Решение б/н Решение по делу № 29-03/14 в отношении ООО «Уральская энерги... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 ноября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 ноября 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

 

в присутствии представителей ответчика ООО «Уральская энергия – Южный Урал», действующих на основании доверенностей, в отсутствие представителя заявителя Администрации Верхнеуфалейского городского округа, надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 29-03/14 по признакам нарушения ООО «Уральская энергия – Южный Урал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба Администрации Верхнеуфалейского городского округа на действия ООО «Уральская энергия – Южный Урал», выразившиеся в приостановлении подачи теплоносителя, предназначенного для целей горячего водоснабжения в жилые дома г. Верхний Уфалей в весенне-летний период 2014 года.

Материалами по заявлению было установлено, что ООО «Уральская энергия – Южный Урал» эксплуатировало котельные в Верхнеуфалейском городском округе и обеспечивало тепловой энергией потребителей микрорайона «Спартак» и поселка Строителей.

05.05.2014 общество приостановило подачу тепловой энергии для целей горячего водоснабжения потребителям поселка Строителей г. Верхний Уфалей, 19.05.2014 - потребителям микрорайона «Спартак» г. Верхний Уфалей.

Письмом от 28.07.2014 № б/н ООО «Уральская энергия – Южный Урал» пояснило, что у общества образовалась задолженность перед ОАО «Челябэнергосбыт» за потребленную электрическую энергию. ОАО «Челябэнергосбыт» 20.05.2014 ввело полное ограничение потребления электрической энергии на котельную, отапливающую микрорайон «Спартак», что и послужило причиной приостановки подачи тепловой энергии для целей горячего водоснабжения потребителям г. Верхний Уфалей.

Кроме того, у ООО «Уральская энергия – Южный Урал» имеется задолженность перед ООО «Новатэк-Челябинск», в связи с чем 27.05.2014 было произведено отключение газа на котельной п. Строителей.

Приказом Челябинского УФАС России от 14.08.2014 № 177 в отношении ООО «Уральская энергия – Южный Урал» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель ООО «Уральская энергия – Южный Урал» пояснил, что на территории Верхнеуфалейского городского округа общество оказывало услуги теплоснабжения с 2013 года. Договор аренды котельной микрорайона «Спартак» расторгнут 03.07.2014, договор аренды котельной п. Строителей расторгнут 01.08.2014. На момент рассмотрения дела антимонопольным органом общество на территории Верхнеуфалейского городского округа не оказывает услуги теплоснабжения.

По поводу образовавшейся задолженности перед поставщиками энергетических ресурсов (ОАО «Челябэнергосбыт», ООО «Новатек-Челябинск») представитель ООО «Уральская энергия – Южный Урал» пояснил, что после окончания отопительного периода 2013-2014 годов по котельным Верхнеуфалейского городского округа были выявлены дополнительные расходы и выпадающие доходы. Данные выпадающие доходы и дополнительные расходы не были учтены в тарифе на вырабатываемую тепловую энергию. Основной причиной появления дополнительных расходов стало повышенный расход газа ввиду сверхнормативных потерь в сетях, находящихся в ненадлежащем состоянии. Сети принадлежат на праве хозяйственного ведения МУП «Энергетик». В рамках пункта 13 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 общество обратилось в ГК «ЕТО Челябинской области» за подтверждением полученных дополнительных расходов и выпадающих расходов. 08.08.2014 ГК «ЕТО Челябинской области» подтвердил дополнительные расходы в размере 6 907, 68 тыс. рублей. Из бюджета Верхнеуфалейского городского округа на компенсацию дополнительных расходов была направлена субсидия в размере 1068, 64 тыс. рублей.

Челябинское УФАС запросило информацию в ГК «ЕТО Челябинской области» относительно включения в тариф на 2013 – 2014 годы, утвержденный для ООО «Уральская энергия – Южный Урал» на поставку тепловой энергии потребителям Верхнеуфалейского городского округа, потери в сетях, по которым осуществляется передача тепловой энергии.

В письме от 12.11.2014 ГК «ЕТО Челябинской области» пояснил, что в тарифе на 2013 – 2014 годы, утвержденном для ООО «Уральская энергия – Южный Урал», на поставку тепловой энергии потребителям Верхнеуфалейского городского округа учтены потери тепловой энергии в сетях.

Изучив материалы дела, заслушав доводы ответчика, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Уральская энергия – Южный Урал», выразившихся в приостановлении в микрорайоне «Спартак» с 19.05.2014, в п. Строителей с 05.05.2014 подачи теплоносителя, предназначенного для целей горячего водоснабжения потребителей г. Верхнего Уфалея, в том числе многоквартирных жилых домов, в весенне-летний период 2014 года, нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по поставке тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Энергетик» в микрорайоне Спартак и поселке Строителей.

В результате проведенного анализа установлено, что хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по поставке тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Энергетик» в микрорайоне Спартак с сентября 2013 года по 1 полугодие 2014 года и поселке Строителей с декабря 2013 года по 1 полугодие 2014 года является ООО «Уральская энергия – Южный Урал».

В силу своего доминирующего положения на указанном рынке ООО «Уральская энергия – Южный Урал» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

2. В соответствии с частью 1 статьи 21 Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно пункту 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Пунктом 115 Правил определены случаи ограничения или приостановления исполнителем предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя. Такими случаями являются:

а) возникновение или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявление факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям, инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использование потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей - с момента выявления нарушения;

д) получение исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

 

f

Согласно пункту 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и подпункта «б» пункта 117 Правил.

 

Таким образом, действующее законодательство в сфере водоснабжения не предусматривает возможность прекращения подачи горячей воды в случае ограничения поставки энергоресурса теплоснабжающей организации по причине задолженности.

В соответствии с приложением № 1 к Правилам допускается перерыв в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтно-профилактических работ в соответствии с требованием законодательства о техническим регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), которым установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Следовательно, ООО «Уральская энергия – Южный Урал» имело право ограничить подачу горячей воды лишь на период ежегодных ремонтно-профилактических работ и не более, чем на 14 суток.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что отключение тепловой энергии для целей горячего водоснабжения на территории Верхнеуфалейского городского округа в микрорайоне «Спартак» производилось с 19.05.2014 по 12.09.2014, в п. Строителей - с 05.05.2014 по 11.09.2014.

Отсутствие горячей воды у конечных потребителей по вине теплоснабжающей организации, имеющей задолженность перед своим поставщиком, приводит к нарушению прав потребителей на бесперебойное предоставление коммунальной услуги.

Как следует из материалов дела, ООО «Уральская энергия – Южный Урал» оказывало услуги по поставке тепловой энергии 1873 абонентам – физическим лицам и 17 абонентам – юридическим лицам, среди которых имеются объекты социального значения, такие как школа, детские сады, городская больница.

Довод ООО «Уральская энергия – Южный Урал» о том, что отключение тепловой энергии для целей горячего водоснабжения произошло ввиду полного ограничения потребления энергетических ресурсов (электроэнергия, газ) на котельную, является необоснованным по следующим основаниям.

Комиссией установлено, что отключение тепловой энергии для целей горячего водоснабжения на территории Верхнеуфалейского городского округа в п. Строителей было произведено 05.05.2014.

Однако ООО «Новатэк-Челябинск» произвело отключение газа на котельной п. Строителей 27.05.2014, о чем был составлен акт.

Потребление электроэнергии в полном объеме на указанной котельной ООО «Уральская энергия – Южный Урал» было ограничено самостоятельно, что подтверждается письмом ОАО «Челябэнергосбыт» от 11.11.2014.

Согласно постановлению Администрации Верхнеуфалейского городского округа от 28.04.2014 № 137 отопительный сезон окончен 05.05.2014.

Таким образом, ООО «Уральская энергия – Южный Урал» произвело отключение тепловой энергии для целей горячего водоснабжения котельной в п. Строителей с окончанием отопительного сезона при отсутствии ограничения потребления энергоресурсов.

То обстоятельство, что ООО «Уральская энергия – Южный Урал» 03.07.2014 расторгнут договор аренды котельной микрорайона «Спартак» и 01.08.2014 - договор аренды котельной п. Строителей, не свидетельствует об отсутствии вины в действиях общества.

Довод ответчика о том, что задолженность перед поставщиками энергетических ресурсов (ОАО «Челябэнергосбыт», ООО «Новатек-Челябинск») образовалась ввиду сверхнормативных потерь в сетях, находящихся в ненадлежащем состоянии, Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.

Как следует из ответа ГК «ЕТО Челябинской области» в тарифе на 2013 – 2014 годы, утвержденном для ООО «Уральская энергия – Южный Урал» на поставку тепловой энергии потребителям Верхнеуфалейского городского округа, учтены потери тепловой энергии в сетях.

Кроме того, возмещение дополнительных расходов организации, вызванных сверхнормативными потерями в тепловых сетях, происходит в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075. Однако в связи с тем, что ООО «Уральская энергия – Южный Урал» прекратило эксплуатацию котельных на территории Верхнеуфалейского городского округа, указанное возмещение не производится.

Сети, по которым ООО «Уральская энергия – Южный Урал» осуществляет поставку тепловой энергии, принадлежат на праве хозяйственного ведения МУП «Энергетик». И в случае причинения убытков обществу со стороны МУП «Энергетик» ввиду ненадлежащего содержания сетей, ООО «Уральская энергия – Южный Урал» могло взыскать данные убытки в судебном порядке.

Таким образом, ООО «Уральская энергия – Южный Урал», являясь профессиональным участником ранка оказания услуг теплоснабжения, своими действиями по необоснованному отключению тепловой энергии для целей горячего водоснабжения в микрорайоне «Спартак» с 19.05.2014, в п. Строителей - с 05.05.2014 допустило ситуацию, при которой произошло ущемление прав потребителей Верхнеуфалейского городского округа на бесперебойное предоставление коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения в весенне-летний период 2014 года.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Уральская энергия – Южный Урал» в нарушение требований действующего законодательства РФ, злоупотребило своим доминирующим положением и необоснованно прекратило подачу теплоносителя, предназначенного для целей горячего водоснабжения потребителей г. Верхнего Уфалея в весенне-летний период 2014 года.

У ООО «Уральская энергия – Южный Урал» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Однако общество не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности общества в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 47, статьей 47.1, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующим положение ООО «Уральская энергия – Южный Урал» на рынке услуг по поставке тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Энергетик» в районе Спартак с сентября 2013 года по 1 полугодие 2014 года и поселке Строителей с декабря 2013 года по 1 полугодие 2014 года.

2. Признать действия ООО «Уральская энергия – Южный Урал», выразившиеся в прекращении подачи тепловой энергии для целей горячего водоснабжения в жилые дома Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в весенне-летний период 2014 года, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункта 4 данной нормы;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны