Решение б/н Решение и предписание № 32-08/16 в отношении ООО «Элефант - ... от 7 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

18 августа 2016 года                                                                                            г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

 

         председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

         члены Комиссии:

<…> – специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…> – специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 32-08/16, возбужденное по признакам нарушения                     законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на рекламной конструкции, расположенной по адресу: город Челябинск, пересечение                     пр. Ленина (в центр) и ул. Васенко у отделения Сбербанка рекламы медицинского центра «Лотос» со сведениями «Родинка или меланома? Консультация 300 р Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», «Как простатит связан с числом Пи? Консультация 300 р Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону» (далее – Реклама) с нарушением законодательства Российской федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) в рамках осуществления полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе проведен осмотр рекламных конструкций, размещенных в городе Челябинске и содержащих рекламу медицинских услуг, на предмет соответствия статье 24 Федерального закона «О рекламе».

Установлено, что по адресу город Челябинск, пересечение пр. Ленина (в центр) и ул. Васенко, у отделения Сбербанка размещена рекламная конструкция со следующей информацией: «Лотос медицинский центр Родинка или меланома? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», «Лотос медицинский центр Как связан простатит с числом Пи? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону».

Законодательство Российской Федерации о рекламе указывает на обязательное размещение в рекламе медицинских услуг сведений о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В данной рекламе такая информация была не доступна для восприятия потребителями ввиду ее выполнения в соответствующей цветовой гамме. Таким образом, фактически сведения о наличии противопоказаний к применению и необходимости получения консультации специалистов в рекламе не указаны, что не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

На запрос Челябинского УФАС России о владельце указанной рекламной конструкции Управление наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска сообщило, что владельцем данной рекламной конструкции является                         ООО «Элефант – Проспект» на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 16 апреля 2013 года № 161.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России ООО «Элефант – Проспект», привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, пояснило, что между ООО «Элефант – Проспект» и ООО «Профмедиа» заключен договор на размещение рекламных материалов от 01 июня 2015 года № 71, согласно которому ООО «Элефант – Проспект» обязуется разместить рекламно-информационный материал ООО «Профмедиа» на собственных и/или сторонних средствах наружной рекламы (рекламоносителей). При этом пунктом 6.1 указанного договора установлена ответственность ООО «Профмедиа» за несоответствие содержания размещаемых материалов законодательству Российской Федерации. Также ООО «Элефант – Проспект» указало, что предупредительная надпись, выполненная в светло-серой цветовой гамме на белом фоне не является нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, так как согласно постановлению ВАС от 08 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» обязательная к размещению в рекламе информация считается отсутствующей только в том случае, когда ее отсутствие искажает содержание рекламы и вводит потребителя в заблуждение.

ООО Медицинский центр «Лотос», привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснило, что между ООО Медицинский центр «Лотос» и ООО «Профмедиа» заключен договор оказания услуг рекламы и маркетинга от 15 апреля 2015 года              № 2-К, а также агентский договор от 15 апреля 2015 года № 2/1-К. Согласно указанным договорам ООО «Профмедиа» уполномочено в интересах                            ООО Медицинский центр «Лотос» организовывать изготовление и размещение рекламных материалов. Кроме того, ООО Медицинский центр «Лотос» указало, что выполнение в светло-серой цветовой гамме на белом фоне не является нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, так как из содержания самой рекламы усматривается информация о необходимости консультации специалиста, в частности в рекламе указана следующая информация: «Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону».

ООО «Профмедиа», привлеченное к участию в деле в качестве лица в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пояснило, что ООО «Элефант-Формат» по заказу ООО «Профмедиа» осуществило изготовление рекламы со следующей информацией: «Лотос медицинский центр Родинка или меланома? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», «Лотос медицинский центр Как связан простатит с числом Пи? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», которая в дальнейшем была размещена на пересечении проспекта Ленина (в центр) и улицы Васенко, у отделения Сбербанка, что подтверждается актом № УТ-1821 от 31 декабря 2015 года о приемке выполненных работ (оказанных услуг), который подписан представителями ООО «Профмедиа» и ООО «Элефант-Формат». Согласно указанному акту, ООО «Элефант-Формат» выполнило, а ООО «Профмедиа» приняло работу по печати рекламных материалов: сити-формат, пленка ПВХ, размером 1140*1740 в количестве 22 штук. Договор между ООО «Профмедиа» и ООО «Элефант-Формат» по вопросу оказания услуги по изготовлению рекламных материалов: сити-формат, пленка ПВХ, размером 1140*1740 не заключался, что подтверждается письмом ООО «Профмедиа» от 26 июля 2016 года. Также ООО «Профмедиа» указало, что лицом, осуществившим приведение рекламной информации об ООО Медицинский центр «Лотос» в готовую для распространения форму является ООО «Элефант-Формат» и представило макет рекламы ООО Медицинский центр «Лотос», которая в последующем размещена на пересечении проспекта Ленина (в центр) и улицы Васенко, у отделения Сбербанка.

ООО «Элефант-Формат», привлеченное к участию в деле в качестве лица в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, представило письменные пояснения, согласно которым                 ООО «Элефант-Формат» изготовило рекламные материалы, которые в дальнейшем приняты ООО «Профмедиа» (акт № УТ-1821 от 31 декабря 2015 года о приемке выполненных работ (оказанных услуг) без претензий по объему, качеству и срокам исполнения. ООО «Элефант-Формат» указывает, что изготовление рекламной информации осуществлялось на основании предоставленного ООО «Профмедиа» макета.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно акту осмотра от 23 марта 2016 года на пересечении проспекта Ленина (в центр) и улицы Васенко, у отделения Сбербанка размещена реклама медицинских услуг ООО Медицинский центр «Лотос».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация: «Лотос медицинский центр Родинка или меланома? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», «Лотос медицинский центр. Как связан простатит с числом Пи? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», размещенная на рекламной конструкции расположенной по адресу: город Челябинск, пересечение проспекта Ленина (в центр) и улицы Васенко, у отделения Сбербанка в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, предоставляемым медицинским центром «Лотос», а также их продвижение на рынке.

Согласно предоставленным ООО Медицинский центр «Лотос» сведениям             (вх. № 9611 от 14 июля 2016 года), общество осуществляет оказание медицинских услуг, обладает соответствующими лицензиями, выданными в установленном порядке.  

Таким образом, рекламная информация, содержащая сведения: «Лотос медицинский центр Родинка или меланома? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», «Лотос медицинский центр. Как связан простатит с числом Пи? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», размещенная на рекламной конструкции расположенной по адресу: город Челябинск, пересечение проспекта Ленина (в центр) и                        улицы Васенко, у отделения Сбербанка является рекламой медицинских услуг, оказание которых осуществляет ООО Медицинский центр «Лотос».

Часть 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Реклама ООО Медицинский центр «Лотос», размещенная на конструкции расположенной по адресу: город Челябинск, пересечение пр. Ленина (в центр) и                          ул. Васенко, у отделения Сбербанка содержит следующую информацию: «Лотос медицинский центр Родинка или меланома? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», «Лотос медицинский центр Как связан простатит с числом Пи? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону». Также указанная реклама содержит предупредительную надпись о необходимости получения консультации специалистов, однако данная предупредительная надпись выполнена в светло-серой цветовой гамме на белом фоне рекламной конструкции типа «сити формат».

Таким образом, фактически данная информация, обязательная к размещению в силу требований законодательства Российской Федерации о рекламе, при прочтении рекламной информации не воспринимается для ознакомления с ней потребителей рекламы и может рассматриваться как отсутствующая.

Челябинским УФАС России в рамках рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе проведены опросы на предмет восприятия предупредительной надписи о необходимости получения консультации специалистов, выполненной в светло-серой цветовой гамме на белом фоне рекламной конструкции типа «сити формат». В частности данный вопрос был вынесен на заседание Экспертного совета Челябинского УФАС России по применению законодательства о рекламе, где участниками указанного Экспертного совета установлено, что предупредительная надпись о необходимости получения консультации специалистов не воспринимается в рекламе ООО Медицинский центр «Лотос» (Протокол  № 1 от 24 мая 2016 года).

Также Челябинским УФАС России проведен опрос на официальном интернет – ресурсе http://chel.fas.gov.ru/, по результатам которого установлено, что для 47 % участников опроса обязательная информация о необходимости консультации со специалистом и наличии противопоказаний не доступна для прочтения при восприятии рекламной информации ввиду ее изображения в соответствующей цветовой гамме.

Согласно постановлению ВАС от 08 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Федеральным законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), то данная информация считается отсутствующей.

Как усматривается из акта осмотра от 23 марта 2016 года по адресу                      город Челябинск, пересечение пр. Ленина (в центр) и ул. Васенко, у отделения Сбербанка размещена реклама медицинских услуг ООО Медицинский центр «Лотос». При этом в рекламе приведена информация о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистами, однако данные сведения не воспринимаются для прочтения в силу их выполнения в определенной цветовой гамме. В силу части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» сведения о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистами являются обязательными в рекламе медицинских услуг. Также Федеральный закон «О рекламе» определяет особые требования к рекламе медицинских услуг, включая требование об обязательном доведении информации о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистами до потребителей при размещении такой рекламы.

Информация о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистами отнесена законодательством Российской Федерации о рекламе к информации, подлежащей указанию в рекламе медицинских услуг в обязательном порядке, текст обязательной информации должен соответствовать тексту, указанному в части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

По изложенному основанию Комиссией Челябинского УФАС России не приняты во внимание пояснения ООО Медицинский центр «Лотос» об отсутствии нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» ввиду указания в тексте рекламы сведений «Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону».

Исходя из норм части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а также исходя из постановления ВАС от 08 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при размещении рекламы обязательная информация, в частности о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистами в рекламе медицинских услуг, должна быть не только формально включена в текст рекламы, но и обеспечивать возможность для потребителей ознакомится с ней при восприятии рекламы.

Как следует из постановления ВАС от 08 октября 2012 года «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» соблюдение обязательных требований, к которым отнесено требование о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистами, является безусловным при распространении рекламы и данное требование направлено на информирование потребителей о возможных противопоказаниях, то есть на ознакомление с такой информацией.

В данном случае, ввиду выполнения рекламы с использованием определенной цветовой гаммы и шрифта, обязательная в силу Федерального закона «О рекламе» информация о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистами не воспринимается для потребителей при ознакомлении с основной информацией, содержащейся в рекламе.

Ввиду изложенного Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным применить по аналогии положения пункта 28 постановления ВАС от 08 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в части того, что такая информация считается отсутствующей, даже если при этом не искажается смысл рекламы.

Факт того, что предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистами не отнесены законодательством Российской Федерации о рекламе к существенной информации не может влиять на обязанность доведения до потребителей обязательных в силу закона сведений и на исполнение требований об обеспечении возможности их восприятия при прочтении основного текста рекламы.

В данном случае формальное указание в рекламе сведений о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистами, выполненных в определенной цветовой гамме, не обеспечило соблюдение обязательных требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» в части доведения до потребителей обязательной информации.

Таким образом, в рекламе медицинского центра «Лотос», размещенной на рекламной конструкции, расположенной по адресу: город Челябинск, пересечение              пр. Ленина (в центр) и ул. Васенко, у отделения Сбербанка, сведения о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистами фактически отсутствовали.

По изложенным выше основаниям Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к доводу ООО «Элефант – Проспект» об отсутствии нарушения ввиду того, что в силу постановления ВАС от 08 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация считается отсутствующей в рекламе только в том случае, когда такая информация является существенной и ее отсутствие искажает содержание рекламы и вводит потребителя в заблуждение.

С учетом изложенного, реклама медицинского центра «Лотос», размещенная по адресу: город Челябинск, пересечение пр. Ленина (в центр) и ул. Васенко, у отделения Сбербанка, нарушает требования части 7 статьи 24 Федерального Закона «О рекламе».

В материалах дела№ 32-08/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Профмедиа» предоставлены макеты рекламы медицинских услуг ООО Медицинский центр «Лотос», из которых информация о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста усматривается. Вместе с тем актом осмотра от 23 марта 2016 года зафиксирована выполненная в готовую для распространения форму реклама медицинских услуг ООО Медицинский центр «Лотос», в которой обязательные сведения о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста не воспринимаются для прочтения, то есть фактически отсутствуют.

Как следует из акта № УТ-1821 от 31 декабря 2015 года о приемке выполненных работ (оказанных услуг), а также письменных пояснений ООО «Профмедиа» и ООО «Элефант-Формат» печать рекламы медицинских услуг ООО Медицинский центр «Лотос» осуществило ООО «Элефант-Формат».

С учетом изложенного, приведение информации в готовую для распространения форму осуществило ООО «Элефант-Формат».

Статьей 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Предварительные макеты рекламы медицинских услуг ООО Медицинский центр «Лотос» в части прочтения текста о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста выполнены с учетом его восприятия при ознакомлении с основной информацией, изложенной в рекламе медицинских услуг ООО Медицинский центр «Лотос».

Таким образом, из материалов дела усматривается, что нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», выразившееся в отсутствии в рекламе сведений о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста ввиду невозможности их восприятия при прочтении текста рекламы, допущено при приведении информации в готовую для распространения форму.

Согласно акту № УТ-1821 от 31 декабря 2015 года о приемке выполненных работ (оказанных услуг), а также письменным пояснениям ООО «Профмедиа» и               ООО «Элефант-Формат» рекламопроизводителем является ООО «Элефант-Формат».

Таким образом, ООО «Элефант – Формат», являясь рекламопроизводителем рекламы медицинский услуг ООО Медицинский центр «Лотос», несет ответственность за ее распространение с нарушением части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Фотоматериалов, указывающих, что ООО «Элефант – Формат» прекращено нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» не предоставленно, в связи с чем Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Лотос медицинский центр Родинка или меланома? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», «Лотос медицинский центр. Как связан простатит с числом Пи? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», размещенную на рекламной конструкции расположенной по адресу: город Челябинск, пересечение проспекта Ленина (в центр) и улицы Васенко, у отделения Сбербанка, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 31 августа 2016 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

     ПРЕДПИСАНИЕ

  О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

18 августа 2016 года                                                                                          г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

 

          председатель Комиссии:

<…> – заместитель Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

          члены Комиссии:

<…> – специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

<…> – специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

на основании своего решения от 18 августа 2016 по делу № 32-08/16 о признании ненадлежащей рекламы: «Лотос медицинский центр Родинка или меланома? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», «Лотос медицинский центр. Как связан простатит с числом Пи? Консультация 300 р. Спросите у доктора 220-00-03 подробности по телефону», размещенной на конструкции расположенной по адресу: город Челябинск, пересечение проспекта Ленина (в центр) и улицы Васенко, у отделения Сбербанка, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Элефант - Формат» незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а именно при приведении рекламы медицинских услуг в готовую для распространения форму обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе об указании в рекламе медицинских услуг ООО Медицинский центр «Лотос» информации о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста с учетом возможности ее восприятия для прочтения потребителями рекламы.

2. ООО «Элефант-Формат» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства прекращения размещения ненадлежащей рекламы медицинских услуг ООО Медицинский центр «Лотос» по адресу город Челябинск, пересечение проспекта Ленина (в центр) и улицы Васенко, у отделения Сбербанка до  07 октября 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны