Решение (комиссия) №ВЛ/3474/24 74ж решение от 11 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №43»

 

456780, г. Озерск, ул. Восточная, д. 14

 

АО «Сбербанк-АСТ»

 

119435, г. Москва,

Большой Саввинский переулок, д. 12,

стр. 9, этаж 1, помещение 1, комната 2

 

ИП Сковордину Илье Станиславовичу

 

630099, г. Новосибирск,

ул. Орджоникидзе, д.23, 68

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/106-437/2024 (74-ж/2024)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 04.03.2024

В полном объеме решение изготовлено 07.03.2024

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ИП Сковордина Ильи Станиславовича (далее – ИП Сковородин И.С.), при участии в дистанционном режиме:

- представителя ИП Сковородина И.С. - , действующего на основании доверенности от 01.03.2024,

- представителя МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №43»  действующего на основании Распоряжения № 131лс от 04.04.2023,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 26.02.2024 поступила жалоба ИП Сковордина И.С. на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме № 0369300159124000001 на поставку интерактивного комплекса с программным обеспечением (далее – запрос котировок).

Согласно представленным документам 16.02.2024 Администрация Кассельского сельского поселения объявила о проведении запроса котировок.

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 196 000, 00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок – 26.02.2024.

На момент рассмотрения жалобы ИП Сковордина И.С. контракт не заключен.

На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы и указал, что в техническом задании содержатся неоднозначные условия закупки в части требований к описанию игровых режимов, указанных в извещении о закупке и описании объекта закупки, а также требования к наличию оперативной памяти оборудования может привести к ограничению количества участников закупки.

Представители заказчика с доводами жалобы, касающимися описания игровых режимов и объема оперативной памяти, указали, что исходили из категории воспитанников, для которых приобретается указанное оборудование, при формировании объекта закупки заказчиком производился мониторинг оборудования различных производителей.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.

В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, проекте контракта должно содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.

Более того, формирование описания объекта закупки предполагает, что, с одной стороны, заказчик вправе указать требования к товарам, работам, услугам для удовлетворения своей потребности, а, с другой стороны, при указании таких требований заказчик должен руководствоваться правилами, предусмотренными статьей 33 Закона о контрактной системе.

Так, в пункте 7 Постановления 145 указано, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.

Более того, пунктом 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656, предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, обязанностью заказчика является указание в извещении о закупке с использованием единой информационной системы (далее – ЕИС) тех сведений, которые входят в описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

При этом, сведения, предусмотренные в извещении о закупке, сформированном посредством ЕИС, и в описании объекта закупки, являющемся приложением к извещению, должны содержать единообразную информацию, которая в последующем позволит участнику закупки сформировать заявку на участие в запросе котировок.

Согласно извещению объектом закупки является поставка интерактивного комплекса с программным обеспечением.

В извещении о закупке, сформированном с использованием ЕИС, в графе «объект закупки» указан показатель: игровые режимы: «зазеркалье, чудолесье, логикум, облачко, креативия или эквиваленты» - «наличие», при этом указанно, что значение характеристики не может изменяться участником закупки.

Вместе с тем, в пункте 3.1 описания объекта закупки (Приложение № 1 к извещению о закупке) указаны следующие требования к игровым режимам с указанием минимальных значений показателей:

- «Зазеркалье» от 3-10 лет или эквивалент - не менее 7 игр;

- «Чудолесье» от 3-10 лет или эквивалент - не менее 6 игр;

- «Логикум» от 3-10 лет или эквивалент - не менее 6 игр;

- «Облачко» от 0-2 лет или эквивалент - не менее 13 игр;

- «Креативия» от 3-10 лет или эквивалент - не менее 3 игр.

Таким образом, в извещении и описании объекта закупки содержатся различные характеристики к одному и тому же показателю: в извещении о закупке указано на необходимость наличия указанного перечня режимов у интерактивного комплекса, тогда как в описании объекта предусмотрено минимальное количество игр по каждому режиму, которые необходимо конкретизировать в составе заявки, что свидетельствует о противоречивости описания объекта закупки в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Данные противоречия в описании продукции также не позволяют определить требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке о необходимости конкретизации данных значений или указания на необходимость их наличия в качестве неизменяемого показателя.

Так, в предложении единственного участника закупки (идентификационный номер 137) по показателю «игровые режимы» не конкретизировано количество игр по каждому из режимов, что не соответствует описанию объекта закупки.

Таким образом, данные противоречия в части указания характеристик приобретаемого оборудования могут привести к невозможности подачи предложения участника закупки, соответствующего описанию объекта закупки, так как такое предложение формируется посредством функционала электронной площадки только с учетом характеристик, указанных в извещении о закупке. Более того, указанные обстоятельства могут привести к заключению контракта не на условиях извещения о закупке в части несоответствия предложения участника закупки описанию объекта закупки, что не отвечает положениям части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Следует отметить, что наименования игровых режимов сопровождаются словами «или эквивалент», однако в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе слова «или эквивалент» устанавливаются в отношении товарных знаков, а не типов режима работы оборудования, при том, что заказчиком не раскрыто описание игровых режимов, которое бы определяло функциональные и иные характеристики, требуемые заказчику, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

2. Доводы заявителя, согласно которым требования к интерактивному комплексу в части объема оперативной памяти системного блока – не менее 8 Гб (пункт 1.3 описания объекта закупки) приводят к ограничению количества участников закупки и позволяют поставить оборудование единственного производителя – ООО «Стендап инновации» «интерактивный пол Magium», не могут быть приняты во внимание.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.

Вместе с тем, документы, подтверждающие характеристики интерактивного оборудования, имеющегося на рынке, в том числе соответствующего требованиям заказчика, не представлены заявителем, что не позволяет сделать вывод о совершении заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки.

Следует отметить, что факт отсутствия оборудования, соответствующего требованиям заказчика, в реестрах промышленной продукции (российском, евразийском), еще не свидетельствует об отсутствии продукции, в том числе иностранного производства, которое бы соответствовало описанию объекта закупки, так как установленные в извещении ограничения допуска промышленных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 связаны с необходимостью наличия совокупности условий, при которых заявки участников закупки, продукция которых отсутствует в реестрах, будут подлежать отклонению.

Вместе с тем, изучив документы и сведения, представленные заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия обращает внимание на то, что письменные запросы для получения коммерческих предложений хозяйствующим субъектам не направлялись, озвучены заказчиком устно в телефонном режиме, тогда как такой порядок обоснования не позволяет проверить на сколько информация о ценах на продукцию, указанная в коммерческих предложениях, сопоставима с условиями планируемой закупки, коммерческими и (или) финансовыми условиями поставки товара, как предусмотрено частью 3 статьи 22 Закона о контрактной системе.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ИП Сковородина И.С. на действия заказчика обоснованными в части формирования описания объекта закупки с нарушение требований законодательства о контрактной системе.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2024-3941

 

 

Связанные организации

МБДОУ ДС №43 г. Озерск
ИНН 7422026070, ОГРН 1027401184788
ИП Сковордин И.С.
ИНН 450137749441, ОГРН 321547600034094
АО "Сбербанк - АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441