Определение б/н Определение о ВД от 11 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 074/05/5-2859/2023

 

11 декабря 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) <...>, рассмотрев заявление и материалы по факту распространения по телевидению в г. Челябинске рекламных роликов о распродаже белорусской обуви на телеканале, с признаками нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»).

УСТАНОВИЛ:

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление физического лица (от 11.10.2023 вх. № 13506-ЭП/23) по факту распространения по телевидению в г. Челябинске рекламных роликов о распродаже белорусской обуви.

Заявителем пояснено, что рекламные ролики распространялись на телеканале «МИР». В качестве доказательств заявителем представлены фотографии, видеозапись фрагментов транслирующихся рекламных роликов, а также фотографии плакатов, размещенных в холле дворца культуры Железнодорожников по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 54. Заявитель также указывает, что по факту реализации данной обуви проведена проверка Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области, по результатам которой установлено ряд нарушений.

В дополнение в качестве доказательств заявителем представлены видеозаписи рекламных роликов, транслирующихся 14.10.2023 на телеканале «РЕН ТВ» (от 16.10.2023 вх. № 13680-ЭП/23).

Челябинским УФАС России направлен запрос ЗАО «М<...> (от 11.10.2023 исх. № АК/14023/23) о представлении необходимых документов и сведений.

ЗАО «М<...> представлены пояснения, согласно которым между Обществом и ООО «Н<...>  заключен Агентский договор № НРА-79/1216 от 06.12.2016. ООО «Н<...>, являясь Агентом ЗАО «М<...>», заключило с ООО «А<...> Договор № ОП-221215-159ЕКТ от 15.12.2022, в соответствии с которым осуществлялось размещение региональной рекламы. ЗАО «М<...> также представлены видеозаписи рекламных роликов, транслирующихся в эфире телеканала «Мир» в г. Челябинске.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен просмотр представленных видеозаписей рекламных роликов, по результатам которого установлено, что на телевидении в г. Челябинске транслировались рекламные ролики следующего содержания:

- «Распродажа обуви для проблемных ног 14-20 августа 2023 г. ДК Железнодорожников г. Челябинск ул. Цвиллинга, 54 Производство Белоруссия, Россия, Импорт 0+ Срок проведения распродажи: с 14.08.2023 г. по 20.08.2023 г. Организатор: ИП О<...> ОГРНИП <...>… Мероприятие проводится в соответствии с требованиями Роспотренадзора» (далее — реклама №1);

- «Распродажа Могилевской обуви с 25 сентября по 01 октября вся обувь от 990 руб. г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 54 ДК Железнодорожников 0+ Срок проведения распродажи: с 25.09.2023 г. по 01.10.2023 г. Производство: Республика Беларусь, РФ и др. Организатор: ИП О<...> ОГРНИП <...>...» (далее — реклама №2);

- «Белорусская ярмарка в ДК Железнодорожников только 7 дней! 9-15 октября 2023 г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 54 0+ Ярмарка коммерческое наименование выставки проводимой ИП О<...> ОГРНИП <...>. Срок проведения: с 09.10.2023 г. по 15.10.2023 г. Производство Республика Беларусь, РФ и др...» (далее — реклама №3);

- «с 10:00 до 19:00 с 16 по 22 октября г. Челябинск ул Сталеваров 26 (Вход слева от Аптеки) Теплотехнический институт, пр. Победы 168. Акция действует с 16.10.2023 г. по 22.10.2023 г. Количество товаров ограничено. Подробности об организаторе акции, правилах ее проведения, количестве товаров, размере скидок, сроках, месте и порядке их получения уточняйте у продавцов...» (реклама № 4);

- «с 10:00 до 19:00 с 16 по 21 октября г. Челябинск Банкет Холл «Версаль», ул. Дзержинского 93, Торговый Комплекс, ул. Чичерина 25 Б. Акция действует с 16.10.2023 г. по 21.10.2023 г. Количество товаров ограничено. Подробности об организаторе акции, правилах ее проведения, количестве товаров, размере скидок, сроках, месте и порядке их получения уточняйте у продавцов...» (реклама № 5);

- «Белорусская ярмарка только 7 дней! 16-22 октября 2023 г. Челябинск ул. Цвиллинга, 54 ДК Железнодорожников 0+ Ярмарка коммерческое наименование выставки проводимой ИП О<...> ОГРНИП <...>. Срок проведения: с 16.10.2023 г. по 22.10.2023 г. Производство Республика Беларусь, РФ и др...» (далее — реклама № 6);

ООО «А<...>представлены сведения, в соответствии с которыми заказчиком рекламы № 1-3 является индивидуальный предприниматель О<...> (ИНН <...>) на основании Договора № АМУ-230810-0388ЧЛБ от 10.08.2023. Согласно представленным Приложениям к указанному Договору рекламные ролики транслировались в период с 01.08.2023 по 31.08.2023 на следующих медиаресурсах: «Россия1», «5 канал», «Домашний», «ТВ Центр», «Звезда», «Мир»; в период с 01.09.2023 по 30.09.2023 на следующих медиаресурсах: «Россия1», «5 канал», «Домашний», «Звезда», «Мир»; в период с 01.10.2023 по 31.10.2023 на медиаресурсах: «Россия1», «5 канал», «Домашний», «ТВ Центр», «ТВ3», «Звезда», «Мир».

Челябинским УФАС России направлен запрос Филиалу ОАО «РЖД» <...> (от 11.10.2023 исх. № АК/14061/23) о представлении необходимых документов и сведений.

Филиалом ОАО «РЖД» <...> представлены пояснения, согласно которым договоры аренды нежилого помещения заключены между ИП В<...> и ОАО «РЖД» с 14.08.2023 по настоящее время.

Челябинским УФАС России направлен запрос ИП В<...> о представлении необходимых документов и сведений (от 03.11.2023 исх. № НМ/15193/23), ответ на который в установленный срок не поступил.

Челябинским УФАС России направлены запросы ИП О<...> о представлении необходимых документов и сведений (от 10.11.2023 исх. № НМ/15521/23, от 20.11.2023 исх. № НМ/15921/23).

ИП О<...> представлены пояснения, согласно которым между им и ИП В<...> заключены договоры аренды № 2023/08 от 14.08.2023, № 2023/09 от 25.09.2023, № 2023/10 от 09.10.2023. В соответствии с указанными договорами ИП О<...> арендует нежилое помещение в ДК Железнодорожников в периоды: с 14.08.2023 по 20.08.2023, с 25.09.2023 по 01.10.2023, с 09.10.2023 по 15.10.2023. В указанные периоды фактов реализации товаров не было. Продажа товаров также производится дистанционным путем. ИП О<...> также указывает о необходимости запроса у оператора системы «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК», у которого содержится актуальная информация о движении, остатках товаров, подлежащих обязательной маркировке. Прямых договоров с хозяйствующими субъектами, осуществляющих производство обуви, у ИП О<...>отсутствуют, поскольку приобретение товаров происходит через иных лиц.

Рассмотрев заявление и материалы, антимонопольный орган приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Согласно позиции ФАС России под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о возможности приобретения товаров в определенном месте или в течение определенного срока.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

 

Так, на телевидении в г. Челябинске транслировались ролики, содержащие информацию о проведении распродажи обуви, в том числе из Республики Белоруссии, сроке проведения, месте её проведения, а также об организаторе данного мероприятия. Ролики содержали звуковое сопровождение, текст и изображения товаров.

Рассматриваемые ролики являются рекламой, поскольку распространяются посредством регионального телевидения, доступны неопределенному кругу лиц, способствуют формированию и поддержанию интереса к проводимому мероприятию, его товарам, а также продвижению на рынке, что свидетельствует об отнесении в совокупности данной информации к рекламе.

В рассматриваемых рекламах № 1-6 содержится указание, что местом производства является, в том числе Республика Белоруссия. Кроме того, в рекламах № 1-3 содержится формулировка о том, что мероприятие проводится в соответствии с требованиями Роспотренадзора.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих место производства реализуемых товаров, а также соответствие мероприятия требованиям Роспотребнадзора ИП О<...>, не представлены.

ИП О<...> неоднократно указано об отсутствии фактов реализации товаров в периоды: с 14.08.2023 по 20.08.2023, с 25.09.2023 по 01.10.2023, с 09.10.2023 по 15.10.2023. Вместе с тем, документы и сведения, имеющиеся в материалах свидетельствует об обратном.

Учитывая изложенное, в рассматриваемых рекламных роликах могут содержаться признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В рассматриваемых рекламных роликах также содержатся формулировки: «только 7 дней», а также указываются периоды проведения распродажи, что способствует созданию у потенциальных потребителей впечатления о единоразовом, кратковременном мероприятии, следовательно, намеренно формирует у потребителя желание незамедлительно рассмотреть возможность приобретения реализуемых продавцом товаров ввиду окончания сроков проведения мероприятия и отсутствия в будущем возможности приобретения товаров.

Вместе с тем, учитывая периодичность трансляции рекламных роликов, а также наличие заключенных договоров аренды нежилого помещения, информация о кратковременном мероприятии не соответствуют действительности, следовательно, может содержать признаки нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемых рекламных роликов является индивидуальный предприниматель О<...> (ОГРНИП <...>).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 074/05/5-2859/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Продлить срок рассмотрения дела 074/05/5-2859/2023 до 11 марта 2024 года.

3. Назначить дело 074/05/5-2859/2023 к рассмотрению на 18 января 2024 на 14 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

4. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ИП О<...>

- заинтересованное лицо — ИП В<...>

5. ИП О<...>представить в Челябинское УФАС России в срок до 16 января 2024 года надлежащим образом заверенные документы и сведения:

5.1) письменные пояснения по факту заказа рекламы № 1-3 на телевидении о проведении распродаж и ярмарок в Дворце культуры Железнодорожников по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 54 в периоды: с 14 по 20 августа, с 25 сентября по 01 октября, с 9 по 15 октября текущего года, заключения договоров на аренду помещения с ИП В<...>., когда факты реализации товаров отсутствовали, с указанием причин, с приложением подтверждающих документов;

5.2) копии всех заключенных договоров аренды на проведение распродаж и ярмарок обуви, в том числе местом производства которой является Республика Белоруссия, в г. Челябинске в период с августа по декабрь 2023 года;

5.3) письменные пояснения по факту указания в рекламах № 1-3, в том числе посредством звукового сопровождения о соответствии организованной торговли требованиям Роспотребнадзора, с приложением подтверждающих документов;

5.4) письменные пояснения по факту осуществления продажи товаров, в том числе обуви, местом производства которой является Республика Белоруссия, дистанционным способом, с указанием сайтов, сообществ и иное;

5.5) сведения о наличии договоров с иными лицами (организациями, посредниками) на приобретение товаров, в том числе обуви, местом производства которой является Республика Белоруссия, с приложением подтверждающих документов;

5.6) письменные пояснения по факту использования в рекламных роликах формулировки «только 7 дней», а также указания периодов проведения распродажи, с учетом периодичности трансляции рекламных роликов на телевидении, а также наличия заключенных договоров аренды нежилого помещения, с приложением подтверждающих документов;

5.7) письменные пояснения по факту заказа реклам 4-6 на телеканале «РЕН ТВ» в г. Челябинске, с приложением подтверждающих документов (например, договоры, соглашения, акты и иные документы);

5.8) информацию о наличии договорных отношений с лицами по факту организации распродаж и ярмарок в период с 16 по 22 октября по адресам: г. Челябинск, ул Сталеваров 26, пр. Победы 168 (Теплотехнический институт), ул. Дзержинского 93 (Банкет Холл «Версаль»), ул. Чичерина 25 Б (Торговый Комплекс), ул. Цвиллинга, 54 (ДК Железнодорожников), с приложением подтверждающих документов (например, договоры, соглашения и иное);

5.9) информацию о товарах, реализованных в распродажах, осуществляемых в период с 16 по 22 октября по адресам: г. Челябинск, ул Сталеваров 26, пр. Победы 168 (Теплотехнический институт), ул. Дзержинского 93 (Банкет Холл «Версаль»), ул. Чичерина 25 Б (Торговый Комплекс), ул. Цвиллинга, 54 (ДК Железнодорожников), с указанием наименования, характеристик и т. д., с приложением подтверждающих документов;

5.10) иные документы и сведения, имеющие значения для рассмотрения настоящего дела.

6. ИП В<...>. представить в Челябинское УФАС России в срок до 16 января 2024 года надлежащим образом заверенные документы и сведения:

6.1) копии всех заключенных договоров аренды на проведение распродаж и ярмарок обуви в г. Челябинске, в том числе в ДК Железнодорожников в период с августа по декабрь 2023 года;

6.2) письменные пояснения по факту заключения договоров аренды нежилого помещения в ДК Железнодорожников с ИП О<...>., с учетом того, что договоры аренды заключены между ИП В<...> и ОАО «РЖД»;

6.3) сведения о фактически осуществляемой деятельности в нежилом помещении в ДК Железнодорожников в периоды: с 14 по 20 августа, с 25 сентября по 01 октября, с 9 по 15 октября текущего года, с приложением подтверждающих документов;

6.4) иные документы и сведения, имеющие значения для рассмотрения настоящего дела.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей, их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации Ваших прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны