Решение б/н Решение в отн. ИП К. от 6 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/5-2837/2023

 

Резолютивная часть оглашена 04 марта 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 05 марта 2024 года

 

пр. Ленина, 59, г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

председателя Комиссии:

 

членов Комиссии:

<...> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

<...> – начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<...>ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело 074/05/5-2837/2023, возбужденное по факту распространения рекламы в почтовых ящиках многоквартирных домов, с признаками нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

к участию в котором привлечены: заявитель по заявлению от 10.10.2023 вх. № 13481/23 ________________________________________________________(далее — заявитель № 1);

заявитель по заявлению от 01.11.2023 вх. № 14570/23 ________________________________________________________(далее — заявитель № 2);

заявитель по заявлению от 22.11.2023 вх. № 15656/23 ________________________________________________________(далее — заявитель № 3),

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, индивидуальный предприниматель К<...>

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России рассмотрены заявление заявителя № 1, перенаправленное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (от 10.10.2023 вх. № 13481/23), заявление заявителя № 2 (от 01.11.2023 вх. № 14570/23), заявления заявителя № 3, перенаправленное Прокуратурой Челябинской области (от 22.11.2023 вх. № 15656/23), по факту распространения информации под видом извещений, уведомления об обязательности проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды с указанием нормативных правовых актов, наименовании организации, к которой необходимо обратиться, номере телефона, норматива потребления коммунальной услуги, тарифа, повышающего коэффициента и суммы начисления по адресам: г. Магнитогорск, ул. <...> ул. <...> ул. <...>

На представленных заявителями № 1, № 2 и № 3 рекламных листовках присутствует указание на телефонный номер (3519)45-00-99.

Согласно сведениям, представленным ПАО «МТС», абонентский номер (3519) 45-00-99 зарегистрирован на физическое лицо _______________________________________ на основании договора об оказании услуг связи № 174383416903 от 30.05.2022.

Челябинским УФАС России направлены запросы указанному физическому лицу (от 23.10.2023 исх. № НМ/14559/23, от 24.11.2023 исх. № НМ/16236/23), ответы на которые в установленные сроки не поступили.

ООО «УК «Домовой» представлены пояснения, в соответствии с которыми в обслуживаемом им многоквартирном доме по адресу: г. Магнитогорск, ул. <...>, организация «ЖилСервис Магнитогорск» за разрешением о распространении рекламы не обращалась, договорные отношения отсутствуют.

ООО «КУРС» пояснено, что им оказываются услуги и выполняются работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Магнитогорск, ул. <...> Рекламодателем рекламы является организация «ЖилСервис г. Магнитогорск», иную информацию ООО «КУРС» не имеет.

ООО «Городская Коммунальная Служба МКД» представлены пояснения, согласно которым им предоставляются коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения многоквартирному дому по адресу: г. Магнитогорск, ул. <...> Договорные отношения с организацией «ЖилСервис г. Магнитогорск» отсутствуют.

Челябинским УФАС России направлены запросы ООО «ЖилСервис», расположенному в г. Магнитогорске (от 23.10.2023 исх. № НМ/14555/23), в том числе ООО «ЖИЛСЕРВИС», указанному заявителем № 2 (от 03.11.2023 исх. № НМ/15255/23), ответы на которые в уставленные сроки не поступили.

Антимонопольным органом направлен запрос ООО «Региональная цементная компания» (от 03.11.2023 исх. № НМ/15254/23), ответ на который в уставленный срок не поступил.

В связи с наличием признаков нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» Челябинским УФАС России возбуждено дело 074/05/5-2837/2023 в отношении физического лица _____________________, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.

На заседания Комиссий физическое лицо _____________________, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, не являлось, представителя с надлежащей оформленной доверенностью не направляло, ходатайств не заявляло, запрошенные сведения не представляло.

Необходимо отметить, что Договор об оказании услуг связи № 17744383416903 от 30.05.2022 в графе «Абонент» содержит сведения о статусе лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с чем, лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, является ИП К<...>, о чем вынесено соответствующее Определение (от 07.02.2024 исх. № НМ/1761/24).

На заседание Комиссии, назначенное на 04 марта 2024 года на 13 часов 00 минут, ИП К<...> не явился, представителя с надлежащей оформленной доверенностью не направил, ходатайств не заявлял, запрошенные сведения не представил.

Дополнительно от заявителя № 3 представлена информация о распространении аналогичной рекламы с наименованием «Уведомление» об обязательности проведения поверки приборов учета 31.01.2024 в почтовые ящики многоквартирного дома с указанием телефонного номера (3519) 45-00-99 и указания организации «ЖилСервис г. Магнитогорск».

Рассмотрение заявления и материалов дела приводит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально. Оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Так, в почтовые ящики многоквартирных домов г. Магнитогорска распространялись листовки, содержащие информацию об обязательности проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды с указанием нормативных правовых актов, наименовании организации, к которой необходимо обратиться, номере телефона, норматива потребления коммунальной услуги, тарифа, повышающего коэффициента и суммы начисления. Рассматриваемые листовки имели наименование «Извещение», «Уведомление».

Рассматриваемые листовки с информацией содержатся в материалах дела.

Данные листовки являются рекламой, поскольку отвечают всем квалифицирующим признакам рекламы:

- адресованы неопределенному кругу лиц;

- направлены на привлечение внимания к услугам предоставляемым организацией по проведению метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды;

- направлены на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.

Содержание рассматриваемых листовок позволяет установить, что они изготовлены с использованием элементов, которые применяются при оформлении квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг (штрих-код, указание на наименование «Извещение», ссылки на нормативные правовые акты).

Особое внимание привлекает наименование распространяемой рекламы «Извещение», что вводит потребителей в заблуждение и ассоциируется с организацией, в полномочия которой входит выдача извещений.

В рассматриваемой рекламе также содержатся формулировки: «в связи с истечением срока эксплуатации прибора учета индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления», «граждане (потребители) обязаны обеспечить проведение поверок …, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате осуществления поверки», «Вам необходимо оставить заявку в срок до ...», «Запись на проведение работ по поверке/замене производится по номеру ...», создающие у потребителей впечатление об обязательности обращения именно в организацию «ЖилСервис Магнитогорск».

Рассматриваемая реклама распространялась индивидуально в каждый почтовый ящик многоквартирного дома, что свидетельствует о возможном восприятии потребителей как обязательное к исполнению указание организацией «ЖилСервис Магнитогорск» к совершению действий по поверке/замене приборов учета воды в указанные сроки.

Необходимо отметить, что в рекламе присутствует указание на нормативные правовые акты, что также способствует повышению уровня доверия к организации «ЖилСервис Магнитогорск» и необходимость обращения именной к ней для получения услуги.

Рассматриваемая реклама содержит конкретную дату проведения работ по поверке, что способствует формированию у потребителей впечатления о плановости проведения работ. Указание телефонного номера в рекламе позволяет потребителям оперативно обратиться к организации «ЖилСервис Магнитогорск» для получения данной услуги.

Необходимо отметить, что отсутствие организационно-правовой формы «ЖилСервис Магнитогорск», без указания на конкретного хозяйствующего субъекта может создавать у потребителей впечатление о наличии метрологического центра/сервиса ЖКХ, способного и полномочного осуществлять услуги по установке/поверке приборов учета воды.

Совокупность указанных обстоятельств, в частности форма изготовления рекламы в виде извещений, уведомлений, наличие в ней реквизитов, включая исполнителя услуг, штрих-кода ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой, что также вводит в заблуждение потребителя, что подтверждает наличие нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 указанного закона, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно имеющимся материалам рекламодателем является индивидуальный предприниматель К<...>

Документы и сведения, свидетельствующие о статусе рекламодателя иного лица, у антимонопольного органа отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую в виде извещений, уведомления об обязательности проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учета воды с указанием нормативных правовых актов, наименовании организации «ЖилСервис Магнитогорск», «ЖилСервис г. Магнитогорск», к которым необходимо обратиться, номере телефона 8(3519)45-00-99, норматива потребления коммунальной услуги, тарифа, повышающего коэффициента и суммы начисления, по адресам: г. Магнитогорск, ул. <...> ул. <...> ул. <...> поскольку при её распространении нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

  2. Выдать ИП К<...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ИП К<...>

    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны