Решение №ВЛ/17485/21 По делу № 973-ж/2021 от 22 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

По делу № 973-ж/2021

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная психоневрологическая больница № 5»

 

455048, Челябинская область, г.Магнитогорск, ул. Рабочая ул. 53

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

 

454084, г. Челябинск, ул. Калинина, дом 21

 

АО «ТЭК-Торг»

 

119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

Общество с ограниченной ответственностью «УМК» (ООО «УМК»)

 

457416, Челябинская область, Агаповский район, пос. Приморский, ул. Коммунальная, 8

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-3719/2021

973-ж/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

 

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «УМК» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку молока и кисломолочной продукции классов образовательных организаций Челябинской области (извещение № 0869200000221004265) в присутствии:

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» "...", действующего на основании доверенности от 08.04.2021 № 03;

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» "...", действующего на основании доверенности от 08.04.2021 № 05;

- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная психоневрологическая больница № 5»"...", действующего на основании доверенности от 16.12.2021,

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 10.12.2021 поступила жалоба ООО «УМК» (далее – заявитель, общество) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная психоневрологическая больница № 5» при проведении электронного аукциона на поставку молока и кисломолочной продукции классов образовательных организаций Челябинской области (извещение №0869200000221004265) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная психоневрологическая больница № 5» (далее – заказчик), ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – уполномоченный орган) 07.12.2021 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки 0869200000221004265.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. 0869200000221004265) определена в размере 1 066 498,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 15.12.2021 10:00.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.

При описании объекта закупки допущены нарушения положений законодательства Российской Федерации. Так, по мнению заявителя, описание содержит указание на товарный знак «Снежок» без возможности поставки эквивалентного товара, а также требование о соответствии продукции ГОСТ 17164-71 (п. 33), которые ограничивают конкуренцию.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что продукт кисломолочный «Снежок» не является товарным знаком. Требование к производству товара по какому-то определенному ГОСТу или ТУ в техническом задании не указано. Технические регламенты Таможенного союза содержат более полную информацию о требованиях и не исключают возможности поставки товара по ГОСТу или ТУ.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Предметом закупки является поставка молока и кисломолочной продукции.

    1. Согласно пункту 2.1. информационной карты описание объекта закупки отражено в техническом задании.

Из технического задания следует, что заказчику к поставке требуется в том числе напиток кисломолочный «Снежок» со следующими характеристиками:

п/п

Код позиции КТРУ, ОКПД2/

Наименование товара

Описание объекта закупки

Ед. изм.

Кол-во

Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного аукциона

Максимальные и/или минимальные значения

3.

10.51.52.190

Напиток кисломолочный «Снежок»

 

ГОСТ 17164-71( п.33)

Консистенция и внешний вид: консистенция должна быть однородной, полужидкая.

Вкус и запах чистый кисломолочный, без посторонних привкусов и запахов с выраженным вкусом пастеризации.

Цвет белый, равномерный по всей массе.

Массовая доля жира не менее 2,5%

Фасовка не менее 0,5 кг. не более 1 кг.

Килограмм

600

 

Согласно доводам жалобы название продукции «Снежок» является указанием на товарный знак.

Статьей 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) закреплено понятие товарного знака, а именно - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1232 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (статья 1479 ГК РФ).

Согласно открытым сведениям, размещенным на сайте Российского агентства по патентам и товарным знакам, товарный знак зарегистрирован 04.01.2003 ОАО «ЛАКТИС». Срок действия регистрации заканчивается 11.10.2021. Сведения о продлении регистрации товарного знака отсутствуют.

Таким образом, согласно открытым источникам сети Интернет на момент размещения закупки срок действия регистрации товарного знака истек.

В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Таким образом, бремя доказывания доводов жалобы лежит на заявителе.

В составе жалобы заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что наименование «Снежок» является товарным знаком зарегистрированным в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Представителями уполномоченного органа в материалы дела представлены сведения в отношении кисломолочной продукции различных производителей под наименованием «Снежок».

На основании изложенного, довод жалобы относительно неправомерного описания объекта закупки с использованием товарного знака является необоснованным, ввиду его недоказанности заявителем.

    1. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Согласно техническому заданию качество и безопасность поставляемого товара должны соответствовать требованиям и нормам, установленным:

- Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013);

- Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011);

- Закону Российской Федерации от 14.05.1993г. № 4979-1 (в редакции от 02.08.2019г. №297) «О ветеринарии»;

- СанПиНу 2.3.2. 1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;

- СанПиНу 2.3.2. 1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».

Кроме того, при описании напитка кисломолочного «Снежок» в техническом задании имеется ссылка на пункт 33 ГОСТ 17164-71 «Молочная промышленность. Производство цельномолочных продуктов из коровьего молока», в котором дано определение указанной продукции, а именно: «напиток «Снежок» - Кисломолочный напиток, вырабатываемый из цельного гомогенизированного молока с добавлением сахара или плодово-ягодных сиропов и сквашенного чистыми культурами термофильных рас молочнокислого стрептококка и болгарской палочки».

Как следует из пояснений представителей уполномоченного органа указание на ГОСТ 17164-71 используется в части пункта 33, устанавливающего определение напитка «Снежок». Указанный ГОСТ является действующим на территории Российской Федерации стандартом. При этом представители отметили, что данное требование не исключает возможность поставки указанного товара в соответствии с принятыми производителем Техническими условиями на производства кисломолочной продукции.

Таким образом, принимая во внимание, что законодательством о контрактной системе предусмотрена возможность описания объекта закупки с учетом условных обозначений и терминологии в соответствии с документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, Комиссия не усматривает нарушений в действия заказчика в части указания ссылки на пункт 33 ГОСТа 17164-71 «Молочная промышленность. Производство цельномолочных продуктов из коровьего молока».

Кроме того, изучив документы, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя относительно ограничения количества участников закупки необоснован, поскольку не подтвержден документально.

Действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

 

  1. К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).

В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При этом процедура заключения контракта предусматривает, что заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Таким образом, из системного толкования норм законодательства о контрактной системе следует, что в составе документации об аукционе размещается разработанный в полном объеме проект контракта, которые содержит все условия его исполнения.

Согласно пункту 1.2 проекта контракта наименование и количество поставляемого товара указаны в спецификации (приложение № 1 к настоящему контракту). функциональные, технические и качественные характеристики товара установлены в техническом задании (приложение № 2 к настоящему контракту).

Вместе с тем, спецификация (приложение № 1 к контракту) содержит пустую таблицу, а техническое задание (приложение № 2 к контракту) в полной мере не отражает положения документации об аукционе.

Так, например, в техническом задании документации об аукционе указано:

- Качество и безопасность поставляемого товара должны соответствовать требованиям и нормам, установленным Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013); - Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011); Закону Российской Федерации от 14.05.1993г. № 4979-1 (в редакции от 02.08.2019г. №297) «О ветеринарии»; СанПиНу 2.3.2. 1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»; СанПиНу 2.3.2. 1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».

- Остаточный срок годности товара на момент поставки должен составлять не менее 3 (трех) суток (указанное не относится к характеристикам товара, так как является условием исполнения контракта, которое не может быть изменено участником). Поставщик обязуется при передаче каждой партии пищевых продуктов представить Заказчику документы, подтверждающие безопасность пищевых продуктов: электронное ветеринарное свидетельство в соответствии с Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 18.12.2015г. № 648.

- В случае отсутствия любого из документов, подтверждающих соответствие пищевых продуктов обязательным требованиям, на партию или часть партии продукции Заказчик не принимает такую партию или ее часть.

- Товар расфасован, упакован в тару и (или) упаковку, изготовленные из экологически безопасных материалов, разрешенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, для контакта с пищевыми продуктами и обеспечивающих безопасность и качество молока и кефира в течение срока их годности.

При этом данные условия исполнения обязательств в проекте контракта, в том числе его приложениях, отсутствуют.

Данное несоответствие может привести к заключению контракта не на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

Таким образом, размещенный в составе документации об аукционе проект контракта составлен с нарушением части 4 статьи 64, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.


 

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. 1. Признать жалобу ООО «УМК» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку молока и кисломолочной продукции классов образовательных организаций Челябинской области (извещение № 0869200000221004265) необоснованной.

  1. 2. По результатам проведения внеплановой проверки определения поставщика признать в действиях заказчика нарушения части 4 статьи 64, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

  1. 3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе⃰.

  2. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии "..."

 

 

Члены комиссии "..."

 

 

"..."

 

 

 

 

 

Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке «реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний» - поиск по № извещения – № жалобы - вкладка «документы»

 

Приложение
 

Список рассылки

Корреспондент

Адрес

1

ООО «УМК»

457416, Челябинская область, Агаповский район, пос. Приморский, ул. Коммунальная,8

Nuriia.Khusnutdinova@sitno.ru

2

ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"

454084, г. Челябинск, ул. Калинина, д. 21
zakup@zakup74.ru

3

ГБУЗ «Областная психоневрологическая больница № 5»

455048, г. Магнитогорск, ул. Рабочая, д. 53
mail@opnb5-74.ru

4

АО «ТЭК-Торг»

19021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24
help@tektorg.ru

 

 

2021-18873

 

 

Связанные организации

ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ООО «УМК»
ИНН 7455002942, ОГРН 1117455000728
ГБУЗ «ОПНБ № 5»
ИНН 7445040138, ОГРН 1027402168166
АО «ТЭК-Торг»
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368