Решение б/н Решение и предписание № 302-ж/2018 по жалобе ООО «САНАС» от 24 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 302-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2018 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «САНАС» (далее – ООО «САНАС», заявитель) на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по противоклещевой обработке территории Чебаркульского городского округа (извещение № 0369300008418000187), в присутствии:

- представителей Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа (далее – УЖКХ, заказчик) «<…>», действующих на основании доверенностей № 34 от 15.01.2018, № 40 от 14.05.2018;

- представителя Администрации Чебаркульского городского округа (отдела контрактной службы) (далее - уполномоченный орган) «<…>», действующего на основании доверенности № 2 от 10.01.2018;

- представителя ООО «САНАС» «<…>», действующего на основании доверенности № 44 от 15.05.2018, слушателя «<…>»,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 08.05.2018 поступила жалоба ООО «САНАС» на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по противоклещевой обработке территории Чебаркульского городского округа (извещение № 0369300008418000187) (далее – запрос котировок, закупка).

Согласно представленным документам, извещение о проведении запроса котировок для закупки № 0369300008418000187 опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 27.04.2018 в 10:35.

Начальная (максимальная) цена контракта 144 690, 00 рублей.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 10.05.2018 № П1 для закупки № 0369300008418000187 от 10.05.2018.

По состоянию на 16.05.2018 контракт по итогам запроса котировок не заключен.

Доводы жалобы ООО «САНАС» заключаются в следующем:

1. Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на дезинфектологию.

2. В техническом задании установлено неправомерное требование по обработке переносным бензомоторным опрыскивателем мелкодисперсного распыления.

3. Заказчиком необоснованно установлена гарантия на проведенные работы по противоклещевой обработке до 15 октября 2018 года, поскольку сроки действия препаратов ограничены 1-1,5 месяцами.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы ООО «САНАС» не согласились и пояснили, что оказание услуг по противоклещевой обработке территории Чебаркульского городского округа лицензированию не подлежит, поскольку не является медицинской услугой, не предусматривает проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.

Способ обработки переносным бензомоторным опрыскивателем мелкодисперсного распыления определен заказчиком по причине того, что является наиболее приемлемым в условиях оказания рассматриваемых услуг, большая часть обрабатываемой местности (кладбища и парки) находятся на территории, недоступной для автомобильного транспорта.

Требования к гарантийному сроку на проведенные работы по противоклещевой обработке установлены заказчиком исходя из имеющейся потребности.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

1.1. Как следует из части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Вместе с тем, извещение о проведении запроса котировок для закупки № 0169300048018000003, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, равно как и печатная форма, исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержат. При этом извещение, сформированное на сайте, указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта.

При этом, каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, должен соответствовать участник закупки заказчиком не конкретизировано.

Заказчик считает, что противоклещевая обработка на территории скверов, парков и кладбищ лицензированию не подлежит. В качестве обоснования своей позиции заказчик ссылается на письмо Министерства здравоохранения Российской № 14-5/993 от 09.06.2016, из содержания которого следует, что при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Необходимо обратить внимание, что Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В силу статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с пунктом 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В частности, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03. «3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 (далее – СП 3.5.1378-03) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Пунктом 3.8.1. СП 3.5.1378-03 установлено, что дезинсекция включает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе.

Из совокупного толкования требований действующего законодательства следует, что дезинсекционные работы относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие «медицинская деятельность».

Следовательно, деятельность по проведению профилактической дезинсекции подлежит лицензированию.

Таким образом, указанные требования о наличии лицензии не нашли своего отражения в извещении о проведении запроса котировок, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

2. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

В пункте 2 Приложения № 1 к контракту «Техническое задание» установлено, что работы по противоклещевой обработке выполняются переносным бензомоторным опрыскивателем мелкодисперсного распыления.

Заявитель в жалобе утверждает, что работы по проведению акарицидной обработки могут выполняться с применением различных технических средств, не являющихся бензомоторными опрыскивателями.

Заказчик на заседании комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что данный способ проведения акарицидной обработки выбран по причине того, что большая часть обрабатываемой местности (кладбища и парки) находятся на территории, недоступной для автомобильного транспорта.

Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что указание на возможность обработки пересеченной местности с помощью ранцевых опрыскивателей в соответствии с Методическими указаниями «МУ 3.5.3011-12. 3.5. Дезинфектология. Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов. Методические указания» носит рекомендательный характер.

Согласно данным методическим рекомендациям, основным условием является обеспечение равномерного покрытия рабочим раствором всей поверхности.

Более того, заказчиком не представлены нормативно-правовые акты, обязующие использовать именно бензомоторные опрыскивателя для достижение данного результата.

Таким образом, установленное заказчиком требование о выполнении обработки именно переносным бензомоторным опрыскивателем мелкодисперсного распыления нарушает часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

В силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721).

Пунктом 1 статьи 721 ГК РФ предусмотрено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

Поскольку предметом рассматриваемой закупки в соответствии с пунктом 3 информационной карты извещения о проведении запроса котировок является оказание услуг по противоклещевой обработке территории, при оказании услуг исполнителем требуется применение инсектоакарицидных средств, фактически являющихся товаром.

Согласно статье 473 ГК РФ срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Из содержания Технического задания следует:

- работы по противоклещевой обработке территорий выполняются в утренние часы до 7-00 при отсутствии на обрабатываемых территориях граждан;

- гарантия на проведенные работы по противоклещевой обработке территорий Чебаркульского городского округа устанавливается до 15 октября 2018 года;

- после противоклещевой обработки подрядчик проводит обследование обработанных территорий на предмет наличия на них иксодовых клещей. Обследование территорий проводится в соответствии с нормативными документами, устанавливающими порядок проведения этих обследований. Срок первого обследования устанавливается в соответствии с инструкцией на используемый для акарицидной обработки препарат. Дальнейшие обследования проводятся с периодичностью 1 раз в 2 недели в течение всего гарантийного срока;

- в случае обнаружения в течение гарантийного срока при проведении обследования на какой-либо из обработанных территорий иксодовых клещей подрядчик проводит повторную обработку этой территории за свой счет.

Пунктами 6.2, 6.4 проекта контракта предусмотрено, что срок гарантийных обязательств на оказание услуг по противоклещевой обработке территорий Чебаркульского городского округа устанавливается до 15 октября 2017 года; исполнитель гарантирует безвозмездное устранение недостатков результата оказания услуг по контракту в течение гарантийного срока.

Необходимо отметить, что периодичность осуществления обработок Техническим заданием не установлена, объем гарантии на проведенные работы по противоклещевой обработке территорий Чебаркульского городского округа из содержания извещения о запросе котировок также не представляется возможным установить.

Заявителем указано, что срок действия сертифицированных препаратов не превышает 2 месяцев. На заседание Комиссии ООО «САНАС» приобщены к материалам инструкции по применению средств инсектоакарицидных, из содержания которых следует, что срок действия средства в подстилке после проведения обработки составляет от 1 до 1,5 месяцев. При этом, при значительном выпадении осадков возможно снижение эффективности средства.

Таким образом, срок гарантийных обязательств на оказание услуг по противоклещевой обработке территорий Чебаркульского городского округа, установленный проектом контракта, не соответствует сроку, установленному Техническим заданием и является неисполнимым, поскольку заключение контракта осуществится в 2018 году; неустановление заказчиком объема гарантийных обязательств; указание в Техническом задании срока гарантийных обязательств (до 15 октября 2018 года), с учетом особенностей срока действия инсектоакарицидных препаратов (от 1 до 1,5 месяцев); приводит к нарушению пункта 1 части 1 статьи 73, части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе и не позволит участнику закупки исполнить контракт в соответствии с условиями извещения о проведении запроса котировок.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «САНАС» на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по противоклещевой обработке территории Чебаркульского городского округа (извещение № 0369300008418000187) обоснованными.

2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, частей 3, 4 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 302-ж/2018

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

16 мая 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

 

 

 

«<…>»

на основании решения Челябинского УФАС России от 16.05.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «САНАС» на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по противоклещевой обработке территории Чебаркульского городского округа (извещение № 0369300008418000187) (далее – запрос котировок) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа:

1.1. со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок или получения* заказчиком на официальном сайте в сети «Интернет» предписания не заключать контракт по итогам Запроса котировок;

1.2. принять решение об отмене Запроса котировок и передать указанное решение Администрации Чебаркульского городского округа (отделу контрактной службы) для размещения сведений о принятом заказчиком решении на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.

2. Котировочной комиссии в срок до 25.05.2018 принять решение об отмене протокола, составленного в ходе проведения Запроса котировок, и передать указанное решение Администрации Чебаркульского городского округа (отделу контрактной службы) для размещения сведений о принятом котировочной комиссией решении на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.

3. Администрации Чебаркульского городского округа (отделу контрактной службы) в срок до 30.05.2018 разместить сведения о принятых заказчиком, котировочной комиссией решениях, указанных в пунктах 1, 2 настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru;

4. Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа, котировочной комиссии, Администрации Чебаркульского городского округа (отделу контрактной службы) в подтверждение исполнения предписания в срок до 15.06.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения предписания, а именно копии решений: котировочной комиссии об отмене протокола, составленного в ходе проведения запроса котировок; заказчика от отмене запроса котировок, доказательства размещения сведений об указанных решениях на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (в письме об исполнении предписания указывать номер дела).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

 

 

* Предписание подлежит исполнению с момента его получения в случае, если предписание получено заказчиком ранее размещения его в единой информационной системе, в остальных случаях, предписание должно быть исполнению с момента его размещения в единой информационной системе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны