Решение (комиссия) №ВЛ/11847/23 решение от 31 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

решение

 

ООО «СПЕКТР»
454008, г. Челябинск, Свердловский пр-кт, д. 2, оф. 207
O9823473614@gmail.com

 

МКОУ «Школа № 2» г. Пласта
457020, Челябинская обл., г. Пласт,

ул. Мамина-Сибиряка, 2а
school2-plast@mail.ru

Управление образования Пластовского муниципального района
457020, Челябинская обл., г. Пласт,

ул. Октябрьская, д. 52
pravovoi-otdel@bk.ru

 

ООО «РТС-Тендер»
121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1
ko@rts-tender.ru

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0369300089923000092)

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1999/2023 (№ 388-ж/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «28» августа 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «31» августа 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «СПЕКТР» на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку цифровых лабораторий (извещение № 0369300089923000092), в присутствии:

- представителя МКОУ «Школа № 2» г. Пласта (далее – заказчик) <...>, действующей на основании приказа от 05.08.2009 № 112 «лс»;

- представителя Управления образования Пластовского муниципального района (далее — уполномоченный орган) <...>, действующего на основании доверенности от 02.03.2023 № 3,

в отсутствие представителей ООО «СПЕКТР» (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 22.08.2023 поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку цифровых лабораторий (извещение № 0369300089923000092) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 15.08.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта 3 352 838,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.

Согласно доводам жалобы в электронной версии извещения заказчиком не указаны коды из Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а только соответствие ОКПД2, однако в файле описания объекта закупки, и в проекте контракта заказчиком установлены коды из КТРУ.

Заказчиком установлена таблица требований к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, которая содержит столбец «Показатели, которые не могут изменяться». При составлении заявки на участие в аукционе участник закупки исходит из прямого толкования значения слов «не могут изменяться», то есть показатели, установленные в этом столбе должны быть учтены в заявке без внесения изменений. Однако при заполнении заявки участнику неясно убирать все неточности и допущения или, следуя наименованию столбца, не вносить изменения в неизменяемые характеристики (пример, кейс с ручкой для переноски).

Заказчиком в отношении позиций №№ 1, 2, 3, 4 закупаемого товара установлены дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ и не имеющие обоснования указания иных, отличных от обязательных характеристик, что может свидетельствовать об ограничении конкуренции.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.

Описание объекта закупки составлено исходя из потребности заказчика в соответствии с нормами статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку позиции КТРУ не содержат необходимых заказчику характеристик.

Дополнительные характеристики оборудования, подлежащего к поставке, установлены заказчиком исключительно с целью приобретения оборудования в рамках регионального проекта «Кванториум» в соответствии с инфраструктурным листом, согласованным с Министерством образования и науки Челябинской области (письмо от 08.08.2023 № 8229).

Что касается заполнения заявки с неизменяемыми характеристиками по кейсу, то заказчиком установлена таблица требований к функциональным характеристикам, качественным характеристикам закупаемого товара. При составлении заявки на участие в аукционе участник должен указать характеристику кейса, установленную в таблице, которая не может изменяться. В заявке участнику необходимо выбрать только изменяемые характеристики товара, указав точные значения изменяемых характеристик товара.

Заявитель не указывает, какие характеристики описания объекта закупки, не включенные в соответствующие позиции КТРУ, являются, по его мнению, излишними. Описанию объекта закупки соответствуют модели нескольких производителей, например, releon point «Физ-1» и Orion Lab «Физика-1». Кроме того, согласно проведенному заказчиком анализу рынка от трех потенциальных поставщиков поступили коммерческие предложения, которые соответствуют описанию объекта закупки.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила формирования каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила использования каталога).

Пунктом 1 Правил формирования каталога установлено, что настоящие Правила определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.

Согласно пункту 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается следующая информация:

а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;

б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);

в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);

г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

д) справочная информация:

коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);

информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);

е) дата включения в каталог позиции;

ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;

з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);

и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Пунктом 2 Правил использования каталога предусмотрено, что каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:

извещении об осуществлении закупки;

приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);

документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);

контракте;

реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В силу пункта 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно пункту 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

Предметом рассматриваемой закупки является поставка цифровых лабораторий.

Как следует из извещения, закупаемый заказчиком товар отнесен к коду ОКПД2 26.20.40.190. При этом код ОКПД2 26.20.40.190 включен в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что описание объекта закупки сформировано заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку в КТРУ отсутствует позиция по характеристикам в полном объеме соответствующая потребности заказчика, предусмотренная позициями КТРУ комплектация товара не позволяет с достаточной необходимостью определить товар, отвечающий потребностям заказчика, поскольку в них отсутствует требования к составу мультидатчика. Указание характеристик мультидатчика обусловлено тем, что у заказчика уже имеются и используются цифровые лаборатории с мультидатчиками с параметрами, указанными в описании объекта закупки и используются в образовательной деятельности, совместимые уже с имеющимся оборудованием, которые расширяют возможности для реализации дополнительных общеобразовательных программ в целях решения задач профориентации обучающихся на получение инженерных специальностей и специальностей, востребованных в районе.

Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в материалы дела представителями заказчика, уполномоченного органа не представлено документов и сведений, подтверждающих установление заказчиком характеристик к закупаемому товару в целях обеспечения совместимости с имеющимся у заказчика оборудованием.

Более того, положения пункта 5 Правил использования каталога не содержат условия, предусматривающего возможность установления дополнительных характеристик для обеспечения совместимости оборудования.

Относительно пояснений заказчика о неприменении позиций КТРУ Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание на следующее.

Код ОКПД2 26.20.40.190, указанный заказчиком в извещении об осуществлении закупки, находит отражение в позициях КТРУ 26.20.40.190 – 00000008, 26.20.40.190 – 00000016, 26.20.40.190 – 00000017, 26.20.40.190 – 00000022, формально указанных заказчиком в Приложении № 3 к извещению об осуществлении закупки и не примененных при описании характеристик объекта закупки.

Необходимо отметить, что в силу подпункта «а» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60, документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.

В силу пункта 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Позиции КТРУ 26.20.40.190 – 00000008, 26.20.40.190 – 00000016, 26.20.40.190 – 00000017, 26.20.40.190 – 00000022 включены в каталог 26.08.2020, 13.01.2022, 14.04.2022, а обязательны к применению с 16.05.2022.

По смыслу пункта 7 Правил использования каталога его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП-13829/2022-АК от 07.12.2022 по делу № А60-25355/2022).

Таким образом, отсутствие необходимой заказчику характеристики в позиции КТРУ, соответствующей объекту закупки, не может рассматриваться в качестве законного основания для неисполнения требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Относительно пояснений заказчика и уполномоченного органа о том, что дополнительные характеристики оборудования, подлежащего к поставке, установлены заказчиком в соответствии с инфраструктурным листом, согласованным с Министерством образования и науки Челябинской области, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в письме от 08.08.2023 № 8229 Министерство информирует уполномоченный орган о том, что при проведении закупочных процедур необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства РФ; технические и функциональные характеристики закупаемого оборудования формируются заказчиками при составлении технических заданий в соответствии с действующими положениями и правилами использования каталога товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Кроме того, описание объекта закупки, изложенное заказчиком в Приложении № 3 к извещению, не соответствует инфраструктурному листу, направленному уполномоченным органом Министерству образования и науки Челябинской области письмом от 07.08.2023 № 1741 и представленному в распоряжении Комиссии Челябинского УФАС России.

Помимо прочего, описание объекта закупки не соответствует и запросу, направленному заказчиком потенциальным участникам закупки, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, что может свидетельствовать о несопоставимости характеристик закупаемого товара и товара, ценовые предложения на который представлены в коммерческих предложениях, которые, в свою очередь, приняты заказчиком во внимание при анализе рынка.

С учетом изложенного, заказчиком в нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования каталога не применены позиции КТРУ, соответствующие объекту закупки, и в нарушение подпункта «а» пункта 5 Правил использования каталога не соблюден запрет на включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик закупаемого товара, отсутствующих в соответствующей позиции КТРУ.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что неприменение заказчиком при описании объекта закупки позиций КТРУ свидетельствует об ограничении конкуренции не находит своего подтверждения на заседании Комиссии, является недоказанным.

 

2. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.

Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе опубликована в единой информационной системе в содержании Приложения № 4 к извещению об осуществлении закупки.

Описание объекта закупки (пункт 4 Приложения № 3 к извещению) содержит столбец «Показатели, которые не могут изменяться».

Как следует из доводов жалобы, заявителю неясно, каким образом заполнять заявку в части указания значений показателя (наименование характеристики) «кейс с ручкой для переноски».

Вместе с тем, значение указанного показателя отражено в столбце «Показатели, которые не могут изменяться», очевидно из буквального понимания слов «Показатели, которые не могут изменяться» участнику закупки необходимо отразить в своей заявке характеристику в неизменном виде, как указано заказчиком в описании объекта закупки.

Довод заявителя является необоснованным.

Однако Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заказчика, что в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели в инструкции по заполнению заявок целесообразно:

1. указать на раздел и (или) пункт описания объекта закупки, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2. определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3. определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4. сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством РФ о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

Указанная позиция изложена в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы от 12.12.2016 «Об установлении требований к инструкции по заполнению заявки».

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СПЕКТР» на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку цифровых лабораторий (извещение № 0369300089923000092) обоснованной в части неприменения позиций КТРУ, несоблюдения запрета на включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик закупаемого товара, не указанных в позициях КТРУ, в остальной части — необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 Правил использования каталога.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

<...>  

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

 

2023-13523

 

 

Связанные организации

Управление образования Пластовского МР
ИНН 7416001448, ОГРН 1027401029512
МБОУ "Школа № 2" г. Пласта
ИНН 7416001180, ОГРН 1027401029556
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "СПЕКТР"
ИНН 7448225232, ОГРН 1207400021036