Решение №АК/7241/22 РЕШЕНИЕ по делу № 074/06/104-1506/1498/2022 (198-РНП/2022) ... от 23 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

Комитет дорожного хозяйства города Челябинска

 

454008, г. Челябинск, Комсомольский пр., 4

 

ООО «Дорремстрой»

 

454014, г. Челябинск, ул. Ворошилова д. 35Б,

кв. 28

 

Единоличному исполнительному органу, участнику 

 

454014, г. Челябинск, ул. Ворошилова д. 35Б, кв. 28

              1. РЕШЕНИЕ

по делу № 074/06/104-1506/1498/2022 (198-РНП/2022)

о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 20.06.2022

В полном объеме решение изготовлено 23.06.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

 

 

 

 

-

 

 

 

-

старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России

рассмотрев обращение Комитета дорожного хозяйства города Челябинска (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Дорремстрой» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона № 0169300000121000750 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Мартеновская в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:

- представителя Комитета дорожного хозяйства города Челябинска  действующего на основании доверенности от 10.01.2022,

- представителя Комитета дорожного хозяйства города Челябинска  действующего на основании доверенности от 18.05.2022,

- представителя ООО «Дорремстрой» , действующего на основании доверенности от 16.06.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение Комитета дорожного хозяйства города Челябинска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Дорремстрой».

Согласно представленным документам 29.07.2021 Комитет дорожного хозяйства города Челябинска объявил о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 648 317, 00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 09.08.2021 победителем закупки признано ООО «Дорремстрой» (далее - общество, подрядчик).

Решением от 20.05.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения подрядчиком обязательств по контракту, что подтверждается перепиской заказчика, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.

На заседании Комиссии общество направило письменные пояснения и документы и на заседании представитель пояснил, что неисполнение обязательств вызвано повышением цен на щебеночную продукцию, в связи с чем подрядчиком приостановлено выполнение работ.

При этом, информацию о повышении цен и возможности изменения условий контракта подрядчик неоднократно уведомлял заказчика.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), (в редакции, действующей на момент расторжения контракта) пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 8.1 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Подпунктами «а»-«в» пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур и закрытых электронных процедур, заказчик:

- направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;

- не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

- в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

Из части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Таким образом, Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены переходные положения, из которых следует, что в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 при принятии решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта действует порядок расторжения контракта, предусмотренный частью 6 статьи 8 указанного Федерального закона.

Так, заказчиком 20.05.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 20.05.2022 направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу: 454014, г. Челябинск, ул. Ворошилова д. 35Б, кв. 28, по электронной почте: apresovicarman@gmail.com и 20.05.2022 размещено в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах».

Как следует из документов, представленных заказчиком, подтверждение о вручении исполнителю указанного решения, в том числе информация об отсутствии исполнителя по адресу, указанному в контракте, заказчиком не получены. Так, в силу подпункта «в» пункта 3 части 6 Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» надлежащим уведомлением об одностороннем отказе от исполнения контракта в указанному случае является день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 05.06.2022.

С учетом изложенного, контракт является расторгнутым 15.06.2022 в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 14.06.2022.

При рассмотрении вопроса о включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.

Между заказчиком и ООО «Дорремстрой» заключен контракт от 20.08.2021 № 3745122790621000079 (далее – контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке и в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.

Предметом контракта является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Мартеновская, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

Согласно пункту 3.1 контракта срок выполнения работ определен с момента заключения контракта по 20.08.2022 в соответствии с календарным графиком производства и финансирования работ.

Так, согласно графику работы по первому этапу должны быть выполнены не позднее 20.05.2022.

Из переписки, представленной сторонами, следует, что общество не приступило к выполнению работ, что подтверждается актами, составленными заказчиком от 13.05.2022, 20.05.2022, при этом общество в письмах от 02.03.2022 (исх. 27), от 22.04.2022 (исх. № 37), от 16.05.2022 (исх. 54) указало, что неисполнение обязательств связано с удорожанием строительных материалов более чем на 40% и, как следствие, с увеличением сметных расценок. Более того, в письме от 16.05.2022 общество указало о приостановке выполнения работ в связи с увеличением сметной стоимости продукции.

При этом, 07.04.2022 заказчик в ответ на письма подрядчика от 02.03.2022, 25.03.2022 указал на невозможность расторжения контракта по соглашению сторон, а также изменения условий контракта в части увеличения стоимости работ.

Так, 20.05.2022 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта связи с тем, что общество не преступило к выполнению работ в предусмотренные контрактом сроки со ссылкой часть 2 статьи 715 ГК РФ.

 

При решении вопроса о включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.

 

Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.

Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.

Как установлено на заседании Комиссии ООО «Дорремстрой» не приступило к выполнению работ по ремонту автомобильной дороги в сроки, предусмотренные контрактом.

При этом, причина, которую подрядчик указывает в обоснование своей позиции о невозможности исполнения контракта, является рост цен на строительную продукцию, в связи с чем возросла стоимость выполнения работ, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Из части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Следует отметить, что Президиум ВАС РФ (по делу № А40-25926/2011-13-230) сформулировал следующие принципы, характеризующие обстоятельства непреодолимой силы:

- юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости (при этом, Президиум ВАС РФ указал, что под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах).

- чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, поскольку она, в отличие от случая, имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.

Таким образом, сам по себе рост цен на продукцию, необходимую для выполнения работ, является предпринимательскими рисками подрядчика и не является обстоятельством непреодолимой силы и не освобождает его от ответственности за ненадлежащее исполнение контракта.

При этом для оценки обстоятельств в качестве непреодолимой силы необходимо установить, что подрядчик не имел возможности предвидеть указанные факты в рамках осуществления своей предпринимательской деятельности.

Так, информация об увеличении цен на строительную продукцию размещалась в открытых источниках с конца 2020 года - начала 2021 года на официальных сайтах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ФАС России, Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ):

1)https://minstroyrf.gov.ru/press/?tags=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B;

2) https://fas.gov.ru/news/31117;

3) https://nostroy.ru/actual/tsenoobrazovanie-v-stroitelstve/monitoring-stoimosti-stroitelnykh-materialov.

Так, контракт заключен в августе 2021 года, в связи с чем у хозяйствующего субъекта имелась возможность заблаговременно принять меры по приобретению необходимых материалов, а также подрядчик должен был осознавать тот факт, что изменение сметных расценок в 2022 году не является основанием для перерасчета цены заказчиком.

При этом, общество не предприняло меры, направленные на исполнение контракта, не представило сведения об объективных причинах неисполнения обязательств, в том числе сведения о наличии у хозяйствующего субъекта договорных взаимоотношений с поставщиками материалов (щебень, асфальтобетонная смесь, бордюр тротуарный) на момент участия в закупке, что также не позволяет сделать вывод о существенном изменении обстоятельств, которые подрядчик не мог предвидеть на момент заключения договора.

Так, представленные обществом коммерческие предложения от хозяйствующих субъектов (от 10.08.2021, от 01.04.2022, от 01.05.2022) с указанием цен на данные материалы не свидетельствует о том, что общество имело реальное намерение приобрести указанные материалы, тогда как сам факт запроса информации не отражает намерение общества надлежащим образом исполнить обязательства по контракту.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие намерения и воли общества исполнить контракт, то есть о недобросовестности поведения хозяйствующего субъекта.

Более того, Комиссия критически относится к обоснованию принятия решения о приостановлении выполнения работ, по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Вместе с тем, доказательства, которые послужили законным основанием для приостановления выполнения работ подрядчиком не указаны и не представлены на заседание Комиссии, равно как и обязательства, которые нарушены заказчиком при исполнении контракта.

На заседании Комиссии представитель указал, что заказчик не проинформировал общество о необходимости выполнения работ, связанных с устройством защитных футляров на газопроводах, однако из ведомости объемов работ локальной сметы 01-01-03 следует, что указанные работы входя в предмет обязательств при ремонте автомобильной дороги.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Так, общество не предприняло меры, направленные на исполнение контракта, не представило сведения об объективных причинах неисполнения обязательств в сроки, предусмотренные законодательством для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.

При указанных обстоятельствах Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о включении сведений об ООО «Дорремстрой», его участнике, единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков ввиду недобросовестности в действиях общества.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021

1078,

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные Комитетом дорожного хозяйства города Челябинска в отношении ООО «Дорремстрой» (адрес: 454014, г. Челябинск, ул. Ворошилова д. 35Б, кв. 28, ИНН 7447255869, КПП 744801001), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе

2. Включить сведения о директоре ООО «Дорремстрой» – Петросяне Владике Валодяевиче (ИНН 744842432437) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

3. Включить сведения об участнике ООО «Дорремстрой» – Петросяне Владике Валодяевиче (ИНН 744842432437) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2022-7850

 

 

Связанные организации

ООО "ДОРРЕМСТРОЙ"
ИНН 7447255869, ОГРН 1157456019401
Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска
ИНН 7451227906, ОГРН 1067451013882