Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2766/2019 от 15 января 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ТЕМП 1»

455023, Челябинская область,

г. Магнитогорск,

пр. Карла Маркса, д. 82

markov3519@gmail.com

ГБУЗ «Районная больница г. Аша»

456012, Челябинская область,

г. Аша, ул. Некрасова, д. 19

ashagb@cgb.uu.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/07/3-2766/2019

10 января 2020 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

Председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии: <…> – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

<…> - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу № 074/07/3-2766/2019 ООО «Темп 1» (далее – Заявитель) от 24.12.2019 вх. № 18815 на действия заказчика ГБУЗ «Районная больница г. Аша» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинской мебели (общебольничная кровать) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница г. Аша» (извещение № 31908613402), в присутствии представителей Заявителя и Заказчика,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «Темп 1» на действия ГБУЗ «Районная больница г. Аша» при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинской мебели (общебольничная кровать) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница г. Аша» (извещение № 31908613402) (далее – Закупка).

Согласно доводам жалобы, Документация открытого аукциона составлена с нарушениями требований пункта 1 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), показатели, указанные в закупочной документации, не позволяют определить предмет закупки, его параметры.

Помимо этого, Заявитель полагает, что Заказчиком в закупочной документации сокращен срок направления потенциальным участником закупки запроса о разъяснении положений документации.

Также Заявителем указано, что Заказчиком, в нарушение пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, установлено требование о поставке изделия, изготовленного в соответствии с ТУ 9396-001-97965187-2012.

Кроме того, Заявитель указал на нарушения пунктов 2 и 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, содержащиеся в пунктах 5 и 7 части 2 раздела 12 «Требования к закупаемым товарам, работам, услугам» Положения о закупке товаров, работ, услуг ГБУЗ «Районная больница г. Аша», размещенного в ЕИС.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменное мнение, которое приобщено к материалам жалобы.

Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

  1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно частям 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, до окончания срока подачи заявок с жалобой в антимонопольный орган может обратиться любой хозяйствующий субъект, имеющий намерение принять участие в закупке.

Дата окончания срока подачи заявок – 25.12.2019, жалоба ООО «Темп 1» поступила в антимонопольный орган 24.12.2019 (до окончания срока подачи заявок).

Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган ООО «Темп 1» соблюдены, заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу пункта 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Заказчик разместил закупку на поставку медицинской мебели (общебольничная кровать) на сайте www.zakupki.gov.ru.

В пункте 1.1.10 Части 3 закупочной документации «Техническое задание» содержится требование к товару: количество функций кровати, шт – не менее 2. При этом не указано какие конкретно функции должна выполнять кровать.

Содержание пункта 1.2.5 Технического задания «Наклоны секций регулируются при помощи ступенчатой рейки (гребенки) – Наличие» противоречит требованию пункта 1.35 Технического задания «Все регулировки выполняются бесступенчато - Наличие».

Заказчик в пояснениях указал, что бесступенчатая регулировка относится к установленным боковым ограждениям.

Указанный довод Заказчика не принимается Комиссией Челябинского УФАС России поскольку в Техническом задании не конкретизирован указанный показатель, что не позволяет однозначно сделать вывод об отнесении его к регулировке боковых ограждений.

В пункте 1.3 Технического задания указано: «Количество подвижных секций ложа, шт - Не менее 2». Однако в предшествующем пункте 1.2.6 описывается только одна подвижная секция - «подголовник». Иных описаний секций ложа Документация не содержит.

Следовательно, указание названных требований к предмету закупки не позволяет в точной степени определить характеристики необходимого к поставке предмета закупки.

В силу пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Таким образом, Заказчиком, при формировании закупочной документации допущено нарушение пункта 1 части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также принцип информационной открытости, установленный частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Относительно иных доводов жалобы, касающихся описания предмета закупки Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

Комиссией не может быть оценен довод подателя жалобы о несоответствии указания в пункте 1.45 Технического задания требования «Размеры бокового ограждения мм. – не более 1480х380х30» положениям Закона о закупках, поскольку заявителем не представлено достаточных доказательств наличия такого нарушения.

Также не доказаны доводы относительно несоответствия Закону о закупках требований к предмету закупки, указанных в пункте 1.1.16 Технического задания «Размер длина х ширина х высота, мм – не менее 2120х970х900», пункте 1.2.4 Технического задания «Вес, кг – не более 50 кг».

В соответствии пункта 1, части 10, статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, указание в техническом задании требований о толщине материала ложемента (пункт 1.1.12 Технического задания), о составе и покрытии поверхности ложемента (пункт 1.1.14 Технического задания), количества вертикальных опор ограждения (пункт 1.46 Технического задания), количества самоориентирующихся колес с индивидуальными тормозами (пункт 1.39 Технического задания) образуют потребность заказчика, в соответствии с которой проводится конкурентная процедура по закупке товаров.

4. Комиссия отмечает обоснованность довода Заявителя о сокращении Заказчиком срока направления потенциальным участником закупки запроса о разъяснении положений документации.

В пункте 2.2.2 раздела 2.2 Части 2 Документации указано, что запрос о разъяснении положений документации об аукционе заполняется по Форме 1.4.3 раздела 1.4 документации об аукционе. Данный запрос должен быть направлен в порядке, предусмотренном штатным интерфейсом торговой платформы, в срок не позднее, чем за пять рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Исходя из толкования указанной нормы, следует, что запрос о разъяснении положений закупочной документации может быть подан не позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в сокращении срока направления потенциальным участником закупки запроса о разъяснении положений документации, является нарушением части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, а также принципа информационной открытости, установленного частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

5. Относительно довода подателя жалобы о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование к товару «Изделие изготовлено согласно ТУ 9396-001-97965187-2012» (пункт 1.29.45 Технического задания), Комиссия отмечает следующее.

Из пояснений Заказчика следует, что указанный пункт Технического задания относится к матрасу, которым оснащается предмет закупки.

Однако, Комиссия согласна с доводами подателя жалобы о том, что включение в описание предмета закупки конкретных ТУ (технических условий) противоречит пункту 2 части 6.1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», технические условия – это вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).

Таким образом, ТУ являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции, то есть, определенный номер технических условий соответствует продукции только одного производителя. Иные производители по данным техническим условиям медицинские изделия не производят.

Таким образом, указание технических условий в документах закупки является прямым указанием на товарный знак.

Статья 4 Закона о закупках регламентирует вопросы информационного обеспечения закупки, пунктом 1 части 10 данной статьи предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Закон о закупках не содержит запрета устанавливать условия о соответствии услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих услуг.

В случае если исполнение договора требует соблюдения определенных норм и правил, указание в документации о закупке требований к товарам путем ссылки на государственные стандарты, санитарные правила и иные документы при условии, что данные документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики товара является правомерным и достаточным.

Учитывая, что ТУ 9396-001-97965187-2012 отсутствуют в доступных публичных источниках информации. Подобное указание технических требований предоставляет преимущества определённому поставщику, либо определенному производителю товара.

Таким образом, указание Заказчиком в пункте 1.29.45 Технического задания о необходимости изготовления изделия в соответствии с ТУ 9396-001-97965187-2012 является нарушением пункта 2 части 6.1 Закона о закупках, а также принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

6. Довод подателя жалобы о наличии нарушений Закона о закупках в пунктах 5 и 7 части 2 раздела 12 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 1 г. Аша» не может быть оценен Комиссией Челябинского УФАС России поскольку указанное Положение утверждено Министерством здравоохранения Челябинской области, не являющимся стороной по рассмотрению жалобы на действия Заказчика.

Между тем, Челябинским УФАС России будет подготовлено и направлено рекомендательное письмо о внесении изменений в Положение в части выявленных нарушений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Темп 1» на действия на действия заказчика ГБУЗ «Районная больница г. Аша» обоснованной;
  2. Признать в действиях ГБУЗ «Районная больница г. Аша», выразившихся в указании предмета закупки не в соответствии требований действующего законодательства, нарушением пункта 1 части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4, части 1 статьи 3 Закона о закупках;
  3. Признать в действиях Заказчика, выразившихся в сокращении срока направления потенциальным участником закупки запроса о разъяснении положений документации, нарушением части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, а также принципа информационной открытости, установленного частью 1 статьи 3 Закона о закупках;
  4. Выдать ГБУЗ «Районная больница г. Аша» обязательное для исполнения предписание.
  5. Передать информацию, содержащуюся в жалобе ООО «Темп 1», должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

  1. <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны