Решение №АК/2954/23 Решение по звонкам Насриддинова от 9 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/18-278/2023

Резолютивная часть оглашена 07 марта 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 09 марта 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе (далее — Комиссия): Председателя Комиссии: 

А.А. Козловой – руководителя Челябинского УФАС России;

М.А. Заводской – начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

Л.Е. Дубровиной – специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/05/18-278/2023, возбужденное по факту осуществления звонка рекламного характера с номера +7-991-853-99-18 без предварительного согласия абонента, с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»), к участию в котором привлечены заявитель ______________________________________________________________________________ _________________(далее — заявитель),

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства —   (ИНН 772621589555) (далее — ), в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) рассмотрено заявление физического лица (вх. № 16229- ИП/22 от 08.12.2022) по факту осуществления звонка рекламного характера с номера +7- 991-853- 99-18 без предварительного согласия абонента.

В качестве доказательства заявителем предоставлена аудиозапись звонка. Специалистами Челябинского УФАС России осуществлено прослушивание представленной заявителем аудиозаписи и составлен акт прослушивания № 152-2022 от 19.12.2022. В ходе прослушивания выявлено следующее:

«- Алло.

- Здравствуйте.

- Алло.

- Меня зовут Андрей, звоню из компании МТС. Вам удобно сейчас говорить?

- …

- Алло, вас не слышно. Уделите мне минутку?

- Ну, что? -

Спасибо большое. Звоню вам с отличной новостью – компания «МТС» разработала высокоскоростное тарифное предложение, в котором вы оплачиваете только за мобильную связь, а домашний интернет и телевидение идут в комплекте. Но самое главное, что вы можете попробовать все это абсолютно бесплатно. Единственное - такая возможность будет только в многоквартирных домах. Уточните, вы в частном доме живете или многоквартирном?

- …

- Извините, не расслышал. Повторите, пожалуйста, в каком доме проживаете.

- Телефон откуда мой?

- Ну, смотрите, предложение ведь действительно выгодное. В нем уже есть все услуги, которыми вы привыкли пользоваться, и оно получается дешевле, чем каждая услуга по отдельности стоит. Только уточните, пожалуйста – вы в частном или многоквартирном доме живете?

- Телефон мой откуда?

- Просто на таких условиях предложение доступно в рамках нашего звонка. Давайте не будем упускать такую возможность. Вы в частном или многоквартирном доме проживаете?

- Телефон мой откуда?

- Ну, я понимаю. Просто сейчас. Пока для вас доступны персональные условия, вы можете узнать о них подробнее у менеджера. Это же вас ни к чему не обязывает,, зато будете знать обо всех возможностях, которые вам доступны. Подскажите, вы в частном или многоквартирном доме живете?

-Телефон мой откуда?

- Спасибо за уделенное время, хорошего вам дня, до свидания».

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонный номер +7-991-853-59- 58, входит в ресурс нумерации оператора связи ОАО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТРАНЗИТТЕЛЕКОМ». Согласно сведениям, представленным АО «МТТ», абонентский номер +7-991-853- 99- 18 выделен  в соответствии с заключенным договором № 2181- GNEZDO-2233 от 01.06.2022.

Челябинским УФАС России направлен запрос (от 22.12.2022 исх. № АК/16162/22) о представлении необходимых документов и сведений, ответ на который до настоящего момента не поступил. На заседания Комиссий  не являлась, представителя с надлежащей оформленной доверенностью не направляла, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие не заявляла, запрошенные Определениями сведения не представляла.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. На телефонный номер +7-950-747-34-82 поступил звонок рекламного содержания 06.12.2022 в 11:34 с номера +7-991-853- 99-18 без предварительного согласия абонента.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»). Из содержания аудиозаписи звонка усматривается, что данная информация содержит предложение об услугах по подключению интернета и мобильной связи.

Таким образом, информация, поступившая заявителю посредством телефонного звонка, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам связи.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Таким образом, Федеральным законом «О рекламе» установлен однозначный запрет на распространение рекламы по сетям электросвязи при отсутствии согласия абонента. Федеральный закон «О рекламе» возлагает обязанность доказывания факта наличия согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи на рекламораспространителя.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума ВАС от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах применения практики арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Абонент, согласно статье 2 Федерального закона «О связи», это пользователь услуг связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В соответствии с частью 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством 2023-3198 4 совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки, в случае осуществления рассылки по его инициативе, не докажет, что такое согласие было получено. При этом согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58).

Челябинское УФАС России сообщает, что согласно позиции ФАС России, согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и влечет нарушение указанного требования статьи 18 Федерального закона «О рекламе», поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 8.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указывается, что, поскольку Законом о рекламе не определен порядок и форма получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, согласие может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Между тем, согласие абонента на получение рекламы должно четко содержать волеизъявление лица на получение рекламы.

В случае отсутствия четкого волеизъявления абонента реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента.  не было доказано наличие согласия абонента +7-950-747- 34- 82 на распространение рекламы путем осуществления телефонных звонков.

Стоит отметить, что отсутствие дачи согласия подтверждается самим заявителем, который в своем обращении в антимонопольный орган сообщил, что не давал согласия на получение рекламной информации.

Таким образом, распространение указанной рекламы без предварительного согласия абонента нарушает требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламораспространителем следует признать , как лицо, осуществившее распространение рекламы. В настоящий момент физическим лицом доказательств прекращения распространения рекламы не представлено. Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную  06.12.2022 в 11:34 с номера +7-991-853- 99-18 без предварительного согласия абонента, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны