Решение б/н Решение и предписание № 31-ВП/2018 по жалобе на действия зак... от 29 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 31-ВП/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 22 марта 2018 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>».

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту городского парка. Замена аттракционов (извещение № 0169300009218000032) в присутствии:

- представителя Администрации Южноуральского городского округа (далее – уполномоченный орган), Муниципального учреждения «Стадион Центральный» (далее – заказчик) «<…>», действующего на основании доверенностей № 07-640 от 15.03.2018, № 21 от 19.03.2018;

в отсутствие заявителя.

 

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 26.01.2018 поступила жалоба гражданина (далее –заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту городского парка. Замена аттракционов (извещение № 0169300009218000032) (далее – конкурс, закупка). Жалоба возвращена заявителю на основании пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, проведение внеплановой проверки назначено на 20 марта 2018 года.

Согласно представленным документам извещение о проведении открытого конкурса «Выполнение работ по капитальному ремонту городского парка, замена аттракционов» (извещение № 0169300009218000032) опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 21.02.2018 в 08:43.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по капитальному ремонту городского парка, замена аттракционов – 21 433 188, 42 рублей.

Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 14.03.2018 №ПРЕ1 для закупки № 0169300009218000032 от 14.03.2018.

На дату заседания Комиссии контракт по итогам открытого конкурса не заключен.

Из содержания обращения гражданина следует, что заказчиком неправомерно выбран способ определения подрядчика.

Представитель заказчика, уполномоченного органа представил письменные пояснения, согласно которым, при принятии решения о способе определения поставщика заказчик руководствовался необходимостью уходов от риска поставки каруселей, не отвечающих требованиям безопасности в связи с высокой травмоопасностью предмета закупки. Заказчик посчитал, что проведение работ по реконструкции парка в части монтажа аттракционов является реконструкцией особо опасных, технически сложных объектов и не входит в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471, а также, что при оценке предложений участников необходимо руководствоваться опытом в проведении аналогичных работ, что возможно при проведении открытого конкурса.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как следует из части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу части статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

Как следует из части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 21.13.2016 № 471-р (далее – Распоряжение) утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).

Из содержания пункта 1 указанного распоряжения следует, что перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, законодательство о контрактной системе устанавливает императивный запрет осуществления закупок товаров (работ, услуг), входящих в указанный перечень иным способом, чем это предусмотрено в Распоряжении.

В указанный перечень включен код по ОКПД 2 28 - машины и оборудование, не включенные в другие группировки (кроме кодов 28.22.18.150, 28.99.39.150).

Согласно извещению об осуществлении закупки, конкурсной документации, объектом закупки выступает выполнение работ по капитальному ремонту городского парка, замена аттракционов. При этом, из содержания извещения следует, что Код позиции КТРУ установлен заказчиком как 28.99.32.190, что соответствует коду ОКПД 2 - Аттракционы прочие.

Таким образом, в нарушение части 2 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика, так как установленная заказчиком позиция КТРУ 28.99.32.190 включена в код по ОКПД 2 28, на который распространяет действие Распоряжение, что обязывает заказчика проводить электронный аукцион.

Действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.

Довод заказчика, согласно которому только при проведении открытого конкурса возможно проверить и установить требование о наличии опыта в проведении аналогичных работ, является несостоятельным ввиду следующего.

В силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Следовательно, если работы, требуемые к выполнению в рамках рассматриваемой закупки, относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, у заказчика возникла бы обязанность установить дополнительные требования к участникам закупки. Указанное обстоятельство позволило бы заказчику определить подрядчика, соответствующего требованиям, предъявляемым действующим законодательством.

Более того, возможность установления требований к квалификации и опыту не является основанием для отстранения участника закупки при неподтверждении данного опыта при проведении открытого конкурса. В рассматриваемой закупке на участие подана только одна заявка, тем самым, заявка фактически не оценивалась, конкурсной комиссией единственная заявка рассмотрена, по результатам открытый конкурс признан несостоявшимся.

Вместе с тем, при установлении требований к опыту участников закупки по Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, и неподтверждении такого опыта является основанием для признания участником закупки несоответствующим требованиям документации об аукционе. Указанное обстоятельство предполагается наиболее приемлемым с целью ограничения возможности рисков заключения контракта с лицом, не имеющего положительного опыта выполнения соответствующих работ, поскольку аттракцион - устройство для развлечений в общественных местах, создающее для посетителей развлекательный эффект за счет психоэмоциональных или биомеханических воздействий. При этом пользуются аттракционами граждане различного возраста (как детского, так и пожилого), что свидетельствует о социальной значимости такого объекта.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Из извещения о проведении открытого конкурса для закупки № 0169300009218000032, раздела 3 документации об открытом конкурсе следует, что заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: участник конкурса должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Участник конкурса - член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника конкурса по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Перечисленные выше требования не распространяются:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

При этом, в силу подпункта «ж» пункта 1 раздела 4 документации об открытом конкурсе, заявка на участие в закупке должна содержать выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в п.5.4 настоящей документации.

Антимонопольный орган отмечает установленные заказчиком требования к участникам закупки и составу заявки надлежащим соблюдением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, из содержания заявки единственного участника рассматриваемой закупки следует, что участником не представлена выписка из реестра членов СРО; документы, подтверждающие, что участник конкурса - член СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, имеет право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства, СРО, в которой состоит участник, имеет компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, отсутствуют.

Таким образом, единственный участник закупки не соответствует требованиям, установленным конкурсной документации, конкурсной комиссией заявка единственного участника признана соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации, в нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.

Действия конкурсной комиссии содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. В нарушение частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит ответственность подрядчика, установленную в пункте 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.

Так, например, пунктами 4.3.3, 4.3.4 предусмотрены такие обязанности подрядчика, как предоставление заказчику фотоотчета о проделанной работе каждые 5 дней с момента начала работ и до их окончания; выполнение подрядчиком необходимых мероприятий по охране труда и т.д.

Действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу гражданина на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту городского парка. Замена аттракционов (извещение № 0169300009218000032) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.

4. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил.

5. Выдать заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

6. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 31-ВП/2018

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

20 марта 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии: «<…>» - «<…>»

Членов

Комиссии: «<…>» - «<…>»

«<…>» -

 

 

«<…>»

на основании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинского УФАС России) от 20.03.2018, вынесенного по итогам проведения внеплановой проверки действий заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту городского парка. Замена аттракционов (извещение № 0169300009218000032), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Муниципальному учреждению «Стадион Центральный» со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) и/или получения заказчиком предписания не заключать контракт по итогам проведения закупки, оформленной протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 15.01.2018.

2. Конкурсной комиссии по осуществлению закупки (извещение № 0169300009218000032) в срок до 29.03.2018 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, и передать указанное решение Администрация Южноуральского городского округа для размещения в единой информационной системе.

3. Муниципальному учреждению «Стадион Центральный» в срок до 03.04.2018 принять решение об отмене закупки (извещение № 0169300009218000032) и передать указанное решение Администрация Южноуральского городского округа для размещения в единой информационной системе.

4. Администрации Южноуральского городского округа в срок до 06.04.2018 разместить указанные в пунктах 2, 3 настоящего предписания решения в единой информационной системе;

5. Муниципальному учреждению «Стадион Центральный» в подтверждение исполнения предписания в срок до 20.04.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, в том числе копию решения об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки.

6. Администрации Южноуральского городского округа в подтверждение исполнения предписания в срок до 20.04.2018 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно скриншоты с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, подтверждающие размещение указанных в пунктах 2, 3 настоящего предписания решений.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны