Решение б/н Решение по делу № 29-03/15 в отношении ООО «Теплоэнергетика»... от 15 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 06 мая 2016 года.                                                

        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

в отсутствии лиц, участвующих в деле, их представителей,

            рассмотрев дело № 29-03/15 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление председателя Совета дома № 17 МКР-2 г. Усть-Катава от 16.07.2015 вх. № 10580 на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в неправомерном затягивании сроков ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета теплоэнергии.

В ходе рассмотрения обращения установлено следующее.

ООО «Горэлектро» выполнен проект узла учета тепловой энергии для МКД № 17 МКР-2 г. Усть-Катава.

Указанный проект 03.04.2015 был направлен на согласование в теплоснабжающую организацию - ООО «Теплоэнергетика» (исх. № 195).

ООО «Теплоэнергетика» письмом от 10.04.2015 № 462/2 отказало в согласовании проекта по следующим причинам:

- проект выполнен с нарушением требований подпунктов б, д пункта 44 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила коммерческого учета);

- в схеме расположения узла учета не указаны размеры трубопровода от границ балансовой принадлежности до узла учета, а также не указана формула расчета тепловых потерь;

- заужение диаметра запорной арматуры, фильтров, трубопроводов.

14.05.2015 направила в адрес ООО «Теплоэнергетика» письмо о том, что по пунктам 1, 2 письма ООО «Теплоэнергетика» от 10.04.2015 № 462/2 замечания устранены, пункт 3 необоснованный.

15.05.2015 ООО «Горэлектро» направило письмо в адрес ООО «Теплоэнергетика», в котором также указало, что замечания к проекту устранены.

ООО «Теплоэнергетика» письмом от 18.05.2015 исх. № 594 вновь отказало в согласовании проекта узла учета по следующим основаниям:

- заужение диаметра запорной арматуры, фильтров, трубопроводов;

- несоответствие расчета потерь техническим условиям;

- необходимость подобрать теплосчетчики соответствующего диаметра.

Кроме того 18.05.2015 ООО «Теплоэнергетика» направило в адрес ООО «Горэлектро» и ООО «Комфорт» дополнения к техническим условиям, согласно которым было предписано предусмотреть в проектной документации на установку узла учета установку запорной арматуры, фильтров и полнопроходных счетчиков Ду -80-100 (ультразвуковые или электромагнитные).

ООО «Горэлектро» письмом от 28.05.2015 возразило относительно обоснованности требований ООО «Теплофикация», указанных в письме от 15.05.2015 и в дополнениях к техническим условиям от 18.05.2015.

ООО «Комфорт» письмом от 20.05.2015 также возразило относительно обоснованности требований ООО «Теплофикация», указанных в дополнениях к техническим условиям от 18.05.2015.

ООО «Теплоэнергетика» письмом от 29.05.2015 исх. № 651 в адрес ООО «Комфорт» и письмом от 04.06.2015 исх. № 693 в адрес ООО «Горэлектро» сообщило указанным организациям об отказе в согласовании проекта на установку узла учета тепловой энергии.

ООО «Горэлектро» письмом от 09.06.2015 вновь направило ООО «Теплоэнергетика» обоснование соответствия проекта установленным требованиям, а также указало о внесении изменений в проект в части счетчиков давления.

ООО «Теплоэнергетика» письмом от 19.06.2015 исх. № 752 вновь отказало в согласовании проекта на установку узла учета по следующим причинам:

- в задании на проектирование указан показатель потерь давления несоответствующий техническим условиям;

- несоответствие расчета потерь техническим условиям;

- отсутствие схемы с точкой подключения сетевого питания;

- заужение диаметра запорной арматуры, фильтров, трубопроводов.

Кроме того, указанным письмом ООО «Теплоэнергетика» предписало предусмотреть установку ИБП для бесперебойной передачи данных с датчиков давления на тепловычислитель при отключении эл. энергии, а также приложить к проекту на узел учета проект на заземление эл. установок в ИТП.

ООО «Комфорт» письмом от 09.07.2015 направило в адрес ООО «Теплоэнергетика» письмо ООО «Горэлектро» с возражениями на замечания, указанные в письме от 19.06.2015 исх. № 752.

ООО «Теплоэнергетика» письмом от 13.07.2015 исх. № 850 сообщило ООО «Комфорт» и ООО «Горэлектро» о том, что проект на узел учета будет согласован только после внесения изменений на установку запорной арматуры, фильтров и полнопроходных счетчиков Ду-80 (ультразвуковых или электромагнитных).

А также потребовало не приступать к монтажу узла учета до внесения изменений в проектную документацию.

По настоящее время проект на узел учета тепловой энергии для МКД № 17 МКР-2 г. Усть-Катава не согласован.

Заявитель в ходе рассмотрения настоящего дела поддержал доводы, указанные в заявлении.

Представители ООО «Теплоэнергетика» направили письменные пояснения и в ходе рассмотрения настоящего дела пояснили следующее.

Проект на узел учета тепловой энергии д. № 17 МКР-2 г. Усть-Катава, разработанный ООО «Горэлектро», поступил на согласование 3.04.2015, так как проект имел ряд недоработок ООО «Теплоэнергетика» направило его на доработку.

14.05.2015 часть замечаний была устранена и проект поступил на согласование.

Однако проект вновь был направлен на доработку, поскольку на основании подпункта «б» Правил к проекту была приложена схема подключения к тепловой сети, на которой был указан диаметр вводных трубопроводов 76 мм, а по факту 108 мм, то есть необходимо было подобрать и установить полнопроходные теплосчетчики, запорную арматуру и фильтры соответствующего диаметра ду 80, чтобы не было ухудшения теплоснабжения 9 этажного дома.

Полнопроходные теплосчетчики внутри полости не содержат выпирающих частей, тем самым не создают препятствий для прохождения водяного потока, т.е. не ухудшают условия для создания требуемого давления и расхода теплоносителя в тепловой системе многоквартирного дома. 

9.06.2015 ООО «Горэлектро», согласившись с замечанием об установке датчиков давления, перевыпустило новый проект в соответствии с новым инвентарным номером 1-530.03.15-ОВ.АОВ, но при этом не устранило старые недостатки.

Кроме этого в новом проекте на д. 17 МКР-2 г. Усть-Катава в соответствии с подпунктом «м» пункта 44 Правил необходимы монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления.

 Датчики давления работают в диапазоне от 12 V до 36 V, который в свою очередь запитывается от сети 220 V, а в проекте отсутствует точка подключения сетевого питания 220 У.

Так как в ИТП присутствует опасность поражения электрическим током человека, необходимо установить заземление электроустановок и перемычки на трубопроводы для выравнивания потенциалов, согласно подпунктам 1.7.51-1.7.52, 1.7.82 Правил устройства электроустановок.

Так же в задании на проектирование указано, что потери давления на узле учета должны быть 2 м.в.ст., что противоречит выданным техническим условиям № 220 от 26.02.2015, где указано, что потери давления не должны превышать 0,5 м.в.ст., в то же время в расчетах сумма потерь давления составляет 0,514 м.в.ст.

В настоящее время проект на узел учета тепловой энергии д.17 МКР-2 в г. Усть-Катав не согласован.

ООО «Комфорт» и ООО «Горэлектро» в ходе рассмотрения дела поддержали доводы заявителя, а также представили следующие письменные пояснения.

ООО «КОМФОРТ», являясь управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Усть-Катав, МКР-2 дом 17, на основании решения собственников от 10.03.2015 заключило договор на выполнение работ по оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии.

Согласно договору от 17.03.2015 № 19 ООО «КОМФОРТ» взяло на себя обязанность по организации коммерческого учета в срок до 01.09.2015, для чего заключило договор со специализированной организацией ООО «Горэлектро» на разработку проекта на узел учета тепловой энергии, теплоносителя.

С 03.04.2015 по 13.07.2015 между теплоснабжающей организацией и проектной организацией продолжалась переписка по согласованию проекта, однако, в нарушение требований пунктов 44, 49, 50, 51 Правил проект в установленные сроки не был согласован.

В соответствие с пунктом 42 Правил ООО «КОМФОРТ» выполнило работы по монтажу узла учета тепловой энергии в срок, указанный в договоре, до 01.09.2015.

Собственники многоквартирного дома в соответствие с условиями договора внесли предоплату в размере 101860 рублей для приобретения материалов, оборудования и оплаты проекта, а также обязаны произвести окончательный расчет по договору после ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.

Так как до настоящего времени узел учета в эксплуатацию не введен, окончательный расчет между собственниками и ООО «КОМФОРТ» не произведен.

По договору с ООО «Горэлектро» бала предусмотрена предоплата в размере 12500 рублей, окончательный расчет должен быть произведен после согласования проекта теплоснабжающей организацией.

Таким образом, действиями ООО Теплоэнергетика» нарушены права ООО «КОМФОРТ», выполнившем договорные обязательства перед собственниками многоквартирного дома № 17 МКР-2 и не получившим вознаграждение, предусмотренное договором, на которое рассчитывал, заключая данный договор.

Убытки по данному договору (фактически) составили 50758 рублей, как разница между фактическими затратами ООО «КОМФОРТ» на установку узла учета и предоплатой по договору на проектирование и суммой предоплаты собственниками.

Кроме того, ООО «Горэлектро», исполнив свои обязательства по проектированию узла учета в сроки, установленные договором, также не получили вознаграждение в полном объеме в размере 25000 рублей, на которое рассчитывали при заключении данного договора, так как условиями договора также оговаривалось, что окончательный расчет производится после согласования проекта.

Учитывая, что замечания к проекту и монтажу не обоснованы требованиями действующих Правил, инструкций и других нормативных документов, действиями ООО «Теплоэнергетика» по отказу в допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, нарушены права и законные интересы двух юридических лиц: подрядной организации ООО «КОМФОРТ» и проектной организации ООО «Горэлектро».

Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Теплоэнергетика» нарушения  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признаётся положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заняты      производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

МУП «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

В силу своего доминирующего положения ООО «Теплоэнергетика» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ), в том числе не допускать действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Действия ООО «Теплоэнергетика» по отказу в согласовании проекта на общедомовой узел учета тепловой энергии не оказывают и не могут оказывать влияния на состояние конкуренции, поскольку нарушают права физических лиц - собственников помещений в многоквартирном доме № 17 МКР-2 в г. Усть-Катав на расчет платы за потребленную коммунальную услугу по показаниям прибора учета тепловой энергии, а не по нормативу, ввиду затягивания сроков введения в эксплуатацию, а равно постановке на коммерческий учет общедомового прибора учета тепловой энергии.

Кроме того, в данном случае круг потребителей является определенным - собственники помещений в доме № 17 МКР-2 в г. Усть-Катаве.     

Таким образом, действия ООО «Теплоэнергетика» по отказу в согласовании проекта на общедомовой узел учета тепловой энергии не являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Доводы ООО «Комфорт» о нарушении прав общества данными действиями теплоснабжающей организации не могут быть приняты во внимание ввиду того, что общество выступает в данных отношениях от имени и в интересах собственников помещений в многоквартирном доме № 17 МКР-2 в г. Усть-Катаве.

Тем не менее, Комиссия отмечает, что указанные действия ООО «Теплоэнергетика» могут содержать признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить производство по делу № 29–03/15 о нарушении ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии);

2. Рассмотреть материалы настоящего дела на предмет наличия (отсутствия) состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                                              

 

Члены Комиссии                                                                                           

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны