Решение №АК/12679/21 РЕШЕНИЕ по делу № 074/01/15-1813/2021 от 30 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

По списку

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/01/15-1813/2021

Резолютивная часть решения оглашена «27» сентября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено «___» сентября 2021 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии

Козловой А. А.

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее — Администрация) пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

Челябинским УФАС России проведена проверка по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Метчелсервис» (далее – ООО «Метчелсервис», Заявитель) о законности присвоения органами местного самоуправления Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Обществу с ограниченной ответственностью «Технологический центр» (далее – ООО «Технологический центр») статуса гарантирующей организации по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

С целью проверки обстоятельств и фактов, изложенных в заявлении ООО «Метчелсервис», Челябинским УФАС России в адрес Администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – Администрация) направлен запрос о представлении документов и сведений.

По результатам рассмотрения поступивших материалов, а также документов и сведений, представленных по запросу Челябинского УФАС России, а также в ходе рассмотрения дела, установлено следующее.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) (часть 1 статьи 1).

В силу положений статьи 2 Закона о водоснабжении:

- под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (подпункт 2);

- водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (подпункт 4);

- гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт 6).

Статья 6 Закона о водоснабжении закрепляет полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, к которым, в соответствии с частью 1, в том числе относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (подпункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (подпункт 2); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (подпункт 4) и иные полномочия.

Деятельность гарантирующей организации и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение регламентирована статьи 12 Закона о водоснабжении.

Согласно части 1 названной нормы органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Из части 2 приведенной статьи Закона о водоснабжении следует, что гарантирующая организация:

1) осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

2) эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети;

3) к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона № 131-ФЗ под органами местного самоуправления понимаются органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14). Указанный вопрос вправе решать органы местного самоуправления сельского поселения вправе решать вопросы (часть 2 статьи 14.1).

Статья 20 Устава Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденного решением Совета депутатов Рощинского поселения от 08 апреля 2020 года № 30 (далее – Устав), устанавливает, что в структуру органов местного самоуправления Рощинского сельского поселения входят Совет депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – Совет депутатов), представительный орган сельского поселения (подпункт 1), глава Рощинского сельского – высшее должностное лицо Рощинского сельского поселения (подпункт 2), Администрация – исполнительно-распорядительный орган Рощинского сельского поселения (подпункт 3).

Совет депутатов является коллегиальным органом сельского поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 21 Устава).

Полномочия Совета депутатов определены в статье 22 Устава.

Статья 24 Устава определяет, что Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, решение об удалении Главы сельского поселения в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом (пункт 1).

В соответствии с подпунктом 3 статьи 28 Устава Глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Полномочия Главы сельского поселения определены в статье 29 Устава, к которым, в числе прочих относится подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативных правовых актов, принятые Советом депутатов (подпункт 2); издание в пределах своих полномочий правовых актов (подпункт 3).

Согласно пункту 1 статьи 33 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельского поселения федеральными законами и законами Челябинской области.

Администрацию возглавляет Глава сельского поселения (пункт 3 статьи 33 Устава).

В силу положений пункта 5 статьи 33 Устава Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Челябинской области, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов, постановлениями и распоряжениями Администрации сельского поселения.

Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 28.05.2018 № 179 утверждена гарантирующая организация по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского сельского поселения, а также принято решение о передаче в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения Рощинского сельского поселения в виде заключения договора аренды муниципального имущества в отсутствие проведения торгов, с указанием срока действия договора аренды на время проведения конкурсных процедур ООО «Технологический центр».

Положениями Устава не предусмотрены положения, позволяющие Совету депутатов утверждать гарантирующую организацию на территории Рощинского поселения, а также принимать решения о распоряжении муниципальным имуществом.

Кроме того, 31 мая 2018 года Главой Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области вынесено Распоряжение № 19 «О назначении гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», согласно которому гарантирующей организацией также определено ООО «Технологический центр».

10 декабря 2018 года Советом депутатов принято Решение № 188 «О внесении изменений в Решение № 179», в соответствии с которым пункт 5 Решения № 179 изложен в следующей редакции:

«Установить тарифы на водоснабжение и водоотведение для ООО «Технологический Центр», оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в следующем размере:

п/п

Периоды действия тарифа

Тарифы, руб/куб.м.

На питьевую воду

На водоотведение

Без учета НДС

С учетом НДС

Без учета НДС

С учетом НДС

1

С 01.06.2018 по 30.06.2018

29, 23

34, 49

13, 86

16, 36

2

С 01.07.2018 по 31.12.2018

30, 31

35, 77

14, 19

16, 74

3

С 01.06.2019 по 30.06.2019

30, 31

35, 77

14, 19

16, 74

4

С 01.07.2019 по 31.12.2019

31, 49

37, 16

37, 16

17, 37

Указанное Решение подписано Председателем Совета депутатов и Главой Рощинского сельского поселения.

В силу положений статьи 31 Закона о водоснабжении услуги холодного водоснабжения и водоотведения относятся к регулируемым видам деятельности, следовательно, тарифы в указанной сфере подлежат регулированию.

При этом, пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоотведении устанавливает, что полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения наделены органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Челябинской области органом власти, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (пункт 52 части 8 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300).

Из изложенного следует, что у Совета депутатов отсутствовали полномочия, как на принятие Решения № 179, которым ООО «Технологический центр» присвоен статус гарантирующей организации по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского поселения, так и по принятию Решения № 188, которым указанному обществу утверждены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

Поскольку контроль исполнения Решения № 179 возложен на Главу поселения, а Решение № 188, помимо председателя Совета депутатов, также подписано Главой поселения, указанное должностное лицо в соответствии с возложенными Уставом полномочиями вправе было отказаться от подписания Решения № 188, вернуть оба Решения Совета депутатов, ввиду их несоответствия требованиям действующего законодательства.

Однако, напротив, в развитие правоотношений в сфере водоснабжения и водоотведения Главой приняты Распоряжение № 19 и Постановление № 54.

Указанные действия Администрации привели к тому, что ООО «Технологический центр» стало способным при отсутствии правовых оснований осуществлять на территории Рощинского поселения деятельность в качестве гарантирующей организации в сфере водоотведения, водоснабжения по незаконно установленным тарифам.

Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона).

При этом, согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума) нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий, подлежат антимонопольному контролю, в том числе в порядке статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, создание дискриминационных условий (пункт 8).

При этом, согласно Постановлению Пленума, угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в статье 15 Закона о защите конкуренции.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

При проведении проверки по заявлению ООО «Метчелсервис» антимонопольным органом документов и сведений об отмене спорных актов органов местного самоуправления не получено, Администрацией - не представлено.

В связи с наличием в действиях органов местного самоуправления Рощинского сельского поселения признаков нарушения, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, 17 мая 2021 года Челябинским УФАС России выдано предупреждение № 11-07/21 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым Администрации надлежало в срок до 18 июня 2021 года принять меры, направленные на устранение причин и условий нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены Распоряжения Главы сельского поселения от 31.05.2018 № 19, Постановления Администрации от 30.04.2019 № 54.

Предупреждение, направленное в адрес Администрации, получено 27 мая 2021 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Вместе с тем, в установленный срок Администрацией документов и сведений, подтверждающих исполнение Предупреждения, в Челябинское УФАС России не представлено, следовательно, предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, не может считаться исполненным.

На основании изложенного Приказом Челябинского УФАС России № 74 от «06» июля 2021 года «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении Администрации возбуждено дело № 074/01/15-1813/2021 по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, о чем также вынесено Определение о назначении дела № 074/01/15-1813/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. № АК/8655/21 от 07.07.2021), в соответствии с которым назначена дата заседания Комиссии, у Администрации запрошены необходимые для рассмотрения дела документы и сведения.

Администрацией письмом (вх. № 10617-ЭП/21 от 03.08.2021) представлены письменные пояснения и документы, из которых следует, что 30 октября 2020 года Администрацией заключено Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения, находящихся в Рощинском сельском поселении с Обществом с ограниченной ответственностью «Лазурит» (далее – ООО «Лазурит»).

21 января 2021 года Советом депутатов принято Решение № 61 «О назначении гарантирующей организации для водоснабжения п. Рощино», в соответствии с которым такой организацией назначено ООО «Лазурит» с 12 января 2021 года.

На основании указанного Решения Совета депутатов Администрацией 22 января 2021 года издано Постановление № 8/1 «Об отмене гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», в соответствии с которым Постановление от 30.04.2019 № 54 с 12 января 2021 года отменено.

Вместе с тем, документов и сведений о действии либо отмене Распоряжения Главы сельского поселения от 31.05.2018 № 19 Администрацией не представлено, в связи с чем Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела № 074/01/15-1813/2021, о чем вынесено соответствующее Определение (Исх. № АК/11048/21 от 31.08.2021), в соответствии с которым, в том числе у Администрации запрошены дополнительные пояснения относительно действия указанного Распоряжения Главы.

В материалы настоящего дела Администрацией представлено Распоряжение Главы Рощинского поселения от 29.04.2019 № 40 «Об отмене распоряжения № 19 от 31.05.2018».

Изложенное приводит Комиссию к выводу о том, что спорные акты органов местного самоуправления отменены еще до выдачи Предупреждения, а его фактическая выдача и последующее возбуждение настоящего дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства явилась следствием представления Администрацией документов не в полном объеме.

Поскольку Распоряжение Главы сельского поселения от 31.05.2018 № 19 и Постановление Администрации от 30.04.2019 № 54 отменены еще до возбуждения настоящего дела, Комиссия считает, что в случае наличия у антимонопольного органа такой информации оснований для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства не имелось.

Вместе с тем, обращаем внимание, что в Челябинском УФАС России в настоящее время также рассматривается дело № 074/01/16-1240/2021, возбужденное по признакам нарушения Администрацией и ООО «Технологический центр» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции при заключении антиконкурентного соглашения, в рамках которого действия Администрации по принятию спорных актов рассматриваются в качестве одного из действий, указывающих на заключение такого соглашения.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Администрации не усматривается нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 074/01/15-1813/2021, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее — Администрация) пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии А. А. Козлова

Члены Комиссии <...>

<...>

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания, в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня их вынесения.

<...>

8 (351) 265-93-79

Связанные организации

Связанные организации не указаны