Решение б/н Решение по делу № 32-03-18.1/2013 в отношении Муниципального... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 9 января 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 января 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

Елкина Анна Игоревна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 32-03-18.1/2013 по жалобе ЗАО «Спецстрой-2» на действия (бездействие) Муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» (далее – МУП «ПОВВ») в присутствии:

  • представителя МУП «ПОВВ» по доверенности;

  • представителя МУП «ПОВВ» по доверенности;

  • представителя ЗАО «Спецстрой-2» по доверенности;

  • представителя ЗАО «Спецстрой-2»;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ЗАО «Спецстрой-2» на действия (бездействие) Муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» (далее - МУП «ПОВВ») при проведении запроса предложений на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации Металлургического района и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска (извещение 31300763656).

В жалобе ЗАО «Спецстрой-2» указано следующее. 18 декабря 2013 года МУП «ПОВВ» разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информацию о проведении запроса предложений на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации Металлургического района и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска.

План закупки товаров, работ, услуг не содержит в себе сведений о планируемом проведении закупки на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации Металлургического района и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска, что нарушает требование части 1 статьи 3, части 2 статьи 4 Закона о закупках.

Кроме того, в закупочной документации было установлено требование к участникам о наличии исполненных договоров в сфере жилищно-коммунального хозяйства в течение последних 3 лет на сумму не менее 90 млн. руб., что создает преимущественные условия участия для ООО «Компания Водмет», которое имеет договорные отношения с МУП «ПОВВ» более 3 лет.

Кроме того, заказчиком был выбран такой способ закупки, как запрос предложений, который имеет короткий срок проведения закупки.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 7.2 Положения о закупках МУП «ПОВВ» запрос предложений применяется для закупок сложных товаров, работ, услуг, когда критерий цены не является определяющим при условии невозможности проведения конкурса в силу длительных сроков его проведения.

В данном случае заказчик в качестве определяющих критериев отбора победителя закупки устанавливает именно оценку его квалификации и опыт в сфере профессиональной деятельности, то есть критерии характерные для конкурса.

Кроме того, заказчиком установлены короткие сроки проведения запроса предложений, так извещение о проведении закупки было размещено на официальном сайте 18 декабря 2013 года, а окончание срока подачи заявок 25 декабря 2013 года, при этом в число дней для сбора и формирования заявок попадают два выходных дня.

Кроме того, ЗАО «Спецстрой-2» представил дополнение к жалобе, в котором указано, что в извещении о закупке, размещенном заказчиком указано, что рассмотрение заявок состоится 25 декабря 2013 года в 11:00 часов, а подведение итогов 27 декабря 2013 года в 10:00 часов, при этом сведений о дате, месте, сроке, времени и порядке представления заявки на участие в закупке и иной документации данное извещение не содержит. Ориентируясь на сведения, указанные в извещении о закупке, заявка была подана 25 декабря 2013 года в 10 часов 30 минут. Впоследствии заявка была оставлена заказчиком без рассмотрения по основаниям несоблюдения времени ее предоставления. При этом заказчик нарушил требования пункта 11.10 Положения о закупке и не отразил в Протоколе №1 и протоколе № 2 сведения о подаче ЗАО «Спецстрой-2» заявки на участие в закупке и не указал в данных документах о факте подаче заявки с опозданием от установленного времени.

Представители МУП «ПОВВ» с доводами жалобы ЗАО «Спецстрой-2» не согласились, представили на заседание Комиссии отзыв на жалобу и пояснили следующее.

Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме плана установлены Постановлением Правительства РФ № 932 от 17.09.2012 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Постановление № 932). На основании статьи 8 Постановления № 932 МУП «ПОВВ» внес изменения в план закупки, включив в 4 квартале закупку № 173 «Техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации в Металлургическом районе и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска», способ закупки – запрос предложений (Приказ генерального директора № 911 от 18.12.2013). 18 декабря 2013 года новая редакция плана закупки товаров, работ, услуг МУП «ПОВВ» была опубликована на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

МУП «ПОВВ» в соответствии с Законом о закупках разработано Положение о закупках, которое регламентирует закупочную деятельность предприятия и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, порядок заключения и изменения договора. Решение о выборе способа закупки принимается заказчиком в зависимости от предмета закупки и его специфики.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Предметом запроса предложений является постоянное выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту сетей водопровода и канализации в Металлургическом районе, в пос. Аэропорт, пос. Каштак, в пос. Новосинеглазовский, в пос. Смолино, в пос. Исаково, в пос. Федоровка Советского района г. Челябинска. Техническое обслуживание и текущий ремонт насосных станций водопровода в г. Челябинске.

Заказчиком запроса предложений является Муниципальное унитарное предприятие «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска.

Конкурсная документация и извещение о проведении открытого конкурса опубликованы в сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 48 000 359,68 (сорок восемь миллионов триста пятьдесят девять) рублей 68 копеек с учетом НДС 18%.

В соответствии с протоколом № 1 вскрытия конвертов на участие в запросе предложений от 25 декабря 2013 года на участие в запросе предложений была подана только одна заявка – ООО «Компания Водмет».

В соответствии с протоколом № 2 рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 25 декабря 2013 года заявка ООО «Компания Водмет» была допущена к участию в запросе предложений и закупочной комиссией было принято решение о заключении договора с ООО «Компания Водмет».

25 декабря 2013 года МУП «ПОВВ» заключило договор подряда № 1/14 на техническое обслуживание и технический ремонт с ООО «Компания Водмет».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В пункте 9 информационной карты запроса предложений установлено обязательное требование к участникам о наличии опыта работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно выполнение аналогичных работ в течение последних 3-х лет на сумму не менее 90 млн. руб.

Установление данного требования к участникам может повлечь ограничение конкуренции и создать преимущественные условия участия в торгах тем хозяйствующим субъектам, которые имели договорные отношения с МУП «ПОВВ».

Таким образом, действия МУП «ПОВВ», выразившиеся в нарушении порядка формирования конкурсной документации, а именно: в установлении в закупочной документации такого требования к участникам как наличие опыта работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (выполнение аналогичных работ в течение последних 3-х лет на сумму не менее 90 млн. руб.), нарушают часть 1 статьи 3 Закона о закупках.

2. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комиссия Челябинского УФАС России, проанализировав материалы дела, установила следующее. МУП «ПОВВ» внесло изменения в план закупки, включив в IV квартале закупку № 173 «техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации в Металлургическом районе и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска», способ закупки – запрос предложений. 18 декабря 2013 года измененная редакция № 17 плана закупки товаров, работ и услуг МУП «ПОВВ» была опубликована на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Таким образом, на официальном сайте МУП «ПОВВ» разместило план закупки и включило закупку на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации в Металлургическом районе и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска, доказательств обратного ЗАО «Спецстрой-2» не представило.

3. Комиссия Челябинского УФАС России установила, что МУП «ПОВВ» проводило закупку на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации Металлургического района и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска способом запрос предложений.

В общей информации запроса предложений на официальном сайте www.zakupki.gov.ru указано, что извещение опубликовано 20.12.2013, дата и время окончания приема заявок на участие в запросе предложений 25.12.2013 в 10:00.

Заявка ЗАО «Спецстрой-2» поступила в МУП «ПОВВ» в 10 часов 30 минут.

Таким образом, заявка ЗАО «Спецстрой-2» не могла быть принята МУП «ПОВВ» к рассмотрению и информация о ее поступлении не могла содержаться в протоколе рассмотрения заявок, поскольку она была подана за пределами срока, установленного на подачу заявок.

Более того, довод представителей ЗАО «Спецстрой-2», в соответствии с которым извещение не содержало сведений о дате, месте, сроке, времени и порядке представления заявки на участие в закупки, не принимается Челябинским УФАС России, поскольку в размещенной на официальном сайте документации (в информационной карте) были указаны сроки подачи заявки.

Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что заказчиком был выбран запрос предложений в качестве способа закупки.

В соответствии с Положением МУП «ПОВВ» о закупках товаров, работ, услуг запрос предложений применяется для закупок сложных товаров, работ, услуг (подрядные, строительно-монтажные (капитальное строительство, капитальный ремонт, пусконаладочные, проектно-изыскательские, научно-исследовательские и другие работы, технически сложное оборудование, другая сложная техническая продукция), когда критерий цены не является определяющим. Запрос предложений проводится в случае, если проведение конкурса невозможно в силу длительных сроков проведения конкурса.

В соответствии с Положением МУП «ПОВВ» о закупках товаров, работ, услуг конкурс, в том числе в электронной форме, проводится в случае, когда в процессе закупки первоочередное значение придается оценке квалификации и опыта поставщиков (исполнителей, подрядчиков), либо условиям поставки (работ, услуг), условиям исполнения договора, а также при закупке узкоспециализированных товаров (работ, услуг), продукции высоких технологий, сложной техники, сложных или дорогостоящих товаров (работ, услуг), когда критерий цены не является определяющим.

Таким образом, Челябинское УФАС России приходит к выводу, что МУП «ПОВВ» в Положении о закупках товаров, работ, услуг определило порядок проведения конкурса и запроса предложений, которые полностью соответствуют друг другу. Различие установлено только по срокам проведения конкурса. Короткие сроки для проведения процедур закупок товаров, когда основным элементом оценки заявок является квалификация и опыт, и участникам закупок требуется представлять большой объем документов, чтобы быть конкурентоспособными, может способствовать ограничению конкуренции среди потенциальных участников. Кроме того, установление одинакового порядка проведения запроса предложений и конкурса, может способствовать введению в заблуждение потенциальных участников закупок относительно проводимой заказчиком процедуры закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «Спецстрой-2» на действия (бездействие) Муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» частично обоснованной;

2. Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» при проведении запроса предложений на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации Металлургического района и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска (извещение 31300763656), выразившиеся в нарушении порядка формирования конкурсной документации, а именно: в установлении в закупочной документации такого требования к участникам как наличие опыта работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (выполнение аналогичных работ в течение последних 3-х лет на сумму не менее 90 млн. руб.), противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Рекомендовать МУП «ПОВВ» установить порядок проведения запроса предложений и конкурса в Положении о закупках МУП «ПОВВ» с учетом требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

Члены Комиссии Д.А. Дозморова

А.И. Елкина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны