Решение б/н Решение и предписание по делу № 31-07/15 в отношении Админис... от 17 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 31-07/15

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «19» августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «11» сентября 2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 31-07/15 по признакам нарушения Администрацией Миасского городского округа (пр. Автозаводцев, 55, г. Миасс, 456300; далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле),

 

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведения Челябинским УФАС России плановой проверки в действиях Администрации при утверждении Распоряжением Администрации от № 7594 от 27.11.2013 состава Комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему на территории Миасского городского округа (далее – Состав комиссии) и положения о порядке работы указанной комиссии (далее – Положение о комиссии) установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, действия Администрации по принятию решений об отказе во включении объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – схема) по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, по принятию решений об отложении рассмотрения заявлений о включении объекта в схему содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьи 15 Закона о торговле.

 

При рассмотрении настоящего дела Администрацией представлены следующие письменные пояснения.

Включение в Состав комиссии представителя союза предпринимателей г. Миасса соответствует статье 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Действия органа местного самоуправления по принятию решений об отказе во включении объектов в схему, отложению рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов соответствуют Положению о комиссии по основаниям, указанным в письменных пояснениях от исх. 13.04.2015 № 2222/1.1, 25.05.2015 б/н, 01.07.2015 б/н.

Орган местного самоуправления при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов по вопросу включения объектов в схему руководствовался положениями действующего законодательства, в том числе Положением о комиссии. Решения Администрации об отказе включения нестационарных торговых объектов в схему отдельным физическим (юридическим) лицам были приняты по основаниям, предусмотренным Положением о комиссии, в том числе с учетом обеспеченности торговыми площадями в различных частях города и целесообразность размещения в заявленных местах таких объектов.

На основании изложенного, Администрация полагает, что в действиях органа местного самоуправления отсутствуют нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьи 15 Закона о торговле.

 

Рассмотрев материалы дела, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о торговле размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Решением Собрания депутатов Миасского городского округа № 21 от 30.08.2013 утверждено Положение о порядке предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков для размещения и эксплуатации временных объектов на территории Миасского городского округа (далее – Положение № 21).

Согласно пункту 12 Положения № 21 основанием для отказа в предоставлении земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта является отсутствие решения Комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Миасского городского округа.

Подпунктом 5 пункта 20 Положения № 21 определено, что для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка необходимо решение Комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему на территории Миасского городского округа о включении в схему нестационарного торгового объекта.

Согласно пункту 1 Положения о комиссии комиссия по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему на территории Миасского городского округа образована в целях:

- размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, для обеспечения устойчивого развития территории Миасского городского округа;

- формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;

- достижения нормативов минимальной обеспеченности населения Миасского городского округа площадями торговых объектов;

- обеспечение доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды.

Согласно пункту 4 Положения о комиссии комиссия по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему на территории Миасского городского округа осуществляет следующие функции:

1) рассматривает предложения и обращения индивидуальных предпринимателей, юридических лиц по включению в схему мест допустимого размещения нестационарных торговых объектов с учетом достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

2) готовит заключения о возможности и целесообразности включения новых нестационарных торговых объектов в утвержденную Схему, с учетом постановления ЗСО Челябинской области от 25.10.2007 № 890 «О принятии стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года»;

3) разрабатывает схему;

4) координирует деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на территории Миасского городского округа, и органов местного самоуправления по формированию и выдвижению законодательных инициатив, направленных на развитие торговой деятельности.

Пунктом 8 Положения о комиссии установлено, что заявление о включении, внесении изменений в схему рассматривается на заседании комиссии. По результатам рассмотрения заявителю направляется письменно одно из следующих решений:

1) внести изменения и (или) дополнения в проект схемы – в случае, если представленные предложения соответствуют целям включения нестационарных торговых объектов в схему, указанным в пункте 1 Положения о комиссии;

2) отказать в принятии предложений, если предложения не соответствуют целям включения нестационарных торговых объектов в схему, указанным в пункте 1 Положения о комиссии.

В состав комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему включен представитель союза предпринимателей г. Миасса.

Включение отдельных хозяйствующих субъектов, кооперативов, союзов в состав комиссии, осуществляющей рассмотрение заявлений о включении торговых объектов в схему, может создать преимущественные условия осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, в том числе являющимся членами союза предпринимателей г. Миасса, при рассмотрении вопросов о включении нестационарных торговых объектов в схему и предоставлении земельных участков для таких объектов.

Указанная комиссия принимает решения о внесении (отказе внесения) изменений, дополнений в схему, которые учитываются органом местного самоуправления при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов о предоставлении земельного участка в аренду для размещения и эксплуатации временного объекта.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления непредусмотренных требований к хозяйствующим субъектам и создания дискриминационных условий.

В соответствии с подпунктом д пункта 4 статьи 15 Закона о торговле органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Таким образом, действия Администрации по утверждению в Приложении 1 к Постановлению Администрации № 7594 от 27.11.2013 Состава комиссии в части включения в него представителя союза предпринимателей г. Миасса могут привести к созданию необоснованного преимущественного положения при размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках на территории Миасского городского округа хозяйствующим субъектам, являющимся членами союза предпринимателей г. Миасса, по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, намеренными установить нестационарный торговый объект, но не входящими в указанный союз, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и не соответствует части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, подпункту д пункта 4 статьи 15 Закона о торговле.

Довод Администрации о том, что согласно пункту 6 Положения о комиссии решения комиссии носят рекомендательный характер и не являются отказами органов местного самоуправления в размещении (установке) нестационарных торговых объектов на условиях аренды земельных участков в местах, определенных схемой, в предоставлении земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации иных временных нестационарных объектов, не может быть принят во внимание Комиссией антимонопольного органа, поскольку из буквального толкования Положения № 21 следует, что решение об отказе в принятии предложений о включении объекта в схему может привести к отказу органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта. Отсутствие временного нестационарного объекта в схеме не позволяет хозяйствующим субъектам получить земельный участок в предполагаемом месте, что исключает возможность установки (размещения) и эксплуатации нестационарного торгового объекта на территории Миасского городского округа. Соответственно возможность выхода хозяйствующего субъекта на тот или иной товарный рынок, а также расширения его деятельности с использованием временного нестационарного объекта и земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности на территории Миасского городского округа, обусловлена решением вопроса о включении или не включении объекта в схему.

2. Согласно пункту 7 Положения о комиссии заседания комиссии проводятся по мере поступления заявлений о включении нестационарных торговых объектов в схему, внесении изменений в схему от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

Указанные заявления рассматриваются на заседании комиссии в течение 10 рабочих дней после их получения. По результатам рассмотрения заявителю в течение 3 дней направляется письменно решение о внесении изменений и (или) дополнений в проект схемы - в случае, если представленные предложения соответствуют целям включения нестационарных торговых объектов в схему, указанным в пункте 1 Положения о комиссии; либо об отказе в принятии предложений, если предложения не соответствуют целям включения нестационарных торговых объектов в схему, указанным в пункте 1 Положения о комиссии.

2.1. Администрацией были рассмотрены обращения ИП <…> по вопросу включения (внесения изменений) в схему нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: г. Миасс, ул. 8 Марта, в районе жилого дома № 165 и ул. Лихачева, в районе жилого дома № 25. Указанные нестационарные торговые объекты размещались н земельном участке, ранее принадлежавшем ИП <…>

2.1.1. Между Администрацией и ИП <…> заключен договор № 6767 29.01.2013 аренды земельного участка для размещения и эксплуатации временного объекта - киоск по реализации карт экспресс-оплаты, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. 8 Марта, в районе жилого дома № 165, площадью 20 кв. м, кадастровый номер <...> :34:1600052:951.

Администрацией издано Постановление от 16.04.2013 № 2278 о разрешении ИП <…> на передачу прав и обязанностей по данному договору.

По договору уступки аренды на земельный участок от 25.04.2013 <…> уступил права и обязанности на указанный земельный участок <…>

В адрес Администрации 07.08.2013 обратился ИП <…> с просьбой изменить разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. 8 Марта, в районе жилого дома № 165, для размещения временного некапитального объекта «киоск по реализации карт экспресс-оплаты» на «павильон торговли табачными изделиями» (вх. № 11366 от 07.08.2013).

08.10.2013 ИП <…> обратился в Администрацию с просьбой включить в схему нестационарный торговый объект - киоск по реализации карт экспресс-оплаты, расположенный по указанному адресу (вх. № 1 от 08.10.2013).

Вопрос о включении киоска, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. 8 Марта, в районе жилого дома № 165, в схему рассмотрен на заседании комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему 15.10.2013, комиссией принято решение об отказе в принятии предложения <…> в связи с достижением нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми площадями со ссылкой на пункт 39-1 Постановления ЗСО Челябинской области от 25.10.2007 № 890 «О принятии стратегии социально-экономического развития Челябинской области» (протокол № 1 от 15.10.2013).

Письмом от 28.10.2013 № 664/6 Администрация уведомила заявителя о принятом комиссией решении.

По вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка Администрацией в адрес <…> направлено письмо (исх. от 18.11.2013 № 6223/1.1), в котором указано следующее. Для рассмотрения вопроса об изменении разрешенного вида использования земельного участка необходимо решение комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему. Основанием для отказа изменения разрешенного использования земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта является отсутствие такого решения (абзац 3 пункт 12 Положения № 21). В связи с указанным, а также с учетом принятого 15.10.2013 решения комиссии, изменение разрешенного вида использования земельного участка невозможно.

05.12.2013 ИП <…> обратился в адрес Администрации с просьбой изменить разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. 8 Марта, в районе жилого дома № 165, для размещения временного некапитального объекта «киоск по реализации карт экспресс-оплаты» на «павильон для товаров повседневного потребления» (вх. № 17580 от 05.12.2013).

Письмом Администрации от 23.12.2013 № 7190/1.1 <…> отказано в изменении разрешенного вида использования земельного участка по основаниям, указанным в письме исх. от 18.11.2013 № 6223/1.1.

28.01.2014 ИП <…> обратился в адрес Администрации с просьбой рассмотреть вопрос о включении нестационарного торгового объекта - павильон для товаров повседневного потребления, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. 8 Марта, в районе жилого дома № 165, в схему (вх. № 995 от 28.01.2014).

Указанное обращение было рассмотрено на заседании комиссии 20.02.2014, на котором принято решение отложить рассмотрение заявления <…> для проработки эскиза павильона в соответствии с концепцией размещения временных объектов на центральных улицах Миасского городского округа (Протокол № 2 от 20.02.2014).

Письмом Администрации от 26.02.2014 № 183/6 <…> уведомлен о принятом решении.

30.05.2015 Постановлением Администрации № 3391 на основании обращения ИП <…>, Протокола комиссии № 6 от 14.05.2014 в схему расположения земельного участка внесены изменения.

10.07.2014 ИП <…> вновь обратился в адрес Администрации с заявлением о включении нестационарного торгового объекта - павильон для товаров повседневного потребления, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. 8 Марта, в районе жилого дома № 165, в схему (вх. № 23 от 10.07.2014).

22.07.2014 на заседании комиссии повторно принято решение об отложении рассмотрения заявления <…> для проработки эскиза павильона в соответствии с концепцией размещения временных объектов на центральных улицах Миасского городского округа (Протокол № 7 от 17.07.2014).

Информация о принятом решении направлена предпринимателю письмом от 22.07.2014 исх. № 635/6.

Согласно пояснениям Администрации, ИП <…> в последующем не обращался в орган местного самоуправления по вопросу включения объекта в схему.

2.1.2. Между Администрацией и ИП <…> заключен договор № 6731 11.12.2012 аренды земельного участка для размещения и эксплуатации временного объекта - киоск для торговли табачными товарами, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. Лихачева, в районе жилого дома № 25, площадью 20 кв. м, кадастровый номер <...> :34:1500007:45.

Администрацией издано Постановление от 16.04.2013 № 2275 о разрешении ИП <…> на передачу прав и обязанностей по данному договору.

По договору уступки аренды на земельный участок от 25.04.2013 <…> уступил права и обязанности на указанный земельный участок <…>

В адрес Администрации 07.08.2013 обратился ИП <…> с просьбой изменить разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. Лихачева, в районе жилого дома № 25, для размещения временного некапитального объекта «киоск для торговли табачными товарами» на «павильон для торговли табачными товарами» (вх. № 11367 от 07.08.2013).

08.10.2013 ИП <…> обратился в комиссию по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему с просьбой внести изменения в схему в части изменения назначения нестационарного торгового объекта «табак» на «товары народного потребления», расположенного по указанному адресу (вх. № 2 от 08.10.2013).

Вопрос о внесении изменений в схему рассмотрен на заседании комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему 15.10.2013, комиссией принято решение об отказе в принятии предложения <…> в связи с достижением нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми площадями со ссылкой на пункт 39-1 Постановления ЗСО Челябинской области от 25.10.2007 № 890 «О принятии стратегии социально-экономического развития Челябинской области» (протокол № 1 от 15.10.2013).

Письмом от 28.10.2013 № 664/6 Администрация уведомила заявителя о принятом комиссией решении.

По вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка Администрацией в адрес <…> также направлено письмо (исх. от 27.11.2013 № 6440/1.1), в котором указано, что для рассмотрения вопроса об изменении разрешенного вида использования земельного участка необходимо решение комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему. Основанием для отказа изменения разрешенного использования земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта является отсутствие такого решения (абзац 3 пункт 12 Положения № 21). В связи с указанным, а также с учетом принятого 15.10.2013 решения комиссии, изменение разрешенного вида использования земельного участка невозможно.

05.12.2013 ИП <…> обратился в адрес Администрации с просьбой изменить разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. Лихачева, в районе жилого дома № 25, для размещения временного некапитального объекта «киоск для торговли табачными товарами» на «павильон для товаров повседневного потребления» (вх. № 17579 от 05.12.2013).

Письмом Администрации от 23.12.2013 № 7191/1.1 <…> отказано в изменении разрешенного вида использования земельного участка по основаниям, аналогичным указанным в письме исх. от 27.11.2013 № 6440/1.1.

28.01.2014 ИП <…> обратился в адрес Администрации с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменения в схему в части изменения назначения объекта «киоск для торговли табачными товарами» на «павильон для товаров повседневного потребления», расположенного по адресу: г. Миасс, ул. Лихачева, в районе жилого дома № 25.

Указанное обращение было рассмотрено на заседании комиссии 20.02.2014, на котором принято решение внести изменения в схему по назначению киска «табак» на «товары повседневного потребления», по виду объекта «киоск» изменить на «павильон».

30.05.2015 Постановлением Администрации № 3391 на основании обращения ИП <…>, Протокола комиссии № 6 от 14.05.2014 в схему расположения земельного участка внесены изменения.

Постановлением Администрации от 22.10.2014 № 6288 изменен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. Лихачева, в районе жилого дома № 25, с «размещение временного некапитального объекта – киоска для торговли табачными товарами» на «размещение временного некапитального объекта – павильон по реализации товаров повседневного потребления».

Статьей 10 Закона о торговле установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

При этом превышение указанных нормативов не может являться основанием для отказа хозяйствующему субъекту во включении нестационарного торгового объекта в схему.

Согласно пункту 39-1 Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 № 890, для Миасского городского округа установлены следующие нормативы:

- норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров (кв. метров на 1000 человек) – 124,57;

- норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров (кв. метров на 1000 человек) – 283,61;

- общий норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (кв. метров на 1000 человек) – 406,18.

Администрацией представлен расчет обеспеченности населения площадями торговых объектов на территории Миасского городского округа по состоянию на 28.10.2013 в разрезе отдельных территорий (частей) Миасского городского округа. Из указанного расчета следует, что центральная часть города, к которой отнесены ул. Лихачева и ул. 8 Марта, имеет показатели:

- обеспеченность населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров (кв. метров) – 306,58;

- обеспеченность населения площадью торговых объектов по продаже непродовольственных товаров (кв. метров) – 925,19;

- общая обеспеченность населения площадью торговых объектов (кв. метров) – 1231,77.

Из указанного следует, что обеспеченность населения торговыми площадями на территории центрального района Миасского городского округа превышает действующий норматив.

Вместе с тем, включение объектов в схему не может прекращаться после достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадями торговых объектов. Напротив, достижение данного норматива предполагает лишь минимальную обеспеченность населения и не свидетельствует об отсутствии необходимости увеличения этих площадей.

Более того, в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона о торговле органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, а согласно пункту 1 Положения о комиссии целями создания комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему на территории Миасского городского округа являются: размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, для обеспечения устойчивого развития территории Миасского городского округа; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; достижение нормативов минимальной обеспеченности населения Миасского городского округа площадями торговых объектов; обеспечение доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды.

Вместе с тем, отдельным хозяйствующим субъектам было отказано в принятии предложения о включении торгового объекта (внесении изменения) в схему в связи с достижением нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми площадями (например, протокол № 1 от 15.10.2013: ИП <…>, <…>), в то время как предложения иных хозяйствующих субъектов были приняты (например, протокол № 1 от 15.10.2013: <…>, <…> с целью формирования доступности товаров для населения и формирования конкурентной среды.

Указанные действия органа местного самоуправления создают дискриминационные условия осуществления деятельности на рынке розничной торговли с использованием временных нестационарных торговых объектов на территории Миасского городского округа, поскольку Администрацией не обеспечен равный подход к рассмотрению заявлений о включении объектов в схему хозяйствующих субъектов, имеющих намерение осуществлять предпринимательскую деятельность посредством организации торговли во временном нестационарном объекте, размещаемом на земельном участке, находящемся в государственной и муниципальной собственности.

Довод Администрации о том, что при рассмотрении предложений о включении нестационарных торговых объектов учитывается ассортимент товаров, планируемых к реализации в данном объекте, не может быть принят во внимание Комиссией антимонопольного органа, поскольку утвержденные нормативы и фактические показатели обеспеченности населения торговыми объектами не дифференцируются в зависимости от конкретного вида товара, реализуемого в указанных объектах (например, табак, печатные издания, молочные продукты и т.д.), разделение товаров осуществляется только на две группы: «продовольственные» и «непродовольственные». Более того, согласно части 2 статьи 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность самостоятельно определяют ассортимент продаваемых товаров.

Таким образом, в отношении ИП <…> неправомерно в нарушение статьи 10 Закона о торговле приняты решения об отказе включения нестационарного торгового объекта в схему и внесения изменения в данную схему (письмо от 28.10.2013 № 664/6) по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством.

Кроме того, Положением о комиссии не предусмотрено принятие решения об отложении рассмотрения обращения заявителя по вопросу включения нестационарного торгового объекта в схему, внесения в нее изменений.

Помимо этого из буквального толкования пунктов 7, 8 Положения о комиссии следует, что юридическое (физическое) лицо подает в комиссию заявление о включении (внесении изменений) в схему. Требований о представлении заявителями каких-либо иных документов, в том числе эскизного проекта, Положение о комиссии не содержит.

Таким образом, принятые решения об отложении рассмотрения заявлений ИП <…> в связи с необходимостью проработки эскиза павильона в соответствии с концепцией размещения временных объектов на центральных улицах Миасского городского округа (письма исх. от 26.02.2014 № 183/6 и от 22.07.2014 № 635/6) неправомерны и возлагают на заявителя дополнительные временные и финансовые затраты, связанные с подготовкой эскизного проекта нестационарного торгового объекта, возможность установки которого органом местного самоуправления не определена.

2.2. Материалами дела установлено, что в адрес Администрации 29.08.2013 обратился директор ООО «Лика» с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Миасс, ул. Ломоносова, напротив дома 1 а, для размещения временного торгового павильона (вх. от 29.08.2013 № 12527). 23.09.2013 ООО «Лика» в орган местного самоуправления направлены дополнения к указанному обращению.

На заседании комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему ООО «Лика» отказано в принятии предложения о включении объекта в схему в связи с нецелесообразностью размещения временного объекта на данной территории со ссылкой на Постановление Администрации «Об утверждении концепции размещения временных объектов на центральных улицах города Миасса» от 24.12.2012 № 7591 (протокол № 1 от 15.10.2013).

Письмом от 28.10.2013 № 661/6 Администрация уведомила заявителя о принятом комиссией решении.

При этом пунктами 1, 8 Положения о комиссии не предусмотрено такое основание для отказа включения нестационарного торгового объекта в схему, как нецелесообразность его размещения.

Согласно пояснениям Администрации решение об отказе ООО «Лика» также было принято в связи с превышением норматива обеспеченности населения торговыми площадями, нахождением испрашиваемой территории на набережной реки Миасс, отрицательной точкой зрения депутата округа и жителей, а также отсутствием плана размещения нестационарных торговых объектов на испрашиваемом земельном участке.

Указанные основания в соответствии пунктами 1, 8 Положения о комиссии не могут привести к отказу в принятии предложения хозяйствующего субъекта о включении нестационарного торгового объекта в схему. Более того, они не были отражены в письме от 28.10.2013 № 661/6 и протоколе № 1 от 15.10.2013.

Документов, подтверждающих основания принятия указанного решения, в том числе свидетельствующих о нецелесообразности размещения павильона по адресу: г. Миасс, ул. Ломоносова, напротив дома 1 а, Администрацией не представлено.

Более того, заявление ООО «Лика» рассмотрено на заседании комиссии через полтора месяца после его поступления в орган местного самоуправления при условии, что указанные заявления должны быть рассмотрены на заседании комиссии в течении 10 рабочих дней после их поступления.

2.3. В адрес Администрации 20.03.2014 обратился ИП <…> с заявлением о включении в схему нестационарного торгового объекта «периодичная печать» по адресу: г. Миасс, ул. Лихачева, 25 (вх. от 20.03.2014 № 9), а также с заявлением о предоставлении соответствующего земельного участка (вх. от 11.03.2014 № 3225).

На заседании комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему ИП <…> отказано в принятии предложения о включении объекта в схему в связи с Концепцией размещения временных объектов на центральных улицах города Миасса, утвержденной Постановлением Администрации от 24.12.2012 № 7591 (протокол № 4 от 27.03.2014).

Письмом от 31.03.2014 № 308/6 Администрация уведомила заявителя о принятом комиссией решении.

Из пояснений Администрации следует, что заявителю отказано во включении нестационарного торгового объекта в схему в связи с отрицательным заключением Управления архитектуры и градостроительства (исх. от 21.03.2014 № 193/21.19-1). Земельный участок находится на территории общего пользования на газоне, что запрещено Концепцией размещения временных объектов на центральных улицах города Миасса, утвержденной Постановлением Администрации от 24.12.2012 № 7591.

При этом указанная информация также не содержится в письме Администрации от 31.03.2014 № 308/6 и протоколе № 4 от 27.03.2014.

Вместе с тем, пунктами 1, 8 Положения о комиссии не предусмотрено такое основание для отказа включения нестационарного торгового объекта в схему как несоответствие объекта концепции размещения временных объектов на центральных улицах города Миасса.

Более того, согласно выписке из «Правил землепользования и застройки» рассматриваемый земельный участок отнесен к зоне А 3.2, предназначенной для организации мест массового, разностороннего отдыха населения. К основному виду разрешенного использования земельного участка относится в том числе размещение временных нестационарных объектов.

В связи с чем, Администрацией принято решение об отказе включения нестационарного торгового объекта «периодичная печать» по адресу: г. Миасс, ул. Лихачева, 25, в схему (письмо от 31.03.2014 № 308/6) по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством.

 

2.4. В адрес Администрации 01.11.2013 обратился ИП <…> с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка, площадью 15,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Миасс, пр. Октября, в районе жилого дома № 57, прилегающий с восточной стороны существующего земельного участка с кадастровым номером 74:34:0505014:93, в связи с предписанием муниципального земельного контроля от 11.07.2013. Так, 11.07.2013 Администрацией выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства, согласно которому на предпринимателя возложена обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на дополнительный земельный участок, в противном случае освободить такой земельный участок.

Администрацией в ответ на указанное обращение направлено письмо от 18.12.2013 исх. № 7084/1.1, согласно которому заявитель был уведомлен о рассмотрении его обращения на ближайшем заседании комиссии.

Обращение ИП <…> было рассмотрено на заседании комиссии 12.12.2013, на котором принято решение отложить рассмотрение заявления ИП <…> для запроса в Комитет по земельным отношениям о целевом использовании земельного участка, назначении нестационарного торгового объекта (протокол № 6 от 12.12.2013).

Письмом Администрации на имя заместителя главы Администрации исх. от 12.03.2014 № 460/4 в целях выполнения указанного решения комиссии направлен акт обследования испрашиваемого земельного участка.

15.04.2014 ИП <…> обратился в комиссию по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему с заявлением о внесении изменений в схему в части увеличения площади земельного участка, расположенного по адресу: г. Миасс, пр. Октября, в районе жилого дома № 57, на 15,8 кв.м.

Обращение ИП <…> было рассмотрено на заседании комиссии 20.04.2014, на котором принято решение отложить рассмотрение заявления в связи с проработкой эскизного проекта павильона в соответствии с Концепцией размещения временных объектов на центральных улицах Миасского городского округа и его согласованием с Управлением архитектуры, отделом Северного территориального округа, депутатом избирательного округа (Протокол № 2 от 20.04.2014).

По запросу антимонопольного органа ответы заявителю о принятых на заседаниях комиссии 12.12.2013 и 20.04.2014 решениях Администрацией не представлены.

Антимонопольным органом также рассмотрены материалы по заявлению ИП <…>

Так, ИП <…> обратился в Администрацию 31.07.2013 вх. № 11086 с просьбой предоставить в аренду земельный участок площадью 70 кв. м рядом с арендуемым земельным участком, расположенным по адресу: г. Миасс, пр. Октября, в районе жилого дома № 66, для реконструкции расположенного на нем торгового павильона (пристрой кафе-мороженое).

Указанное обращение было направлено для вынесения вопроса на рассмотрение комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему 19.11.2013 № 1584/4.

Обращение ИП <…> было рассмотрено на заседании комиссии 21.11.2013, на котором принято решение отложить рассмотрение заявления для проработки вопроса с руководством Северного территориального округа, Комитетом по земельным отношениям, депутатом (протокол № 4 от 21.11.2013).

Указанный вопрос был повторно рассмотрен на заседании комиссии 06.12.2013, на котором принято решение отложить рассмотрение заявления для запроса в Комитет по земельным отношениям о целевом использовании земельного участка, назначении НТО (протокол № 5 от 06.12.2013).

Заявитель уведомлен о принятом решении письмом от 10.12.2013 № 833/6.

Письмом Администрации на имя заместителя главы Администрации исх. от 23.01.2014 № 76/4 в целях выполнения указанного решения комиссии (протокол № 5 от 06.12.2013) направлен акт обследования земельного участка.

На заседании комиссии 13.03.2014 принято решение о включении в схему павильона, расположенного по адресу: г. Миасс, пр. Октября, в районе жилого дома № 66, с целью обеспечения доступности товаров для населения и формирования конкурентной среды.

О принятом решении органом местного самоуправления было сообщено предпринимателю письмом от 17.03.2014 № 247/6.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрено принятие решения об отложении рассмотрения обращения заявителя по вопросу включения нестационарного торгового объекта в схему (внесения в нее изменений), то органом местного самоуправления неправомерно приняты решения об отложении рассмотрения заявлений ИП <…> и ИП <…>

Более того, в состав комиссии входят:

- начальник отдела по торговле и услугам Управления экономики;

- председатель Комитета по земельным отношениям Администрации;

- начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в г. Миассе и г. Карабаше;

- депутат Собрания депутатов МГО по избирательному округу N 7;

- депутат Собрания депутатов МГО по избирательному округу N 24;

- депутат Собрания депутатов МГО, в зависимости от территориального расположения нестационарного торгового объекта, включаемого в схему;

- начальник отдела по управлению территориальным округом (по согласованию).

В связи с чем, вопросы, связанные с компетенцией тех или иных органов при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов, должны быть рассмотрены на указанном заседании комиссии. При этом у органа местного самоуправления имеется возможность в течение десяти рабочих дней истребовать у уполномоченных лиц все необходимые документы и сведения для своевременного и полного рассмотрения обращения физического или юридического лица.

В результате действий органа местного самоуправления рассмотрение обращений затягивается, а на заявителей возлагаются дополнительные временные и финансовые затраты, связанные с повторным обращением в орган местного самоуправления для решения вопроса о включении нестационарного торгового объекта в схему, а также подготовкой эскизного проекта объекта в соответствии с концепцией размещения временных объектов на центральных улицах Миасского городского округа и его согласованием с соответствующими лицами до принятия органом местного самоуправления решения о возможности размещения таких объектов.

 

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В результате действия органа местного самоуправления хозяйствующие субъекты лишены возможности выйти на тот или иной товарный рынок, также обеспечить расширение своей деятельности посредством организации дополнительных торговых точек. Указанные действия не обеспечивают увеличение круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельности на территории Миасского городского округа, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о торговле органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства Российской Федерации).

Таким образом, действия Администрации по отказу хозяйствующим субъектам во включении нестационарных торговых объектов в схему по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, по принятию решения об отложении принятия решения о включении нестационарных торговых объектов в схему, по истребованию у заявителей документов, не предусмотренных Положением о комиссии, могут привести к созданию необоснованных препятствований при осуществлении деятельности данным хозяйствующим субъектам ввиду невозможности размещения нестационарного торгового объекта на территории Миасского городского округа для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе путем установления не предусмотренных требований к хозяйствующим субъектам, созданию дискриминационных условий осуществления предпринимательской деятельности посредством организации торговли с использованием временного нестационарного объекта на рынке розничной торговли, необходимости несения дополнительных временных и финансовых затрат ввиду возникновения потребности в повторных обращениях с соответствующими заявлениями в орган местного самоуправления и подготовки эскизных проектов объектов, согласованных соответствующими органами, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктам 2 и 8 указанной статьи, статье 15 Закона о торговле.

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, подпункта д пункта 4 статьи 15 Закона о торговле действия Администрации Миасского городского округа по утверждению в Приложении 1 к Постановлению Администрации № 7594 от 27.11.2013 Состава комиссии в части включения в него представителя союза предпринимателей г. Миасса, что может привести к созданию дискриминационных условий осуществления деятельности на рынке розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов на территории Миасского городского округа, необоснованных преимущественных условий при размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках хозяйствующим субъектам, являющимся членами союза предпринимателей г. Миасса, по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, намеренными установить нестационарный торговый объект, но не входящими в указанный союз, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2 и 8 указанной статьи, статьи 15 Закона о торговле действия Администрации по отказу хозяйствующим субъектам во включении нестационарных торговых объектов в схему по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством (письма 28.10.2013 № 664/6, от 28.10.2013 № 661/6, от 31.03.2014 № 308/6), по принятию решения об отложении принятия решения о включении нестационарных торговых объектов в схему (в том числе исх. от 26.02.2014 № 183/6, от 22.07.2014 № 635/6, от 10.12.2013 № 833/6) по истребованию у заявителей документов, не предусмотренных Положением о комиссии, что может привести к созданию необоснованных препятствований при осуществлении деятельности данным хозяйствующим субъектам ввиду невозможности размещений нестационарного торгового объекта на территории Миасского городского округа для осуществления предпринимательской деятельности, созданию дискриминационных условий осуществления предпринимательской деятельности посредством организации торговли с использованием временного нестационарного объекта 2, необходимости несения дополнительных временных и финансовых затрат ввиду возникновения потребности в повторных обращениях с соответствующими заявлениями в орган местного самоуправления и подготовки эскизных проектов объектов, согласованных соответствующими органами.

3. Выдать Администрации Миасского городского округа предписание об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

5. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 31-07/15

 

11 сентября 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 11 сентября 2015 года по делу № 31-07/15 о нарушении Администрацией Миасского городского округа (пр. Автозаводцев, 55, г. Миасс, 456300; далее - Администрация) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации в срок до 30 октября 2015 года прекратить нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статьи 15 Закона о торговле путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно рассмотреть в соответствии с действующим законодательством с учетом решения Челябинского УФАС России по делу № 31-07/15 вопрос о включении (внесении изменений) в схему размещения нестационарных торговых объектов следующих объектов:

- нестационарный торговый объект - павильон для товаров повседневного потребления, расположенный по адресу: г. Миасс, ул. 8 Марта, в районе жилого дома № 165, по обращению <…>;

- торговый павильон, расположенный по адресу: г. Миасс, ул. Ломоносова, напротив дома 1 а, по обращению ООО «Лика»;

- нестационарный торговый объект - периодичная печать, расположенный по адресу: г. Миасс, ул. Лихачева, 25, по обращению ИП <…>;

- нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: г. Миасс, пр. Октября, в районе жилого дома № 57, по заявлению ИП <…>.

2. Администрации в срок до 30 октября 2015 года прекратить нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 15 Закона о торговле, выразившиеся в утверждении Постановлением Администрации № 7594 от 27.11.2013 состава комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему на территории Миасского городского округа в части включения в него представителя союза предпринимателей г. Миасса, путем принятия мер по внесению изменений в указанный акт, а именно исключить из Приложения № 1 к Постановлению № 7594 от 27.11.2013 представителя союза предпринимателей г. Миасса, являющегося членом указанной комиссии.

3. Администрации в качестве доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России в срок до 15 ноября 2015 года надлежаще заверенные копии документов, подтверждающих рассмотрение в соответствии с действующим законодательством вопроса о включении (внесении изменений) в схему размещения нестационарных торговых объектов (протоколы комиссии по рассмотрению и подготовке предложений по включению нестационарных торговых объектов в схему на территории Миасского городского округа, ответы уполномоченного органа, направленные заявителям, документы, подтверждающие направление ответов заявителям, выписку из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Миасского городского округа и т.д.).

4. Администрации в срок до 15 ноября 2015 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания (надлежаще заверенные копии принятых с учетом настоящего предписания актов, а также документов, свидетельствующих об опубликовании таких актов).

Каждый пакет документов, представленный в доказательство исполнения предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и описью документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны