Решение №8435/07 РЕШЕНИЕ по делу № 074/05/21-609/2020 от 13 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель

________________________________________________________________________________________________________________________

ИП Малеевой А.С.

˂…˃

456625, Челябинская обл.,

г. Копейск, пр. Славы, д. 22

магазин «2 LITRA»

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/21-609/2020

26 июня 2020 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

председателя Комиссии:

 

членов Комиссии:

˂…˃– руководителя Челябинского УФАС России;

˂…˃ – специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

˂…˃ – специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/05/21-609/2020, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя ˂…˃ (далее – ИП Малеева А.С.) по факту размещения на перилах входной группы жилого дома, в котором расположен магазин «2 LITRA» (г. Копейск, пр. Славы, д. 22), рекламной конструкции алкогольной продукции с признаками нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

в присутствии:

- ˂…˃, являющегося представителем ИП Малеева А.С. по доверенности № 1 от 26.06.2020;

-в отсутствие иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица по факту размещения рекламы по адресу: г. Копейск, пр. Славы, д. 22, со сведениями: «Лучшее пивное вдохновение 2 LITRA Сеть профессиональных магазинов», «Пиво», «Пивные радости каждый день» с нарушением требований рекламного законодательства.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Из представленных с обращением фотоматериалов усматривается, что на перилах входной группы жилого дома размещена конструкция с информацией: «Лучшее пивное вдохновение», «Пиво», «Пивные радости каждый день». На фасаде дома над входом в торговый объект размещена вывеска со сведениями: «Drink Craft Beer», «2 LITRA» «Beer».

Администрация Копейского городского округа в письменных пояснениях указала, что в помещении магазина «2 LITRA», расположенного по адресу: г. Копейск, пр. Славы, д. 22, осуществляет предпринимательскую деятельность ИП Малеева А.С.

Согласно пояснениям ООО «Наш коммунальный стандарт» согласие собственников дома на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на перилах входной группы и на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Копейск, пр. Славы, д. 22, отсутствует. В настоящий момент какие-либо рекламные конструкции на перилах входной группы и на фасаде жилого дома отсутствуют.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что на перилах входной группы жилого дома, расположенного по адресу: г. Копейск, пр. Славы, д. 22, размещалась конструкция со сведениями: «Лучшее пивное вдохновение 2 LITRA Сеть профессиональных магазинов», «Пиво», «Пивные радости каждый день».

Над входом в торговый объект также размещена вывеска со сведениями: «2 LITRA», которая доводит до потребителей информацию о местонахождении организации с указанным коммерческим обозначением.

Факт размещения рекламной конструкции и вывески подтверждается фотоматериалами, представленными Заявителем.

Согласно статье 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, объектом рекламирования может быть товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Обозначение «2 LITRA» является коммерческим обозначением ИП Малеевой А.С., которое она использует для индивидуализации торгового объекта по адресу: г. Копейск, пр. Славы, д. 22.

Судебной практикой, в частности по делу № А76-13922/2016, подтверждено, что коммерческое обозначение является средством индивидуализации юридического лица, а значит, может быть объектом рекламирования.

По мнению Челябинского УФАС России, при наличии вывески «2 LITRA» размещение на другой конструкции дополнительной информации с тем же коммерческим обозначением и сведений: «Лучшее пивное вдохновение Сеть профессиональных магазинов» преследует цели, связанные с рекламой.

Так, на перилах входной группы жилого дома, расположенного по адресу: г. Копейск, пр. Славы, д. 22, размещены конструкции с информацией «2 LITRA» и сведениями: «Лучшее пивное вдохновение 2 LITRA Сеть профессиональных магазинов», «Пиво», «Пивные радости каждый день».

Законодательство, в том числе статья 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», не содержит указания на то, что лозунги, слоганы, предупредительные надписи являются обязательными к размещению на вывесках.

Следовательно, конструкции, содержащие различные лозунги, слоганы, либо иную информацию не обязательную к размещению, могут быть расценены как содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Закона «О рекламе», в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А28-12028/2016, № А43-17212/2015, № А51-3119/2010, № А51-7177/2009.

Судебной практикой, в частности по делу № А76-13922/2016, также подтверждено, что коммерческое обозначение является средством индивидуализации юридического лица, а значит, может быть объектом рекламирования.

Конструкция, указанная в заявлении, не может быть квалифицирована в качестве информационной вывески, размещение которой обязательно в силу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», статьи 495 ГК РФ либо в силу обычаев делового оборота.

Вывеска «2 LITRA» уже имеется над входом в торговый объект, в связи с этим, Челябинское УФАС России приходит к выводу о том, что сведения: «Лучшее пивное вдохновение Сеть профессиональных магазинов», «Пиво», «Пивные радости каждый день» в совокупности с указанием коммерческого обозначения «2 LITRA» являются рекламой.

В соответствии с выпиской из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Малеевой А.С. (ОГРНИП 310741107400047) является торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах.

Совокупность указанной на данных конструкциях информации привлекает интерес к деятельности магазина алкогольной продукции и по своему содержанию и формату размещения явно направлена на привлечение внимания всех посетителей данного магазина.

В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Согласно части 4 статьи 2 Закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 (ред. от 30.06.2012) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. Таким образом, пиво является алкогольной продукцией.

Если распространяется реклама продавца (производителя) алкогольной продукции, в которой отсутствует указание на средства индивидуализации продукции (товарные знаки), используемые для обозначения алкогольной продукции, однако указывается на сведения, формирующие интерес к алкогольной продукции, как напитку, такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 Закона «О рекламе» (письмо ФАС России от 24.09.2018 № АК/76734/18 «О применении статьи 21 Закона «О рекламе»).

Реклама продавца алкогольной продукции (пива), в данном случае ИП Малеевой А.С., осуществляющей деятельность под коммерческим обозначением «2 LITRA», размещенная на перилах входной группы жилого дома, расположенного по адресу: г. Копейск, пр. Славы, д. 22, нарушает пункт 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспротсранитель.

Согласно статье 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем рекламы по адресу г. Копейск, пр. Славы, д. 22 со сведениями: «Лучшее пивное вдохновение 2 LITRA Сеть профессиональных магазинов», «Пиво», «Пивные радости каждый день» следует признать ИП Малееву А.С. (ИНН 741112626138, ОГРНИП 310741107400047), осуществляющую розничную торговлю алкогольной продукцией в магазине «2 LITRA» по адресу: г. Копейск, пр. Славы, д. 22

К письменным пояснениям ИП Малеевой А.С. приложены фотоматериалы о демонтаже на перилах входной группы жилого дома, расположенного по адресу: пр. Славы, д. 22, рекламного баннера со сведениями «Лучшее пивное вдохновение 2 LITRA Сеть профессиональных магазинов», «Пиво», «Пивные радости каждый день».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об устранении в данной части нарушения Закона «О рекламе».

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508 (далее - Правила) при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

В связи с изложенным, оснований для выдачи предписания у Челябинского УФАС России не имеется.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу со сведениями «Лучшее пивное вдохновение 2 LITRA Сеть профессиональных магазинов», «Пиво», «Пивные радости каждый день», размещенную по адресу г. Копейск, пр. Славы, д. 22, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе».
  2. ИП Малеевой А.С. (ИНН 741112626138, ОГРНИП 310741107400047) предписание об устранении нарушений рекламного законодательства не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Малеевой А.С.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Председатель Комиссии ˂…˃

Члены Комиссии: ˂…˃

˂…˃

˂…˃ 8(351) 266-68-85

Связанные организации

Связанные организации не указаны