Предупреждение №ВЛ/9879/22 предупреждение № 06-04/2022 по статье 14.2 ФЗ от 22 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Индивидуальному предпринимателю

<…>

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 06-04/2022

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

18 августа 2022 года                                                                                                                             г. Челябинск

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) из Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее – Уральское ГУ Банка России) поступили материалы проверки вх. № 10275/22 от 01.08.2022 в отношении индивидуального предпринимателя <…> ( далее – ИП <…>), осуществляющего деятельность в комиссионном магазине «Победа» и использующего во внешнем оформлении входной группы торговых объектов в городе Магнитогорске по адресам:

пр. Карла Маркса, д. 82,

пр. Карла Маркса, д. 115,

пр. Карла Маркса, д. 42,

ул. Чкалова, д. 19

сведений «ЛОМБАРД».

Из представленных акта осмотра, фотоматериалов усматривается, что:

входная группа комиссионного магазина «Победа» по адресу пр. Карла Маркса, д. 82 на стекле окна содержит сведения «…ЛОМБАРД»,

входная группа комиссионного магазина «Победа» по адресу пр.Карла Маркса, д. 42 содержит конструкцию со словосочетанием «мы лучше чем ЛОМБАРД», на стекле окна присутствуют сведения «…ЛОМБАРД»,

входная группа комиссионного магазина «Победа» по адресу ул. Чкалова, д. 19 содержит конструкцию со словосочетанием «мы лучше чем ЛОМБАРД».

На стекле входной двери присутствует информация: ИП <…>, Самарская область, городской округ Самара, г. Сызрань, ул. Связи, д. 4

Факт осуществления деятельности ИП <…> в городе Магнитогорске установлен Уральским ГУ Банка России в ходе проверки и подтверждается копией договора комиссии № 00-МК82-ООО между ИП <…> и физическим лицом.

Рассмотрение материалов позволяет прийти к следующим выводам.

По данным из ЕГРИП ИП <…> (ИНН 681501812394, ОРГИП 321631200051200) зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 20 по Самарской области 13.09.2021.

Основным видом деятельности ИП <…> является 47.79 Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах.

Дополнительные виды деятельности:

46.12.22 Деятельность агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах;

46.72.23 Торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами;

46.76.4 Торговля оптовая драгоценными камнями;

46.77 Торговля оптовая отходами и ломом;

47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах;

47.75 Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах;

96.09.1 Деятельность по оказанию услуги по скупке у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

В силу пункта 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 №18026, далее – Порядок) по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.6 настоящего Порядка.

Согласно пункту 10.6 Порядка анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Временной интервал исследования товарного рынка определен с 13.09.2021 (дата регистрации ИП <…>) до даты вынесения предупреждения 18.08.2022.

Продуктовые границы рынка установлены в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ИП <…>

Продуктовые границы товарного рынка, в данном случае 47.79 Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах.

Географические границы рынка - город Магнитогорск на территории которого было выявлено нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

На территории города Магнитогорска по данным рубрики «Комиссионные магазины» справочной программы «2 ГИС. Магнитогорск» осуществляют деятельность организации:

Первый комиссионный магазин (ИП Овчинников А.П.), ул. Грязнова, д. 1;

ЦентрКом (ИП Пилипушко С.В.), ул. Завенягина, 7 а;

Комиссионный магазина «Победа», пр. Карла Маркса, д. 42, д. 115, д. 82, ул. Чкалова, д. 19.

В силу указанных положений указанные лица и ИП <…> являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке (рынок торговли розничной бывшими в употреблении товарами в магазинах) в пределах одних географических границ - город Магнитогорск, следовательно являются конкурентами по отношению друг к другу.

Таким образом, рынок торговли розничной бывшими в употреблении товарами в магазинах на территории города Магнитогорска является конкурентным.

По данным рубрики «Комиссионные магазины» справочной программы «2 ГИС. Магнитогорск» комиссионные магазины «Победа» расположены по 4 адресам в городе Магнитогорске:

пр. Карла Маркса, д. 82,

пр. Карла Маркса, д. 115,

пр. Карла Маркса, д. 42,

ул. Чкалова, д. 19

Контактный номер телефона +7 (3519) 51‒04‒02.

Здесь же размещены фото входных групп магазинов, в том числе со словом «Ломбард».

По материалам Уральского ГУ Банка России деятельность в комиссионном магазине «Победа» в городе Магнитогорске по адресам: пр. Карла Маркса, д. 82, 115, 42, ул. Чкалова, д. 19 осуществляет ИП <…> в рамках договоров комиссии.

ИП <…> использует во внешнем оформлении входных групп торговых объектов информационный носитель со словом «ЛОМБАРД».

В связи с этим распространенная информация со словом «ЛОМБАРД» не подпадает под действие Федерального закона «О рекламе» и подлежит рассмотрению на соответствие требованиям Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со статьей 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

В соответствии со статьей 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Согласно Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 (ред. от 04.10.2012) под комиссионером понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи.

В силу статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». Ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.

Таким образом, природа услуг комиссионного магазина «Победа», в которых осуществляет деятельность ИП <…>, принимающий товары на комиссию и реализующий эти товары по договору розничной купли-продажи и природа услуг ломбардов различны.

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц)-конкурентами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Добросовестность (добропорядочность) позволяет установить, осуществлено ли рассматриваемое поведение в допустимых пределах осуществления гражданских прав; выход за допустимые пределы будет рассматриваться в качестве недобросовестного (недобропорядочного).

Разумность позволяет установить соответствие поведения определенного хозяйствующего субъекта деперсонализированным стандартам ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота; очевидное отклонение поведения такого участника будет свидетельствовать о неразумности.

Справедливость означает наличие равных возможностей для участия в гражданском обороте; несправедливость будет выражаться в создании необоснованных условий реализации контрагентами своих гражданских прав.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В действиях ИП <…> по использованию во внешнем оформлении входной группы комиссионных магазинов «Победа» в городе Магнитогорске по адресам: пр. Карла Маркса, д. 82, 115, 42, ул. Чкалова, д. 19 информационных носителей со словом «ЛОМБАРД» содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1.Действия ИП <…> затрагивают права и законные интересы иных участвующих на рынке хозяйствующих субъектов и потребителей.

2.Действия ИП <…> направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности не за счет собственных экономических ресурсов, а за счет введения в заблуждение потребителей относительно характеристик, оказываемых комиссионным магазином услуг.

3. Такие действия ИП <…> противоречат требованиям Федерального закона «О ломбардах», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

4. Распространение недостоверных сведений «ЛОМБАРД» способно ввести потребителей в заблуждение относительно предоставляемых ИП <…> услуг и привести к неполучению доходов в виде упущенной выгоды организаций, оказывающих услуги ломбардов, которое на законных основаниях получили право использования сведений «ломбард».

Использование ИП <…> во внешнем оформлении входной группы комиссионных магазинов «Победа» в городе Магнитогорске по адресам: пр. Карла Маркса, д. 82, 115, 42, ул. Чкалова, д. 19 информационных носителей со словом «ЛОМБАРД» содержит признаки нарушения пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В связи с выявленным фактом использования <…> во внешнем оформлении входной группы торговых объектов – комиссионный магазин «Победа» в городе Магнитогорске по адресам: пр. Карла Маркса, д. 82, 115, 42, ул. Чкалова, д. 19 с признаками нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Челябинское УФАС России предупреждает ИП <…> о необходимости прекращения указанных действий путем:

удаления сведений «ЛОМБАРД» из оформления входных групп комиссионного магазина «Победа» в городе Магнитогорске по адресам: пр. Карла Маркса, д. 82, 115, 42, ул. Чкалова, д. 19,

замены фотоматериалов входных групп комиссионного магазина «Победа» в городе Магнитогорске по адресам: пр. Карла Маркса, д. 82, 115, 42, ул. Чкалова, д. 19 со словом «Ломбард» в рубрике «Комиссионные магазины» справочной программы «2 ГИС. Магнитогорск» на иные, не содержащие слова «ЛОМБАРД»,

в срок до 19 сентября 2022 года, но не позднее 10 рабочих дней со дня получения настоящего предупреждения.

О принятых мерах по устранению признаков нарушения пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции и о выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (перечень адресов комиссионного магазина «Победа», в которых осуществляет деятельность ИП <…> с приложением правоустанавливающих документов на помещения магазинов (договор аренды и т.п.), фотоматериалы входных групп данных магазинов без сведений «ЛОМБАРД», скрин-шоты справочной программы «2 ГИС. Магнитогорск» с фото магазинов без сведений «ЛОМБАРД» и т.д.).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Вр.и.о. руководителя <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны