Решение №ВЛ/2295/22 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 074/06/105-427/2022 (70-ж/2022) от 5 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства"

 

454080, г. Челябинск, Свердловский проспект, 56

 

АО «ЕЭТП»

 

115114, г. Москва, ул. Кожевническая,

д. 14, стр. 5

 

Акционерное общество по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений

«Новосибирскавтодор»

 

630099, г. Новосибирск, ул. Каменская,

д. 19

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-427/2022 (70-ж/2022)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 01.03.2022

В полном объеме решение изготовлено 04.03.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

в ходе рассмотрения жалобы Акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор», при участии в дистанционном режиме:

- представителя ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" действующего на основании доверенности № 129 от 27.12.2021,

- представителя ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", действующего на основании доверенности № 128 от 27.12.2021,

- представителя Акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор»   действующего на основании доверенности № 80 от 01.01.2022,

- представителя ООО «Союз Автодор», действующего на основании доверенности № 2033 от 21.10.2021,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 21.01.2022 поступила жалоба Акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме: на оказание услуг по содержанию автомобильной дороги: Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск на участке км 12+950 - км 465+331 (извещение № 0369100028422000001) (далее - конкурс).

Согласно представленным документам 26.01.2022 Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства объявило о проведении конкурса.

Начальная (максимальная) цена контракта – 522 757 266, 57 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 11.02.2022.

На момент рассмотрения жалобы Акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» контракт не заключен.

На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы и указал, что конкурсная комиссия нарушила положения законодательства о контрактной системе, так как протокол подведения итогов, размещенный в единой информационной системе и сайте оператора электронной площадки не подписан электронными подписями членов комиссии, что свидетельствует о нелегитимности указанного документа. Кроме того, заявитель указывает, что порядок оценки заявок, установленный в извещении о закупке в части установления предельно максимального значения показателя для расчета по формуле, определяющей количество баллов по показателю наличия опыта выполнения работ, не позволяет участникам закупки получить большее количество баллов при условии наличия суммарной стоимости опыта выполнения работ, превышающей указанный предел.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и документы и указали, что протокол подведения итогов открытого конкурса подписан всеми членами комиссии и заказчиком и направлен оператору электронной площадки, при это ответственность за размещение протокола в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадке, в том числе техническое обеспечение визуализации подписей членов комиссии является обязанностью оператора электронной площадки.

Кроме того, заказчик пояснил, что порядок оценки заявок в части установления формулы оценки заявки и предельного максимального значения характеристики объекта закупки соответствует Постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, которое не содержит запретов и ограничений в части установления такого предельного значения.

 

Заслушав пояснения сторон и заинтересованного лица, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.


 

Пунктом 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

В соответствии с пунктом 1 части 16 статьи 48 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 15 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, обязанностью членов конкурсной комиссии и заказчика является направление протокола подведения итогов, подписанного электронной подписью членов конкурсной комиссии и заказчика, оператору электронной площадки.

Ответственность по размещению протокола подведения итогов в единой информационной системе и на сайте электронной площадки возложена на оператора электронной площадки.

Так, из документов, представленных заказчиком, следует, что протокол подведения итогов подписан тремя членами конкурсной комиссии: Тимофеевой О.П., Мацакановым А.В., Науменковым А.Н., что подтверждается скриншотами, представленными из личного кабинета на электронной площадке АО «ЕЭТП», в которых отображается, что протокол подписан в формате «sig». При этом, в открытой части сайта оператора электронной площадки указанный протокол также подписан представителем заказчика – Муравьевым В.А. (руководитель учреждения).

Таким образом, из представленных документов и сведений следует, что протокол подведения итогов на стадии направления оператору электронной площадки подписан электронными подписями заказчика и членов конкурсной комиссии, в связи с чем нарушения пункта 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе не установлены.

Следует отметить, что оценка действиям оператора электронной площадки по размещению протокола в единой информационной системе и на сайте электронной площадки дана в решении ФАС России по делу № 28/06/105-439/2022 от 25.02.2022.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.


 

Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

В пункте 8 Положения указано, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 3 настоящего Положения:

- применяются детализирующие показатели;

- в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

- оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 3 Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки.

Подпунктом «в» пункта 24 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» применяется показатель наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

В подпункте «а» пункта 28 Положения указано, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки, в том числе общая цена исполненных участником закупки договоров.

В соответствии с пунктом 26 Положения оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки».

Подпунктом «з» пункта 20 Положения указано, что в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, то применятся следующая формула:

 

Таким образом, заказчик, устанавливая детализирующий показатель: «общая цена исполненных участником закупки договоров» показателя «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «квалификация участников закупки» и применяя формулу, предусмотренную подпунктом «з» пункта 20 Положения, обязан установить предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение характеристики объекта закупки.

При этом, Положением не предусмотрены требования к порядку установления заказчиком предельного минимального значения и предельного максимального значения характеристик объекта закупки.

Так, в приложении № 4 к извещению о закупке установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. В разделе II указанного приложения определены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:

- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги – 60%;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – квалификация участника закупки) – 40%.

В рамках критерия «квалификация участника закупки» установлен детализирующий показатель «общая цена исполненных участником закупки договоров» при этом указано, что оценка осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом «з» пункта 20 Положения. В разделе 3 приложения № 4 к извещению о закупке установлено предельное минимальное значение: 104 551, 40 рублей и предельное максимальное значение: 20 000 000 000, 00 рублей.

Таким образом, заказчиком предусмотрен порядок оценки заявок в части выбора формулы, по которой определяется количество баллов по детализирующему показателю, а также определены предельные минимальные значения и предельные максимальные значения для расчета баллов по указанной формуле, в связи с чем Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе.

Следует отметить, что из протокола подведения итогов от 16.02.2022 следует, что на участие в конкурсе подано 3 заявки участников закупки, при этом Акционерному обществу по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор», ООО «Союз Автодор» присвоено максимальное количество 100 балов (40 %), ООО «Урал-Сервис-Групп» присвоено 91,74 балл (36,7 %), что свидетельствует о возможности обеспечить конкурентную среду при применении формулы, предусмотренной подпунктом «з» пункта 20 Положения, и предельного минимального и максимального значений, указанных в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

При этом, довод заявителя, согласно которому предельное максимальное значение, установленное заказчиком, не позволяет получить заявителю преимущество по количеству баллов в случае, если суммарная стоимость контрактов, подтверждающих опыт выполнения работ, будет превышать указанный пределе (20 000 000 000, 00 рублей), еще не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.

Комиссия отмечает, что заявитель принял участие в конкурсе, тем самым согласившись на все условия конкурсной документации, заявка заявителя наряду с заявками других участников конкурса оценена конкурсной комиссии в соответствии с порядком оценки, предусмотренным извещением о проведении конкурса, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод, что положения извещения о закупке, которые оспариваются заявителем, нарушают его права и законные интересы.


 


 

Более того заявитель не воспользовался своим правом обжалования положения извещения о закупке в части содержания порядка оценки заявки в регламентированные законодательством о контрактной системе сроки, в связи с чем оспаривание указанных действий заказчика после подведения итогов конкурса нарушает права и законные интересы других участников закупки, подавших заявки на участие в закупке.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции в заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

Признать доводы жалобы Акционерному обществу по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» на действия конкурсной комиссии необоснованными.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Федеральное казенное учреждение УПРДОР «Южный Урал»
ИНН 7451189048, ОГРН 1027402903637
Новосибирскавтодор
ИНН 5405162714, ОГРН 1025402462689
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666