Решение б/н Решение № 3-03/17 в отношении ООО «Еткульский водоканал» от 7 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 3 августа 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 4 августа 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

*** – руководитель Челябинского УФАС России;

 

*** — ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

*** — ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии представителя ООО «Еткульский водоканал», в отсутствие представителя заявителя, надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 3-03/17 по признакам нарушения ООО «Еткульский водоканал» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка ценообразования путем выставлении платы ООО «Комиссионный магазин №4» за услугу очистки сточных вод в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Челябинская область, с. Еткуль, ул. Первомайская, 1 «Б», руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление ООО «Комиссионный магазин №4» на действия ООО «Еткульский водоканал», выразившиеся в необоснованном выставлении платы за услугу очистки сточных вод в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Челябинская область, с. Еткуль, ул. Первомайская, 1 «Б».

По результатам рассмотрения данного заявления установлено следующее.

ООО «Комиссионный магазин №4» является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Челябинская область, с. Еткуль, ул. Первомайская, 1 «Б».

Централизованную систему водоотведения Еткульского сельского поселения обслуживают две организации: ООО «Еткульский районный водоканал» и ООО «Еткульский водоканал».

Постановлением Администрации Еткульского сельского поселения от 26.09.2014 № 89 гарантирующей организацией в отношении централизованной системы водоотведения Еткульского сельского поселения определено ООО «Еткульский районный водоканал», которое занимается эксплуатацией сетей водоотведения, то есть осуществляет транспортировку сточных вод от потребителей до очистных сооружений.

ООО «Еткульский водоканал» на основании договора аренды от 04.06.2015 № 1 владеет комплексом очистных сооружений Еткульского сельского поселения и осуществляет деятельность по очистке сточных вод, поступающих через централизованную сеть водоотведения Еткульского сельского поселения.

Между ООО «Комиссионный магазин №4» и ООО «Еткульский районный водоканал» заключен договор на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения объекта, принадлежащего ООО «Комиссионный магазин №4».

В адрес ООО «Комиссионный магазин №4» от ООО «Еткульский водоканал» поступили (письмо от 16.03.2016 № 11) для заключения договор на очистку сточных вод и счета на оплату услуг по очистке сточных вод.

Приказом Челябинского УФАС России от 03.05.2017 № 111 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Еткульский водоканал» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка ценообразования путем выставлении платы ООО «Комиссионный магазин №4» за услугу очистки сточных вод в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Челябинская область, с. Еткуль, ул. Первомайская, 1 «Б».

В материалы дела представлены письменные пояснения ООО «Еткульский водоканал» (письма от 31.03.2017 № 8, от 19.05.2017 № 12), согласно которым в тариф на услуги водоотведения ООО «Еткульский районный водоканал» до 2017 года не входили затраты на очистку сточных вод, в связи с чем ООО «Еткульский водоканал» выставляло стоимость данной услуги непосредственно потребителям-юридическим лицам. На основании заключенного между ООО «Еткульский водоканал» и ООО «Еткульский районный водоканал» договора водоотведения от 01.01.2016 № 20/2016 ООО «Еткульский водоканал» осуществляет прием и очистку сточных вод, принятых от населения.

Челябинским УФАС России было подготовлено и направлено лицам, участвующим в рассмотрении дела, заключение об обстоятельствах дела № 3-03/17.

Каких-либо возражений на заключение об обстоятельствах дела № 3-03/17 сторонами представлено не было.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по водоснабжению и водоотведению.

В статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дано определение понятия водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Следовательно, очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения является составной частью деятельности по водоотведению.

Таким образом, ООО «Еткульский водоканал» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоотведения (очистке сточных вод) на территории Еткульского сельского поселения Челябинской области.

В силу своего доминирующего положения на указанном рынке ООО «Еткульский водоканал» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона о водоснабжении).

Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (часть 5 статьи 12 Закона о водоснабжении).

В ходе рассмотрения дела установлено, что централизованную систему водоотведения Еткульского сельского поселения обслуживают две организации: ООО «Еткульский районный водоканал», осуществляющее транспортировку сточных вод, и ООО «Еткульский водоканал», осуществляющее очистку сточных вод.

Постановлением Администрации Еткульского сельского поселения от 26.09.2014 № 89 гарантирующей организацией в отношении централизованной системы водоотведения Еткульского сельского поселения определено ООО «Еткульский районный водоканал».

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – МТРиЭ) от 24.11.2015 № 55/136 установлен тариф для ООО «Еткульский районный водоканал» на услуги по транспортировке сточных вод, не включающий в себя затраты на очистку сточных вод с 01.01.2016 по 30.06.2016 в размере 22,38 руб/куб.м и с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 23,72 руб/куб.м.

Постановлением МТРиЭ от 30.12.2015 № 67/79 установлен тариф на услуги по очистке сточных вод для ООО «Еткульский водоканал» с 01.01.2016 по 30.06.2016 в размере 54,85 руб/куб.м и с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 57,98 руб/куб.м.

Следовательно, ООО «Еткульский районный водоканал» обязано обеспечить водоотведение объектов капитального строительства абонентов Еткульского сельского поселения, присоединенных в установленном порядке к централизованной системе водоотведения и взимать плату за услугу водоотведения по установленным МТРиЭ тарифам.

Более того, ООО «Еткульский районный водоканал» обязано заключить с ООО «Еткульский водоканал» договор на оказание услуг по очистке сточных вод, при этом ООО «Еткульский районный водоканал» должно включать расходы на очистку сточных вод в свои тарифы и оплачивать данные услуги по тарифам, установленным для ООО «Еткульский водоканал».

Между ООО «Еткульский водоканал» и ООО «Еткульский районный водоканал» заключен договор водоотведения (очистки сточных вод) от 01.01.2016 № 20/2016, в соответствии с которым ООО «Еткульский водоканал» осуществляет прием и очистку сточных вод.

Однако фактически в 2016 году ввиду того, что в тарифе, утвержденном для ООО «Еткульский районный водоканал», не были заложены затраты на очистку сточных вод, ООО «Еткульский водоканал» и ООО «Еткульский районный водоканал» не выполнялись условия по указанному договору и ООО «Еткульский водоканал» выставляло плату за очистку сточных вод конечным потребителям.

Между тем, отсутствие в тарифе, утвержденном для ООО «Еткульский районный водоканал», затрат на очистку сточных вод не является основанием для выставления платы за услугу по очистке сточных вод конечным потребителям Еткульского сельского поселения.

Данный вывод также нашел отражение в письме МТРиЭ от 15.03.2017 № 03/948, в котором указано, что установленные для ООО «Еткульский водоканал» тарифы на очистку сточных вод неприменимы в отношении конечных потребителей Еткульского сельского поселения.

Однако в нарушение действующего законодательства в сфере водоотведения ООО «Еткульский водоканал» предлагало абонентам – юридическим лицам заключить договор водоотведения (очистки сточных вод), а также выставляло плату за данную услугу.

В результате чего конечные потребители Еткульского сельского поселения вносили плату за услуги водоотведения двум организациям: ООО «Еткульский районный водоканал» за транспортировку сточных вод и ООО «Еткульский водоканал» за очистку сточных вод, что привело к необоснованному увеличению платы за услуги водоотведения для абонентов Еткульского сельского поселения.

В связи с тем, что ООО «Еткульский районный водоканал» обратилось в МТРиЭ с предложением о корректировке установленных тарифов путем включения в них расходов на очистку сточных вод, постановлением МТРиЭ от 17.11.2016 № 52/19 установлен тариф для ООО «Еткульский районный водоканал» на услуги по транспортировке сточных вод с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 23,72 руб./куб.м и с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 60,48 руб./куб.м.

Таким образом, в совокупности ООО «Еткульский районный водоканал» и ООО «Еткульский водоканал» выставляли плату за услугу водоотведения конечным потребителям Еткульского сельского поселения во втором полугодии 2016 года в размере 81,7 руб./куб.м, что на 21,22 руб/куб.м превышает плату выставляемую ООО «Еткульский районный водоканал» за данную услугу во втором полугодии 2017 года.

Всего за 2016 год ООО «Еткульский водоканал» поступили платежи за услугу водоотведения (очистку сточных вод) от 48 абонентов – юридических лиц в размере 4 384 196, 38 рублей.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьи 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности.

Совершая указанные действия ООО «Еткульский водоканал», как субъект занимающий доминирующее положение, превысило допустимые пределы осуществления своих прав, что привело к ущемлению экономических интересов абонентов - юридических лиц Еткульского сельского поселения, понесших дополнительные необоснованные расходы на услуги водоотведения.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Еткульский водоканал» в нарушение требований антимонопольного законодательства РФ, злоупотребило своим доминирующим положением и необоснованно выставляло плату ООО «Комиссионный магазин №4» за услугу очистки сточных вод в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Челябинская область, с. Еткуль, ул. Первомайская, 1 «Б».

  • У «Еткульский водоканал» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Однако «Еткульский водоканал» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности «Еткульский водоканал» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

В связи с тем, что на дату вынесения решения ООО «Еткульский водоканал» не выставляет плату за услуги водоотведения (очистка сточных вод) конечным потребителям Еткульского сельского поселения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Еткульский водоканал», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования путем выставлении платы ООО «Комиссионный магазин №4» за услугу очистки сточных вод в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Челябинская область, с. Еткуль, ул. Первомайская, 1 «Б», нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

2. Предписание не выдавать;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны