Решение б/н Решение и предписание № 3-03-18.1/17 по жалобе на действия М... от 18 января 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Р Е Ш Е Н И Е
13 января 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
|
|
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
|
|
|
рассмотрев дело № 3-03-18.1/17 по жалобе ООО «ГарантОйл» на действия (бездействие) ММПКХ при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку ГСМ № 31604490217, в присутствии представителя ММПКХ по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «ГарантОйл» на действия (бездействие) ММПКХ при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку ГСМ № 31604490217 (далее также – закупка, запрос предложений).
В жалобе ООО «ГарантОйл» указано следующее.
В нарушение п.2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках заказчик неправомерно определил победителя закупки по лоту № 1. ООО «ГарантОйл» предложило наиболее выгодные условия договора, в том числе цену.
Кроме того, о возможной предварительной договоренности между заказчиком и победителем закупки по данному лоту ООО ПП «Агат» свидетельствует тот факт, что в проекте договора, размещенном на официальном сайте, указана фамилия директора организации.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ММПКХ по доводам жалобы пояснили следующее.
При организации и проведении аукциона ММПКХ руководствовалось Законом о закупках и Положением о закупке.
14.12.2016 было размещено извещение № 31604490217 о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку ГСМ (лот 1-4).
На момент окончания срока подачи заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме по лоту № 1 были поданы заявки от следующих хозяйствующих субъектов: ООО ПП «АГАТ», ООО «ГарантОйл».
По результатам рассмотрения заявок по лоту № 1 на участие в открытом запросе предложений в электронной форме комиссией принято решение допустить всех участников закупки, подавших заявки.
Оценка и сопоставление предложений участников осуществлялись по следующим критериям:
№ n/n |
Критерии оценки Предложений |
Значимость критерия |
1 |
Стоимость выполнения услуг |
60,00% |
2 |
Квалификация участника (в том числе опыт оказания аналогичных услуг, наличие квалифицированного персонала для оказания услуг по договору и др.) |
20,00% |
3 |
Количество АЗС поставщика и их расположение |
20,00% |
|
Итого: |
100,00% |
По п. 1 максимальный балл получает участник, предложивший наименьшую цену договора.
Баллы по данному критерию рассчитываются по следующей формуле:
Х= (Аmax — Аi): Amax * 100 * 0.5, где
Х — количество баллов, полученных участником по данному критерию
Аmax — начальная (максимальная) цена договора
Аi — цена договора, предложенная участником
По п. 2 максимальный балл получает участник, квалификация которого выше квалификации других участников.
Итоговый балл по данному критерию рассчитываются по следующей формуле:
Y= Gi * 0,2, где
Y – итоговый балл, полученных участником, по данному критерию
Gi — суммарное количество баллов, выставленных данному Участнику всеми членами Комиссии.
3. По п. 3 максимальный балл получает участник, обладающий большим количеством АЗС в г. Смоленске, расположенных максимально удобно по отношению к производственным объектам Заказчика по сравнению с остальными участниками.
Итоговый балл по данному критерию рассчитываются по следующей формуле:
Z= Si * 0,3, где
Z – итоговый балл, полученных участником, по данному критерию
Si — суммарное количество баллов, выставленных данному Участнику всеми членами Комиссии.
4. Итоговый балл определяется как сумма всех баллов, полученных по трем критериям оценки по формуле:
L = X + Y+Z, где
L – итоговый балл, полученный участником запроса предложений
X — балл, полученный по первому критерию оценки
Y — балл, полученный по второму критерию оценки
Z – балл, полученный по третьему критерию оценки
Процедура рассмотрения и оценки заявок проведена в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке.
ООО ПП «АГАТ» присвоены следующие баллы:
1) Х=(1130940.00-1112400): 1130940,00*100*0,5
Х=0.82
2) Y= (9*4)*0.2
Y=7.2
3) Z=(l*4)*0.3
Z= 1.2
L=0.82+7.2+1.2
L=9.22
ООО «ГарантОйл» присвоены следующие баллы:
1) X=(1130940,00-1097568.00):1130940,00*10*0,5
X=1.48
2) Y=(3*4)*0.2
Y=2.4
2) Z=(3*4)*0.3
3) Z=3.6
L= 1.48+2.4+3.6
L=7.48
Таким образом, ООО ПП «АГАТ» присвоено максимальное количество баллов.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Законом о закупках, Положением о закупке.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
14.12.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении закупки (далее также – извещение, документация).
Согласно извещению и документации:
дата и время окончания подачи заявок — 22.12.2016 в 14:00;
дата и время рассмотрения заявок — 23.12.2016 в 08:00;
дата и время подведения итогов - 23.12.2016 в 16:00.
Способ закупки – запрос предложений в электронной форме.
Предметом закупки является поставка ГСМ (лоты № 1-4).
Для участия в запросе предложений по лоту № 1 было подано две заявки
(ООО ПП «АГАТ», ООО «ГарантОйл»), по результатам рассмотрения которых к участию в закупке допущены оба хозяйствующих субъекта.
27.12.2016 ММПКХ разместило протокол рассмотрения аукционных заявок, поданных по лоту № 1, согласно которому ООО ПП «АГАТ» признано победителем закупки.
Оценка и сопоставление предложений участников осуществлялись по следующим критериям:
№ n/n |
Критерии оценки Предложений |
Значимость критерия |
1 |
Стоимость выполнения услуг |
60,00% |
2 |
Квалификация участника (в том числе опыт оказания аналогичных услуг, наличие квалифицированного персонала для оказания услуг по договору и др.) |
20,00% |
3 |
Количество АЗС поставщика и их расположение |
20,00% |
|
Итого: |
100,00% |
Анализ применяемых ММПКХ показателей при расчете количества баллов по указанным критериям участникам закупки позволяет прийти к выводу об их соответствии положениям Закона о закупках и Закона о защите конкуренции. Названные критерии оценки были применены ко всем участникам закупки, позволили объективно сопоставить поданные заявки на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым заказчиком. Оценка и сопоставление заявок также произведено в соответствии с законодательством о закупках и Положением о закупке.
На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что жалоба ООО «ГарантОйл» является необоснованной.
2. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пункт 2.1 документации содержит в себе обязательные требования к претендентам на участие в запросе предложений, одним из которых является соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.
В соответствии с п. 2.2 документации в составе заявки на участие в запросе предложений участник должен представить, в том числе: копии технических паспортов и сертификатов соответствия на поставляемую продукцию (предмет запроса предложений), заверенные печатью и подписью уполномоченного лица участника.
Пункт 2 статьи 456 ГК РФ предусматривает, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Законодательством не предусмотрена возможность представления паспортов, сертификата на продукцию до момента передачи товара.
Таким образом, требование заказчика о представлении в заявке копий паспортов качества, сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказ в допуске к участию в закупке участника по причине непредставления указанных документов, является неправомерным.
Установление данных требований документации приводит к нарушению принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципа информационной открытости закупки.
Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что требования к качеству и безопасности закупаемой продукции регламентируются Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118, а также Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 (далее - технические регламенты).
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент - документ, в котором устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Таким образом, требования технического регламента в части качества и безопасности закупаемой продукции имеют обязательный характер применения.
Вместе с тем, в документации не содержится указаний на данный технический регламент.
Вместе с тем, выявленные в закупочной документации нарушения Закона о закупках не повлияли на результат проводимой закупки. В связи с чем, Челябинское УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для аннулирования закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «ГарантОйл» на действия ММПКХ необоснованной.
- Признать действия ММПКХ при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку ГСМ № 31604490217, выразившиеся в установлении в документации в качестве обязательного требования к участнику закупки представление копии технических паспортов и сертификатов соответствия на поставляемую продукцию (предмет запроса предложений), заверенные печатью и подписью уполномоченного лица участника, нарушением п. 1, 2 ч. 1. ст. 3 Закона о закупках;
3. Выдать ММПКХ предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки.
ПРЕДПИСАНИЕ № 3
по делу № 3-03-18.1/17
13 января 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
|
|
руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 13 января 2017 года № 3-03-18.1/2017 по жалобе ООО «ГарантОйл» на действия (бездействие) ММПКХ при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку ГСМ № 31604490217,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
- ММПКХ в срок до 3 апреля 2017 года прекратить нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в установлении в документации в качестве обязательного требования к участнику закупки представление копии технических паспортов и сертификатов соответствия на поставляемую продукцию (предмет запроса предложений), заверенные печатью и подписью уполномоченного лица участника.
- В срок 3 апреля 2017 года при проведении закупок на поставку ГСМ в течение 3 дней после опубликования извещения представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении закупки, утвержденной документации со всеми приложениями.
Председатель
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.