Решение б/н Решение по делу № 31-03/14 в отношении МУП «ПОВВ» от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 ноября 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 ноября 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;


 

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

 

в присутствии представителей сторон по доверенностям,

рассмотрев дело № 31-03/14 по признакам нарушения МУП «ПОВВ» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) поступило заявление МУП «ПОВВ» на действия ОАО «Челябинский цинковый завод», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования на услугу по поставке технической воды.

Согласно материалам по заявлению между ОАО «Челябинский цинковый завод» и МУП «ПОВВ» заключен договор на поставку технической воды от 01.01.2010 № 6612.

Расчеты на отпущенную техническую воду производятся в соответствии с калькуляцией 1 куб.м. воды, утвержденной ОАО «Челябинский цинковый завод».

Письмом от 25.06.2014 МУП «ПОВВ» запросило бухгалтерские документы на техническую воду согласно утвержденному тарифу на данную услугу.

В письме от 15.07.2014 ОАО «Челябинский цинковый завод» сообщило МУП «ПОВВ», что заключенный между организациями договор не содержит требования утвердить тариф на услугу по поставке технической воды. ОАО «Челябинский цинковый завод» не считает целесообразным утверждение указанного тарифа.

МУП «ПОВВ» считает, что неутверждение тарифа в уполномоченном органе на услугу по поставке технической воды является со стороны ОАО «Челябинский цинковый завод» нарушением действующего порядка ценообразования.

Из письменных пояснений ОАО «Челябинский цинковый завод» следует, что общество не является сетевой организацией, поставляющей техническую воду абонентам на постоянной основе.

Завод осуществляет водозабор из реки Миасс для целей собственного производства цинка и сплавов на его основе.

МУП «ПОВВ» является единственным потребителем технической воды ОАО «Челябинский цинковый завод», поставляемой на основании договора 01.01.2010 № 6612.

Техническая вода, поставляемая ОАО «Челябинский цинковый завод» в адрес МУП «ПОВВ», является резервным источником технической воды, применяемой абонентом для охлаждения подшипников насосов. Поставка технической воды осуществляется посредством промышленного водовода - насосной станции «Береговая».

Кроме того, ответчик указал, что заявок от МУП «ПОВВ» на водопотребление в 2013-2014 годах не поступало.

Таким образом, неутверждение тарифа на услугу по поставке технической воды является следствием неисполнения договорных обязанностей МУП «ПОВВ».

При отсутствии утвержденного тарифа на техническую воду и с учетом факта потребления воды МУП «ПОВВ» при расчетах за потребленную воду ОАО «Челябинский цинковый завод» применило цену на основании калькуляции. Стоимость 1 куб.м. промышленной воды рассчитана заводом с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат), не является завышенной (заниженной) или существенно отклоняющейся от обычно применяемой цены.

Также, по мнению ОАО «Челябинский цинковый завод», организация не является субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры, деятельность которых регулируется частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», поскольку осуществляет забор воды из реки Миасс в установленном законом порядке посредством собственной насосной станции и собственного водопровода.

Ввиду того, что в адрес МУП «ПОВВ» ежегодно направлялась калькуляция услуги по поставке технической воды заявитель считает довод ОАО «Челябинский цинковый завод» о том, что организация не предполагала поставку технической воды в 2013-2014 годах, несостоятельным.

Кроме того, представитель МУП «ПОВВ» на заседании Комиссии пояснил, что производство технической воды организация не осуществляет, и соответственно, не может самостоятельно снабжать свою насосную станцию технической водой. По указанной причине заявитель был вынужден обратиться к ОАО «Челябинский цинковый завод» за оказанием данной услуги, являющемуся единственным в Курчатовском районе г.Челябииска поставщиком технической воды.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения указанного дела Челябинским УФАС России был направлен запрос в Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» о представлении сведений о тарифе на техническую воду, утвержденном для ОАО «Челябинский цинковый завод» на 2013-2014 годы, а также мнения по существу рассматриваемого заявления.

Согласно письму Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 07.08.2014 обращений от ОАО «Челябинский цинковый завод» об установлении тарифов на техническую воду в 2013-2014 годах в адрес уполномоченного органа не поступало. Поставка технической воды со стороны ОАО «Челябинский цинковый завод» для МУП «ПОВВ» по неутвержденным тарифам является нарушением порядка ценообразования на данную услугу.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Челябинский цинковый завод» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

 

1. В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и в своей деятельности руководствуется Законом о защите конкуренции.

Закон о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

Такими нарушениями, в частности, признается злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, а именно: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке (пункт 10 части 1 статья 10 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, для установления в действиях хозяйствующего субъекта нарушения, предусмотренного пунктом 10 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить совокупность двух условий:

- наличие доминирующего положения у хозяйствующего субъекта, на рынке которого совершено нарушение;

- хозяйствующим субъектом совершены действия (бездействия), результатом которых является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В рамках рассмотрения дела Челябинским УФАС России установлено, что ОАО «Челябинский цинковый завод» не оказывает услуги по поставке технической воды с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, таким образом, не является субъектом естественной монополии и не занимает доминирующее положение на рынке оказания данного вида услуг.

Следовательно, общество не подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

2. Вместе с тем, по результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к следующему выводу.

Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг регулируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно статье 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

Техническая вода - вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.

По договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Согласно материалам дела между ОАО «Челябинский цинковый завод» и МУП «ПОВВ» заключен договор на поставку технической воды от 01.01.2010 № 6612.

Расчеты на отпущенную техническую воду производятся в соответствии с калькуляцией 1 куб.м. воды, утвержденной ОАО «Челябинский цинковый завод».

Согласно пункту 6 части 13 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.

В соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной ценовой (тарифной) политики и государственный контроль (надзор) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области.

Согласно письму Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 07.08.2014 обращений ОАО «Челябинский цинковый завод» по установлению тарифа на техническую воду в 2013-2014 годах в Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» не поступало.

Таким образом, ОАО «Челябинский цинковый завод» осуществляет деятельность по поставке технической воды по неутвержденному тарифу, тем самым нарушает порядок ценообразования на данную услугу.

При таких обстоятельствах, Комиссия считает необходимым направить материалы настоящего дела для рассмотрения по существу и принятия соответствующих мер реагирования в Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело № 31-03/14 о нарушении ОАО «Челябинский цинковый завод» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемом комиссией бездействии;

2. Передать материалы настоящего дела в Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области».

Связанные организации

Связанные организации не указаны