Решение б/н 1. Признать жалобу ООО «КОНЦЕПТПРО» на действия заказчика пр... от 7 апреля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница № 1»

ул. Кузнецова, д. 2а, Челябинск, 454087

Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области»

454084, г. Челябинск, ул. Калинина, дом 21

ООО «КОНЦЕПТПРО»

ул. Ленинградская, д. 13, кв. 59,

г. Магнитогорск, Челябинская область,

455023

АО «ТЭК-Торг»

ул. Тимура Фрунзе, д. 24, г. Москва, 119021 Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2, 5-ый этаж, помещение VII, г. Москва, 115191

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-912/2021

по делу № 341-ж/2021

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 01 апреля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 06 апреля 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «КОНЦЕПТПРО» (далее – ООО «КОНЦЕПТПРО», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (извещение № 0869200000221000687), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница № 1» (далее – Учреждение, Заказчик): <…>., действующей на основании доверенности № 01 от 01.01.2021; <…>., действующего на основании доверенности № 02 от 01.01.2021; <…> действующей на основании доверенности б/н от 30.03.2021; Орлова С.В., действующего на основании доверенности б/н от 30.03.2021;

- представителей Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – Уполномоченный орган): начальника юридического отдела Учреждения <…>., действующей на основании доверенности № 16 от 29.04.2020, юрисконсульта юридического отдела Учреждения <…>., действующей на основании доверенности № 15 от 29.04.2020;

- в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 25.03.2021 поступила жалоба ООО «КОНЦЕПТПРО» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (извещение № 0869200000221000687) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 17.03.2021 в 09:45.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку дезинфицирующих средств составляет 2 938 717,80 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 29.03.2021 10:00.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0869200000221000687 от 30.03.2021 на участие в закупке поступило три заявки, две заявки признаны соответствующими аукционной документации и участники допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения аукциона от 31.03.2021 участие в аукционе принял один участник, снижение начальной (максимальной) цены контракта в ходе аукциона составило 0,5 %.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен, аукцион находится в стадии подведения итогов.

Доводы жалобы ООО «КОНЦЕПТПРО» заключаются в следующем.

По мнению Заявителя, заказчиком в описании объекта закупки установлены избыточные требования к закупаемому товару:

1. Указан процентный состав с узким диапазоном параметров во всех пунктах Технического задания аукционной документации.

2. Предусмотрены требования к расходу и экспозиции средства, характерные исключительно для требуемого состава во всех пунктах Технического задания.

3. Необоснованно указано исключение из состава многих компонентов.

Заявитель ссылается на то, что согласно п 1.9 раздела II СанНиП 2.1.3.2630-10 в целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией (последовательная замена дезинфектанта из одной химической группы на дезинфектант из другой химической группы) при необходимости.

Таким образом, по мнению Заявителя, заказчик вправе указать химическую группу при описании объекта закупки, в том числе посредством указания на действующие вещества в составе средства, с учетом потребности заказчика в целя ротации дезсредств.

Согласно п 3.2 СП 3.5.1378-03, а также п 2.1 Приказа Минздрава от 10,11,2002 №344 с 1 января 2003 г все дезинфицирующие средства подлежат обязательной государственной регистрации для обеспечения безопасности и здоровья людей.

Согласно ГОСТ Р 58151.4-2018 Средства дезинфицирующие. Методы определения показателей эффективности (с Поправкой) показателем эффективности ДС является (рассмотрим п5.3) гибель микроорганизмов не менее 99,99% при времени гибели до 120 мин по параметру «бактерицидной эффективности ДС, предназначенных для обеззараживания поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов, санитарно-технического оборудования, транспортных средств и других объектов»

Это же подтверждает п.4 ГОСТ Р 56990-2016 Химические дезинфицирующие средства и антисептики. Дезинфицирующие средства. Критерии и показатели эффективности.

Следовательно, считает заявитель, все дезсредства с режимами применения до 120 мин подходят для осуществления целей дезинфекции.

По мнению Заявителя, дезсредства, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке (требования Руководства 4.2.2643-10.3.5 «Дезинфектология») соответствуют требования о безопасности и эффективности.

Согласно ФКЗ НАСКИ от 2014 (п 4.5.5 стр 21), согласно Приложению 2 к МУ 3.5.1 3674-20: п 2: «Спиртосодержащие (без дополнительных антимикробных добавок) кожные антисептики имеют, как правило, оптимальную эффективность при концентрации спиртов (по массе): этилового - не менее 70%, изопропилового - не менее 60%, пропилового - не менее 50%; в композиционных составах кожных антисептиков оптимальное суммарное содержание этилового и/или изопропилового и/или пропилового спиртов должно составлять 60-70%».

Описание объекта закупки с указанием на процентное содержание веществ, отсутствие тех или иных компонентов в составе, режимам применения, не позволит предложить к поставке товар, соответствующий потребностям заказчика, но имеющий другой состав.

Аукционную документацию Заявитель считает размещенной с нарушениями статьи 33 и статьи 8 Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки.

Заказчик по доводам жалобы представил письменные пояснения, пояснил следующее.

Технические и функциональные характеристики товара, указанные в техническом задании, подготовлены в соответствии с фактическими потребностями Заказчика и с соблюдением норм Закона о контрактной системе, а также соответствуют требованиям Письма Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2017 г. N Д28и-1732 "О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ".

Заявленные характеристики установлены, исходя из потребностей Заказчика. Заказчик праве в необходимой степени детализировать предмет закупки. Значение показателей, установленных в техническом задании, соответствуют показателям, указанным в инструкциях производителей закупаемого товара.

По мнению Заказчика, установление в аукционной документации определенных требований к закупаемому товару не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и не влечет за собой ограничение количества участников, поскольку документация об аукционе содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают потребностям Заказчика.

По мнению Заказчика, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, а также обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.

При этом Заказчик не имеет возможности и не должен устанавливать требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников размещения заказа. Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Заказчик отмечает, что при формировании цены получено необходимое для этого количество коммерческих предложений от разных фирм на поставку дезсредств, подходящих под заявленные требования с предоставлением необходимых нормативных документов качества. Кроме того, Заказчиком установлено не менее 2-х производителей данного вида продукции.

Ссылку жалобы на требования СанПиНа 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" о ротации дезинфицирующих средств Заказчик считает не обоснованной, поскольку согласно п 1.9 раздела II СанПиН 2.1.3.2630-10 ротация проводится при необходимости по итогам мониторинга устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам. Заказчиком проводится весь необходимый контроль в баклаборатории, устойчивости к применяемым дезсредствам не выявлено, что подтверждено журналом смывов по отделениям ГБУЗ «ОКСПНБ №1» и проверкой Роспотребнадзора, состоявшейся в ГБУЗ «ОКСПНБ №1» в 2019 году, в ходе которой проведены лабораторные исследования образцов проб (смывы, воздух, дезсредства, стерилизующая аппаратура, дезкамеры и т.д.) и выданы заключения об отсутствии роста госпитальных штаммов.

Относительно довода жалобы о возможности применения Учреждением дезинфицирующих средств с режимом применения 120 минут, Заказчик поясняет, не имеет возможности и не обязан устанавливать требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников размещения заказа. Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.

Ссылка подателя жалобы на клинические рекомендации Национальной ассоциации специалистов по контролю инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (НП «Н.АСКИ») от ноября 2014 года, является необоснованной, поскольку они, носят рекомендательный характер. Заказчик при осуществлении своей деятельности обязан руководствоваться обязательным к исполнению нормативным документом СанПиН 2.1.3.2630-10, который определяет выбор антисептических средств соответствующим образом: «12.3. Медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов. При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость; 12.4.4. Гигиеническую обработку рук спиртосодержащим или другим разрешенным к.применению антисептиком (без их предварительного мытья) проводят путем втирания его в кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению, обращая особое внимание на обработку кончиков пальцев, кожи вокруг ногтей, между пальцами».

Таким образом, Заказчик считает, что при проведении закупки он руководствуется нормативным документом при выборе антисептических средств, с разным содержанием спиртов и дополнительных функциональных добавок, исходя из собственной потребности в рамках разрешенной документации.

Заказчиком в соответствии с установленными СанПиН 2.1.3.2630-10 требованиями осуществляется производственный контроль, что подтверждается наличием в ГБУЗ «ОКСПНБ №1» программы производственного контроля, которая определяет регулярность проведения и количество смывов, подлежащих исследованию в ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области, и утверждается ежегодно.

31.03.2021 г. по настоящей закупке состоялся электронный аукцион, победителем которого стал ИП Голов Евгений Петрович, заявка которого полностью соответствует аукционной документации и фактическим потребностям Заказчика.

Проводимая закупка не участвует в какой-либо государственной программе, программе субъекта РФ или муниципальной программе.

Также Заказчик отмечает, что в период 2019-2020 по итогам проведения конкурентных закупок дезсредств победителями являлись разные поставщики, что, по его мнению, является достаточным доказательством наличия конкурентной среды при проведении Учреждением закупок дезсредств: ООО «Бозон» контракт № 42/ЦЗ от 22.01.2019 г.; ООО «Уральское здоровье» контракт № 13020/Ц3 от 2019 г.; ООО «Уралмедгрупп» контракт № 4461/ЦЗ от 27.01.2020 г.; ООО «Бозон» контракт № 1130/Ц3 от 12.05.2020 г.; ИП Голов Е.П. контракт № 2151 от 14.09.2020 г.; ИП Голов Е.П. контракт № 3569/ЦЭ от 21.12.2020.

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.

Уполномоченный орган представил письменное мнение по доводам жалобы, пояснил следующее.

В рамках формирования закупки Уполномоченное учреждение руководствовалось существующей потребностью Заказчика, возникшей в связи с осуществлением им своей деятельности.

Так, Заказчиком в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным распоряжением Правительства Челябинской области от 08.05. 2020 г. № 294-рп была направлена заявка с утвержденным Заказчиком Техническим заданием (описанием объекта закупки).

Описание объекта закупки Заказчиком составлено в соответствии с правилами описания объекта закупки, которые устанавливаются в статье 33 Закона о контрактной системе.

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.

Аналогичная позиция содержится в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

Уполномоченный орган отмечает, что по данным Заказчика, под указанные в Техническом задании характеристики подходят не менее 2 производителей.

Уполномоченный орган считает, что аукцион в электронной форме № ЭА-643/2021 проводится в соответствии с Законом о контрактной системе, нарушения в действиях Заказчика и Уполномоченного учреждения отсутствуют.

Доводы жалобы Заявителя уполномоченный орган считает необоснованными.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

Объектом закупки является поставка дезинфицирующих средств в соответствии с приложением №1 к информационной карте документации об электронном аукционе «Техническое задание», предусматривающим в том числе, следующие максимальные и/или минимальные значения показателей:

  1. По пункту 1 Технического задания: Концентрированное дезинфицирующее средство, содержит в качестве действующих веществ: комплекс четвертичных аммониевых соединений (ЧАС) не менее 2,5% и не более 3,1%, гуанидиновые соединения не менее 2,5% и не более 3,1%, перекись водорода не менее 22,0% и не более 26,0%. Показатель активности водородных ионов (рН) 1% водного раствора средства не менее 4 и не более 5 единиц. Предусмотрены конкретные показатели режимов дезинфекции. Срок годности рабочих растворов – не менее 14 суток в закрытой емкости. Фасовка флакон 1 л.**.
  2. По пункту 2 Технического задания: Концентрированное дезинфицирующее средство, содержит в качестве действующих веществ: комплекс четвертичных аммониевых соединений (ЧАС) не менее 4,0% и не более 5,0%, комплекс органических кислот, включая молочную кислоту не менее 5,0% и не более 15,0%. Показатель активности водородных ионов (рН) 1% водного раствора средства не менее 2,5 и не более 4 единиц. Предусмотрены конкретные показатели режимов дезинфекции. Срок годности рабочих растворов – не менее 30 суток. Фасовка флакон 1 л.**.
  3. По пункту 3 Технического задания: Пропитка салфеток должна содержать изопропанол не менее 60% и не более 65,0% и дополнительные биоциды – ЧАС или феноксиэтанол. Масса пропиточного состава не менее 2 г и не более 6 г на салфетку. Предусмотрены конкретные показатели режимов дезинфекции. Фасовка салфеток: 90 ш**.
  4. По пункту 4 Технического задания: Пропиточный состав содержит в качестве действующих веществ: 1-пропанол не менее 26,0% и не более 29,0%; алкилдиметилбензиламмоний хлорид - не более 0,03%; производные гуанидина – не более 0,05%, N,N-бис(3-аминопропил)додециламин – не более 0,03%. Размер салфеток не менее 135 мм × 185 мм. Предусмотрены конкретные показатели режимов дезинфекции. Форма выпуска: герметичная упаковка с дезинфицирующими салфетками 120 шт.**.
  5. По пункту 5 Технического задания: содержат в качестве действующих веществ пропиловые спирты (1-пропанол и 2-пропанол) не менее 55,0% и не более 70,0%, четвертичные аммонийные соединения, не менее 0,16% и не более 0,25%, а также функциональные добавки, увлажняющие и ухаживающие за кожей компоненты. Предусмотрены конкретные показатели режимов дезинфекции. Фасовка: – флакон ёмкостью не более 100 мл. с насадкой-распылителем и защитным колпачком
  6. По пункту 6 Технического задания: содержит в качестве действующих веществ пропиловые спирты (1-пропанол и 2-пропанол) не менее 55,0% и не более 70,0%, четвертичные аммонийные соединения, не менее 0,16% и не более 0,25%, а также функциональные добавки, увлажняющие и ухаживающие за кожей компоненты. Предусмотрены конкретные показатели режимов дезинфекции. Фасовка: – флакон ёмкостью 1л. **.

Описание объекта закупки по всем пунктам Технического задания под знаком «**» содержит следующее разъяснение: «**При подаче заявки участник в праве предложить товар по заявленным характеристикам, при этом указать расчётную единицу, соответствующую упаковке производителя предлагаемого товара и, соответственно, указав количество флаконов, при этом общее количества товара должно быть не менее требуемого заказчиком (например, по позиции 1 предложить в части конкретных показателей: Флакон ____ л. При этом, в графе единиц расчета указать: флакон, и в количестве предлагаемого товара: _____ (исходя из перерасчета необходимого Заказчику количества литров товара, предложенного участником)».

Кроме того, Техническим заданием предусмотрены следующие сроки годности товара:

Позиция 1: Срок годности средства - не менее 2 лет в плотно закрытой упаковке изготовителя*

Позиция 2: Срок годности - не менее 3 лет*

Позиция 3: Срок годности - не менее 3 лет в плотно закрытой упаковке изготовителя *

Позиция 4: Срок годности - не менее 5 лет в плотно закрытой упаковке изготовителя *

Позиция 5: Срок годности - не менее 3 лет*

Позиция 6: Срок годности - не менее 3 лет*.

При этом Техническим заданием обоснование указанных характеристик товара, потребность в котором размещена, в том числе к составу, режимам дезинфекции, сроку годности не предусмотрено.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил № 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил № 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

  1. В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 27.03.2020 г. № 02/5225-2020-24 «О проведении дезинфекционных мероприятий»: «для гигиенической обработки рук могут использоваться кожные антисептики с содержанием спирта этилового (не менее 70% по массе), спирта изопропилового (не менее 60% по массе) или смеси спиртов (не менее 60% по массе), а также парфюмерно-косметическая продукция (жидкости, лосьоны, гели, одноразовые влажные салфетки) с аналогичным содержанием спиртов».

Таким образом, из содержания Письма Ропотребнадзора невозможность использования дезсредств, действующее вещество которых составляет пропиловый спирт, или изопропиловый спирт, или этиловый спирт, или смесь спиртов также не следует.

В соответствии с пунктом 1.1. СанПиН 2.1.3.2630-10 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (далее – ООМД).

Исходя из пункта 1.9 раздела II СанПиН 2.1.3.2630-10 в целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией (последовательная замена дезинфектанта из одной химической группы на дезинфектант из другой химической группы) при необходимости.

Таким образом, заказчик вправе при описании дезинфицирующего средства указать на его химическую группу, в том числе посредством указания на действующие вещества дезинфицирующего средства с учетом потребности заказчика в целях ротации дезинфектантов.

При этом, СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», Методические указания МУ 3.5.1. 3674-20 «Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи», на которые указывает Заказчик в обоснование своей позиции, также не содержат требования о возможности использования дезсредств, в составе действующих веществ которых содержится исключительно изопропиловый спирт, или только смесь спиртов, предоставляя возможность использования дезсредства с любым из разрешенных компонентов в составе.

Следовательно, представленные Заказчиком документы и пояснения не подтверждают обоснованность требований Заказчика к составу действующих веществ дезсредств, являющихся объектом закупки, в виде исключительно пропилового, или изопропилового спирта или только смеси спиртов, без возможности предложения эквивалентного состава действующих веществ.

При этом, Комиссия отмечает, что требование Технического задания аукционной документации о содержании в составе действующих веществ спиртов (пропилового, изопропилового, смеси спиртов) в концентрации «не менее 55,0% и не более 70,0%» не обусловлено ни одним из указанных стандартов и не соответствует Письму Роспотребнадзора от 27.03.2020 г. № 02/5225-2020-24.

Нормативное обоснование данной характеристики Заказчиком также не представлено.

2. В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минздрава РФ от 10.11.2002 № 344 «О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей» с 1 января 2003 года организовано проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей.

Таким образом, все дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, отвечают нормативно установленным требованиям к качеству и безопасности.

Согласно пункту 3.6.3 СП 3.5.1378-03 выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.

Следовательно, согласно санитарным правилам, определяющими характеристиками для дезинфицирующего средства в совокупности являются область его применения.

Все без исключения дезинфицирующие средства на территории Российской Федерации проходят исследования, предрегистрационные испытания, регистрируются, сертифицируются на основе требований Руководства 4.2.2643-10.3.5 «Дезинфектология».

В связи с этим на территории Российской Федерации действует единая установленная классификация дезинфицирующих средств, указанная в пунктах 4.1., 4.2. Руководства, в соответствии с которой и проводятся соответствующие исследования, испытания и регистрация.

При регистрации дезинфицирующих средств в инструкциях по их применению прописывается индивидуальный рецептурный состав средства, на основе которого уже были произведены все необходимые исследования и испытания.

В связи с этим в инструкциях прописываются и утверждаются только конкретные режимы применения средств, эффективность рабочих растворов, функциональные и технические характеристики, такие как: назначение средства и основные режимы его применения; срок годности средства и рабочего раствора; активность средства в отношении различных инфекций и микроорганизмов; время обработки объектов обеззараживания; утвержденные концентрации применения рабочих растворов; упаковка, температура хранения, класс опасности и меры предосторожности.

С учетом изложенного, описание объекта закупки на основании инструкции применения конкретного дезинфицирующего средства даже с учетом указания характеристик с использованием слов «не более», «не менее» не является надлежащим исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе. Поскольку по смыслу данной нормы описание объекта закупки должно быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки путем установления в документации о закупке таких требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц.

Следовательно, указание в Техническом задании конкретных характеристик дезсредства (конкретные значения концентрации действующих веществ; срок годности рабочих растворов; указание конкретных режимов дезинфекции; требования к упаковке, наличию распылителя, без возможности предоставления распылителя отдельно в комплекте и т.д.) носит излишний характер не соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

Все официально представленные на рынке России дезинфицирующие средства, которых насчитывается более 2 000 наименований, апробированы и сертифицированы в качестве соответствующих дезинфицирующих веществ. Это означает, что эти средства в ходе сертификации прошли все необходимые испытания и отвечают своему назначению (уничтожать те или иные микробы, бактерии). При наличии указания области применения отсутствует необходимость указания конкретного рецепта дезинфицирующего средства. Рецептуру конкретных дезинфицирующих средств определяет производитель, для которого наличие и процентное содержание того или иного вещества в составе дезинфицирующего средства во многом является маркетинговым ходом, позволяющим выделить свою продукцию среди подобных средств иных производителей.

Таким образом, включение в аукционную документацию описания рецептуры дезинфицирующего средства, в том числе указание процентного содержания действующих веществ, носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков, что в свою очередь, приводит к ограничению количества участников закупки.

Заказчиком в материалы дела в качестве доказательства соответствия используемых им торговых наименований дезсредств представлен журнал смывов по отделениям ГБУЗ «ОКСПНБ №1» и поясняется, что в ходе проверки Роспотребнадзора которой проведены лабораторные исследования образцов проб (смывы, воздух, дезсредства, стерилизующая аппаратура, дезкамеры и т.д.) и выдано заключение об отсутствии роста госпитальных штаммов.

При этом, Заказчиком не представлено доказательств невозможности использования дезсредств, отличающихся по составу, режимам дезинфекции, сроку годности рабочих растворов от требований к данным характеристикам, указанным в Техническом задании, не следует наличие объективных оснований для исключения возможности использования дезсредств, например, с действующими веществами (например, пропиловый спирт – пункт 4 Технического задания, изопропиловый спирт – пункт 3 Технического задания, или смесь спиртов – пункты 5 и 6 Технического задания) в составе.

Из материалов дела и пояснений Заказчика следует, что при формировании объекта закупки им не осуществлялся анализ дезсредств, представленных на товарном рынке Российской Федерации, что противоречит принципам эффективности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

  1. В Техническом задании описание объекта закупки по каждой позиции содержит характеристики, которые не влияют на функциональные характеристики и потребительские свойства приобретаемых дезсредств, наличие или отсутствие которых, кроме того, проверить при приемке товара не представляется возможным: процентное соотношение компонентов; размер салфетки, указанный в мм (135х185 мм); количестве пропитывающего состава в расчете на 1 салфетку; конкретного количество салфеток в упаковке; требования к фасовке, объему наполнения емкости дезсредства; сроку годности, установленному производителем; указание наличия характеристики «в плотно закрытой упаковке изготовителя», что не соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом, Заказчиком не представлено обоснование необходимости использования товара ни по одной из указанных характеристик, а также подтверждение невозможности применения Учреждением дезсредств с иными конкретными значениями указанных параметров.

  1. В Техническом задании предусмотрены требования о сроке годности, установленном производителем: не менее 3 лет; не менее 5 лет; не менее 2х лет.

При этом, из пояснений Заказчика следует, что дезсредства, являющиеся объектом закупки, приобретаются Заказчиком в объеме потребности Учреждения на один квартал текущего года.

Обоснование потребности в товаре с предусмотренными Техническим заданием сроками годности Заказчиком не представлено.

Вместе с тем, на территории Российской Федерации зарегистрированы дезсредства с различными сроками годности, и указание данного параметра может привести к невозможности предложения к поставке товара тех производителей, срок годности которых не соответствует предъявляемым требованиям.

Кроме того, согласно ст. 472 ГК РФ законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности). Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.

По смыслу указанной нормы в отношении товара, имеющего срок годности, установленного производителем, в документации о закупки должен быть предусмотрен срок, в течение которого товар может быть использован потребителем без изменения его функциональных характеристик и по назначению, до истечения срока годности (т.н. остаточный срок годности).

Следовательно, при указании в аукционной документации требований к определенному сроку годности товара, а не к остаточному сроку годности, существует риск получения товара, срок годности которого формально соответствует условиям Технического задания, но не позволяет использовать приобретенный товар в полной мере (например, поставка которого осуществлена на границе истечения срока годности производителя).

На основании изложенного, при отсутствии нормативно закрепленных требований, в том числе: к количественному и качественному составу дезинфицирующих средств, исключающих возможность использование дезсредств, содержащих в составе действующих веществ, при отсутствии доказательств, подтверждающих наличие потребности заказчика в необходимости установления требований к составу дезинфицирующего средства; к объему наполнения емкостей дезсредства; процентному соотношению компонентов; конкретным показателям размера салфетки; количеству пропитывающего состава в расчете на 1 салфетку; требования к фасовке; конкретных показателей срока годности, установленных производителем; указание наличия характеристики «в плотно закрытой упаковке изготовителя»; отсутствия требования об остаточном сроке годности товара - описание объекта закупки носит избыточный, необъективный характер, включает в себя излишние требования к характеристикам дезинфицирующего средства, и не соответствует пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0869200000221000687 от 30.03.2021 следует, что на участие в аукционе подано три заявки, две из которых признаны соответствующими аукционной документации, и участники допущены к участию в аукционе.

Из содержания указанного протокола следует, что участнику с идентификационным номером заявки 3, отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе, в связи с несоответствием предлагаемого товара, характеристикам, предусмотренным Техническим заданием, например, по составу действующих веществ (в заявке предложена смесь спиртов), несоответствием режима дезинфекции, процентном соотношении содержания веществ и т.д., размеров салфетки 135х185 мм (предложено участником ширина салфетки - 130мм), несоответствием показателю «масса пропиточного состава не менее 2 г и не более 6 г на салфетку».

В соответствии с протоколом проведения аукциона от 31.03.2021 участие в аукционе принял участник с идентификационным номером заявки 2.

С учетом изложенного, установление излишних требований к описанию объекта закупки может являться причиной отказа в допуске к участию в аукционе, что, в свою очередь, подтверждает отсутствие достаточной конкуренции при проведении данной закупки.

Также подтверждением данного факта являются пояснения Заказчика, из которых следует, что в число победителей аукционов, проведенных в 2019-2020 годах на закупку дезсредств, входит ограниченное число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На основании изложенного, доводы жалобы Заявителя в части нарушения Заказчиком при описании объекта закупки положений законодательства о контрактной системе, являются обоснованными.

С учетом мнения Заказчика, уполномоченного органа Комиссия считает необходимым выдать предписание об отмены аукциона.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «КОНЦЕПТПРО» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (извещение № 0869200000221000687) обоснованной, в части нарушения Заказчиком при описании объекта закупки положений законодательства о контрактной системе.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  1. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны