Решение б/н 1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать ... от 21 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальное казённое учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система»

457020, Челябинская область,

г. Пласт, ул. Октябрьская, 43

Администрация Пластовского муниципального района

457020, Челябинская область,

г. Пласт, ул. Октябрьская, 45

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/99-2082/2019

177-ВП/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 21.10.2019

В полном объеме решение изготовлено 21.10.2019

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

--

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

-

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

«…»

--

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании письма ФАС России исх. № МЕ/49839-ЛР/19 от 13.06.2019 о проведении инициативной внеплановой проверки в целях исполнения Поручения Президента РФ от 23.05.2019 № Пр-907 (пункт 3 Протокол заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальны проектам от 08.05.2019 № 2), без вызова стороны,

УСТАНОВИЛА:

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 05.08.2019 в 16:22.

Начальная (максимальная) цена контракта на приобретение передвижного многофункционального культурного центра (автоклуб) – 5 070 050,00 рублей.

Согласно сведениям, размещенным в плане-закупок (№201903693002743001), закупка осуществляется в рамках муниципальной программы «Укрепление материально-технической базы учреждения культуры Пластовского муниципального района на 2019-2021 гг» (национальный проект «Культура»).

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0169300038019000268 от 16.08.2019.

Протокол подведения итогов электронного аукциона № 0169300038019000268 от 21.08.2019.

По результатам проведения закупки между заказчиком и единственным участником ООО «Мытищинский приборостроительный завод» заключен контракт на приобретение передвижного многофункционального культурного центра (автоклуб).

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно извещению об осуществлении закупки, документации об аукционе объектом закупки является приобретение передвижного многофункционального культурного центра (автоклуб). В извещении определен код «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) 29.10.59.390 «Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки».

В пункте 8 раздела I Информация о проводимом аукционе в электронной форме документации о закупке указано, что описание объекта закупки подготовлено в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе и указано в разделе II «Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки (техническое задание)» (далее – техническое задание.

В техническом задании установлены требования к материалу, из которого производится кузов. Так, например, панель стационарного пола кузова-фургона должна быть выполнена: в виде шестислойной сэндвич-панели, имеющей следующий состав:

- армированный стекловолокном пластик плотностью не менее 1,3 г/см3 и толщиной не менее 1 мм;

- фанера повышенной влагостойкости – два слоя толщиной не менее 9 мм с разнесением стыков;

- утеплитель толщиной не менее 60 мм, плотностью не менее 35 кг/м3 с вклеенными внутрь поперечинами из фанеры повышенной влагостойкости толщиной не менее 27 мм;

- фанера повышенной влагостойкости – два слоя толщиной не менее 9 мм каждый с разнесением стыков.

Таким образом, заказчиком установлены требования к составу элементов кузова, без указания на функциональные, потребительские свойства товара.

Вместе с тем, данное описание объекта закупки не указывает на потребность заказчика, например, к непромокаемости сцены в случае выпадения осадков, поддержание температурного режима, либо защиты от ветра и т.д. В свою очередь производитель вправе изготовить кузов из различных материалов различной плотности при условии соблюдения необходимых заказчику характеристик транспортного средства.

Более того, состав элементов кузова невозможно проверить и оценить при приемке товара. Таким образом, установленные требования к составу элементов транспортного средства не позволяют надлежащим образом провести приемку товара на предмет соответствия характеристик транспортного средства установленным в контракте требованиям заказчика.

Кроме того, в описании объекта закупки указаны требования к развертыванию (свертыванию) кузова-фургона автоклуба. Так, развертывание кузова производится в следующем порядке: поднятие первой левой боковой панели кузова-фургона автоклуба, являющейся секцией панели крыши; опускание второй левой боковой панели кузова-фургона автоклуба, являющейся полом сцены до момента касания земли опорных балок; регулировка высоты опорных балок для выращивания уровня пола сценической площадки; раскрытие двух дополнительных левых боковых панелей кузова-фургона автоклуба.

Вместе с тем, последовательность развертывания кузова-фургона не влияет на потребительские свойства автомобиля, поскольку заказчику важен конечных результат трансформации, а не последовательность самих действий.

Таким образом, установленные заказчиком требования к транспортному средству не отражают потребность заказчика в приобретении автоклуба с необходимыми заказчику характеристиками, что не соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2. Кроме того, согласно документации о закупке помимо автоклуба к поставке требуется оборудование, необходимое для концертной деятельности, в том числе: сателлиты, сабвуфер, усилитель, спикер процессор, микшер, радиомикрофон, микрофон, светодиодный прожектор, проектор, персональный переносной компьютер и др.

2.1. В требованиях к оборудованию заказчиком определен предельный вес товара. Например, сателлиты не более 30 кг; сабвуфер не более 41 кг, усилитель не более 12 кг, спикер процессор вес блока – 2,4 кг и др. Вместе с тем, из документации о закупке не возможно установить, чем обусловлены такие требования и почему оборудование с иным весом (например, спикер процессор с весом блока 2,5 кг) не подходит заказчику для поставки. При этом масса оборудования не влияет на его потребительские и функциональные свойства. В свою очередь такие требование могут ограничить возможность поставки соответствующего потребности заказчика оборудования, но с большим весом.

2.2. Кроме того, Челябинское УФАС России отмечает, что в силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

Вместе с тем, заказчиком в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе использовалось описание необходимого к поставке оборудования не в соответствии с КТРУ. Так, например, согласно позиции 12 таблицы 2 технического задания к поставке требует персональный переносной компьютер с автономным питанием, что по функциональному назначению соответствует позициям 26.20.11.110-00000138, …139, …140, …141, …142, …143, …144, …145 КТРУ «ноутбук» (код окпд 2 26.20.11.110: Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата). Данные позиции КТРУ обязательны к применению с 01.08.2019 года. Позиции КТРУ по товару ноутбук разграничены на основании характеристики «объем оперативной памяти» (например, коду по КТРУ 26.20.11.110-00000138 соответствует ноутбук с объемом оперативной памяти ≥ 32; коду КТРУ 26.20.11.110-00000139 ноутбук с оперативной памятью ≥ 16 и тд.) Также в каталоге по данным позициям указаны такие характеристики товара как: вид накопителя, максимальный/минимальный размер диагонали, объем HDD/объем SSHD, разрешение экрана, пиксель. Вместе с тем, заказчиком при описании данные характеристики необходимого к поставке компьютера не установлены. При этом указаны емкость жесткого диска, наличие дисковода DVD-RV, наличие Wi-Fi, операционной системы, монитора диагональю не менее 15,6 (без указания на единицу измерения).

Более того, в документации о закупке отсутствует обоснование необходимости использования иных характеристик оборудования отличных от установленных в КТРУ (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) в соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ.

2.3. Согласно техническому заданию поставляемый товар, оборудование соответствуют требованиям энергетической эффективности на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом конкретизированных требований заказчика по каждому виду оборудования описание объекта закупки не содержит (далее – Правила энергетической эффективности товаров).

В соответствии с пунктом 3 Правил энергетической эффективности товаров требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении товаров согласно приложению. Вместе с тем, техническое задание содержит требование о поставке как товара, включенного в перечень, указанный в приложении, так и товара, на который правила энергетической эффективности не распространяются.

Так, например, согласно приложению требования к энергетической эффективности следует устанавливать в отношении компьютеров. Однако заказчиком такие требования в техническом задании не конкретизированы. При этом на такое оборудования как микрофон, прожектор, стойки микрофонные сфера действия Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 не распространяется.

В соответствии с пунктом 5(1) Правил энергетической эффективности требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к настоящим Правилам, устанавливаются с учетом показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их значений, а также методик (методов) их измерения (испытания), определенных документами по стандартизации. При этом в требованиях энергетической эффективности товаров должна содержаться ссылка на соответствующие документы по стандартизации.

Исходя из пункта 2 приложения к Приказу Минэкономразвития России от 09.03.2011 № 88 с 1 января 2012 года поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "A".

Однако заказчиком данные требований к товару в техническом задании не отражены, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2.4. В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 установлены меры стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.

В Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд включено оборудование компьютерное, электронное и оптическое с кодом ОКПД2 26. Данному коду соответствует, например, персональный переносной компьютер (позиция 12 таблицы 2 технического задания); проектор (позиция 15 таблицы 2 технического задания).

Вместе с тем, заказчиком в отношении данного оборудования не предусмотрены ограничения допуска товаров иностранного происхождения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 таблицы 2 технического задание предусмотрена поставка программы звукозаписи «cubase ai» или эквивалент.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом документация о закупке таких ограничений не содержит. Не указано также обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Порядком, предусмотренном пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Кроме того, описанием объекта закупки не указаны параметры эквивалентности программы звукозаписи «cubase ai», что также не позволяет определить требования заказчика к необходимой ему программе, и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

2.5. Кроме того, в техническом задании указано, что качество поставляемого автоклуба, должно соответствовать международным стандартам и техническим условиям завода-изготовителя. Качество поставляемого автоклуба должно соответствовать нормам и правилам техники безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, подтверждаться сертификатами соответствия или иными документами о качестве товара, отвечающими требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Автоклуб должен сопровождается документами, подтверждающими соответствие поставленного автоклуба установленным требованиям заказчика, удостоверяющими качество и комплектность поставляемого автоклуба, а также товар поставлен с правильно оформленными продавцом товарно-сопроводительными документами. Эти документы заверены подписью и печатью продавца с указанием его адреса и телефона.

Также в техническом задании установлено требование, согласно которому при поставке оборудование должно сопровождаться документами, подтверждающими качество товара, инструкции и эксплуатационные документы на русском языке.

Вместе с тем, указанные требования носят общий характер и не определяют конкретных норм, правил, которым должен соответствовать автоклуб и поставляемое оборудование. В свою очередь неопределенность таких требований является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и может привести к возникновению споров в ходе исполнения сторонами своих обязательств по контракту.

3. Согласно техническому заданию при поставке автоклуб должен сопровождаться паспортом транспортного средства (ПТС) в оригинале, копией сертификата одобрения типа транспортного средства на специализированный автотранспорта и др. В ПТС автотранспорта должно быть указано «Автоклуб».

Таким образом, заказчиком определен тип транспортного средства – специализированный автотранспорт. При этом в ПТС должно быть указано «Автоклуб». В свою очередь из документации о закупке не возможно определить в какой строке ПТС должно содержаться такое указание.

Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение) утверждено Приказом от 23.06.2005 МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134.

Согласно пункту 27 Положения в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

В соответствии с пунктом 41 Положения в строке "17. Одобрение типа ТС" указываются номер <...> под которым сведения об ОТТС или Свидетельстве включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, дата выдачи ОТТС или Свидетельства и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.

Таким образом, наименование транспортного средства указывается в ПТС в соответствии с его типом. В данном случае тип транспортного средства заказчиком определен как «специализированный автотранспорт». Следовательно, требование об указании в данной строке «автоклуб» приведет к противоречию между документами на поставляемое транспортное средство, поскольку в одобрении типа транспортного средства должно быть выдано на специализированный автотранспорт.

Установленные заказчиком требования об указании слова «Автоклуб» в строке 2. ПТС не соответствует правилам описания объекта закупки. Так, в соответствии с пунктом 26 Положения в строке 2. ПТС содержатся сведения о марке, модели транспортного средства). Вместе с тем, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, установлен прямой запрет на указание в описании объекта закупки требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований и т.д.

Таким образом, требование об указании в ПТС «автоклуб» необоснованно ограничивает количество участников закупки и является нарушением части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Данное нарушение привело к отсутствию конкуренции в ходе осуществления закупки, что подтверждается результатами проведения аукциона. Так, на участие в закупке поступило 2 заявки. ООО «Универсал НН» предложило к поставке транспортной средство ГАЗ С41RB3. Характеристики транспортного средства соответствуют установленным в техническом задании требованиям. При этом участником во второй части заявки представлен акт экспертизы № 9002005259, в пункте 6 «Наименование товара и его количество» содержится сведения о транспортном средстве ГАЗ С41RB3, без указания «автоклуб», что послужило основанием для отклонения заявки участника закупки. В соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе аукцион признан не состоявшимся и принято решение о заключении контракта с единственным участником ООО «Мытищинский приборостроительный завод».

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, части 3 статьи 14, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ, пункта 2 Постановления Правительства от 16.11.2015 № 1236, пункта 3 Постановления Правительства от 10.07.2019 № 878.

2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии «…»

Члены комиссии «…»

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны