Решение (комиссия) №ВЛ/371/23 решение по делу № 4-ВП/2023 от 17 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение по делу № 4-ВП/2023

 

Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Самоцвет» Управления федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу

454028 г. Челябинск,

ул. Днепропетровская, д.26

 

АСО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ»

111123, г. Москва,

Электродный пр., 16

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ 074/06/99-4/2023

по делу 4-ВП/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13 января 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 17 января 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99,статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании поступившей от АСО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении Федеральным государственным казенным учреждением комбинат «Самоцвет» Управления федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу (далее – ФГКУ комбинат «Самоцвет» Росрезерва, заказчик) электронного аукциона на поставку специальной обуви для охраны (извещение № 0369100000822000102) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя ФГКУ комбинат «Самоцвет» Росрезерва«<…>», действующего на основании доверенности № 2 от 11.01.2023г.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 27.12.2022 поступила информация о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при осуществлении ФГКУ комбинат «Самоцвет» Росрезерва электронного аукциона на поставку специальной обуви для охраны (извещение № 0369100000822000102) (далее – аукцион, закупка). Проведение внеплановой проверки назначено на 13 января 2023 года.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 09.09.2022 в 15:41.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку специальной обуви для охраны нужд ФГКУ комбинат «Самоцвет» – 24 088,94 рублей.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0369100000822000102 от 20.09.2022.

На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка.

Государственный контракт № 168-ЮР на поставку специальной обуви для охраны нужд ФГКУ КОМБИНАТ «Самоцвет» заключен с ИП Овчинниковым М.Ю. 03.10.2022.

Из обращения АСО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» следует, что заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе в описание объекта закупки включены требования, не предусмотренные каталогом КТРУ, при этом обоснование необходимости использования других показателей отсутствует.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе определено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно правилу, установленному пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Пунктом 1 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила) определено, что Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 Правил каталог используется заказчиками в целях: а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки; контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками; б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).

В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

Более того, в силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки №0369100000822000102 объектом закупки является поставка специальной обуви для охраны. Определены три позиции каталога товаров, работ, услуг со следующими наименованиями товара по КТРУ; кодом позиции, наименованием и значением характеристики:

15.20.13.130-00000015 «Обувь летняя с верхом из кожи»: размер (штихмассовый) - 40.5000; материал верха - натуральная кожа; по высоте заготовке верха – туфли; половой признак – женская;

15.20.13.110-00000005 «Обувь повседневная с верхом из кожи»: материал верха – искусственная кожа; материал подошвы – термопластичный эластомер; по высоте заготовки верха – сапоги; половой признак – женская; размер (штихмассовый) - 41; вид застежки – шнурки; наличие каблука - нет; сезонность – зимняя; материал подкладки – натуральный мех;

15.20.13.110-00000020 «Обувь повседневная с верхом из кожи»: материал верха – искусственная кожа; материал подошвы – термопластичный эластомер; по высоте заготовки верха – туфли; половой признак – мужская; размер (штихмассовый) – 42,5; вид застежки – резинки; наличие каблука - да; сезонность – демисезонная; материал подкладки – кожа.

Извещением о закупке предусмотрено описание объекта закупки (прикрепленный документ «Техзадание спецобувь»). Так, техническим заданием определено три позиции товара со следующими характеристиками:

1) полуботинки охранника мужские: цвет черный; размер 42, 43; подошва: ТЭП с антискользящим протектором, способ крепления подошвы: клеепрошивной; верх: хромовая кожа; подкладка: натуральная кожа;

2) туфли женские: цвет черный; размер 40, 41; танкетка (каблук) не более 3 см; подошва: ТЭП с металлическим супинатором; способ крепления подошвы: клеевой; верх: мягкая натуральная кожа; подкладка: натуральная кожа;

3) обувь зимняя, с высоким берцем, женская (полусапожки утепленные): цвет черный; размер 41; танкетка (каблук) не более 3 см; в верхней части ботинка резиновая вставка; верх: хромовая кожа; подошва: ТЭП (варианты); способ крепления подошвы: клеевой; в качестве утеплителя используется натуральный мех.

Важно отметить, что позиция КТРУ, соответствующая пункту 2 технического задания 15.20.13.130-00000015 «Обувь летняя с верхом из кожи», правомерность описания которой оспаривается заявителем, обладает следующими обязательными для применения характеристиками: «материал верха»; «по высоте заготовки верха»; «половой признак»; «размер (штихмассовый)».

Вместе с тем, КТРУ не содержит таких характеристик, как «способ крепления подошвы», «подкладка», которые установлены заказчиком в описании объекта закупки, но при этом обоснование применения указанных характеристик описание объекта закупки не содержит, что свидетельствует о несоответствии требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, подпункта «в» пункта 4 Правил. При этом, характеристика приобретаемого заказчиком товара, определенные извещением о закупке, содержат описание товара, соответствующее описанию в позиции КТРУ.

Принимая во внимание, что в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о контрактной системе в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе в извещении о проведении электронного аукциона для закупки №0369100000822000102 и описании объекта закупки (техническом задании), являющемся частью извещения о закупке, содержатся противоречия в части описания характеристик приобретаемого заказчиком товара в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Необходимо отметить, что аналогичные разночтения допущены ФГКУ комбинат «Самоцвет» Росрезерва и в отношении позиций 1, 3 описания объекта закупки.

Действия должностного лица заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что контракт заключен, Комиссия антимонопольного органа считает возможным предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта «в» пункта 4 Правил.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен и исполнен.

3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

Н.В. Фадеева

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

2023-428

 

 

Связанные организации

РОО "Общественный контроль"
ИНН 5031148944, ОГРН 1225000134336
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ФГКУ Комбинат "Самоцвет" Росрезерва
ИНН 7451032840, ОГРН 1027402914043