Решение б/н Решение и предписание по делу № 31-04/13 в отношении ООО «НО... от 6 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «24» декабря 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

  • < … > - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

  • < … > - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

  • < … > - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей ООО «НОВАТЭК-Челябинск», рассмотрев дело № 31-04/13 по признакам нарушения ООО «НОВАТЭК-Челябинск» (454091, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 42 «А») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),
 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 05.07.2013, 22.07.2013, поступили заявления вх. № 7712, № 8427 гр. < … > и гр. < … > на действия ООО «НОВАТЭК-Челябинск», выразившиеся в осуществлении перерасчёта платы за поставленный газ после установки заявителями расчётных приборов учёта газа за предшествующие этому периоды поставки, начиная с 1 января 2013 года, по сезонному нормативу.

В результате рассмотрения заявлений Приказом руководителя Челябинского УФАС России от 27.09.2013 № 272 в отношении ООО «НОВАТЭК-Челябинск» возбуждено дело № 31-04/13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Согласно установленным в рамках рассмотрения дела фактическим обстоятельствам между ООО «Челябинскрегионгаз» (ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск») и гр. < … > , а также между ООО «Челябинскрегионгаз» (ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск») и гр. < … > заключены договоры на поставку газа от 29.06.2004 № 0010010209-07 и от 03.11.2004 № 0010001136-02.

По условиям договоров последние заключены на неопределенный срок.

ООО «НОВАТЭК-Челябинск» согласно передаточному акту от 24.05.2012 является правопреемником ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» по всем обязательствам, в т.ч. по договорам на поставку газа от 29.06.2004 № 0010010209-07 и от 03.11.2004 № 0010001136-02.

Договоры на поставку газа, заключенные с гр. < … > и гр. < … > , после реорганизации ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» переоформлены не были.

В период с 01.01.2013 по 01.04.2013 гр. < … > на основании выставляемых ООО «НОВАТЭК-Челябинск» квитанций осуществлял оплату за природный газ, размер которой был рассчитан по нормативу потребления природного газа, установленного постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее - ГК «ЕТО Челябинской области») от 25.12.2008 № 43/69 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением Челябинской области».

29.03.2013 гр. < … > установлен прибор учета газа ВК64Т № 03206721.

01.04.2013 прибор учета газа ВК64Т № 03206721, принадлежащий гр. < … > , на основании заявления последнего опломбирован ООО «НОВАТЭК-Челябинск».

01.04.2013 ООО «НОВАТЭК-Челябинск» произвело перерачет платы за газ, поставленный гр. < … > в период с 01.01.2013 по 31.03.2013, со среднегодового норматива на сезонный.

В июне 2013 года ООО «НОВАТЭК-Челябинск» в связи с перерасчетом платы выставило гр. < … > квитанцию об оплате природного газа, поставленного в период с 01.01.2013 по 31.03.2013, доначислив ему к оплаченной ранее сумме сумму в размере 4 138, 26 руб.

18.06.2013 в связи с несогласием с выставленной к оплате суммой гр. < … > обратился к ООО «НОВАТЭК-Челябинск» с претензией.

В ответ на данную претензию ООО «НОВАТЭК-Челябинск» письмом от 25.06.2013 № 11347 сообщило о правомерности произведенного им доначисления платы за природный газ путем ее перерасчета со среднегодового норматива на сезонный.

В сентябре 2013 года выставленная сумма оплачена со стороны гр. < … >

В период с 01.01.2013 по 03.06.2013 гр. < … > на основании выставляемых ООО «НОВАТЭК-Челябинск» квитанций осуществлял оплату за природный газ, размер которой был рассчитан по нормативу потребления природного газа, установленного постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» от 25.12.2008 № 43/69 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением Челябинской области».

14.01.2013 гр. < … > установлен прибор учета газа ВК64Т № 03116110.

01.06.2013 прибор учета газа ВК64Т № 03116110, принадлежащий гр. < … > , на основании заявления последнего опломбирован ООО «НОВАТЭК-Челябинск».

01.06.2013 ООО «НОВАТЭК-Челябинск» произвело перерачет платы за газ, поставленный гр. < … > в период с 01.01.2013 по 02.06.2013, со среднегодового норматива на сезонный.

В июле 2013 года ООО «НОВАТЭК-Челябинск» в связи с перерасчетом платы выставило гр. < … > квитанцию об оплате природного газа, поставленного в период с 01.01.2013 по 02.06.2013, доначислив ему к оплаченной ранее сумме сумму в размере 2 993, 50 руб.

В январе 2014 года выставленная сумма оплачена со стороны гр. < … > Переписки между ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и гр. < … > по рассматриваемому вопросу не последовало.

Гр. < … > на заседаниях Комиссии поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях, указав на неправомерность действий ООО «НОВАТЭК-Челябинск» по перерасчёту платы за поставленный газ после установки им расчётного прибора учёта газа за предшествующий этому период поставки, начиная с 1 января 2013 года, по сезонному нормативу.

Действия ООО «НОВАТЭК-Челябинск» привели к ущемлению экономических интересов заявителя ввиду выставления ему в условиях оплаты потребленного объема газа за период с 01.01.2013 до 02.06.2013 доначисления к последней по иному нормативу.

Гр. < … > , надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, на заседаниях Комиссии отсутствовал.

Согласно письменным пояснениям заявителя оспариваемые действия ООО «НОВАТЭК-Челябинск» ущемляют его законные интересы ввиду выставления ему в условиях оплаты потребленного объема газа за период с 01.01.2013 до 31.03.2013 доначисления к последней по иному нормативу.

Представители ООО «НОВАТЭК-Челябинск» на заседаниях Комиссии поддержали позицию, изложенную в письменных пояснениях, отметив следующее.

Согласно Методике расчета норм потребления природного газа населением, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.07.2006 № 83, для удобства расчеты норм производятся исходя из равномерного распределения потребляемого газа по месяцам года.

Постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» от 25.12.2008 № 43/69 утверждены и введены в действие с 01.01.2009 на срок не менее трех лет нормативы потребления природного газа населением Челябинской области: среднегодовой (8,5 куб.м на 1 кв. м отапливаемой площади) и сезонный (14, 6 куб. м на 1 кв. м отапливаемой площади).

В целом по году объем, начисляемый абоненту в соответствии с сезонным нормативом потребления равен объему, начисляемому в соответствии со среднегодовым нормативом.

До момента установки заявителями приборы учета газа начисление платы производилось в соответствии со среднегодовым нормативом потребления, то есть предполагалось, что в течение отопительного периода ими будет оплачен газ, отобранный, но неоплаченный в отопительный период.

В связи с установкой заявителями приборов учета газа и переходом к оплате за гах по их показаниям Общество произвело перерасчет платы, начисленный за газ, используемый на отопление в период с 01.02.2013 до момента опломбировки счетчиков.

То есть была рассчитана стоимость газа, фактически потребленного на отопление к моменту опломбирования приборов учета газа.

Представители ООО «НОВАТЭК-Челябинск» также сообщили о несогласии с выводыми, отраженными в Аналитическом отчете по результатам анализа состояния конкуренции на рынке поставки природного газа физическим лицам Челябинской области, огласив возражения, указанные в пиьме от

Кроме того, представители Ответчика обратили внимание Комиссии на то, что рассмотрение подобных споров не входит в компетенцию антимонопольного органа.

Представитель ГК «ЕТО Челябинской области», надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, на заседаниях Комиссии отсутствовал.

Согласно письменным пояснениям ГК «ЕТО Челябинской области» вх.19.11.2013 № 1758 в действующем законодательстве отсуствует прямая норма, разрешающая (запрещающая) поставщику производить перерасчет платы за потребленный населением газ в случае установки приборов учета газа в течение (не только после окончания отопительного периода) отсутствует.

Порядком установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006, для Челябинской области утверждена среднегодовая норма потребления газа, используемого для отопления жилых помещений с использованием газовых приборов, в размере 8, 5 куб. м/кв. м.

Согласно Методике расчета норм потребления природного газа населением, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.07.2006 № 83, для удобства расчеты норм производятся исходя из равномерного распределения потребляемого газа по месяцам года.

Согласо СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» продолжительность отопительного периода в Челябинской области составляет 218 дней (7, 17 месяцев). С учетом округления количества месяцев для удобства расчетов с населением норматив потребления газа для отопленич в течение отопительного периода составляет 14, 6 куб.м/кв. м.

При расчетах с потребителями норматив потребления 8, 5 куб. м/кв. м необходимо применять в течение года ежемесячно (т.е. все 12 мес.), норматив потребления 14, 6 куб.м/кв.м необходимо применять только в течение отопительного сезона (с октября по апрель включительно).

В случае, емли расчеты с абонентом за природный газ, используемый на цели отопления, производились равномерно в течение года по среднегодовому нормативу,

то в случае установки прибора учета с целью приведения в соответствие объема оплаченного газа фактически потребленному в отопительный период поставщик производит перерасчет оплаты газа по нормативу, утвержденному на отопительный период продолжительностью 7 мес. в размере 14, 6 куб.м/кв.м.

Суммарная годовая стоимость потребленного на цели отопления газа при расчете по нормативу не зависит от периода расчета (7 или 12 месяцев) и является величиной неизменной в период действия определенной розничной цены на газ.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

1.1. Из буквального толкования статьи 10 Закона «О защите конкуренции» следует, что при квалификации нарушения по данному пункту доказыванию антимонопольным органом подлежат факт наличия у хозяйствующего субъекта, совершившего рассматриваемые действия, доминирующего положения на товарном рынке и факт злоупотребления им занимаемым доминирующим положением.

Согласно пункту 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (зарегистрированного в Минюсте России 07.08.2012 № 25125) при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, указанным в пункте 3.42 настоящего Регламента.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, зарегистрированным в Минюсте России 09.08.2012 № 25157 (далее - Порядок № 345).

Согласно п. 3.19 Порядка № 345 определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему порядку проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, предварительное определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявление группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа, а также содержится заключение о наличии признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке Челябинским УФАС России составлены два аналитических отчета, в которых приведены результаты проведенного анализа состояния конкуренции на рынке поставки природного газа физическим лицам Челябинской области по итогам 2011, 2012, 2013 годов и в 2014, 2015, 2016, 2017 годах. Структура данных аналитических отчетов соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным Порядком № 345.

Исходя из аналитических отчётов, имеющихся в материалах дела № 31-04/13, Комиссия пришла к следующим выводам.

Временной интервал исследования товарного рынка согласно части 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», п. 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, зарегистрированного в Минюсте России 02.08.2010 № 18026 (далее - Порядок № 220), определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно п. 2.2 Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В случае, если для целей исследования необходим учет условий, которые в будущем сложатся на рассматриваемом товарном рынке (например, после совершения действий, за которыми осуществляется антимонопольный контроль), то проводится перспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, в ходе которого выявляется состояние конкуренции, существующее на момент проведения исследования, и анализируется воздействие, которое окажут подконтрольные действия на состояние конкуренции.

Анализ фактов хозяйственной деятельности за прошлые периоды позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности и т.д., что имеет важное значение при перспективном анализе.

Таким образом, ретроспективный анализ является самостоятельным видом анализа и не требует наличия перспективного анализа, в то время как перспективный анализ рынка не может существовать без ретроспективного.

Так как заявления гр. < … > и гр. < … > на действия ООО «НОВАТЭК-Челябинск» поступили в Челябинское УФАС России в 2013 году, с учетом изменений, произошедших на анализируемом товарном рынке в 2012 году (реорганизация поставщика природного газа (ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск») в форме его присоединения к другому поставщику природного газа (ООО «НОВАТЭК-Челябинск»), для целей данного анализа необходимо изучение как сложившихся характеристик товарного рынка, так и оценка текущего состояния анализируемого товарного рынка. В связи с чем, за временной интервал исследования товарных рынков в принят 2011, 2012, 2013 годы.

В аналитическом отчете необходимо учесть условия, которые в будущем сложатся на рассматриваемом товарном рынке, так как рынок поставки газа динамично развивается, о чем свидетельствуют тенденции, сложившиеся на данном рынке в последние годы, таким образом, проведена оценка перспективы изменения конкуренции, поэтому за временной интервал исследования товарного рынка принят также 2014, 2015, 2016, 2017 годы.

Продуктовыми границами исследуемого товарного рынка признана поставка природного газа физическим лицам.

Географическими границами рынка поставки природного газа физическим лицам, расположенным на территории Челябинской области, является территория Челябинской области.

Исходя из аналитических отчетов рынок поставки природного газа физическим лицам Челябинской области по итогам 2011, 2012, 2013 годов является высококонцентрированным, т.е. конкуренция на данном товарном рынке не развита.

С учетом планируемых хозяйствующими субъектами объемов поставки природного газа на территории Челябинской области рынок поставки природного газа физическим лицам Челябинской области по итогам 2014, 2015, 2016, 2017 годов является высококонцентрированным, т.е. конкуренция на данном товарном рынке не развита.

Экономические и административные барьеры входа на рынок поставки природного газа являются значительными, но преодолимыми.

Участниками рынка поставки природного физическим лицам Челябинской области являлись:

- в 2011 году:

1. ООО «Челябинскрегионгаз» (до 12.05.2011 по данным ГК «ЕТО по Челябинской области») (454084, г. Челябинск, ул. Калинина, 11-б),

2. ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» (с 12.05.2011 по данным ГК «ЕТО по Челябинской области») (454091, г. Челябинск, пр. Ленина, 42-а);

3. ОАО «Транэнерго» (Челябинская область, г. Снежинск, ул. Транспортная, д.44),

4. МУП «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей» (456080, Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Маршала Жукова, 1а).

- в 2012 году:

1. ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» (до 31.05.2012 по данным ООО «НОВАТЭК-Челябинск») (454091, г. Челябинск, пр. Ленина, 42-а),

2. ООО «НОВАТЭК-Челябинск» (с 01.06.2012 по данным ООО «НОВАТЭК-Челябинск») (454091, г. Челябинск, пр. Ленина, 42-а),

3. ОАО «Транэнерго» (Челябинская область, г. Снежинск, ул. Транспортная, д.44),

4. МУП «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей» (456080, Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Маршала Жукова, 1а).

- в 2013 году:

1. ООО «НОВАТЭК-Челябинск» (454091, г. Челябинск, пр. Ленина, 42-а),

2. ОАО «Транэнерго» (Челябинская область, г. Снежинск, ул. Транспортная, д.44),

3. МУП «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей» (456080, Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Маршала Жукова, 1а).

участниками рынка поставки природного физическим лицам Челябинской области будут являться:

- в 2014 году:

1. ООО «НОВАТЭК-Челябинск» (с 01.06.2012 по данным ООО «НОВАТЭК-Челябинск») (454091, г. Челябинск, пр. Ленина, 42-а),

2. ОАО «Транэнерго» (Челябинская область, г. Снежинск, ул. Транспортная, д.44),

3. МУП «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей» (456080, Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Маршала Жукова, 1а).

- в 2015-2017 годах:

1. ООО «НОВАТЭК-Челябинск» (с 01.06.2012 по данным ООО «НОВАТЭК-Челябинск») (454091, г. Челябинск, пр. Ленина, 42-а),

2. ОАО «Транэнерго» (Челябинская область, г. Снежинск, ул. Транспортная, д.44),

3. МУП «Многоотраслевое производственное объединение энергосетей» (456080, Челябинская область, г. Трехгорный, ул. Маршала Жукова, 1а),

4. Прочие.

Покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица, приобретающие у поставщиков природный газ для коммунально-бытовых целей, а именно для целей пищеприготовления, подогрева воды и отопления.

Согласно Приложению № 1 к аналитическому отчету по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке поставки природного газа физическим лицам Челябинской области по итогам 2011, 2012, 2013 годов, доля ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской по итогам 2011 года составляет более 50% (98,86 %).

Доля ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской области по итогам периода с 01.01.2012 по 31.05.2012 составляет более 50% (98,99 %).

Доля ООО «НОВАТЭК-Челябинск на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской области по итогам периода с 01.06.2012 по 31.12.2012 составляет более 50% (98,66 %).

Доля ООО «НОВАТЭК-Челябинск на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской области по итогам 2013 года составляет более 50% (98,87 %).

Как следует из данных, представленных в Приложении № 1 к аналитическому отчету по результатам анализа состояния конкуренции на рынке поставки природного газа физическим лицам Челябинской области в 2014, 2015, 2016, 2017 годах, доля ООО «НОВАТЭК - Челябинск» на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской в 2014 году составляет более 50% (98,86 %).

Доля ООО «НОВАТЭК - Челябинск» на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской области в 2015 году предположительно с учетом планируемых хозяйствующими субъектами объемов поставки природного газа физическим лицам Челябинской области составляет более 50% (89,06 %).

Доля ООО «НОВАТЭК-Челябинск» на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской области в 2016 году с учетом планируемых хозяйствующими субъектами объемов поставки природного газа физическим лицам Челябинской области составляет более 50% (89,06 %).

Доля ООО «НОВАТЭК-Челябинск» на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской области в 2017 году с учетом планируемых хозяйствующими субъектами объемов поставки природного газа физическим лицам Челябинской области составляет более 50% (89,06 %).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 30) установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара.

Учитывая результаты проведенного анализа состояния конкуренции на рынке поставки природного газа физическим лицам Челябинской области по итогам 2011, 2012, 2013 годов, руководствуясь ст. 5 Закона «О защите конкуренции», Комиссия приходит к выводу о том, что положение ООО «НОВАТЭК-Челябинск» на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской области за период с 01.06.2012 по 31.12.2012 и по итогам 2013 года является доминирующим.

Учитывая результаты проведенного анализа состояния конкуренции на рынке поставки природного газа физическим лицам Челябинской области анализа состояния конкуренции на рынке поставки природного газа физическим лицам Челябинской области в 2014, 2015, 2016, 2017 годах, руководствуясь ст. 5 Закона «О защите конкуренции», Комиссия приходит к выводу о том, что положение ООО «НОВАТЭК-Челябинск» на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской области в 2014 году, а также предположительно с учетом планируемых объемов поставки природного газа физическим лицам Челябинской области в 2015, 2016, 2017 годах является доминирующим.

Таким образом, ООО «НОВАТЭК-Челябинск» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона «О защите конкуренции».

1.2. Помимо наличия у хозяйствующего субъекта доминирующего положения на товарном рынке при квалификации его действий как нарушения антимонопольного запрета доказыванию подлежит факт злоупотребления им занимаемым доминирующим положением.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, при квалификации действий, прямо не поименованных как нарушение антимонопольного законодательства в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», доказыванию подлежит наличие (или угроза наступления) недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2. Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О недрах», Федеральном законе «О естественных монополиях», Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

2.1. В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно частям 1, 2 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно частям 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья

либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него регламентирован Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила поставки, Правила).

В силу п. 24 Правил при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

Определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу (п. 27 Правил).

Согласно п. 28 Правил поставки в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте «б» пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.

В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

В случае если определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновлено не с начала расчетного периода, то за истекшие дни расчетного периода объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа пропорционально количеству таких дней. В указанном расчетном периоде общий объем потребленного газа равен сумме объема потребленного газа, рассчитанного с учетом нормативов потребления газа, и объема потребленного газа, установленного по показаниям прибора учета газа.

При отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 32 Правил).

Согласно п. 35 Правил поставки объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается в следующем порядке:

а) при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов - как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления;

б) при использовании газа для отопления жилых помещений, в том числе вспомогательных помещений в квартире многоквартирного дома, - как произведение общей отапливаемой площади и норматива потребления газа, установленного для этих целей;

в) при использовании газа для отопления нежилых помещений в многоквартирных домах, вспомогательных помещений в жилых домах и помещений надворных построек домовладения - как произведение общего объема этих помещений и норматива потребления газа, установленного для этих целей;

г) при использовании газа для приготовления кормов и подогрева воды, необходимых для содержания в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы, - как сумма произведений количества животных и птиц определенного вида и нормативов потребления газа, установленных для этих видов животных и птиц.

Пунктом 41 Правил поставки определено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5.4 договоров от 29.06.2004 № 0010010209-07, заключенного между гр. < … > и поставщиком газа, и от 03.11.2004 № 0010001136-02, заключенного между гр. < … > и поставщиком газа, объем потребления газа определяется при наличии газового счетчика - по показаниям счетчика, при отсутствии газового счетчика - с учетом установленного газового оборудования, количества зарегистрированных граждан, отапливаемой площади и установленных норм потребления газа.

Таким образом, императивными нормами, продублированных в договорах, определено два способа расчета платы за газ - путем произведения объема газа, определенного по прибору учета, на утвержденный уполномоченным государственным органом тариф на газ, либо, при отсутствии прибора учета газа, путем произведения установленного норматива, и, в зависимости от цели использования газа - количества граждан, проживающих в жилом помещении, общей отапливаемой площади, количества животных и птиц определенного вида, на утвержденный уполномоченным государственным органом тариф на газ.

2.2. Пунктом 2.4 Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 15.08.2009 № 340, зарегистрированной в Минюсте РФ 02.11.2009 № 15161, установлено, что нормы потребления СУГ могут определяться исходя из равномерного распределения потребляемого газа по месяцам года или дифференцироваться в зависимости от сезонной неравномерности его потребления.

Постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» от 25.12.2008 № 43/69 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением Челябинской области» утверждены два вида нормативов потребления газа на цели отопления жилых помещений - среднегодовой - для местных отопительных приборов в жилых помещениях при равномерной оплате за отопление в течение календарного года (с января по декабрь) - 8,5 куб. м. на 1 кв. м. отапливаемой площади в месяц; сезонный - для местных отопительных приборов в жилых помещениях при равномерной оплате за отопление в течение отопительного периода продолжительностью 7 месяцев (с 1 октября по 30 апреля) - 14,6 куб. м. на на 1 кв. м. отапливаемой площади в месяц.

Условиями договоров от 29.06.2004 № 0010010209-07, заключенного между гр. < … > и поставщиком газа, и от 03.11.2004 № 0010001136-02, заключенного между гр. < … > и поставщиком газа, норматив, применяемый при расчете платы за поставку газа, не определен.

Как следует из установленных в рамках дела фактических обстоятельств ООО «НОВАТЭК-Челябинск» до момента опломбировки заявителя приборов учета газа осуществляло расчет платы за потребляемый ими газ путем произведения отапливаемой площади, принадлежащей заявителям, количества проживающих в жилом помещении граждан, среднегодового норматива потребления природного газа населением Челябинской области», утвержденного постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» от 25.12.2008 № 43/69, и розничной цены на природный газ, реализуемый населению, установленной ГК «ЕТО Челябинской области».

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно ч. 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Ст. 25 Закона «О газоснабжении» определено, что на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

В силу пп. «а» п. 21 Правил поставки газа абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.

В силу п. 40 Правил поставки газа внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное.

Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.

По условиям договоров от 29.06.2004 № 0010010209-07, заключенного между гр. < … > и поставщиком газа, и от 03.11.2004 № 0010001136-02, заключенного между гр. < … > и поставщиком газа, потребитель обязан своевременно в установленные договором сроки оплачивать газ.

Разделом 5 указанных договоров предусмотрено, что оплата за газ потребителем производится ежемесячно не позднее 10 числа следующего месяца через отделения Сбербанка РФ, почтовые отделения либо кассу абонентской службы Поставщика согласно счетам-квитанциям или расчетным книжкам. Изменение порядка оплаты за газ, в т.ч. изменение места исполнения денежного обязательства Потребителя и (или) изменение организации, оказывающей услуги по приему платежей, и (или) организации, оказывающей услуги по учету расчетов, доводятся поставщиком до потребителя через средства массовой информации.

Согласно ч. 1 ст. 307 в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязанности потребителя оплачивать потребляемый ресурс корреспондирует право ресурсоснабжающей организации требовать данную оплату.

Таким образом, исходя из сложившихся между заявителями и ООО «НОВАТЭК-Челябинск» отношений Общество имеет право требовать у гр. < … > и гр. < … > платы за поставку газа в случае неисполнения ими данной обязанности.

Согласно материалам дела гр. < … > и гр. < … > во исполнение возложенной на них императивными нормами и условиями договоров обязанности до момента опломбировки приборов учета газа осуществляли оплату за газ, расчитанную по среднегодовому нормативу, на основании выставляемых ООО «НОВАТЭК-Челябинск» квитанций.

Между тем, после опломбировки приборов учета газа ООО «НОВАТЭК-Челябинск» пересчитало размер платы, выставленной и оплаченной заявителями в период с 01.01.2013 до даты опломбировки, путем произведения отапливаемой площади, принадлежащей заявителям, количества проживающих в жилом помещении граждан, сезонного норматива потребления природного газа населением Челябинской области», утвержденного постановлением ГК «ЕТО Челябинской области» от 25.12.2008 № 43/69, и розничной цены на природный газ, реализуемый населению, установленной ГК «ЕТО Челябинской области».

Комиссия считает, что, несмотря на отутствие в договорах от 29.06.2004 № 0010010209-07, от 03.11.2004 № 0010001136-02 указания на вид норматива, подлежащего применению при расчете платы за газ, оплата гр. < … > и гр. < … > квитанций об оплате за газ, рассчитанной по среднегодовому нормативу, свидетельствует о согласии заявителей на исполнение договора на условиях применения при расчете платы данного вида норматива и о наличии у поставщика газа, в связи с этим, права требования у заявителей внесения такой платы.

Таким образом, по состоянию на момент осуществления ООО «НОВАТЭК-Челябинск» перерасчета платы за газ по сезонному нормативу между Обществом и заявителями было согласовано условие о применении при формировании стоимости поставленного газа среднегодового норматива, то есть согласован конкретный порядок внесения платы за газ (путем равномерной оплаты газа в течение года).

Как следует из материалов дела, Общество не согласовывало с гр. < … > и гр. < … > возможность применения при расчете платы сезонного норматива и иного порядка внесения платы за газ (путем равномерной оплаты газа в течение отопительного периода продолжительностью 7 месяцев).

Принятие каких-либо условий договора без получения согласия потребителя на это нарушает принцип свободы договора.

Согласно пп. «б» п. 3.1 договоров поставки, заключенных между заявителями и Обществом, поставщик обязуется производить расчет абонентской платы за потребленный газ в случае изменения тарифов, возникновения перерывов в газоснабжении за время отсутствия газоснабжения и в иных предусмотренных законом случаях.

Из анализа действующих императивных норм и условий заключенных договоров, Комиссия приходит к выводу о том, что поставщику газа не предоставлено право по собственному усмотрению изменять применяемый при расчете платы за газ вид норматива в случае установки потребителем в течение календарного года прибора учета газа и осуществлять перерасчет платы по выбранному виду норматива за период, исчисляемый с начала календарного года до момента опломбировки установленного прибора учета, предъявляя доначисленную сумму потребителю к оплате.

Довод Ответчика о том, что доначисленные и выставленные заявителям к оплате суммы являются платой за фактически потребленный, но не оплаченный ими газ, материалами дела не подтверждается ввиду непредставления поставщиком газа сведений о фактическом объеме газа, потребленном заявителями в период с начала

календарного года до момента опломбировки установленного прибора учета. Количество планируемого к потреблению газа договорными условиями не установлено.

2.3. В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно пункту 29 Правил поставки газа цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Пп. «в» п. 2 Правил поставки установлен принцип государственного регулирования розничных цен на газ, потребляемый населением, в том числе тарифов на его транспортировку.

Пп. «е» п. 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее – Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, Основные положения) розничные цены на газ, реализуемый населению подлежат государственному регулированию на территории Российской Федерациию.

Розничные цены на природный газ, реализуемый ООО «НОВАТЭК-Челябинск» населению Челябинской области, утверждены Постановлением ГК «ЕТО по Челябинской области».

Согласно определению понятия «цена на газ», приведённому в пункте 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ,

последняя представляет собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчёты за поставляемый газ.

Из анализа приведенных норм в их совокупности следует, что на законодательном уровне определен порядок образования цены на природный газ.

Возможность перерасчета платы за газ по нормативу потребления, не согласованному с потребителем, Законом не регламентирована, а с учетом жесткого государственного регулирования цены на газ, Комиссия считает такую возможность прямо запрещенной, поскольку поставщик газа, изменяя в одностороннем порядке норматив, подлежащий применению при расчете платы за газ и превышающий согласованный норматив в 1, 7 раза, увеличивает стоимость оплаченного потребителем газа.

При таких обстоятельствах в рассматриваемой ситуации изменение согласованного порядка расчета за природный газ путем применения вместо среднегодового сезонного норматива потребления в условиях оплаты потребителями газа по среднегодовому нормативу влечет получение Обществом дополнительной платы за газ и приводит к изменению установленной государственным органом цены на газ в сторону её увеличения.

Доказательств того, что бездействие поставщика газа по осуществлению перерасчета платы, ранее рассчитанной по среднегодовому нормативу потребления, по сезонному нормативу потребления, приводит к наступлению для него экономического ущерба и возлагает несение необоснованного финансового бремени по оплате газа на иных потребителей, ООО «НОВАТЭК-Челябинск» не представлено.

Статьей 26 Закона «О газоснабжении в РФ», пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на совершение

организациями - собственниками систем газоснабжения, поставщиками газа или уполномоченными ими организациями действий, нарушающих установленный порядок ценообразования.

Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования - такое действие (бездействие) занимающего доминирующее

положение хозяйствующего субъекта, которое приводит к завышению или занижению регулируемых государством тарифов, чем нарушаются права и интересы потребителей, а также публичный интерес.

2.4. Анализ действий ООО «НОВАТЭК-Челябинск», выразившихся в осуществлении и выставлении гражданам < … > и < … > перерасчёта платы, начисленной за поставленный им в периоды с 01.01.2013 по 02.06.2013 и с 01.01.2013 по 31.03.2013 природный газ, по сезонному нормативу, позволяет прийти к выводу о нарушении ими части 1 статьи 10 и пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

3. Комиссией установлено, что в результате совершениям ООО «НОВАТЭК-Челябинск» рассматриваемых действий гражданам гр. < … > и гр. < … > были выставлены необоснованные финансовые требования об оплате 4 138, 26 руб. и 2 993, 50 руб.

Действия ООО «НОВАТЭК-Челябинск» также привели к необоснованному лишению гр. < … > и гр. < … > на оплату газа, рассчитанную по согласованному с ними среднегодовому нормативу.

С учетом изложенного, Комиссия констатирует факт наступления неприемлемых для гр.< … > и гр. < … > негативных последствий в виде ущемления их законных интересов в результате рассматриваемых действий ООО «НОВАТЭК-Челябинск».

Такое поведение хозяйствующего субъекта свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к требованиям публичного права.

Отказ ООО «НОВАТЭК-Челябинск» от осуществления перерасчета платы за газ по сезонному нормативу, предотвратил бы наступление для заявителей указанных неблагоприятных экономических последствий, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между рассматриваемыми действиями ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и наступившими последствиями.

4. Комиссией установлено, что ООО «НОВАТЭК-Челябинск» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской области, было обязано соблюдать запреты, установленные ч. 1 ст. 10 и п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе запрет на ущемление интересов других лиц, однако не предприняло всех возможных мер по его соблюдению.

Так, ООО «НОВАТЭК-Челябинск» имело возможность не осуществлять перерасчет платы за газ по сезонному нормативу и не выставлять её заявителям, однако, при отсутствии объективно препятствующих обстоятельств, не предприняло таких действий.

Ответчиком не представлено доказательств того, что совершенные им действия

были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

При данных обстоятельствах юридическое лицо признается виновным в совершении нарушения антимонопольного законодательства.

Доказательства, свидетельствующие о принятии Обществом всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых антимонопольным законодательством предусмотрена ответственность отсутствуют.

Учитывая доказанность материалами дела совокупности элементов состава нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия квалифицирует действия ООО «НОВАТЭК-Челябинск», выразившиеся в осуществлении и выставлении гражданам < … > и < … > перерасчёта платы, начисленной за поставленный им в периоды с 01.01.2013 по 02.06.2013 и с 01.01.2013 по 31.03.2013 природный газ, по сезонному нормативу, нарушением части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства и его последствия не устранены, Комиссия решила выдать ООО «НОВАТЭК-Челябинск» предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и его последствий.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующим положение ООО «НОВАТЭК-Челябинск» на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской области за период с 01.06.2012 по 31.12.2012 и по итогам 2013 года;

2. Признать доминирующим положение ООО «НОВАТЭК-Челябинск» на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской области в 2014 году;

3. Признать доминирующим положение ООО «НОВАТЭК-Челябинск» на рынке поставки природного газа физическим лицам на территории Челябинской области предположительно с учетом планируемых объемов поставки природного газа физическим лицам Челябинской области в 2015, 2016, 2017 годах;

4. Признать действия ООО «НОВАТЭК-Челябинск», выразившиеся в осуществлении и выставлении гражданам < … > и < … > перерасчёта платы, начисленной за поставленный им в периоды с 01.01.2013 по 02.06.2013 и с 01.01.2013 по 31.03.2013 природный газ, по сезонному нормативу, нарушением части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»;

5. В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства и его последствия не устранены, выдать ООО «НОВАТЭК-Челябинск» предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и его последствий;

6. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 37

 

24 декабря 2014 года                                                                                           г. Челябинск

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

< … > – заместитель руководителя Челябинского УФАС России,

Члены Комиссии:

< … >  – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

< … > – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - Закон

«О защите конкуренции), на основании своего решения от 24 декабря 2014 года по делу № 31-04/13 о нарушении ОАО «НОВАТЭК-Челябинск» части 1 статьи 10, в т.ч. п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            1. ОАО «НОВАТЭК-Челябинск» прекратить нарушение части 1 статьи 10, в т.ч. п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении и выставлении гражданам < … > перерасчёта платы, начисленной за поставленный им в периоды с 01.01.2013 по 02.06.2013 и с  01.01.2013 по 31.03.2013 природный газ, по сезонному нормативу, путем совершения действий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего предписания;

     2. ОАО «НОВАТЭК-Челябинск» в течение 14-ти рабочих дней с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания, отказаться от истребования у гр. < … > по выставленным финансовым требованиям платы за поставленный в периоды с 01.01.2013 по 02.06.2013 и с  01.01.2013 по 31.03.2013 природный газ, рассчитанной по сезонному нормативу;

       3. ОАО «НОВАТЭК-Челябинск» с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания, не допускать действий по осуществлению и выставлению проживающим на территории Челябинской области физическим лицам перерасчёта платы за газ со среднегодового на сезонный норматив потребления при условии установления и опломбировки физическими лицами в течение отопительного сезона календарного года приборов учета газа;

     4. ОАО «НОВАТЭК-Челябинск» в течение 3-х рабочих дней, исчисляемых с момента исполнения п. 2 настоящего предписания, представить в Челябинское УФАС России доказательства его исполнения;

            5. ОАО «НОВАТЭК-Челябинск» ежеквартально (до 10 числа календарного месяца, следующего за последним месяцем квартала) в течение 6-ти месяцев текущего календарного года представлять  в Челябинское УФАС России информацию о фактах осуществления и выставления проживающим на территории Челябинской области физическим лицам перерасчёта платы за газ со среднегодового на сезонный норматив потребления при условии установления и опломбировки физическими лицами в течение отопительного сезона календарного года приборов учета газа, с приложением документального подтверждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны