Предупреждение №10089/04 предупреждение № 21-04/2020 о прекращении нарушения пункта 3... от 19 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <…>

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 21-04/2020

19 августа 2020 года г. Челябинск

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление ИП <…> на нарушение антимонопольного законодательства ИП <…>, выразившиеся в предоставлении недостоверных сведений о товаре (бананы), предлагаемом ею к поставке, в ходе участия в открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку фруктов (бананы, груши, яблоки, апельсины, мандарины, лимоны) для нужд МУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Копейского городского округа Челябинской области (извещение № 0169300025320000185) (далее – Закупка), сообщает следующее.

Из содержания заявления следует, что ИП <…> в заявке на участие в Закупке указала страну происхождения бананов, предлагаемых к поставке, - Российская Федерация, что является недостоверными сведениями, поскольку бананы на территории Российской Федерации не произрастают.

По мнению заявителя, указанные действия ИП <…>, являются актом недобросовестной конкуренции по отношению к иным участникам Закупки, поскольку предоставляют возможность установить минимальную цену контракта ниже на 15%, чем цена товара, предложенного иными участниками, указавшими достоверные сведения об иностранном происхождении товара, и, в силу требований законодательства, обязанных при расчете минимальной цены контракта увеличить ее на 15%.

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее..

МУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – Заказчик) 31.03.2020 в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru разтило извещение о проведении электронного аукциона 20-77441Э на право заключения государственного контракта, предметом которого являлась поставка фруктов (бананы, груши, яблоки, апельсины, мандарины, лимоны) (извещение №0169300025320000185) (далее – аукцион, закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта – 299 987,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 08.05.2020 на участие в электронном аукционе подано 8 заявок.

В заявке под номером 107414818 указана страна происхождения товара, подлежащего поставке, - Российская Федерации.

Другие заявки содержали сведения о стране происхождения товара, подлежащего поставке, в том числе иностранного происхождения.

Согласно протоколу проведения итогов аукциона от 13.05.2020 в аукционе приняли участие 5 участников, заявка под номером 107414818 подана ИП <…>, победителем признан ИП <…>, предложивший минимальную цену контракта, равную 190 000,00 руб.

По итогам закупки с ИП <…> заключен государственный контракт № 0169300025320000185 от 01.06.2020. Цена контракта составила 161500,00 руб.

В ходе заключения контракта его цена снижена на 15%.

МУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» представило письменные пояснения из которых следует, что в первой части заявки участник № 107414818 задекларировал посредством функционала электронной площадки наименования страны происхождения всех фруктов, подлежащих поставке в рамках государственного контракта, заключенного по результатам закупки - Российская Федерация, а в приложенных к заявке документов также указана страна происхождения товаров, подлежащих поставке, – Российская Федерация. Документация о закупке не предусматривала необходимость представлять документы, подтверждающие страну происхождения товара, необходимо было указать такие сведение декларативно.

ИП <…> в представленных письменных пояснениях сообщила, что страну происхождения бананов ей указал потенциальный поставщик, с которым она вела переговоры о поставке бананов до начала участия в аукционе. Представить декларацию о стране происхождения товара он отказался до заключения с ним договора поставки. По ее информации, в России селекционеры тоже выращивают бананы и цитрусовые.

Изучив представленные документы и материалы прихожу к следующим выводам.

В силу пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в извещении об осуществлении закупки, аукционной документации должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Приказом от 4 июня 2018 № 126н в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Минфин России установил условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к приказу, в том числе при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Приказ Минфина России от 04.06.18 № 126н).

В соответствии с подпунктом 1.3. пункта 1 Приказа Минфина России от 04.06.18 № 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:

а) сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);

б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.

В пункте 23 извещения о проведении аукциона заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.18 № 126н.

ИП <…> (заявка № 107414818) посредством функционала электронной площадки указала наименование страны происхождения товара «Российская Федерация», тем самым подтвердив, что заявка содержит предложение о поставке товаров в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.18 № 126н.

В содержании первой части заявки <…> указала страну происхождения товаров «Российская Федерация».

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона выражает свое согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. Следовательно, дав согласие на поставку товара на условиях аукционной документации, участник закупки несет ответственность по заполнению заявки на участие в аукционе.

ИП <…> также предложил к поставке бананы, указав страной происхождения товара Эквадор, и стал победителем аукциона.

В связи с данными обстоятельствами заказчик соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.18 № 126н заключил с ИП <…> контракт по менее выгодной для него цене.

ИП <…> сведения в заявке о том, что страной происхождения бананов является Российская Федерация, не подтвердила.

Анализ рынка поставки бананов на территории Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что преимущественно поставка бананов в Российскую Федерацию осуществляется из Республики Эквадор, Индии, Китая, Филиппин.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ИП <…> в ходе участия в аукционе указало недостоверные сведения о стране происхождения предложенного к поставке товара (бананы).

Действия ИП <…> по указанию в заявке на участие в аукционе недостоверных сведений о стране происхождения предложенного к поставке товара противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и справедливости и направлены на приобретение незаконного преимущества перед другими участниками аукциона, которое заключалось в следующем.

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта в соответствии с частью 6 статьи 37 Законом о размещении заказов.

Недостоверные сведения ИП <…> о российском происхождении товара в заявке на участие в аукционе направлены на получение незаконного преимущества перед другими участниками размещения заказа, предложившими к поставке тот же товар, но с указанием, что он иностранного производства, что соответствует действительности.

Участники аукциона по вине ИП <…> были необоснованно поставлены в неравные условия конкуренции при проведении аукциона по сравнению с ней. ИП <…>

имела преимущество в виде неснижения конечной цены контракта в случае победы в отличие от других участников, заявивших об иностранном происхождении товара, а, значит, имело больше шансов победить.

Таким образом, изначально ИП <…> получила незаконное преимущество перед добросовестными участниками аукциона, предложившими к поставке товар иностранного происхождения, что в результате причинило убытки победителю аукциона – ИП <…> в виде заключения государственного контракта на менее выгодных для него условиях.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со статьей 14.2 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке поставки бананов в первом полугодие 2020 года установлено следующее:

1.  Временной интервал исследования: первое полугодие 2020 года;

2. Предметом закупки (извещение № 0169300025320000185), являлась поставка фруктов (бананы, груши, яблоки, апельсины, мандарины, лимоны);

3. Географические границы закупки – Челябинская область.

4. Состав хозяйствующих субъектов: рынок поставки фруктов (бананы, груши, яблоки, апельсины, мандарины, лимоны) в первом полугодии 2020 года являлся конкурентным, поскольку по меньшей мере восемь организаций приняли участие в рассматриваемой закупке.

Материалами заявления подтверждается, что ИП <…> и ИП <…> являются конкурентами, поскольку осуществляют деятельность на одном товарном рынке – поставки фруктов, в том числе бананов.

В действиях ИП <…> по представлению в составе заявки на участие в электронном аукционе недостоверной информации о стране происхождения товара, подлежащего поставке (бананы), содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

  1. Действия ИП <…> направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают ей возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий.

2. Такие действия противоречат требованиям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. разумности и справедливости.

3. Распространение недостоверных сведений ввело заказчика и иных участников закупки в заблуждение относительно поставляемого ИП <…> товара и привело к неполучению доходов в виде упущенной выгоды ИП <…>

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции выдает предупреждение.

На основании изложенного, в связи с наличием в действиях ИП <…> признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Челябинское УФАС России предупреждает ИП <…> об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, путем рассмотрения настоящего предупреждения, в том числе лицами, ответственными за формирование заявок ИП <…> на участие в закупках, в ходе которого разъяснить необходимость при участии в закупках соблюдения действующего законодательства, норм и правил добросовестного поведения участника на товарном рынке.

О выполнении настоящего предупреждения (принятых мерах) сообщить в Челябинское УФАС России до 30 августа 2020 года.

Врио руководителя <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны