Решение б/н 1. Признать доводы жалобы ООО «Контракт» на действия заказчи... от 23 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Контракт»

354003, г. Сочи, пер. Вишневый, 85Б, пом. 12

Администрация Еманжелинского городского поселения

456580, Челябинская область, г.Еманжелинск, ул.Чайковского, 8

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

19435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-462/2019 (№ 250-ж/2019)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 18.04.2019

В полном объеме решение изготовлено 23.04.2019

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» (далее – заявитель), в присутствии представителя Администрации Еманжелинского городского поселения (далее – заказчик) <…>, действующего на основании доверенности от 15.04.2019 № 1276/4.

Заявитель о времени и месте заседания Комиссии извещен, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, не явился, заявлений, ходатайств не представил.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 11.04.2019 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорожного полотна по ул. Базарная и прилегающей территории к МБУ ДК "30 лет ВЛКСМ" (изв. № 0169300016019000031) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 28.03.2019 заказчик объявил о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону – 4 021 657, 00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 12.04.2019 в 10:00.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Согласно доводам жалобы, заявитель указывает на следующее.

1. Заказчиком сокращен срок подачи заявок.

2. Требования к составу первой части заявки составлены без учета части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в части отсутствия требования о предоставлении конкретных характеристик товара в составе первой части заявки.

3. В документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки, в части установления требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ.

4. Пункты 9.2.1, 9.3.1.1, 9.3.1.3 проекта контракта установлены заказчиком без учета постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее – Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).

Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал следующее.

1. В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Сведений или информации о том, что сокращение заказчиком сроков на подачу заявок на участие в закупке, ограничило право ООО «Контракт» или других участников закупки на участие в закупке заявителем не представлено. Ограничение конкуренции не последовало, что подтверждается количеством заявок (шесть).

2. Пунктом 11 документации об электронном аукционе «Выполнение работ по ремонту дорожного полотна по ул. Базарная и прилегающей территории к МБУ ДК "30 лет ВЛКСМ"» установлена Техническая часть (описание объекта закупки) (далее – Техническое задание). Также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещена локальная смета на выполнение работ по ремонту дорожного полотна по ул. Базарная и прилегающей территории к МБУ ДК "30 лет ВЛКСМ (далее – Локальная смета), которая является приложением к документации об электронном аукционе. Каких-либо требований к товарам, которые необходимы для выполнения работ, входящих в объект закупки, Техническим заданием, Локальной сметой не предусмотрены.

Доказательств того, что заказчиком проводится закупка на выполнение работ с использованием товара заявителем не представлено. Кроме этого, пунктом 21 документацией об электронном аукционе предусмотрено, что участники закупки должны представить в составе своих первых частей заявок только согласие на выполнение работ.

3. Техническим заданием, Локальной сметой, которые являются неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, установлены характеристики объекта закупки, условия выполнения работ, виды работ, требования, предъявляемые к работам, объемы работ и другое. Следовательно, документация об электронном аукционе содержит описание объекта закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

4. Заказчик согласен с доводом заявителя в части установления размеров штрафов для определенного порогового значения цены контракта в нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 021 657 рублей 00 копеек.

Извещение об осуществлении закупки опубликовано заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 28.03.2019 16:30.

При этом, окончанием срока подачи заявок на участие в таком аукционе согласно извещению является 12.04.2019 10:00.

Вместе с тем, согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Кроме того, пункт 1 статьи 194 ГК РФ предусматривает, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в аукционе согласно положениям гражданского законодательства должен быть установлен не ранее 12.04.2019 23:59.

При этом, поскольку 13.04.2019, 14.04.2019 являются нерабочими днями, то в силу статьи 193 ГК РФ окончанием срока подачи заявок на участие в аукционе должно являться 15.04.2019.

Таким образом, заказчиком в нарушение части 3 статьи 63, пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе сокращен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе.

2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки заказчиком используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки № 0169300016019000031 объектом закупки является выполнение работ по ремонту дорожного полотна по ул. Базарная и прилегающей территории к МБУ ДК "30 лет ВЛКСМ". В силу пункта 11 документации об аукционе 11. требования к перечню, характеристикам и объему выполняемых работ указаны в Техническом задании и локальной смете.

Так, Техническим заданием предусмотрены виды необходимых работ, а именно:

Дорожное полотно ул.Базарная

Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами

Перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т

Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня

Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм

Розлив вяжущих материалов

Устройство покрытия толщиной 6 см из горячих асфальтобетонных смесей пористых крупнозернистых

Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ

Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см

Съезды

Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня

Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм

Розлив вяжущих материалов

Устройство покрытия толщиной 6 см из горячих асфальтобетонных смесей пористых крупнозернистых

Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ

Подготовительные работы для выполнения работ по благоустройству прилегающей территории к ДК им.30лет ВЛКСМ

Корчевка деревьев в грунтах естественного залегания корчевателями-собирателями с трактором

Погрузка при автомобильных перевозках с погрузкой вручную

Погрузка при автомобильных перевозках мусора

Перевозка грузов III класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т

Прилегающая территория к ДК им.30лет ВЛКСМ

Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами

Перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т

Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня

Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм

Розлив вяжущих материалов

Устройство покрытия толщиной 6 см из горячих асфальтобетонных смесей пористых крупнозернистых

Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ

Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см

Укладка труб

Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами

Перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т

Устройство основания под трубопроводы щебеночного

Укладка стальных водопроводных труб диаметром 300 мм

Нанесение нормальной антикоррозионной битумно-резиновой или битумно-полимерной изоляции на стальные трубопроводы диаметром 300 мм.

Как пояснил представитель заказчика требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам материалов, используемых при выполнении работ, не предъявлялось, поскольку работы должны выполняться в соответствии с условиями контракта, технического задания, сметной документации.

Таким образом, заказчиком соблюдены требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к составу первой части заявки устанавливаются с учетом объекта закупки, что свидетельствует о необходимости указания в документации об аукционе данных требований в зависимости от того, что является предметом контракта: поставка товара, выполнение работ (оказание услуг), выполнение работ (оказание услуг) с использованием товара.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

В пункте 21 документации об аукционе требованием к содержанию и составу первой части заявки является согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Так, из пункта 1.1 проекта контракта следует, Подрядчик обязуется в обусловленный контрактом срок выполнить работы по ремонту дорожного полотна по ул. Базарная и прилегающей территории к МБУ ДК "30 лет ВЛКСМ (далее «работы»), а Заказчик – принять и оплатить работы на условиях настоящего Контракта. Выполнение работ осуществляется в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1) и Сметой (Приложение № 2), которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Из разделов 2, 7 проекта контракта также следует, что приемка и оплата обязательств по контракту осуществляется за выполненные работы, при этом в документации о закупке и проекте контракта не указано, что при выполнении работ заказчик приобретает товары, в том числе не определена приемка и оплата указанных товаров.

Таким образом, из содержания аукционной документации, проекта контракта следует, что предмет контракта определен как выполнение работ по ремонту дорожного полотна по ул. Базарная и прилегающей территории к МБУ ДК "30 лет ВЛКСМ".

Таким образом, требования к составу первой части заявки в части согласия на выполнение работ на условиях документации о закупке соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, предусмотрено, что размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).

Согласно пункту 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

В соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Пунктами 9.2.1, 9.3.1.1., 9.3.1.3. проекта контракта предусмотрено:

«9.2.1. За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042 в размере 1000 рублей.

9.3.1.1. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон) за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, 3 процента цены контракта (этапа), а именно _____.

9.3.1.3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем (Подрядчиком, Поставщиком) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042 в размере 5000 рублей».

Однако на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика.

Таким образом, указанные положения контракта не в полной мере соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, в нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Таким образом, в настоящее время законодательством о контрактной системе предоставление участником закупки декларации, указанной в пунктах 2, 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, предусмотрено только с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, тогда как пункты 8, 9 информационной карты аукционной документации предполагают предоставление таких документов на бумажном носителе по форме рекомендуемой заказчиком согласно Приложению № 4 к информационной карте аукционной документации.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

На основании изложенного, требования ко второй части заявки участников закупки в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 2, 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены заказчиком не в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе.

2. Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.

В силу части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

В соответствии с пунктом 30 аукционной документации если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Пунктом 4.3 проекта контракта предусмотрено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается муниципальный контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, муниципальный контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об аукционе, что составляет 603 248 (шестьсот три тысячи двести сорок восемь) рублей 55 копеек или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, аукционная документация проект контракта содержат требование к обеспечению исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер не в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

3. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Следует отметить, что пунктами «а», «б» части 15 статьи 1 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ в части 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе внесены изменения, а именно: слова "ставки рефинансирования" заменены словами "ключевой ставки".

Вместе с тем, пунктом 9.3.2. проекта контракта установлено, что «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем (Подрядчиком, Поставщиком) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем (Подрядчиком, Поставщиком)».

Кроме того, пункт 9.2.2. проекта контракта предусматривает, что «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы».

Таким образом, проект контракта предусматривает порядок определения размера пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком, заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не в соответствии с частями 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «Контракт» на действия заказчика обоснованными в части сокращения сроков подачи заявок, а также установления размеров штрафов для определенного порогового значения цены контракта, в остальной части - необоснованными.

2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 37, частей 4, 5, 7, 8 статьи 34, части 3 статьи 63, пунктов 2, 3 части 1 статьи 64, пунктов 2, 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…> 

Члены Комиссии <…>

<…>

ООО «Контракт»

354003, г. Сочи, пер. Вишневый, 85Б, пом. 12

Администрация Еманжелинского городского поселения

456580, Челябинская область, г.Еманжелинск, ул.Чайковского, 8

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

19435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

ПРЕДПИСАНИЕ № 074/06/105-462/2019 (№ 250-ж/2019)

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

18 апреля 2019 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

на основании решения Челябинского УФАС России от 18.04.2019, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Контракт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорожного полотна по ул. Базарная и прилегающей территории к МБУ ДК "30 лет ВЛКСМ" (изв. № 0169300016019000031) (далее – аукцион), в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации Еманжелинского городского поселения с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения Аукциона до полного исполнения пункта 2 настоящего предписания.

2. Администрации Еманжелинского городского поселения при направлении победителю проекта контракта привести его в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе с учетом решения Челябинского УФАС России № 074/06/105-462/2019 (№ 250-ж/2019) от 18.04.2019, а именно:

- привести пункты 9.2.2, 9.3.2 проекта контракта в соответствие с частями 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно: слова "ставки рефинансирования" заменить словами "ключевой ставки";

- установить в проекте контракта размеры штрафов в отношении подрядчика и заказчика в соответствии с пунктами 4, 6, 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042;

- установить в проекте контракта антидемпинговые меры в соответствии с положениями части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

3. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 23.04.2019 обеспечить Администрации Еманжелинского городского поселения возможность исполнения пунктов 1-2 настоящего предписания.

4. Администрации Еманжелинского городского поселения в подтверждение исполнения предписания в срок до 24.05.2019 в адрес Челябинского УФАС России представить исполнение настоящего предписания, а именно заверенную копию заключенного контракта со всеми приложениями (на диске).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии <…>

Члены комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны