского городского округа направлено заявление (исх. № 151 от 27.11.2018) на предоставление субсидий на возмещение затрат по приобретению топливно-энергетических ресурсов за 2017-2018 годы с приложениями документов, подтверждающих право на получение таких субсидий.

Однако уполномоченным органом на предоставление субсидий на возмещение организациям затрат по приобретению топливно-энергетических ресурсов - Управлением городского хозяйства администрации Кыштымского городского округа в адрес Заявителя направлено уведомление о принятом решении о приостановлении рассмотрения заявления ООО «ЮжУралСпец МВ».

Учитывая тот факт, что Порядок не содержит основания для приостановления рассмотрения заявления, установление в пункте 14 Порядка обязанности комиссии уведомлять участников конкурсного отбора о приостановлении рассмотрения заявления или об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин, приводит к созданию неясности и неоднозначности понимания участником конкурсного отбора о принятом уполномоченным органом в отношении него решения и оснований такого принятия.

Установление в пункте 14 Порядка о том, что при рассмотрении заявления комиссия может принять решение о приостановлении рассмотрения заявления, не устанавливая при этом основания для такого приостановления, позволяет комиссии, рассматривающей заявки на предоставление субсидии, приостановить рассмотрение заявления без указания причин такого приостановления.

Более того, отсутствие конкретного перечня оснований для приостановления рассмотрения заявления и для отказа в предоставлении субсидии позволяет комиссии самостоятельно и по своему усмотрению принимать решение в отношении участников конкурсного отбора, что приводит или может привести к созданию дискриминационных, в частности преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам, ввиду отсутствия правовой определенности принятого решения.

3.2. Согласно пункту 6 Порядка возмещению подлежат прямые затраты на приобретение топливно-энергетических ресурсов за прошедший календарный год и истекший период текущего календарного года, определяемого на дату подачи заявления о предоставлении субсидии в размере, не превышающем 50 процентов прямых затрат. Размер предоставляемой субсидии не может составлять более 50 процентов кредиторской задолженности по каждому поставщику топливно-энергетических ресурсов в отдельности. В случае недостаточности бюджетных денежных средств для возмещения затрат всем участникам конкурсного отбора возмещение затрат производится в соответствии с календарной очередностью поступления в Уполномоченный орган заявок от участников конкурсного отбора.

Вместе с тем, согласно абзацу 2 пункта 15 Порядка отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования Кыштымский городской округ в текущем финансовом году является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

При этом, порядок распределения денежных средств между участниками, а также порядок расчета субсидии в случае предоставления нескольких заявок, Порядком не предусмотрен.

Указанное создает преимущественные условия хозяйствующим субъектам, обратившимся с заявлением на получении субсидии ранее других, ставит в зависимость получения субсидии от календарной даты подачи заявки.

Довод Заявителя о том, что установление календарной очередности поступления в уполномоченный орган заявок от участников конкурсного отбора, не приводят к созданию преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам не может быть признан обоснованным, поскольку подача заявки хозяйствующим субъектом позже поступивших заявок от иных организаций коммунального комплекса приводит к отказу в предоставлении субсидии.

Так, Распоряжением Правительства Челябинской области от 21.11.2018 № 831-рп Кыштымскому городскому округу представлен кредит для частичного покрытия дефицита местного бюджета муниципального образования Кыштымский городской округ в размере 21 900 000,00 рублей на один год с уплатой процентов за пользование бюджетными средствами.

Решением Собрания депутатов Кыштымского городского округа от 29.11.2018 № 494 внесены изменения в решение Собрания депутатов Кыштымского городского округа от 21.12.2017 «О бюджете Кыштымского городского округа на 2018 год и на плановой период 2019 и 2020 годов», согласно которому на поддержку коммунального хозяйства предусмотрено 29 500 000,00 руб.

При этом, Управлением по результатам конкурсного отбора на возмещение затрат по приобретению топливно-энергетических ресурсов заключено соглашение о предоставлении субсидии от 04.12.2019 с АО «Челябкоммунэнерго» на сумму 29 456 523,55 руб.

При этом, в отношении Заявителя – ООО «ЮжУралСпец МВ», заявка которого подана позднее АО «Челябкоммунэнерго», в случае соответствия его критериям конкурсного отбора, у Уполномоченного органа отсутствовали денежные средства.

Тем самым, Порядком не предусмотрен порядок рассмотрения документов, в случае поступления нескольких заявок, поскольку заявки рассматриваются по мере их поступления и с учетом наличия бюджетных средств, что следует из положений пунктов 12, 14 Порядка, что не соответствует подпункту «б» пункта 4 Общих требований.

Фактически предоставление субсидии поставлено в зависимость от календарной даты подачи заявки участника конкурсного отбора, что не отвечает требованиям объективного выбора претендентов.

При этом, установление в Порядке понятия «конкурсного отбора» не соответствует положениям действующего законодательства, поскольку Порядком не предусмотрены критерии определения лучших условий исполнения соглашения о предоставлении субсидии, порядок определения победителя конкурсного отбора.

Так, Кыштымским городским судом по делу 2-а-533/2019 установлено, что Порядком предусмотрены нормы о конкурсном отборе организаций коммунального комплекса, претендующих на получении субсидии, в связи с чем предполагается организация и проведение публичного конкурса.

Кроме того, Кыштымским городским судом по делу 2-а-533/2019 установлено, что возмещение затрат участникам конкурсного отбора, в порядке очередности поданных документов, а не в соответствии с конкурсным отбором, противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», согласно которому коррупциогенными факторами, устанавливающими для право применителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления.

Таким образом, неполучение субсидии, ввиду подачи заявки позже относительно иных участников конкурсного отбора и отсутствия денежных средств в бюджете Кыштымского городского округа может привести к ликвидации организации коммунального комплекса, ввиду дальнейшей финансовой неспособности осуществлять деятельность по оказанию услуг теплоснабжения.

3.3. Подпунктом «в» пункта 4 Общих требований установлены основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии:

- несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным подпунктом «а» настоящего пункта, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;

- недостоверность представленной получателем субсидии информации;

- иные основания для отказа, определенные правовым актом (при необходимости).

Вместе с тем, Порядок не содержит такого основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии как недостоверность представленной получателем субсидии информации, что не соответствует требованиям подпункта «в» пункта 4 Общих требований.

Тем самым, отсутствие в Порядке такого основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии как недостоверность представленной получателем субсидии информации, может привести к неправомерной выдаче субсидии, при условии, содержания в составе заявки недостоверной информации, что приводит к созданию преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

3.4. Согласно подпункту «д» пункта 4 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии, а также иной организацией (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом) соглашения (договора) о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования для соответствующего вида субсидии.

Пунктом 16 Порядка установлено, что после принятия решения о предоставлении субсидии Уполномоченный орган заключает с получателем субсидии соглашение по форме, утвержденной муниципальными правовыми актами.

Вместе с тем, порядок заключения соглашения о предоставлении субсидии Порядком не предусмотрен, что не соответствует подпункту «д» пункта 4 Общих требований.

Таким образом, отсутствие порядка заключения соглашения о предоставлении субсидии и формы может ввести в заблуждение получателей субсидии относительно содержания условия соглашения о предоставлении субсидии и привести к созданию дискриминационных условий при предоставлении субсидии.

3.5. Подпунктом «е» пункта 4 Общих требований установлено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом.

Однако, Порядком не определена дата, по состоянию на которую получатели субсидии должны соответствовать установленным требованиям, что не соответствует подпункту «е» пункта 4 Общих требований.

Таким образом, отсутствие в Порядке даты, по состоянию на которую получатели субсидии должны соответствовать установленным требованиям, могут ввести в заблуждение потенциальных претендентов на получение субсидии, в связи с тем, что Порядок не даёт однозначного понимания относительно даты соответствия участника критериям и может привести к созданию дискриминационных условий при предоставлении субсидии.

3.6. Подпунктом «е» пункта 4 Общих требований установлены требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом:

- у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);

- у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);

- получатели субсидий - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);

- получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

- получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в подпункте «б» пункта 3 Общих требований.

Вместе с тем, пунктом 7 Порядка установлены критерии отбора, которые относятся к требованиям, которым должны соответствовать получатели субсидии, установленным подпунктом «е» пункта 4 Общих требований, что может привести к созданию дискриминационных условий при предоставлении субсидии.

Указанное может ввести в заблуждение потенциальных претендентов на участие в конкурсном отборе относительно требований, которым он должен соответствовать и повлечь отказ претендента от участия в конкурсном отборе.

Таким образом, отсутствие в Порядке требований, которым должны соответствовать получатели субсидии может повлечь предоставление субсидии, при условии несоответствия претендента установленным требованиям, что может привести к созданию дискриминационных условий при предоставлении субсидии.

3.7. Подпунктом «г» пункта 3 Общих требований установлено, что в целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

Вместе с тем, пунктом 7 Порядка установлены критерии отбора, которые в понимании подпункта «е» пункта 4 Общих требований являются требованиями, которым должны соответствовать получатели субсидии.

Кроме того, согласно пункту 12 Порядка Комиссия в течение одного рабочего дня со дня поступления заявок на участие в конкурсном отборе проводит проверку указанных документов и в соответствии с критериями отбора принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.

Вместе с тем, Порядком не установлены категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, что не соответствует подпункту «г» пункта 3 Общих требований.

Тем самым, категории и (или) критерии отбора получателей субсидии сами по себе предполагают предоставление субсидий претендентам, им отвечающим, и соответственно отказ в предоставлении субсидии претендентам, не отвечающим данным критериям.

При этом, непонятно какие именно категории и (или) критерии послужат основанием для предоставления уполномоченным органом субсидии, поскольку Порядком в пункте 7 установлены требования получателей субсидии, в понимании подпункта «е» пункта 4 Общих требований.

Таким образом, отсутствие в Порядке категорий и (или) критериев отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидии, влечет предоставление субсидии или неправомерный отказ в её предоставлении, что может привести к созданию дискриминационных условий при предоставлении субсидии.

Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

В действиях Администрации по утверждению Порядка, при условии:

- погашения задолженности на возмещение затрат, что не соответствует статье 78 БК РФ;

- отсутствия в нем оснований для приостановления рассмотрения заявления;

- установления в подпункте 7 пункта 7 Порядка требования о том, что для получения субсидии необходимо наличие задолженности на дату подачи заявления за поставленные топливно-энергетические ресурсы, которая превышает трехмесячный период, что способствует получению субсидии хозяйствующими субъектами, которые не предпринимают действий по оплате задолженности длительное время;

- установления в пункте 6 Порядка условия, что случае недостаточности бюджетных денежных средств для возмещения затрат всем участникам конкурсного отбора возмещение затрат производится в соответствии с календарной очередностью поступления в уполномоченный орган заявок от участников конкурсного отбора, что создает преимущественные условия хозяйствующим субъектам, обратившимся с заявлением на получении субсидии ранее других;

- отсутствия в нем такого основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии как недостоверность представленной получателем субсидии информации, что не соответствует требованиям подпункта «в» пункта 4 Общих требований;

- отсутствие в нем порядка заключения соглашения о предоставлении субсидии, что не соответствует подпункту «д» пункта 4 Общих требований;

- отсутствия в нем обязательного указания на дату, по состоянию на которую получатели субсидии должны соответствовать установленным требованиям, что не соответствует подпункту «е» пункта 4 Общих требований;

- отсутствия в нем требования об обязательной проверке главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий, что противоречит абзацу 3 подпункта «б» пункта 6 Общих требований;

- установление критериев отбора, относящихся к требованиям, которым должны соответствовать получатели субсидии, установленным подпунктом «е» пункта 4 Общих требований;

- отсутствия в нём категорий и (или) критериев отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, что не соответствует подпункту «г» пункта 3 Общих требований;

- отсутствия в нем порядка рассмотрения документов в случае поступления нескольких заявок, что может не соответствовать подпункту «б» пункта 4 Общих требований,

содержатся нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку указанное приводит или может привести к созданию преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам при предоставлении субсидии по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же рынке.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях Администрации, выразившихся в утверждении Порядка, Челябинским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано Администрации предупреждение о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и принятии мер по устранению последствий такого нарушения, в срок до 28 июня 2019 года, путем отмены Порядка.

Письмом Администрации (исх. № 16/3069 от 28.06.2019) сообщается, что Администрация обратилась в суд о признании предупреждения № 17-07/19 незаконным.

Таким образом, предупреждение № 17-07/19 от 21.05.2019 считается неисполненным.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2019 по делу № А76- 23109/2019 предупреждение № 17-07/19 от 21.05.2019 оставлено в силе.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Рассматриваемые действия Администрации привели к нарушению антимонопольного законодательства на рынке услуг по производству, передаче и распределении пара и горячей воды; кондиционировании воздуха (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, группа 35.30).

Временной период исследования – с 28.03.2017 до 21.10.2019, то есть с даты принятия Порядка до даты вступления в силу решения Кыштымского городского суда по делу № 2а-533/2019 о признании недействующим Порядка.

На основании изложенного, временной интервал исследования товарного рынка - с 28.03.2017 по 21.10.2019 годы.

Продуктовые границы исследования - рынок услуг по производству, передаче и распределении пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц получатели субсидии (ООО «ЮжУралСпец МВ», АО «Челябкоммунэнерго», МУП Озерского городского округа «Санаторий «Дальняя Дача») оказывают услуги по производству, передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.

Схемой теплоснабжения Кыштымского городского округа установлены источники тепловой энергии по Кыштымскому городскому округу: ОАО «Челябкоммунэнерго», ООО «ЮжуралспецМС», ООО «ЮжуралспецМВ», МП КГО «Многопрофильное предприятие», ФКУЗ «Санаторий «Лесное озеро» МВД России», МУП «Санаторий "Дальняя Дача», ООО «Тепловые электрические сети и системы».

Географические границы исследования – Кыштымский городской округ.

Таким образом, действия Администрации по утверждению Порядка, при условии:

- отсутствия в нем оснований для приостановления рассмотрения заявления;

- отсутствия обоснования порядка формирования процентного отношения возврата прямых затрат;

- установления в пункте 6 Порядка условия, что случае недостаточности бюджетных денежных средств для возмещения затрат всем участникам конкурсного отбора возмещение затрат производится в соответствии с календарной очередностью поступления в уполномоченный орган заявок от участников конкурсного отбора, что создает преимущественные условия хозяйствующим субъектам, обратившимся с заявлением на получении субсидии ранее других;

- отсутствия в нем такого основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии как недостоверность представленной получателем субсидии информации, что не соответствует требованиям подпункта «в» пункта 4 Общих требований;

- отсутствие в нем порядка заключения соглашения о предоставлении субсидии, что не соответствует подпункту «д» пункта 4 Общих требований;

- отсутствия в нем обязательного указания на дату, по состоянию на которую получатели субсидии должны соответствовать установленным требованиям, что не соответствует подпункту «е» пункта 4 Общих требований;

- установление критериев отбора, относящихся к требованиям, которым должны соответствовать получатели субсидии, установленным подпунктом «е» пункта 4 Общих требований;

- отсутствия в нём категорий и (или) критериев отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, что не соответствует подпункту «г» пункта 3 Общих требований;

- отсутствия в нем порядка рассмотрения документов в случае поступления нескольких заявок, что может не соответствовать подпункту «б» пункта 4 Общих требований,

противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 8 названной нормы, поскольку указанное приводит или может привести к созданию дискриминационных, в частности преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам, ввиду неправомерного предоставления субсидий отдельным хозяйствующим субъектам по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же рынке, в том числе путем предоставления субсидии организациям коммунального комплекса, подавшим заявку на участие в отборе ранее других; отсутствия критериев и требований предоставления такой субсидии, наличия в составе заявки недостоверных сведений, а также в связи с отказом в предоставлении субсидии, ввиду подачи заявки позже относительно иных участников конкурсного отбора и отсутствия денежных средств в бюджете Кыштымского городского округа; принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, в отсутствие установленного перечня оснований для такого приостановления, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по производству, передаче и распределении пара и горячей воды, кондиционировании воздуха.

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Челябинским УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 074/01/15-1288/2019 от 25.11.2018 и пунктом 3 определения об отложении рассмотрения дела № 074/01/15-1288/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 25.11.2019 предложено лицам, участвующим в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представить в Челябинское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 074/01/15-1288/2019 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В адрес Челябинского УФАС России документов и доводов по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела № 074/01/15-1288/2019 от 25.11.2019, не поступило.

Апелляционным определением Челябинского областного суда по делу № 11а-12849/2019 от 21.10.2019 Порядок признан недействующим и противоречащим федеральному законодательству с момента вступления решения Кыштымского городского суда в законную силу.

Сообщение о признании Порядка недействующим опубликовано в газете «Кыштымский рабочий» № 54 (12876).

Поскольку Порядок признан недействительным с момента с момента вступления решения Кыштымского городского суда в законную силу (21.10.2019), у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы действия Администрации, выразившиеся в утверждении Порядка, при условии:

- отсутствия в нем оснований для приостановления рассмотрения заявления;

- отсутствия обоснования порядка формирования процентного отношения возврата прямых затрат;

- установления в пункте 6 Порядка условия, что случае недостаточности бюджетных денежных средств для возмещения затрат всем участникам конкурсного отбора возмещение затрат производится в соответствии с календарной очередностью поступления в уполномоченный орган заявок от участников конкурсного отбора, что создает преимущественные условия хозяйствующим субъектам, обратившимся с заявлением на получении субсидии ранее других;

- отсутствия в нем такого основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии как недостоверность представленной получателем субсидии информации, что не соответствует требованиям подпункта «в» пункта 4 Общих требований;

- отсутствие в нем порядка заключения соглашения о предоставлении субсидии, что не соответствует подпункту «д» пункта 4 Общих требований;

- отсутствия в нем обязательного указания на дату, по состоянию на которую получатели субсидии должны соответствовать установленным требованиям, что не соответствует подпункту «е» пункта 4 Общих требований;

- установление критериев отбора, относящихся к требованиям, которым должны соответствовать получатели субсидии, установленным подпунктом «е» пункта 4 Общих требований;

- отсутствия в нём категорий и (или) критериев отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, что не соответствует подпункту «г» пункта 3 Общих требований;

- отсутствия в нем порядка рассмотрения документов в случае поступления нескольких заявок, что может не соответствовать подпункту «б» пункта 4 Общих требований, поскольку приводят или могут привести к созданию дискриминационных, в частности преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам, ввиду неправомерного предоставления субсидий отдельным хозяйствующим субъектам по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же рынке, в том числе путем предоставления субсидии организациям коммунального комплекса, подавшим заявку на участие в отборе ранее других; отсутствия критериев и требований предоставления такой субсидии, наличия в составе заявки недостоверных сведений, а также в связи с отказом в предоставлении субсидии, ввиду подачи заявки позже относительно иных участников конкурсного отбора и отсутствия денежных средств в бюджете Кыштымского городского округа; принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, в отсутствие установленного перечня оснований для такого приостановления, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по производству, передаче и распределении пара и горячей воды, кондиционировании воздуха.

2. Предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции Администрации не выдавать.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны