Решение №КД/10832/22 по жалобе 074/10/18.1-2342/2022 от 9 сентября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 074/10/18.1-2342/2022

 

07 сентября 2022 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

Д.К.А. – вр.и.о. руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ш.К.А.главный специалист-эксперт отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России;

К.А.Ф. – главный государственный инспектор отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу ООО «Комтранссервис+» (далее - Заявитель) (вх.№11252/22 от 22.08.2022) на действия организатора торгов ООО «Центр коммунального сервиса» (далее — ООО «ЦКС») при проведении торгов на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов на территории Копейского городского округа Челябинской области (извещения №2100700000222000009 от 04.08.2022 (лот № 1), 2100700000222000010 от 04.08.2022 (лот № 2) в присутствии:

- представителя заявителя жалобы Г. В.В., действующего на основании доверенности от 01.01.2022 б/н;

- представителя заявителя жалобы М. Д.В., действующего на основании доверенности от 01.01.2022 б/н (до отложения заседания комиссии);

- представителя заявителя жалобы Г.Д.Р., действующей на основании доверенности от 04.07.2022 № 05 (до отложения заседания комиссии);

- представителя организатора торгов ООО «ЦКС» А. О.И., действующей на основании доверенности от 10.01.2022 № 2022-51;

- представителя организатора торгов ООО «ЦКС» Ч.Ю.Ю., действующегор на основании доверенности от 11.07.2022 № 2022-248;

- представителя организатора торгов ООО «ЦКС» К. И.С., действующей на основании доверенности от 27.05.2022 № 2022-242 (до отложения заседания комиссии),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «Комтранссервис+» (вх.№11252/22 от 22.08.2022) на действия организатора торгов ООО «ЦКС» при проведении торгов на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов на территории Копейского городского округа Челябинской области (извещения №2100700000222000009 от 04.08.2022 (лот № 1), 2100700000222000010 от 04.08.2022 (лот № 2).

В жалобе заявитель указал, что комиссия ООО «ЦКС» по осуществлению закупок необоснованно отклонила заявки ООО «Комтранссерис+» при подведении итогов определения поставщиков №2100700000222000009 от 04.08.2022 (лот № 1), 2100700000222000010 от 04.08.2022 (лот № 2).

По мнению заявителя, договор, представленный в качестве подтверждения соответствия участника требованию заказчика, установленного на основании части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, подтверждает наличие у участника опыта исполнении договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке.

ООО «Комтранссерис+» полагает, что комиссия ООО «ЦКС» по осуществлению закупок необоснованно отклонила заявку участника только на том основании, что срок действия представленного в составе заявки договора на момент подачи заявки не истек (31.12.2022).

По мнению заявителя, при оценке наличия опыта необходимо учитывать не факт исполнения контракта, а факт исполнения обязательств, а также их объем.

Представители ООО «Комтранссерис+» поддержали доводы жалобы в полном объеме и указали, что подпункт «в» пункта 4 Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 2571) не определяет императивное правило согласно которому в качестве опыта исполнения может быть представлен только исполненный контракт.

ООО «ЦКС» в письменных возражениях (от 29.08.2022 № ЧЛБ18880) указало, что подпункт «в» пункта 4 Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 2571 определяет, что в качестве подтверждения соответствия участника требованию части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе может быть представлен только исполненный контракт, а не обязательства.

По мнению ООО «ЦКС» договор считается исполненным, когда будут исполнены все обязательства по договору в полном объеме.

Обязательства по договору, представленному ООО «Комтранссервис+», на дату окончания подачи заявки не исполнены.

В дополнительных пояснениях ООО «Комтранссервис+» (вх.№ 11967-ЭП/22 от 07.09.2022) дополнительно указано, что в пункте 7 пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» сделан вывод о том, что введение части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе направлено на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм — однодневок.

Таким образом, по мнению заявителя жалобы регулирование нормы направлено на установления наличия опыта исполнения обязательств, а не договора.

При этом, под исполнением договора заявитель понимает наличие факта совершения определенных действий, составляющих предмет соответствующего договора, в настоящем случае — действия по обработке твердых коммунальных отходов.

ООО «Комтранссервис+» указал на то, что квалифицирующим признаком соответствия дополнительному требованию о наличии опыта исполнения договора является наличие исполненных обязательств стоимостью не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта.

Стоимость исполненных ООО «Комтранссервис+» обязательств по договору № ЧЛБ 1331-21 от 16.02.2021 составляет более 20%, неустойки отсутствуют, следовательно, участник соответствует требованию, указанному в извещении о проведении торгов, установленному на основании части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

ООО «Комтранссервис+» полагает, что услуги считаются оказанными полностью по завершении соответствующего расчетного (отчетного) периода.

ООО «ЦКС» дополнительных письменных пояснениях (№ЧЛБ19785 от 06.09.2022) ссылается на письмо Минэкономразвития от 19.08.2016 № Д28и-2196, согласно которому государственный или муниципальный контракт будут считаться исполненными после выполнения всех предусмотренных сторонами обязательств в полном объеме.

По мнению организатора торгов, обязательство прекращается лишь в случае его надлежащего исполнения по субъекту, предмету, месту, сроку, способу исполнения.

В связи с отсутствием в договоре от 16.02.2021 № ЧЛБ 1331-21 конкретного срока оказания услуги, исполнитель обязан оказывать услугу в течение всего срока действия договора — с 16.02.2021 по 31.12.2021.

При этом, исполнение обязательств на поделено на отдельные этапы. Поскольку срок оказания услуг не истек, договор не расторгнут, то заявителем жалобы в составе заявки в качестве подтверждения опыта представлен договор, обязательства по которому не прекращены.

Изучив доводы жалобы, пояснения заявителя и организатора торгов, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

На основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) от 05.03.2018, заключенного между ООО «ЦКС» и Министерством экологии Челябинской области, в соответствии с Постановлением № 1133 ООО «ЦКС» проводит торги на право заключения договоров на оказание услуг по транспортировке ТКО на территории Копейского городского округа Челябинской области).

ООО «ЦКС» объявлены следующие торги на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Копейского городского округа (Таблица № 1):

Таблица № 1

 

Номер извещения

2100700000222000009

2100700000222000010

Объект

оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Копейского городского округа Челябинской области (лот №1)

оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Копейского городского округа Челябинской области (лот №2)

НМЦК

69 210 932,57 рублей

77 767 779,02 рублей

Дата начала срока подачи заявок

04.08.2022

04.08.2022

Дата и время окончания срока подачи заявок

12.08.2022 07:00

12.08.2022 07:00

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги

12.08.2022
 

12.08.2022
 

Дата подведения итогов

15.08.2022


 

15.08.2022


 

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее – Постановление № 1133).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в случае, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 12 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования), также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке.

Частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, в том числе, в случае проведения закупки с начальной (максимальной) ценой контракта (далее – НМЦК) 20 миллионов рублей и более, об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (часть 2.1 названной статьи).

Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановление № 2571 информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:

а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");

б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);

в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе определено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

ООО «ЦКС» в извещениях о проведении торгов №2100700000222000009, №2100700000222000010 установлено требование о наличии у участника торгов опыта исполнения контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 9 требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в качестве соответствия требованию по части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник должен представить в составе заявки документы, указанные в пункте 4 Постановление № 2571.

На участие в электронных аукционах №2100700000222000009, №2100700000222000010 поступило по 3 заявки.

В торгах приняли участие ООО «Экоспецтранс», ООО «Эковывоз», ООО «Комтранссервис+».

Победителем по торгам № 2100700000222000009 признано ООО «Экоспецтранс», по торгам № 2100700000222000010 - ООО «Эковывоз».

Снижение начальной (максимальной) цены контракта по торгам №2100700000222000009 составило 8,75%, по торгам № 2100700000222000010 — 35,17%

Согласно протоколам подведения итогов определения поставщиков по торгам 2100700000222000009, 2100700000222000010 от 15.08.2022 заявки ООО «Комтранссервис+» отклонены комиссией по осуществлению закупок на основании части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В качестве обоснования отклонения заявки комиссией по осуществлению закупок указано, что по состоянию на дату окончания подачи заявок договор, представленный обществом в качестве подтверждения наличия опыта исполнения контракта (договора) в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не исполнен, в связи с чем указанный договор не соответствует пункту 4 Постановления № 2571.

ООО «РТС-тендер» письмом от 26.08.2022 направил в адрес комиссии антимонопольного органа копии заявок на участие в торгах 2100700000222000009, 2100700000222000010.

Согласно представленным сведениям ООО «Комтранссервис+» в качестве подтверждения опыта исполнения контракта (договора), предусмотренного частью 2.1 статьи 31 Закона, пунктом 4 Постановления № 2571, представило договор № ЧЛБ 1331-21 от 16.02.2021 на оказание услуг по обработке твердых коммунальных отходов, заключенный с ООО «ЦКС».

Указанный договор заключен в соответствии на основании подпункта 2 пункта 16.5 Положения о закупках ООО «Центр коммунального сервиса» (ред. от 17.03.2020 года, утв. Протоколом № 8 общего собрания участников ООО «Центр коммунального сервиса» от 04.06.2018), что не оспаривается организатором торгов.

Согласно пункту 1.1 договора № ЧЛБ 1331-21 от 16.02.2021 оператор (ООО «Комтранссервис+») оказывает заказчику (ООО «ЦКС») услуги по обработке твердых коммунальных отходов.

Пунктом 1.2 договора № ЧЛБ 1331-21 от 16.02.2021 определено, что планируемая масса ТКО, направляемая заказчиком на объект оператора составляет не более 3333,3 тонн в месяц.

Расчет количества принятого оператором на обработку ТКО осуществляется на основании весовых показателей, получаемых на объекте.

При этом, общий объем услуги сторонами не определен.

Пунктом 2.3 договора определено, что заказчик принимает оказанные услуги путем подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг. При этом, под расчетным периодом для расчетов понимается 1 месяц (пункт 2.1. договора).

В соответствии с пунктом 9.1 договор действует до 31.12.2021.

Между ООО «ЦКС» и ООО «Комтранссервис+» заключено дополнительное соглашение № 1 от 08.10.2021 к договору ЧЛБ 1331-21 от 16.02.2021, согласно которому стороны изложили пункт 9.1 в следующей редакции «настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2022 года».

Таким образом, стороны согласовали условие, согласно которому изменили первоначальный срок действия договора.

На дату подачи заявки сумма исполненных ООО «Комтранссервис+» обязательств по договору №ЧЛБ 1331-21 от 16.02.2021 составляет 24 707 018,54 рублей, что подтверждается актами сдачи-приемки. При этом, сумма исполненных обязательств составляет превышает 20% от суммы начальной максимальной цены контрактов по торгам 2100700000222000009, 2100700000222000010.

Вместе с тем, комиссия антимонопольного органа полагает, что представленный ООО «Комтранссервис+» договор не может считаться исполненным ввиду следующих обстоятельств.

Положением подпункта «в» пункта 4 Постановления 2571 однозначно определено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Государственный или муниципальный контракт, договор, заключенный в порядке законодательства о закупках, считается исполненным после выполнения обязательств сторонами в полном объеме (письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2196).

При этом полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя: приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов); оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).

Исходя из смысла пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса РФ, следует, что обязательство прекращается лишь в случае его надлежащего исполнения, то есть исполнения всех обязательств между Заказчиком и Подрядчиком.

Поскольку, исходя из информации, представленной Заявителем в составе заявки в качестве опыта, представлен договор, который полностью не исполнен (при этом он не расторгнут), соответственно, обязательства по нему не прекращены, что прямо противоречит требованиям к документам, предъявляемым в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункта 4 Постановления № 2571.

В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Следовательно, договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме.

Поскольку стороны путем принятия дополнительного соглашения № 1 от 08.10.2021 определили, что договор действует до 31.12.2022, то обязательства по договору не могут считаться исполненными в полном объеме, поскольку соответствующий срок на дату окончания подачи заявок не наступил.

Поскольку по информации, представленной Заявителем в составе заявки в качестве опыта представлен контракт, который полностью не исполнен (при этом он не расторгнут) - соответственно, обязательства по нему не прекращены.

При этом, комиссия не принимает доводы заявителя, согласно которым при оценке наличия опыта необходимо учитывать не факт исполнения контракта, а факт исполнения обязательств, а также их объем, так как подпункт «в» пункта 4 Постановления № 2571 не определяет императивное требование которому в качестве опыта исполнения может быть представлен только исполненный контракт.

Указанная позиция заявителя противоречит буквальному толкованию подпункта «в» пункта 4 Постановление № 2571, в котором четко указано, что участник должен предоставить исполненный договор/контракт.

При этом, частичное исполнение договора/контракта не может отождествляться с понятием «исполненный контракт/договор», поскольку исполненным может считаться только такой договор, обязательства по которому выполнены в полном объеме или прекращены сторонами.

Кроме того, комиссия антимонопольного органа отмечает, что само по себе совершение определенных действий, связанных с исполнением обязательства, еще не свидетельствует о полном исполнении договора/контракта.

При отсутствии общего объема оказываемой услуги стороны самостоятельно пришли к соглашению о том, что обязательства будут считаться исполненными в полном объеме после наступления даты 31.12.2022.

При этом, следует обратить внимание, что часть 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе определяет обязательное условие возможности предоставления контракта/договора в качестве опыта - исполнения участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора.

На дату подачи заявки участник по неисполенному контракту/договору не может знать, будут ли предъявлены соответствующие требования со стороны контрагента по еще неисполненным обязательствам.

Таким образом, комиссия ООО «ЦКС» по осуществлению закупок правомерно приняла решение отклонить заявку ООО «Комтранссервис+», на основании непредставление информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Комтранссервис+» (далее - Заявитель) (вх.№11252/22 от 22.08.2022) на действия организатора торгов ООО «Центр коммунального сервиса» (далее — ООО «ЦКС») при проведении торгов на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов на территории Копейского городского округа Челябинской области (извещения №2100700000222000009 от 04.08.2022 (лот № 1), 2100700000222000010 от 04.08.2022 (лот № 2) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны