Решение №ВЛ/14695/21 решение от 3 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение

 

Управление инженерной инфраструктуры Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области
456010, Челябинская область, г. Аша, ул. Толстого, д. 10
zakupki-asha@yandex.ru

Общество с ограниченной ответственностью «АзимутСтрой»
450071, г. Уфа, ул. 50 лет СССР, д. 39, ком. 1
oooazimutstroi@yandex.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-3077/2021 (№ РНП-74-479/2021)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 03 ноября 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев обращение Управления инженерной инфраструктуры Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «АзимутСтрой», о его директоре, участнике, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт тепловой сети Ду300 от ТК23 по ул. Нелюбина до ТК26 по ул. Красногвардейская г. Аша» (извещение № 0169300062921000017), при участии в заседании Комиссии:

- представителей Управления инженерной инфраструктуры Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области (далее – заказчик) <...>., действующего на основании доверенности от 20.10.20211891;

- представителей ООО «АзимутСтрой» (далее – общество, подрядчик) <...> (директор в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц), <...>., действующего на основании доверенности от 23.08.2021 № 7,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО «АзимутСтрой» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт тепловой сети Ду300 от ТК23 по ул. Нелюбина до ТК26 по ул. Красногвардейская г. Аша» (извещение № 0169300062921000017) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам 12.03.2021 заказчик и ООО «АзимутСтрой» заключили контракт на капитальный ремонт тепловой сети Ду200 от ТК013 до ТК013-3 по ул. Озимина в г. Аша, Челябинской области, по цене 5 075 336,08 руб.

Как следует из содержания обращения заказчика, подрядчик в сроки, предусмотренные контрактом, работы не выполнил, в связи с чем решением от 24.09.2021 заказчик отказался от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 22.10.2021.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 10.2 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 24.09.2021 составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 24.09.2021 направлено обществу по почте заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в контракте, а также 24.09.2021 по электронной почте, в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах» размещено 27.09.2021.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что датой надлежащего уведомления подрядчика о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от заключения контракта является 08.10.2021.

Согласно материалам дела, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в единой информационной системе 19.10.2021 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 22.10.2021.

Таким образом, процедура одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком проведена в соответствии с законодательством о контрактной системе.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «АзимутСтрой» 12.03.2021 заключен муниципальный контракт № 01693000629210000170001 (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.2 предметом контракта является «Капитальный ремонт тепловой сети Ду200 от ТК013 до ТК013-3 по ул. Озимина в г. Аша, Челябинской области».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 1.4. контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

- начало выполнения работ - с 15 апреля 2021 года.

- окончание выполнения работ – по 31 августа 2021 года.

Из пояснений представителя заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.09.2021 следует, что подрядчиком нарушены сроки выполнения работ, а именно: капитальный ремонт объекта не выполнен в срок, предусмотренный проектом контракта.

Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

На заседании Комиссии представители подрядчика пояснили, что общество своевременно приступило к выполнению работ, произведены работы по вскрытию теплотрассы, приобретена трубная продукция в целях исполнения контракта (товарно-транспортная накладная от 20.05.2021, договор поставки № 26/08/21 от 26.08.2021, товарно-транспортная накладная от 01.09.2021).

Заказчиком в материалы дела представлены акты ООО «ТЕПЛОВАЯ- ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ №1» (технический заказчик по договору № 30 от 12.03.2021), согласно которым подрядчиком произведена разработка грунта экскаваторами и вручную в траншеях от автодороги ул. Ленина до ТК26 по ул. Красногвардейская; произведен демонтаж плит перекрытия лотков теплотрассы на этом же участке; на объект произведен завоз трубы стальной электросварной диаметром 325 мм. Однако по результатам визуального осмотра техническим заказчиком выявлены несоответствия труб требованиям контракта.

Представители подрядчика на заседании Комиссии пояснили, что общество не отказывалось от исполнении контракта, с целью исполнения обязательств по контракту подрядчик планировал при выполнении работ использовать восстановленные трубы, поскольку в период исполнения контракта произошли существенные изменения цен на металлопродукцию.

Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, опубликованными в открытых источниках информации в сети Интернет, в том числе на официальном сайте ФАС России.

Как следует из переписки, представленной сторонами в материалы дела, 03.09.2021 на оперативном совещании сторонами по контракту рассмотрен вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.

Письмом от 08.09.2021 № 1572 в ответ на заявление общества от 07.09.2021 № 228/2021МК заказчик сообщил подрядчику о том, что вопрос о расторжении контракта будет решен после завершения подрядчиком работ по засыпке траншеи тепловой трассы. Указанные работы подрядчиком выполнены, заказчик уведомлен письмом от 08.09.2021 № 229/2021МК. На заседании Комиссии представитель заказчика подтвердил, что объект приведен обществом в первоначальный вид.

Таким образом, несмотря на то, что соглашение о расторжении контракта не зафиксировано сторонами в виде отдельного документа, между сторонами фактически достигнуто такое соглашение, что подтверждается перепиской сторон.

Однако 24.09.2021 заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.

Обществом в адрес заказчика направлены возражения, согласно которым подрядчик просит заказчика отменить решение об одностороннем расторжении контракта и указывает на прекращение работ в связи с совместно принятым решением о расторжении контракта по соглашению сторон.

На заседании Комиссии представитель заказчика отметил, что на включение сведений об ООО «АзимутСтрой» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик не настаивает.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что обществом принимались возможные меры и совершались конкретные действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «АзимутСтрой», о его директоре, участнике.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Управлением инженерной инфраструктуры Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области об ООО «АзимутСтрой» (ИНН 0272904845), о его директоре, участнике, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

2021-15880

 

 

Связанные организации

УИИ Администрации Ашинского МР
ИНН 7457005240, ОГРН 1157457000238
ООО «АзимутСтрой»
ИНН 0272904845, ОГРН 1160280117359