Решение №СК/14654/21 РЕШЕНИЕ По жалобе № 074/07/3-2961/2021 от 2 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Урал-Полимер-Лак» 454126, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Энтузиастов, д. 26 «Б», оф. 505 law@abrin.ru info@abrin.ru Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова» 454002, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Российская, д. 23 174energo@mail.ru letckik.pen@yandex.ru РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2961/2021 Резолютивная часть объявлена: 28.10.2021 Решение изготовлено в полном объеме: 01.11.2021 г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе: Председатель Комиссии: С.А. Копылов – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области; Члены Комиссии: Р.У. Гузаирова — ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; К.Е. Дейнега – специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, рассмотрев жалобу № 074/07/3-2961/2021 ООО «Урал-Полимер-Лак» (далее - Заявитель) вх. № 14405-ЭП/21/21 от 13.10.2021 на действия закупочной комиссии Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова» (далее – Закупочная комиссия) при проведении 2021-15827 2 открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту западной части кровли учебного корпуса ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова» по адресу: г. Челябинск, ул. Блюхера, д. 91 (извещение № 32110645878) (далее - Закупка). УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Урал-Полимер-Лак» вх. № 14405-ЭП/21/21 от 13.10.2021 на действия Закупочной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме (извещение № 32110645878). Заявитель в жалобе указывает следующее: Согласно Приложению № 3 (Требования к материалам, используемых при выполнении работ) к Извещению о проведении Закупки, Заказчиком были установлены неизменяемые показатели максимальные и/или минимальные значения изменяемого показателя на мастику полимерно-битумную кровельную гидроизоляционную на основе хлорсульфированного полиэтилена «Стандарт» (или эквивалент) (далее - Мастика), а также на эмаль на основе хлорсульфированного полиэтилена (цвет зеленый) «Стандарт» (или эквивалент) (далее - Эмаль). При этом максимальное значение изменяемого показателя указанных материалов «Класс пожарной опасности» должно составлять КМ0. 05.10.2021 Закупочной комиссией было принято решение об отказе в допуске Заявителя к участию в Закупке на основании того, что Заявителем в заявке на участие в части требований к Мастике и Эмали был указан класс пожарной опасности – КМ1. Также Заявитель отметил, что заявка второго участника Закупки – ООО «СпецКомплект-ДТ», в которой был указан класс пожарной опасности КМ0, была допущена к участию в закупке неправомерно. 07.10.2021 Заявитель в адрес Заказчика направил письмо (исх. № 348), в котором Заявитель обращал внимание на наличие ошибки в аукционной документации – класс пожарной опасности Мастики указан КМ0, в то время как класс пожарной опасности для указанного материала не может быть ниже КМ1. Также в указанном письме Заявитель указывает на неправомерный допуск к участию второго участника Закупки – ООО «СпецКомплект-ДТ» ввиду того, что Мастика «Стандарт» в соответствии с Сертификатом о добровольной пожарной безопасности № РОСС RU.32079.04СПБ1.ОС04.360 от 04.12.2020 обладает группой пожарной опасности КП0. При этом, Заявитель указывает, что группа пожарной опасности присваивается не на один конкретный материал, а к группе материалов, составляющих готовую кровельную композицию. Таким образом, класс пожарной опасности КМ0 (требование о соответствии которому было установлено в закупочной документации) не тождественен группе пожарной опасности – КП0. 11.10.2021 Заказчик направил ответ (исх. № 2007-01/2021), в котором указал, что при составлении документации руководствовался данными, размещенными в открытом источнике ( https :// www. instagram. com / spetskomplekt _ dt), где указаны все характеристики материалов «Стандарт». Также в письме Заказчик указал, что Мастика «Стандарт» соответствует классу пожарной опасности КМ0. Информация, указанная в данном письме-ответе, по мнению Заявителя, носит противоречивый характер, так как сертификат на Мастику «Стандарт», содержит информацию о соответствии группе пожарной опасности КП0. Соответственно, на 2021-15827 3 основании данного документа не представляется возможным однозначно установить и утверждать, относится ли Мастика «Стандарт» к классу пожарной опасности КМ0. 12.10.2021 Заявитель повторно направил письмо (исх. № 349) в адрес Заказчика, в котором потребовал от Заказчика принять решение об отказе в допуске ООО «СпецКомплект-ДТ» к участию в Закупке, признать Закупку несостоявшейся, внести изменения в закупочную документацию, провести Закупку повторно. На момент направления жалобы в Челябинское УФАС России ответ от Заказчика не поступил. Таким образом, Заявитель считает: 1. Закупочная комиссия необоснованно отклонила заявку Заявителя как несоответствующую документации о Закупке; 2. Закупочная комиссия необоснованно признала заявку ООО «СпецКомплект-ДТ» соответствующей документации и допустила к участию в Закупке. В ответ на Уведомление о поступлении жалобы на действия Закупочной комиссии от 18.10.2021 № СК/13644/21 Заказчик в Челябинское УФАС России направил письменные пояснения, в которых указал следующее: Пунктом 2.2 Положения о Закупке предусмотрена возможность для любого участника Закупки направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении Закупки и (или) документации о Закупке. Заявлений о разъяснении аукционной документации от участников Закупки не поступило. Заявка Заявителя была отклонена на основании того, что в ней указывался класс пожарной опасности – КМ1, что не соответствует требованиям Заказчика. Заказчик отмечает, что запросы по разъяснению закупочной документации от Заявителя начали поступать после завершения Закупки. В данных запросах, согласно позиции Заказчика, Заявитель указывает на то, что класс пожарной опасности КМ0, группа пожарной опасности КП0 отсутствует. Заказчиком на основании системного толкования нормативных правовых актов делается вывод о возможности присвоения класса пожарной опасности 0 по результатам испытаний. Далее Заказчик указывает, что Мастика и Эмаль являются отдельными кровельными композициями, испытания на пожарную опасность в отношении данных элементов проводились отдельно. Также Заказчик указывает, что при рассмотрении заявки ООО «СпецКомплект-ДТ» исследовался предоставленный сертификат соответствия № POCC RU.32079.04СПБ1.ОС04.465, согласно которому Эмаль соответствует классу пожарной опасности КМ0, негорючий материал по ГОСТ 30244-94. На основании указанного заявка ООО «СпецКомплект-ДТ» была допущена Заказчиком для участия в Закупке. Также Заказчик пояснил, что предоставление сертификатов в составе заявок не является обязательным, согласование материалов, которые будут использоваться победителем Закупки, осуществляется перед началом выполнения работ. Комиссия Челябинского УФАС России в ходе рассмотрения обращения установила следующее. 1. В Требованиях к материалам, используемых при выполнении работ (приложение № 3 к извещению о проведении Закупки), к Мастике и Эмали были предъявлены требования соответствия классу пожарной опасности КМ0 — не горючий материал. Заявитель, полагая, что материалы такого класса не существуют, поскольку хлорсульфированный полиэтилен, выступающий основой для указанных в ТЗ материалов мастики и эмали, по своей природе горючий (обратного не представлено), указал в заявке 2021-15827 4 класс пожарной опасности КМ1 - ближайшим к КМ0, что не соответствует требованиям документации. Запрос о даче разъяснений положений документации о Закупке Заявитель в адрес Заказчика не направлял. Жалоба на положения документации Заявителем в установленном порядке не подавалась. Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о правомерности действий Закупочной комиссии по отклонению заявки Заявителя как несоответствующей требованиям, изложенным в документации о закупке. 2. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Закупке, заявка ООО «СпецКомплект-ДТ» Закупочной комиссией признана в качестве соответствующей требованиям документации. Заявка данного участника содержит технические характеристики Мастики и Эмали, в число которых входит класс пожарной опасности – КМ0. В требованиях к материалам, используемых при выполнении работ, содержится условие о необходимости предоставления сертификатов соответствия классу пожарной опасности КМ0 для Мастики и Эмали. ООО «СпецКомплект-ДТ» были представлены сертификаты соответствия добровольной сертификации пожарной безопасности № POCC RU.32079.04CПБ1.ОС04.360 (Эмаль «Стандарт»), № POCC RU.32079.04CПБ1.ОС04.465 (Мастика «Стандарт») (информация также размещена в информационнотелекоммуникационной сети Интернет: https :// www. instagram. com / spetskomplekt _ dt). В указанных документах содержатся сведения, согласно которым Эмаль «Стандарт» соответствует классу пожарной опасности КМ0, Мастика «Стандарт» соответствует группе пожарной опасности КП0. Группа пожарной опасности КП0 устанавливается для кровельной композиции (набора материалов), в которую могут быть включены: верхний элемент покрытия (крыши), предохраняющий здание от проникновения атмосферных осадков. Она включает в себя, как правило, водоизоляционный слой, теплоизоляционный слой, основание под кровлю, пароизоляционный слой и др. При этом показатель КП0 не исключает возможности включения в состав кровельной композиции горючих материалов с классом пожарной опасности КМ1 - КМ5. Таким образом, предоставление сертификата соответствия на Мастику «Стандарт» с указанием группы пожарной опасности КП0 не подтверждает наличие у данного материала класса пожарной опасности КМ0. Согласно Техническим характеристикам ТУ 23.99.12-001-74230678-2020, Мастика «Стандарт» относится к группе трудногорючих материалов; согласно Техническим условиям ТУ 23.99.12-003-74230678-2020, Эмаль «Стандарт» относится к группе трудногорючих материалов. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», трудногорючие вещества и материалы, способны гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления. Согласно подпункту 1 данного пункта, негорючие - вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. В Таблице № 3 Классы пожарной опасности строительных материалов Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях 2021-15827 5 пожарной безопасности» указано, что для установления класса пожарной опасности строительных материалов в зависимости от групп необходимо следующее: Свойства пожарной опасности строительных материалов Класс пожарной опасности строительных материалов в зависимости от групп КМ0 Горючесть НГ Воспламеняемость - Дымообразующая способность - Токсичность - Распространение пламени - Таким образом, в случаях, когда материал является трудногорючим, установление в отношении него класса пожарной опасности КМ0 невозможно. Комиссией Челябинского УФАС России было установлено, что текст заявки ООО «СпецКомплект-ДТ» соответствовал требованиям, изложенным в закупочной документации, вместе с тем в сертификате на Мастику, приложенному к заявке данного участника, содержится информация, противоречащая, поданной заявке ООО «СпецКомплект-ДТ» и закупочной документации. Так, согласно тексту приложенного сертификата Мастика соответствует группе пожарной опасности КП0, а не классу пожарной опасности КМ0, как указано в закупочной документации. Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что при рассмотрении заявки ООО «СпецКомплект-ДТ» Закупочной комиссией было установлено формальное соответствие заявки требованиям документации. Подтверждающие документы предоставляются победителем Закупки при начале осуществления работ. Комиссия Челябинского УФАС России считает, что закупочная комиссия Заказчика в рассматриваемом случае обязана была при оценке заявок выяснить наличие указанных противоречий в заявке ООО «СпецКомплект-ДТ» и оценить заявку общества в соответствии со всеми документами, которые были представлены обществом в составе заявки на предмет их соответствия требованиям документации. Доказательств того, что Мастика, поставляемая ООО «СпецКомплект-ДТ» соответствует классу пожарной опасности КМ0, а заявка ООО «СпецКомплект-ДТ» соответствует требованиям документации Заказчиком не представлено. Согласно пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, 2021-15827 6 применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. На основании изложенного Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Закупочной комиссии нарушения положений пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, которые выразились в необоснованном признании заявки ООО «СпецКомплект-ДТ» соответствующей требованиям документации. 3. В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Челябинского УФАС России также было установлено, что Заказчик заключил договор с единственным участником. В этой связи Заявителем жалоба дополнена доводом о том, что Заказчик нарушил положения документации и Закона о закупках в части заключения договора по результатам проведения конкурентной закупки. Так, 05.10.2021 Закупочной комиссией был составлен протокол рассмотрения заявок на участие в Закупке. 11.10.2021 данный протокол был опубликован на сайте Единой информационной системы в сфере закупок. 16.10.2021 был заключен договор № 2021.157956 о выполнении работ по текущему ремонту западной части кровли учебного корпуса ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова» по адресу: г. Челябинск, ул. Блюхера, д. 91. 18.10.2021 данный договор был опубликован на сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Согласно части 12 статьи 4, части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. Материалами жалобы установлено, что Заказчиком нарушен срок размещения протокола в ЕИС. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки. Следовательно, договор не мог быть заключен ранее 22.10.2021. Таким образом, Заказчиком заключен договор с ООО «СпецКомплект-ДТ» в нарушение части 15 статьи 3.2 Закона о закупках. Поскольку на момент получения уведомления о принятии жалобы Заказчиком, договор заключен, антимонопольный орган не имеет правовых оснований для выдачи закупочной комиссии Заказчика предписания об устранении нарушения Закона о закупках. Челябинское УФАС России сообщает, что Заявитель вправе обратиться в суд с заявлением о признании заключенного договора недействительным. 2021-15827 7 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Урал-Полимер-Лак» вх. № 14405-ЭП/21/21 от 13.10.2021 на действия Закупочной комиссии Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту западной части кровли учебного корпуса ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова» по адресу: г. Челябинск, ул. Блюхера, д. 91 (извещение № 32110645878) обоснованной. 2. Признать в действиях Закупочной комиссии Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова», выразившихся в необоснованном признании заявки ООО «СпецКомплект-ДТ» соответствующей требованиям документации нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках. 3. Признать действия Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова» по заключению договора по результатам закупки (извещение № 32110645878) ранее 22.10.2021 нарушением части 15 статьи 3.2 Закона о закупках. 4. Предписание не выдавать. 5. Передать материалы дела уполномоченному лицу для составления протокола об административном правонарушении. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель Комиссии: С.А. Копылов Члены Комиссии: Р.У. Гузаирова К.Е. Дейнега

Связанные организации

Связанные организации не указаны