Решение по жалобе №СК/9873/22 Решение и предписание по жалобе № 074/10/18.1-2167/2022 от 22 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление жилищно-коммунального хозяйства Саткинского муниципального района

456910, г. Сатка, ул. Пролетарская, д. 40-а

ukh-satka@mail.ru

<…>

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/10/18.1-2167/2022

17 августа 2022 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

<…> - заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<…> - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

при рассмотрении жалобы ИП <…> (далее - Заявитель) на неправомерные действия Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Саткинского муниципального района (далее – Управление, организатор торгов)

У С Т А Н О В И Л А :

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ИП <…> на неправомерные действия Управления при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок Саткинского муниципального района извещение 2/2022 (лот 1: маршруты № 28, 29, 21, 23; лот 2: маршруты № 399-2, 4; лот 3: маршруты № 407, 410-А, 410-В, 410, 407Б; лот 4: маршрут № 403-А; далее – Конкурс, торги),

В качестве доводов Заявитель в жалобе, а также в дополнениях к жалобе указал следующее.

Управлением неправомерно объявлен Конкурс по 12 маршрутам, тогда как необходимо проведение торгов по 18 маршрутам.

При проведении конкурса применяется новая Шкала для оценки критериев при сопоставлении заявок участников открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденная Постановлением Администрации Саткинского муниципального района от 28.06.2022 № 453, не содержащая порядка расчета баллов по каждому критерию, формул для расчета баллов.

При этом Постановление Администрации Саткинского муниципального района от 28.12.2021 № 1043 «О внесении изменений в постановление Администрации Саткинского муниципального от 08.10.2021 № 765» не отменено.

В конкурсной документации приведены смещенные формулы, не позволяющие правильно их использовать для расчета баллов по критерию 1 «Количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения» (далее – критерий 1 «Количество дорожно-транспортных происшествий»).

По мнению ИП <…>, Управлением созданы преимущественные условия участия в Конкурсе для простых товариществ, поскольку по критерию 1 «Количество дорожно-транспортных происшествий» оценки показателей всех участников простого товарищества суммируются, а при конечном подсчете этот показатель не делится на количество участников.

Конкурсной документацией не установлена формула расчета баллов по критерию 4 «Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок» (далее — критерий 4 «Максимальный срок эксплуатации»), не приведено понятие термина «максимальный срок эксплуатации транспортных средств». При этом предусмотрена возможность замены транспортного средства в случае, если срок его эксплуатации до окончания срока действия свидетельства превысит максимальный срок эксплуатации транспортного средства.

В конкурсной документации не приведены порядок расчета баллов в случае, если участником конкурса не представлены сведения, необходимые для расчета баллов по соответствующему критерию оценки заявок или представленные сведения не соответствуют требованиями конкурсной документации, или представленные сведения имеют расхождения с полученными в результате расчета сведениями, а также информация об округлении расчетных данных. Заявителем отмечено, что такая информация может содержаться в актах, регламентирующих порядок работы конкурсной комиссии, положении о конкурсной комиссии, которые не опубликованы на сайте уполномоченного органа.

Кроме того, Заявитель указывает, что в конкурсной документации не указаны реквизиты положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Сатанинского муниципального района.

Приложение № 7 к информационной карте конкурсной документации, по мнению Заявителя, не соответствует конкурсной документации, поскольку не предусматривает указание экологического класса транспортного средства в графе 10 при условии, что данная характеристика является критерием Конкурса.

Пункты 6, 7 проектов свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, включенных в конкурсную документацию, не соответствуют Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2015 № 331 «Об утверждении формы бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и порядка его заполнения».

Помимо этого Заявитель полагает, что органом местного самоуправления нарушены порядок установления и отмены муниципальных маршрутов, а именно не учен установленный порядок согласования с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативным правом актом такого субъекта, порядок продления срока действия свидетельств,

В связи с изложенным Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать организатору торгов предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.

Управлением представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии указано следующее.

Предметом Конкурса являются все маршруты, для которых требуется проведение обязательных торгов в соответствии с законодательством об организации пассажирских перевозок, а также предупреждением Челябинского УФАС России № 19-07/2021 от 14.07.2021.

Постановление Администрации Сатинского муниципального района от 28.12.2021 № 1043 «О внесении изменений в постановление Администрации Сатинского муниципального района от 08.10.2021 № 765» утратило свою силу, так как отменено отменно Постановление Администрации Саткинского муниципального района от 23.10.2016 № 910 «Об утверждении Шкалы для оценки критериев при сопоставлении заявок участников открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок», которое являлось исходным, а последующие постановления вносили только изменения в исходный акт.

Постановление Администрации Сатинского муниципального района от 28.06.2022 № 453 «Об утверждении Шкалы для оценки критериев при сопоставлении заявок участников открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок» полностью соответствует законодательству об организации пассажирских перевозок.

В части смещения формул для расчета баллов по критериям конкурса Управление отмечает, что при скачивании конкурсной документации с официального сайта в сети Интернет Администрации Саткинского муниципального района данных проблем не возникает.

В части порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе Управлением указано следующее.

С учетом части 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора простого товарищества транспортные средства, имеющиеся в собственности или на другом законном основании в распоряжении каждого товарища объединяются, суммируются и делить их на количество товарищей при оценке по критерию 1 «Количество дорожно-транспортных происшествий» не верно.

Приказом Управления № 7 от 18.07.2022 внесены изменения в приложение № 7 к конкурсной документации в части добавления столбца 10 «Экологический класс транспортных средств», в котором предполагается указание экологического класса предлагаемых транспортных средств для проведения оценки и сопоставления заявок.

В период действия свидетельства об осуществлении перевозок срок эксплуатации каждого транспортного средства, используемого для выполнения условий свидетельства, не должен превышать максимального срока эксплуатации транспортных средств в течение действия свидетельства, указанного в предложении транспортных средств, представленного в составе заявки по предусмотренной в конкурсной документации форме. Дополнительных формул для расчета по данному критерию 4 не требуется.

По вопросу отклонения пунктов 6, 7 проектов свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, включенных в конкурсную документацию, от Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2015 № 331 «Об утверждении формы бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и порядка его заполнения» Управлением отмечено, что данные отклонения не являются существенными и будут устранены перед выдачей свидетельств.

Информация о порядке начисления баллов по критериям Конкурса содержится в конкурсной документации, о чем также организатором торгов указано Заявителю в ответе на соответствующий запрос о разъяснении положений конкурсной документации.

Управление отмечает, что указания в конкурсной документации муниципальных нормативных правовых актов дополнительно к федеральному и региональному законодательству не требуется.

На основании изложенного Управление полагает, что доводы Заявителя являются необоснованными.

Изучив представленные материалы, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220).

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Закона № 220).

Требования к извещению о проведении открытого конкурса, к участникам торгов, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в торгах определены статьями 22, 23, 24 Закона № 220-ФЗ.

Решением Собрания депутатов Саткинского муниципального района от 28.11.2018 № 385/49 утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Саткинского муниципального района (далее - Положение).

Кроме того, Приказом Управления от 05.08.2022 № 9 утверждены Положение о конкурсной комиссии и Порядок работы конкурсной комиссии, а также признан утратившим силу Приказ Управления от 18.11.2021 № 21.

Приказом Управления от 01.07.2022 № 6 утверждена конкурсная документация.

Предметом Конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Саткинского городского поселения, Бакальского городского поселения между поселениями в границах Саткинского муниципального, в отношении следующих маршрутов:

- лот № 1: № 28 «Западный – Большая запань», регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района: 36; № 29 «Западный – Лесничество», регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района: 37; № 21 «Западный – Первомайский – Гор. Баня», регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района: 33; № 23 «Западный – Новый завод», регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района: 31.

- лот № 2: № 399-2 «Сатка (Автостанция) – Бакал (Площадь – 38 квартал – Октябрьская)», регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района: 4; № 4 «Бакал – Катавка», регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района: 57.

- лот № 3: № 407 «г. Сатка (Автостанция) – Сулея – Межевой», регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района: 22; № 410А «г. Сатка (Автостанция) - Романовка», регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района: 20; № 410В «г. Сатка (Автостанция) - Пороги», регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района: 21; № 410 «г. Сатка (Автостанция) – п. Сулея», регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района: 2; № 407Б «г. Сатка (Автостанция) – Западный – Сулея – Межевой», регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района: 15.

- лот № 4: № 403А «Сатка – Бердяуш (Жукатау-Черемушки)» регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района: 23.

Даты начала и окончания подачи заявок 07.07.2022 и 08.08.2022 соответственно.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в Конкурсе назначено на 08.08.2022 в 9 часов 00 минут.

Дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе - 10.08.2022.

Дата подведения итогов Конкурса – 12.08.2022.

В соответствии с журналом приема заявок на участие в Конкурсе подано по 3 заявки хозяйствующих субъектов в отношении каждого лота.

Согласно сведениям, представленным Управлением, конверты с заявками не вскрывались, заявки конкурсной комиссией не рассматривались, свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов по результатам Конкурса не выдавались.

Комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы установлено следующее.

1. В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ сведений о данном маршруте в реестр маршрутов регулярных перевозок.

Распоряжением Администрации Саткинского муниципального района от 28.06.2022 №885-р утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Саткинского муниципального района (далее – Реестр маршрутов), в который включены все муниципальные маршруты, являющиеся предметом Конкурса, в том числе установленные в соответствии с Протоколами № 5/2021 от 28.12.2021 и № 1/2022 от 21.01.2022.

Так, в соответствии с пунктом 2.3 Протокола № 5/2021 от 28.12.2021 «Об отменен маршрутов регулярных перевозок, продлении срока действия свидетельств, проведении открытого конкурса на устанавливаемые маршруты регулярных перевозок» принято решение об установлении маршрутов № 407 «г. Сатка (Автостанция) – Сулея – Межевой», № 407 Б «г.Сатка (Автостанция) – Западный – Сулея – Межевой», № 399-2 «г. Сатка (Автостанция) – Бакал (площадь – 38 квартал – Октябрьская)», № 403А «Сатка – Бердяуш (Жукатау-Черемушки)», № 21 «Западный – п. Первомайский –Гор.Баня».

Согласно пунктам 2.2, 2.3 Протокола № 1/2022 от 21.01.2022 «Об установлении маршрута регулярных перевозок, проведении открытого конкурса» принято решении о возобновлении и установлении маршрута № 410 «Сатка-Сулея».

На основании изложенного, при наличии сведений о муниципальных маршрутах с порядковыми номерами № 28, 29, 21, 23, 399-2, 4, 407, 410А, 410В, 410, 407Б, 403А в Реестре маршрутов, с учетом Предупреждения Челябинского УФАС России о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 19-07/2021 от 14.07.2021, Управлением принято решение о проведении Конкурса и Приказом Управления от 01.07.2022 № 6 утверждена конкурсная документация.

Жалоба ИП <…> рассматривается антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, которая предполагает рассмотрение действий (бездействий) организатора торгов, конкурсной комиссии непосредственно при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

При этом под организацией и проведением торгов понимаются действия (бездействие), совершаемые во временном промежутке с момента опубликования извещения о проведении торгов и до момента подведения итогов торгов, под заключением договоров по результатам торгов - с момента подведения итогов и до момента заключения договора.

В связи с этим, Комиссией не может быть принят во внимание довод Заявителя о том, что Управлением неправомерно объявлен Конкурс в отношении 12 маршрутов, а не в отношении 18 маршрутов.

Кроме того, Заявителем фактически ставятся вопросы относительно правомерности действий органа местного самоуправления, связанных с установлением и отменной муниципальных маршрутов, продлением ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрутов.

Однако указанные вопросы не могут быть рассмотрены антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку не связаны с установленным действующим законодательством порядком организации и проведения торгов.

Более того, оценка указанным действиям органов местного самоуправления Саткинского муниципального района дана Челябинским УФАС России по заявлению ИП <…>, рассмотренному в предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции порядке (решение № АК/7170/22 от 22.06.2022).

Дополнительно сообщаем, что по вопросу разъяснения применения части 1.1 статьи 12 Закона № 220-ФЗ Заявитель вправе обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации, являющееся в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта.

2. Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по установленным частью 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ критериям.

В соответствии с подпунктами 7, 8 пункта 21 Положения конкурсная документация должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом № 220-ФЗ, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

При этом согласно части 4 статьи 24 Закона № 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

Шкала для оценки критериев при сопоставлении заявок участников открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок утверждена Постановлением Администрации Саткинского муниципального района от 28.06.2022 № 453 (далее - Шкала).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Администрации Саткинского муниципального района от 28.06.2022 № 453 признано утратившим силу ранее действовавшее Постановление Администрации Саткинского муниципального района от 23.10.2016 № 910 «Об утверждении Шкалы для оценки критериев при сопоставлении заявок участников открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок».

При этом до 28.06.2022 действовало Постановление Администрации Саткинского муниципального района от 23.10.2016 № 910 в редакции Постановления Администрации Саткинского муниципального района от 28.12.2021 № 1043.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что Заявителем небезосновательно указывается на необходимость соблюдения органом местного самоуправления Методических рекомендаций по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, подготовленных ФБУ НЦПИ при Минюсте России.

Вместе с тем, действия Администрации Саткинского муниципального района по принятию акта об отмене Постановления Администрации Саткинского муниципального района от 23.10.2016 № 910 без отмены всех изменяющих его муниципальных актов в соответствии с указанными методическими рекомендациями не свидетельствует о нарушении Управлением, как организатором торгов, порядка организации и проведения Конкурса, в связи с чем соответствующий довод Заявителя не может быть признан обоснованным.

Кроме того, Комиссией отклоняются доводы Заявителя в части нарушения Управлением требований действующего законодательства при установлении в конкурсной документации порядка оценки заявок по критериям конкурса и формул для расчета баллов по таким критерием при условии их отсутствия в Шкале, поскольку в силу части 4 статьи 24 Закона № 220-ФЗ на орган местного самоуправления возложена лишь обязанность по утверждению шкалы оценки по установленным законом критериям. При этом именно конкурсная документация в соответствии с подпунктами 7, 8 пункта 21 Положения должна содержать не только критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, но и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Вопросы о соответствии либо несоответствии утверждённой нормативным правовым актом органа местного самоуправления Шкалы не связаны с установленным действующим законодательством порядком организации и проведения торгов, соответственно, не могут быть рассмотрены антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Необходимо отметить, что само по себе возможное нарушение органом местного самоуправления требований каких-либо законов, нормативных правовых актов не свидетельствует автоматически о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается сложившейся судебной практикой.

3. В части установленного конкурсной документацией порядка расчета баллов по критерию критерию 4 «Максимальный срок эксплуатации» Комиссия считает необходимым указать следующее.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется в том числе по следующему критерию: максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Органом местного самоуправления в пункте 4 Шкалы приведено ранжирование баллов по рассматриваемому критерию (таблица 1).

Таблица 1. Шкала для оценки заявок по критерию 4 «Максимальный срок эксплуатации»

Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок

Максимальное количество баллов

До 5 лет включительно

30

От 5 лет до 10 лет включительно

20

Более 10 лет

10

При этом в Шкале указано, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества в пределах одного лота указывает максимальный срок эксплуатации транспортных средств в течение срока действия свидетельства для каждого транспортного средства, предлагаемого для осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.

При этом срок эксплуатации каждого транспортного средства, предлагаемого для участия в открытом конкурсе, исчисляется в полных годах, начиная с года выпуска (изготовления) транспортного средства до года проведения открытого конкурса, включительно.

Если в заявке на участие в открытом конкурсе представлены транспортные средства различного года выпуска, оценка осуществляется по транспортному средству, возраст которого больше.

Шкала оценки критериев и порядок оценки и сопоставления приведены в пункте 8 информационной карты конкурсной документации и в Приложении № 2 к информационной карте конкурсной документации.

Кроме того, в подпункте 2.4 раздела II пункта 6 информационной карты конкурсной документации определен перечень документов и сведений, необходимых для осуществления оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе участников открытого конкурса.

Так, сведения о максимальном сроке эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указываются в предложение транспортных средств (по форме приложения №7 информационной карты конкурсной документации) в отношении каждого муниципального маршрута регулярных перевозок данного лота.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества в пределах одного лота указывает максимальный срок эксплуатации транспортных средств в течение срока действия свидетельства для всех транспортных средств, предлагаемых для осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.

При указании данных сведений необходимо учитывать, что срок эксплуатации каждого транспортного средства, указанного в предложении транспортных средств (по форме приложения № 7 информационной карты конкурсной документации), не должен превышать максимальный срок эксплуатации транспортных средств, в течение всего срока действия данного свидетельства. При этом срок эксплуатации каждого транспортного средства, предлагаемого для участия в открытом конкурсе, исчисляется в полных годах, начиная с года выпуска (изготовления) транспортного средства до года проведения открытого конкурса, включительно.

В случае если срок эксплуатации транспортных средств до окончания срока действия Свидетельства превысит максимальный срок эксплуатации, указанный в предложениях, то данные транспортные средства подлежат замене на транспортные средства с характеристиками, указанными в предложениях.

При этом, как верно отмечено Заявителем понятие «срок эксплуатации транспортных средств», определенное в Шкале и конкурсной документации, является неизменяемым параметром.

При этом понятие «максимальный срок эксплуатации транспортных средств» не определено ни в Шкале, ни в конкурсной документации, при условии что претендентам на участие в Конкурсе необходимо указать значение данного параметра в конкурсном предложении. Кроме того, Шкала и конкурсная документация не содержат понятия «возраст транспортных средств».

Вместе с тем, Комиссия не соглашается с доводом Заявителя о том, что максимальный срок эксплуатации транспортного средства должен включать срок действия свидетельства (5 лет) и срок эксплуатации каждого транспортного средства, предлагаемого на участие в конкурсе, поскольку в целях оценки конкурсного предложения максимальный срок эксплуатации транспортных средств в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, предлагается участником конкурса в виде добровольно принимаемых на себя обязательств.

При этом из анализа положений конкурсной документации не следует порядка указания претендентами на участие в Конкурсе максимального срок эксплуатации транспортных средств, в том числе предполагающего добровольно принимаемых на себя обязательств относительно такого срока в период действия свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок, и оценки такого показателя.

Указанное может привести к осуществлению оценки заявок на участие в Конкурсе не по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, а по «возрасту» транспортно средства, то есть фактическому сроку эксплуатации такого транспортного средства.

Необходимо отметить, что исходя из содержания пункта 2 части 1 стати 23, части 11 статьи 23 Закона о защите конкуренции на момент подачи заявки на участие в конкурсе претендент на участие в торгах может не владеть транспортными средствами, предусмотренными его заявкой, а обязанность подтвердить их наличие у участника конкурса возникает лишь в случае предоставления такому участнику права на получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок.

При этом установление в конкурсной документации возможности замены транспортного средства в случае, если срок его эксплуатации до окончания срока действия свидетельства превысит максимальный срок эксплуатации транспортного средства, при условии соответствия характеристик транспортных средств характеристикам, указанным в конкурсном предложении, не свидетельствует о нарушении организатором торгов установленного действующим законодательством порядка их организации и проведения, и не запрещено в соответствии с Законом № 220-ФЗ, в том числе с учетом части 4 статьи 27, части 4 статьи 28 Законом № 220-ФЗ.

На основании изложенного, в действиях Управления, выразившихся в утверждении конкурсной документации, не содержащей в полном объеме порядка указания претендентами на участие в Конкурсе максимального срок эксплуатации транспортных средств, в том числе предполагающего добровольно принимаемых на себя обязательств относительно такого срока в период действия свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок, и порядка оценки и сопоставления заявки на участие в Конкурсе по названному критерию, не соответствуют подпунктам 5, 8 пункта 21 Положения.

Таким образом, довод Заявителя о нарушении Управлением порядка организации и проведения торгов при установлении в конкурсной документации порядка расчета баллов по критерию критерию 4 «Максимальный срок эксплуатации» признан Комиссией обоснованным.

4. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется в том числе по критерию «Количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения».

В пункте 8 информационной карты конкурсной документации приведены формулы для расчета баллов по критерию 1 «Количество дорожно-транспортных происшествий».

Довод индивидуального предпринимателя о том, что при скачивании им конкурсной документации происходит смещение формул, что не позволяет правильно их использовать для расчета баллов по рассматриваемому критерию, не может быть принят во внимание Комиссией, поскольку не свидетельствует о нарушении порядка организации и правоведения торгов и не нашел подтверждения при обследовании Комиссией официального сайта в сети Интернет Администрации Саткинского муницпального района и скачивания файла с наименованием «konkursnaya_dokumentaciya_2022_2» по ссылке http://satadmin.ru/otkrytye-konkursy.

Комиссия критически относится к доводу Заявителя о создании преимущественных условий участия в Конкурсе для простых товариществ ввиду того, что по критерию 1 «Количество дорожно-транспортных происшествий» оценки показателей всех участников простого товарищества суммируются, а при конечном подсчете этот показатель не делится на количество участников, в связи со следующим.

Как верно указано Управлением, с учетом части 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

При этом, согласно формуле, приведенной в пункте 8 информационной карты конкурсной документации суммируется как среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения, так и количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса. Таким образом, выявляется сколько дорожно-транспортных происшествий пришлось на среднее количество транспортных средств всех участников простого товарищества.

Более того, порядок расчета баллов по указанному критерию, применяемая формула следуют из пункта 1 части 3, частей 4.1, 4.2 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, которыми не предусмотрено деление показателя по данному критерию на количество участников простого товарищества.

Каких-либо документов и сведений о создании преимущественных условий участия в Конкурсе для простых товариществ ввиду включения в конкурсную документацию рассматриваемой формулы, антимонопольным органом не получено, Заявителем не представлено.

На основании изложенного, Комиссией в действиях организатора торгов не установлено нарушений порядка организации и проведения торгов при определении порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию 1 «Количество дорожнотранспортных происшествий», а соответствующий довод Заявителя признан необоснованным.

5. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется в том числе по критерию опыта осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (далее — критерий «Опыт осуществления регулярных перевозок»). Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником.

В пункте 8 информационной карты конкурсной документации и в Приложении № 2 к информационной карте конкурсной документации приведена формула и порядок расчета баллов по критерию 2 «Опыт осуществления регулярных перевозок» только для простых товариществ.

При этом в пункте 2 части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ указано, что данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником.

Из указанного следует, что в нарушение подпункта 8 пункта 21 Положения конкурсная документация не содержит в полном объеме порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию 2 «Опыт осуществления регулярных перевозок», в связи с чем соответствующий довод Заявителя признан Комиссией обоснованным.

6. В соответствии с подпунктом 8 пункта 21 Положения конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

При этом порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок приведен в разделе 5 Порядка работы конкурсной комиссии, утвержденного Приказом Управления № 9 от 05.08.2022 (а также в разделе 5 ранее действовавшего Порядка работы конкурсной комиссии, утвержденного Приказом Управления от 18.10.2021 № 21).

Сведений о размещении указанных актов на официальном сайте в сети Интернет организатора торгов антимонопольном органом не получено, Управлением не представлено.

Согласно пункту 5.2 Порядка работы конкурсной комиссии, утвержденного Приказом Управления № 9 от 05.08.2022, в случае если не приложены документы для расчета, проверки предоставленных сведений по критерию оценки, то по данному критерию оценки насчитывается 0 баллов.

Пунктом 5.3 Порядка работы конкурсной комиссии, утвержденного Приказом Управления № 9 от 05.08.2022, установлено, что в случае, если сведения, предоставленные участником конкурса, имеют расхождения со сведениями, полученными в результате расчетов членами комиссии, то:

- если при округлении до целых, сведения не изменяются, сведения, предоставленные участником конкурса, принимаются к расчету баллов;

- если при округлении до целых, сведения меняются, то по данному критерию оценки заявке присваивается 0 баллов.

В нарушении требований подпункта 8 пункта 21 Положения конкурсная документация не содержит в полном объеме порядка оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе приведенного в пунктах 5.2, 5.3 Порядка работы конкурсной комиссии, утвержденного Приказом Управления № 9 от 05.08.2022 (ранее действовавшего Порядка работы конкурсной комиссии, утвержденного Приказом Управления от 18.10.2021 № 21), в том числе с учетом отсутствия указанных актов в открытом доступе.

На основании изложенного, в указанных действия организатора торгов в лице Управления содержатся нарушения подпункта 8 пункта 21 Положения, а соответствующие доводы Заявителя являются обоснованными.

7. Согласно части 1 статьи 27 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок оформляется на бланке или в виде электронной карты.

В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона № 220-ФЗ форма бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Форма бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также Порядок заполнения бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - Порядок заполнения бланка) утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 ноября 2015 года № 331 (далее – Приказ № 331).

В пункте 7 Порядка заполнения бланка отмечено, что пункте 6 свидетельства указываются экологические характеристики транспортных средств, которые допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с ограничениями, установленными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, по территориям которых проходит данный маршрут, например, «Евро-2 и выше». Если таких ограничений не установлено, делается запись «не установлено».

Согласно пункту 8 Порядка заполнения бланка в пункте 7 свидетельства указывается порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок). При этом делается запись: «остановочные пункты» или «в любом месте».

Вместе с тем, в проектах свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, являющихся приложениями к конкурсной документации, в пункте пункте 6 «экологические характеристики» указано «любой», в пункте 7 «Порядок посадки (высадки) пассажиров» - «в установленных остановочных пунктах».

Таким образом, Управлением не соблюден порядок организации проведения торгов ввиду несоответствия пунктов 6, 7 проектов свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, являющихся приложениями к конкурсной документации, пунктам 7, 8 Порядка заполнения бланка, что является нарушением части 3 статьи 27 Закона № 220-ФЗ, подпункта 1 пункта 21 Положения, в связи с чем соответствующий довод Заявителя признан обоснованным.

8. В части довода Заявителя о том, что Приложение № 7 к информационной карте конкурсной документации не соответствует конкурсной документации, поскольку не предусматривает указание экологического класса транспортного средства в графе 10 при условии, что данная характеристика является критерием Конкурса, Комиссия отмечает следующее.

Приказом Управления № 7 от 18.07.2022 в Приложение № 7 к информационной карте конкурсной документации внесены изменения в части добавления столбца 10 «Экологический класс транспортных средств», в котором предполагается указание экологического класса предлагаемых транспортных средств для проведения оценки и сопоставления заявок.

Вместе с тем, в Приложение № 7 «Предложение о характеристиках транспортных средств, влияющих на качество перевозок, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок» к информационной карте конкурсной документации указано следующее: «... в случае предоставления права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, предлагаем для выполнения условий свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок автомобильные транспортные средства со следующими характеристиками: ****:».

Таким образом, при формировании указанного текста допущена излишняя пунктуация «:» перед сноской «****», которая может исказить содержание рассматриваемого приложения.

Так, в сноске к указанному документу приведено следующее: «**** - при заполнении граф с номерами 4, от 6 до 9 необходимо ставить «Да», в случае если транспортное средство имеет указанные в графе характеристики, влияющие на качество регулярных перевозок, и необходимо ставить «Нет», в случае если транспортное средство не имеет указанные в графе характеристики, влияющие на качество регулярных перевозок».

Указанные обстоятельства могут привести к созданию неопределенности о необходимости указания в предложении такой характеристики транспортного средства, как экологический класс (графа 10).

В связи с чем, Комиссия антимонопольного органа соглашается с доводом Заявителя о необходимости изменения конкурсной документации в целях исключения неоднозначного толкования ее положений в рассматриваемой части в связи с допущенной технической ошибкой.

9. По вопросу необходимости указания реквизитов Положения в конкурсной документации, Комиссия отмечает об отсутствии обязанности организатора торгов приведения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и проведения торгов, в конкурсной документации, в том числе в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона № 220-ФЗ, пунктами 17- 21 Положения.

Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным рекомендовать Управлению при указании нормативных правовых актов, которыми руководствоваться организатор торгов, указывать их в полном объеме, в том числе с указанием реквизитов таких актов.

При этом, как верно отмечено, Заявителем ссылка на пункт 3 части 4 Закона Челябинской области от 30.12.2015 № 293-ЗО «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в Челябинской области», не распространяющий свое действие на полномочия органов местного самоуправления в части утверждения шкалы оценки критериев, является в конкурсной документации излишней.

Поскольку в действиях организатора торгов при утверждении конкурсной документации выявлены нарушения порядка организации и проведения торгов, Комиссией Челябинского УФАС России принято решение о наличии оснований для выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений действующего законодательства при организации и проведении торгов.

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП <…> обоснованной.

2. Признать в действиях Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Саткинского муниципального района при проведении Конкурса нарушение порядка организации и проведении Конкурса, предусмотренного частью 3 статьи 27 Закона № 220-ФЗ, подпунктами 1, 5, 8 пункта 21 Положения.

3. В порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции выдать Управлению предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка действующего законодательства, при организации и проведении торгов.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Управление жилищно-коммунального хозяйства Саткинского муниципального района

456910, г. Сатка, ул. Пролетарская, д. 40-а

ukh-satka@mail.ru

ПРЕДПИСАНИЕ № 074/10/18.1-2167/2022

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка

проведения торгов

«17» августа 2022 года                                                                  г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя Управления – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

  <...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, на основании решения по жалобе № 074/10/18.1-2167/2022 от 17 августа 2022 года,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации Саткинского муниципального района (далее – Управление, организатор торгов) в срок до 23.09.2022 совершить действия, направленные на устранение нарушений при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок Саткинского муниципального района извещение 2/2022 (лот 1: маршруты № 28, 29, 21, 23; лот 2: маршруты № 399-2, 4; лот 3: маршруты № 407, 410-А, 410-В, 410, 407Б; лот 4: маршрут № 403-А; далее – Конкурс, торги), а именно:

1) внести в конкурсную документацию изменения в части приведения ее в соответствие с требованиями частей 3 статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктами 1, 5, 8 пункта 21 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Саткинского муниципального района, утвержденного Решением Собрания депутатов Саткинского муниципального района от 28.11.2018 № 385/49 с учетом решения по жалобе № 074/10/18.1-2167/2022 от 17 августа 2022 года;

2) принять решение о продлении срока подачи заявок на участие в Конкурсе не менее чем на 20 дней со дня опубликования и (или) размещения изменений, внесенных в конкурсную документацию;

3) разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» соответствующего органа местного самоуправлении Саткинского муниципального района решение о внесении изменений в конкурсную документацию и продлении срока подачи заявок на участие в Конкурсе;

4) уведомить участников, подавших заявки на участие в торгах, о выдаче Челябинским УФАС России предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов, о внесении изменений в Конкурсную документацию, о продлении срока подачи заявок на участие в Конкурсе.

3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 30 сентября 2022 года с приложением подтверждающих документов (решения о внесении изменений в конкурсную документацию, о продлении срока подачи заявок на участие в Конкурсе, документов, подтверждающих размещение указанных решений на о официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» соответствующего органа местного самоуправлении Саткинского муниципального района с указанием сайта и даты размещения).

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

                              <…>

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны