Решение (комиссия) №ВЛ/11847/23 решение от 31 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF7
решение
ООО «СПЕКТР»
МКОУ «Школа № 2» г. Пласта ул. Мамина-Сибиряка, 2а ул. Октябрьская, д. 52
ООО «РТС-Тендер»
Комиссии по осуществлению закупок (извещение № 0369300089923000092) |
Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1999/2023 (№ 388-ж/2023)
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена «28» августа 2023 года
В полном объеме решение изготовлено «31» августа 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<...> | ||
Членов Комиссии: |
<...> | ||
|
<...> |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «СПЕКТР» на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку цифровых лабораторий (извещение № 0369300089923000092), в присутствии:
- представителя МКОУ «Школа № 2» г. Пласта (далее – заказчик) <...>, действующей на основании приказа от 05.08.2009 № 112 «лс»;
- представителя Управления образования Пластовского муниципального района (далее — уполномоченный орган) <...>, действующего на основании доверенности от 02.03.2023 № 3,
в отсутствие представителей ООО «СПЕКТР» (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 22.08.2023 поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку цифровых лабораторий (извещение № 0369300089923000092) (далее – аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 15.08.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта – 3 352 838,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы в электронной версии извещения заказчиком не указаны коды из Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а только соответствие ОКПД2, однако в файле описания объекта закупки, и в проекте контракта заказчиком установлены коды из КТРУ.
Заказчиком установлена таблица требований к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, которая содержит столбец «Показатели, которые не могут изменяться». При составлении заявки на участие в аукционе участник закупки исходит из прямого толкования значения слов «не могут изменяться», то есть показатели, установленные в этом столбе должны быть учтены в заявке без внесения изменений. Однако при заполнении заявки участнику неясно убирать все неточности и допущения или, следуя наименованию столбца, не вносить изменения в неизменяемые характеристики (пример, кейс с ручкой для переноски).
Заказчиком в отношении позиций №№ 1, 2, 3, 4 закупаемого товара установлены дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ и не имеющие обоснования указания иных, отличных от обязательных характеристик, что может свидетельствовать об ограничении конкуренции.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.
Описание объекта закупки составлено исходя из потребности заказчика в соответствии с нормами статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку позиции КТРУ не содержат необходимых заказчику характеристик.
Дополнительные характеристики оборудования, подлежащего к поставке, установлены заказчиком исключительно с целью приобретения оборудования в рамках регионального проекта «Кванториум» в соответствии с инфраструктурным листом, согласованным с Министерством образования и науки Челябинской области (письмо от 08.08.2023 № 8229).
Что касается заполнения заявки с неизменяемыми характеристиками по кейсу, то заказчиком установлена таблица требований к функциональным характеристикам, качественным характеристикам закупаемого товара. При составлении заявки на участие в аукционе участник должен указать характеристику кейса, установленную в таблице, которая не может изменяться. В заявке участнику необходимо выбрать только изменяемые характеристики товара, указав точные значения изменяемых характеристик товара.
Заявитель не указывает, какие характеристики описания объекта закупки, не включенные в соответствующие позиции КТРУ, являются, по его мнению, излишними. Описанию объекта закупки соответствуют модели нескольких производителей, например, releon point «Физ-1» и Orion Lab «Физика-1». Кроме того, согласно проведенному заказчиком анализу рынка от трех потенциальных поставщиков поступили коммерческие предложения, которые соответствуют описанию объекта закупки.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила формирования каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила использования каталога).
Пунктом 1 Правил формирования каталога установлено, что настоящие Правила определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно пункту 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Пунктом 2 Правил использования каталога предусмотрено, что каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу пункта 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка цифровых лабораторий.
Как следует из извещения, закупаемый заказчиком товар отнесен к коду ОКПД2 26.20.40.190. При этом код ОКПД2 26.20.40.190 включен в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что описание объекта закупки сформировано заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку в КТРУ отсутствует позиция по характеристикам в полном объеме соответствующая потребности заказчика, предусмотренная позициями КТРУ комплектация товара не позволяет с достаточной необходимостью определить товар, отвечающий потребностям заказчика, поскольку в них отсутствует требования к составу мультидатчика. Указание характеристик мультидатчика обусловлено тем, что у заказчика уже имеются и используются цифровые лаборатории с мультидатчиками с параметрами, указанными в описании объекта закупки и используются в образовательной деятельности, совместимые уже с имеющимся оборудованием, которые расширяют возможности для реализации дополнительных общеобразовательных программ в целях решения задач профориентации обучающихся на получение инженерных специальностей и специальностей, востребованных в районе.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в материалы дела представителями заказчика, уполномоченного органа не представлено документов и сведений, подтверждающих установление заказчиком характеристик к закупаемому товару в целях обеспечения совместимости с имеющимся у заказчика оборудованием.
Более того, положения пункта 5 Правил использования каталога не содержат условия, предусматривающего возможность установления дополнительных характеристик для обеспечения совместимости оборудования.
Относительно пояснений заказчика о неприменении позиций КТРУ Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание на следующее.
Код ОКПД2 26.20.40.190, указанный заказчиком в извещении об осуществлении закупки, находит отражение в позициях КТРУ 26.20.40.190 – 00000008, 26.20.40.190 – 00000016, 26.20.40.190 – 00000017, 26.20.40.190 – 00000022, формально указанных заказчиком в Приложении № 3 к извещению об осуществлении закупки и не примененных при описании характеристик объекта закупки.
Необходимо отметить, что в силу подпункта «а» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60, документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.
В силу пункта 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Позиции КТРУ 26.20.40.190 – 00000008, 26.20.40.190 – 00000016, 26.20.40.190 – 00000017, 26.20.40.190 – 00000022 включены в каталог 26.08.2020, 13.01.2022, 14.04.2022, а обязательны к применению с 16.05.2022.
По смыслу пункта 7 Правил использования каталога его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП-13829/2022-АК от 07.12.2022 по делу № А60-25355/2022).
Таким образом, отсутствие необходимой заказчику характеристики в позиции КТРУ, соответствующей объекту закупки, не может рассматриваться в качестве законного основания для неисполнения требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.
Относительно пояснений заказчика и уполномоченного органа о том, что дополнительные характеристики оборудования, подлежащего к поставке, установлены заказчиком в соответствии с инфраструктурным листом, согласованным с Министерством образования и науки Челябинской области, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в письме от 08.08.2023 № 8229 Министерство информирует уполномоченный орган о том, что при проведении закупочных процедур необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства РФ; технические и функциональные характеристики закупаемого оборудования формируются заказчиками при составлении технических заданий в соответствии с действующими положениями и правилами использования каталога товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Кроме того, описание объекта закупки, изложенное заказчиком в Приложении № 3 к извещению, не соответствует инфраструктурному листу, направленному уполномоченным органом Министерству образования и науки Челябинской области письмом от 07.08.2023 № 1741 и представленному в распоряжении Комиссии Челябинского УФАС России.
Помимо прочего, описание объекта закупки не соответствует и запросу, направленному заказчиком потенциальным участникам закупки, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, что может свидетельствовать о несопоставимости характеристик закупаемого товара и товара, ценовые предложения на который представлены в коммерческих предложениях, которые, в свою очередь, приняты заказчиком во внимание при анализе рынка.
С учетом изложенного, заказчиком в нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования каталога не применены позиции КТРУ, соответствующие объекту закупки, и в нарушение подпункта «а» пункта 5 Правил использования каталога не соблюден запрет на включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик закупаемого товара, отсутствующих в соответствующей позиции КТРУ.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что неприменение заказчиком при описании объекта закупки позиций КТРУ свидетельствует об ограничении конкуренции не находит своего подтверждения на заседании Комиссии, является недоказанным.
2. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе опубликована в единой информационной системе в содержании Приложения № 4 к извещению об осуществлении закупки.
Описание объекта закупки (пункт 4 Приложения № 3 к извещению) содержит столбец «Показатели, которые не могут изменяться».
Как следует из доводов жалобы, заявителю неясно, каким образом заполнять заявку в части указания значений показателя (наименование характеристики) «кейс с ручкой для переноски».
Вместе с тем, значение указанного показателя отражено в столбце «Показатели, которые не могут изменяться», очевидно из буквального понимания слов «Показатели, которые не могут изменяться» участнику закупки необходимо отразить в своей заявке характеристику в неизменном виде, как указано заказчиком в описании объекта закупки.
Довод заявителя является необоснованным.
Однако Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заказчика, что в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели в инструкции по заполнению заявок целесообразно:
1. указать на раздел и (или) пункт описания объекта закупки, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2. определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3. определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4. сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством РФ о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Указанная позиция изложена в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы от 12.12.2016 «Об установлении требований к инструкции по заполнению заявки».
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «СПЕКТР» на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку цифровых лабораторий (извещение № 0369300089923000092) обоснованной в части неприменения позиций КТРУ, несоблюдения запрета на включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик закупаемого товара, не указанных в позициях КТРУ, в остальной части — необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 Правил использования каталога.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<...> | |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
<...> |
|
|
<...> |
Исп.<...>
2023-13523