Решение б/н Решение и предписание по делу № 29-03-18.1/2014 по жалобе ОО... от 29 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 июля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семенова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Ростовцева Юлия Геннадьевна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 29-03-18.1/2014, возбужденное по жалобе ООО «Е-ТЭК» на действия (бездействие) Муниципального унитарного предприятия «Управление автомобильного транспорта» Озерского городского округа (далее — МУП «УАТ») при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку горюче-смазочных материалов через АЗС (извещение №31401286682), в присутствии:

  • законного представителя ООО «Е-ТЭК»;

  • представителя МУП «УАТ» по доверенности.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «Е-ТЭК» от 17.07.2014 вход. № 10920 на действия (бездействие) МУП «УАТ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку горюче-смазочных материалов через АЗС (извещение № 31401286682) (далее – Конкурс).

В жалобе указано следующее.

1. В пункте 18 информационной карты Конкурса содержатся критерии оценки заявок на участие в данном конкурсе, одним из которых является «квалификация участников».

Расчет рейтинга заявки по критерию «квалификация участников» производится по совокупности 3 показателей, в том числе:

- сведения о наличии разветвленной сети торговых точек (АЗС), с возможностью свободного заезда на территорию АЗС, подъезда к заправочным колонкам и выезда с территории АЗС транспорта с максимальными габаритами, габаритным радиусом поворота не менее 11, 5 м., шириной коридора при повороте не менее 6,7 м. - от 0 до 40 баллов:

отсутствуют АЗС - 0 баллов;

от 1 до 2 АЗС- 20 баллов;

от 2 и более АЗС – 40 баллов.

По мнению ООО «Е-ТЭК», условия конкурсной документации не позволяют однозначно определить количество баллов, которые будут присвоены за наличие у участника закупки 2 АЗС.

- сведения о наличии производственные и складские помещения - от 0 до 40 баллов.

Участники размещения заказа не представившие сведения о производственных и складских помещениях получают 0 баллов.

Законный представитель ООО «Е-ТЭК» указал, что данное требование не относится к деятельности по отгрузке горче-смазочных материалов, таким образом, не может являться существенным критерием в оценке квалификации участника Конкурса.

Данные обстоятельства создают препятствия для потенциальных участников данной закупки.

По доводам, изложенным в жалобе ООО «Е-ТЭК», МУП «УАТ» сообщило следующее.

1. Текст пункта 2.1 информационной карты (подкритерий «квалификация участника открытого конкурса») содержит формулировки «... от и до...» и «...от и более...».

Предлог «до» употребляется для указания на предел чего-либо, в значении «раньше чего-нибудь» (С.И. Ожегов. Словарь русского языка, 1971, с. 162).

Предлог «до» употребляется в значении «исключая» (Ожегов С.П., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 526).

Представитель МУП «УАТ» пояснил, что при толковании рассматриваемого подкритерия в случае употребления предлога «до», а именно: «от 1 до 2 АЗС», это количество (2 шт. АЗС) при расчете баллов не учитывается. За расчетное количество АЗС в данном случае применяется АЗС в количестве 1 шт., которому присваивается 20 баллов.

По второму доводу подателя жалобы, МУП «УАТ» пояснило, что действующим законодательством не установлены требования к формированию заказчиком критериев и порядка оценки и сопоставления заявок.

Заказчик самостоятельно определяет критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, которые устанавливает в конкурсной документации на основании Положения о закупках. Критерии, установленные в конкурсной документации, распространяются на всех участников.

Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 года № 693 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» установлено, что на территории закрытого образования, зарегистрированные в установленном порядке юридические лица осуществляют деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования.

МУП «УАТ» создано и осуществляет свою деятельность на территории ЗАТО г. Озерск Челябинской области. На территории ЗАТО располагается ФГУП «ПО МАЯК».

МУП «УАТ» является социально значимым предприятием Озерского городского округа. Предприятие осуществляет следующие виды деятельности: пассажироперевозки по внутримуниципальным и межмуниципальным маршрутам, вывоз и завоз детей в детские оздоровительные лагеря, содержание улично-дорожной сети г. Озерска Челябинской области, вывоз мусора от населения, а также является поставщиком услуг на период ГО и ЧС.

В случае чрезвычайных ситуаций в г. Озерске, в том числе на ФГУП «ПО МАЯК», предприятие должно будет осуществить вывоз населения города в безопасное место. Кроме того, поддержание улично-дорожной сети города в надлежащем состоянии в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» направлено на стабильную работу транспорта, обслуживающее ФГУП ПО «Маяк», как по доставке работников, так и по транспортировке опасных отходов.

Для осуществления основных видов деятельности огромное значение имеет бесперебойная поставка горюче-смазочных материалов, в том числе превышающая среднесуточную потребность нашего предприятия в период чрезвычайных ситуаций.

При установлении данного подкритерия был учтен и прошлый опыт работы с предыдущими поставщиками ГСМ, когда на АЗС отсутствовало топливо по тем или иным причинам.

Подкритерий «производственные и складские помещения» предусматривает наличие отапливаемых стоянок для бензовозов, наличие определенного персонала, складских помещений для хранения запасных частей, агрегатов (насосы, фильтры и пр.) и, следовательно, обеспечивает своевременный ремонт топливораздаточных колонок.

То есть данное условие гарантирует наличие у участника закупки необходимых ресурсов для своевременного принятия мер к недопущению перебоев в поставке горюче-смазочных материалов.

Кроме того, на заседании Комиссии представитель МУП «УАТ» акцентировал внимание на том, что коэффициент значимости критерия «Квалификация участника открытого конкурса» - 30%. Самым значимым критерием является «цена договора» - 50 %. Остальные критерии отбора: квалификация участника и отсрочка платежа в своей совокупности составляют 50%. Установление МУП «УАТ» вышеуказанных критериев в конкурсной документации не противоречит требованиям Закона о закупках. С доводами жалобы предприятие не согласно.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу об обоснованности жалобы в части по следующим основаниям.

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

При организации и проведении Конкурса МУП «УАТ» руководствовалось Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке.

Положение о закупке утверждено приказом исполняющего обязанности директора МУП «УАТ» от 23.01.2014 № 01- 03/20.

Пункт 3.1. Положения устанавливает, что закупки могут осуществляться следующими способами:

  1. конкурс (открытый);

  2. аукцион;

  3. запрос предложений;

  4. запрос цен;

  5. запрос котировок;

  6. прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя).

Приоритетным способом закупки является открытый конкурс (пункт 3.2 Положения).

Пункт 5.1.1 Положения устанавливает, что конкурс - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации.

Заказчик проводит конкурс, если цена закупаемой продукции, работ, услуг является не единственным критерием выбора поставщика.

Конкурс проводится Заказчиком в порядке, определенным Положением, в том числе при закупке товаров, работ, услуг на сумму более 5 000000 (пяти миллионов) рублей по одной закупке.

Статьей 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: дает согласие на совершение крупных сделок.

Постановлением Администрации Озерского городского округа Челябинской области от 10.06.2014 № 1781 «О согласовании крупной сделки» МУП «УАТ» согласовано совершение крупной сделки для приобретения по результатам аукциона горюче-смазочных материалов в размере начальной максимальной цены договора 10797400 (десять миллионов семьсот девяносто семь тысяч четыреста) рублей 00 копеек.

Постановлением Администрации Озерского городского округа Челябинской области от 18.06.2014 № 1844 «О внесении изменений в постановление от 10.06.2014 № 1781 «О согласовании крупной сделки» пункт 1 изложен в следующей редакции: «разрешить МУП «УАТ» совершение крупной сделки для приобретения по результатам конкурса горюче-смазочных материалов в размере начальной максимальной цены договора 10797400 (десять миллионов семьсот девяносто семь тысяч четыреста) рублей 00 копеек».

Директором МУП «УАТ» Погореловым В.Г. издан приказ № 01-03/188 от 26.06.2014 г. о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку горюче-смазочных материалов через АЗС.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 26 июня 2014 года было опубликовано извещение (№ 31401286682) о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку горюче-смазочных материалов через АЗС. Организатором и заказчиком проведения Конкурса является МУП «УАТ». Вместе с извещением о проведении Конкурса Заказчиком, также на официальном сайте была размещена конкурсная документация. Электронная торговая площадка в сети Интернет: OTC-tender.

Срок подачи конкурсных заявок установлен с 27.06.2014 по 21.07.2014.

Приказом от 30.06.2014 № 01-03/219 в конкурсную документацию внесены изменения. Утвержденная конкурсная документация в редакции № 2 01.07.2014 размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и торговой площадке OTC-tender.

Пункт 5.2.15 Положения гласит, что конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок, критерии оценки конкурсных заявок.

Пунктом 18 информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость.

 

Критерии оценки заявок

Значимость критерия %

 

Коэффициент значимости

Цена договора

 

50

0,50

Квалификация участника

 

30

0,30

Отсрочка платежа

20

0,20

ИТОГО

100

1

Заказчик осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса.

Расчет коэффициента значимости «Квалификация участника открытого конкурса» производится, в том числе по следующим подкритериям.

1. Сведения о наличии разветвленной сети торговых точек (АЗС), с возможностью свободного заезда на территорию АЗС, подъезда к заправочным колонкам и выезда с территории АЗС транспорта с максимальными габаритами (11,990*3,450*2,5 м.), габаритном радиусом поворота не менее 11,5 м., шириной коридора при повороте не менее 6,7 м. - от 0 до 40 баллов.

Отсутствуют АЗС - 0 баллов;

От 1 до 2 АЗС- 20 баллов;

От 2 и более АЗС – 40 баллов.

Участники размещения заказа не представившие сведения о торговых точках (АЗС) получают 0 баллов.

2. Производственные и складские помещения - от 0 до 40 баллов.

Участники размещения заказа не представившие сведения о производственных и складских помещениях получают 0 баллов.

Антимонопольный орган принимает довод ООО «Е-ТЭК» о том, что условия конкурсной документации не позволяют однозначно определить количество баллов, которые будут присвоены за наличие у участника закупки 2 АЗС.

Предлог до указывает на пространственный, временной или количественный предел действия, движения, состояния, качества и т.п.

В зависимости от характера выражаемых отношений предлог «до» может иметь несколько значений, в том числе:

- временное,

- количественные.

Челябинское УФАС России отмечает отсутствие четких правил русского языка при определении границ значения предлога «до».

Вместе с тем, по мнению Челябинского УФАС России, при использовании в предложении предлога «до» в количественном значении по умолчанию он уже включает в себя предельное значение, которое указывается после него.

Использование неоднозначной формулировки данного критерия конкурсной документации без уточнения «включительно/исключительно» могло ввести участников закупки в заблуждение относительно обоснованности оценки поступивших заявок, что является нарушением принципа информационной открытости закупки, закрепленного в статье 3 Закона о закупках.

2. Довод заявителя относительно незаконности предъявляемого требования к потенциальным участникам закупки о наличии производственных и складских помещениях Комиссия считает несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом, из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В пункте 18 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью Конкурсной документации, установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок, в состав которых входят также требования обжалуемые заявителем.

Заказчик в документации о закупке самостоятельно устанавливает критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок, позволяющий заказчику осуществить выбор победителя закупочной процедуры для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, с учетом особенностей осуществляемой заказчиком закупочной процедуры, характеристик закупаемых товаров, работ, услуг.

При этом, действующее законодательство не содержит каких-либо определенных требований, конкретизирующих содержание сведений, относящихся к критериям и порядку оценки и сопоставления заявок претендентов.

Кроме того, отмечаем, что отсутствие у хозяйствующего субъекта производственных и складских помещениях не является основанием для отказа в допуске к участию в данном Конкурсе и не может ограничить круг потенциальных участников рассматрвиаемой закупки.

По результатам рассмотрения данного дела в части предъявления требования к участникам закупки о наличии производственных и складских помещениях Челябинское УФАС России пришло к выводу об отсутствии нарушения МУП «УАТ» части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Е-ТЭК» на действия (бездействие) МУП «УАТ» обоснованной в части.

2. Признать действия МУП «УАТ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку горюче-смазочных материалов через АЗС (извещение № 31401286682), выразившиеся в неоднозначном формулировании критерия оценки заявок «сведения о наличии разветвленной сети торговых точек (АЗС)», противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Выдать МУП «УАТ» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации проведения закупок на поставку горюче-смазочных материалов через АЗС.

 

  1. Председатель Комиссии

  2. Е.Г. Семенова

  3. Члены Комиссии

  4. Д.А. Дозморова

  5. Ю.Г. Ростовцева

  6. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 23

  по делу 29-03-18.1/2014

 

24 июля 2014 года                                                         

г. Челябинск, пр. Ленина, 59                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

Ростовцева Юлия Геннадьевна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьей 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»                 (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 24.07.2014 № 29-03-18.1/2014 по жалобе ООО «Е-ТЭК» на действия (бездействие) Муниципального унитарного предприятия «Управление автомобильного транспорта» Озерского городского округа  (далее — МУП «УАТ») при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку горюче-смазочных материалов через АЗС (извещение №31401286682),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУП «УАТ» в срок до 4 августа 2014 года прекратить нарушение порядка организации, проведения закупки на поставку горюче-смазочных материалов через АЗС,  выразившиеся в неоднозначном формулировании критерия оценки заявок «сведения о наличии разветвленной сети торговых точек (АЗС)», что противоречит части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. МУП «УАТ» в срок до 4 августа 2014 года разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru разъяснения конкурсной документации в части оценки заявок участников закупки по критерию «сведения о наличии разветвленной сети торговых точек (АЗС)»;

3. МУП «УАТ» в случае проведения  в 2014 году закупок на поставку горюче-смазочных материалов через АЗС, совершить действия, направленные на обеспечение соблюдения принципа информационной открытости закупки, а именно: однозначно формулировать критерий оценки заявок «сведения о наличии разветвленной сети торговых точек (АЗС).

         4. МУП «УАТ»  в течение 14 дней  после проведения закупок в 2014 году на поставку горюче-смазочных материалов через АЗС представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 3 настоящего предписания, а именно: выкопировку из документации по проводимым закупкам, определяемой критерии оценки заявок участников закупки либо реквизиты данных закупок для осуществления контроля антимонопольным органом исполнения данного предписания посредством сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).

 

 

Председатель Комиссии                                                                     

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии                                                                              

Д.А. Дозморова

Ю.Г. Ростовцева         

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.          

Связанные организации

Связанные организации не указаны