Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ... от 13 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Уральская энергосбытовая компания»

454091, г. Челябинск,

пр. Ленина, 28Д, эт./пом. 6/7

454084, г. Челябинск,

ул. Калинина, д. 7

corp@uralsbyt.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

09 апреля 2020 года г. Челябинск

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) рассмотрено заявление Главы Нязепетровского городского поселения Челябинской области на действия ООО «Уралэнергосбыт», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением.

Челябинским УФАС России установлено, что ООО «Уралэнергосбыт» направило в адрес Администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской области (далее – Администрация) предложение о заключении договора энергоснабжения.

В ответ на письмо Администрация направила в адрес ООО «Уралэнергосбыт» проект договора купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в электрических сетях.

В ответ ООО «Уралэнергосбыт» сообщило Администрации об оставлении направленного Администрацией письмом от 08.10.2019 проекта договора без рассмотрения и направило в адрес потребителя договор энергоснабжения.

В своем заявлении Глава Администрации указывает, что предлагаемая гарантирующим поставщиком форма договора энергоснабжения неприемлема для иных владельцев сети, к которым относится МО «Нязепетровское городское поселение» и уместна только для потребителей, имеющих энергопринимающие устройства.

Материалами обращения установлено, что Администрации принадлежат энергопринимающие устройства, через которые присоединено 58 энергопринимающих устройств транзитных потребителей, среди которых три юридических лица и 55 частных домовладений.

Изучив имеющиеся материалы, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

  1. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке поставки (реализации) электрической энергии (мощности) гарантирующим поставщиком на территорию Челябинской области в границах зоны деятельности ООО «Уралэнергосбыт» за 2019 год.

По результатам проведенного Челябинским УФАС России анализа состояния конкуренции на данном товарном рынке ООО «Уралэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке поставки (реализации) электрической энергии (мощности) гарантирующим поставщиком на территорию Челябинской области в границах зоны деятельности ООО «Уралэнергосбыт» с долей более 50% (код ОКВЭД – 35.30).

Таким образом, ООО «Уралэнергосбыт» в силу своего доминирующего положения на рынке обязано соблюдать запреты, установленные в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Заключение договоров с потребителями осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

В соответствии с абзацами 4, 5 пункта 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.

Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.

Согласно Разделу III Основных положений электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности):

- договор энергоснабжения;

- договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

В соответствии с пунктами 34, 35 Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 Основных положений.

Из системного толкования пунктов 34, 38, 39 Основных положений следует, что именно потребитель вправе выбрать вид договора.

Гарантирующий поставщик не наделен правом одностороннего выбора вида заключаемого договора, а, следовательно, и не наделен правом в одностороннем порядке принимать решение за потребителя о виде договора необходимого потребителю.

При этом, в соответствии с пунктом 129 Основных положений потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются иными владельцами в рамках заключенных ими договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, Администрация Нязепетровского городского поселения как потребитель вправе выбрать вид договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), в том числе договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь в электрических сетях.

При этом, с учетом пункта 129 Основных положений Администрация Нязепетровского городского поселения должна в целях оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии заключить также соответствующий договор с сетевой организацией.

  1. Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно заявлению Главы Администрации Нязепетровского городского поселения 08.10.2019 Администрация направила в адрес гарантирующего поставщика письмо в целях заключения договора купли-продажи электрической энергии, с приложением проекта такого договора.

Письмом от 11.10.2019 ООО «Уралэнергосбыт» сообщило Администрации об оставлении направленного Администрацией письмом от 08.10.2019 проекта договора без рассмотрения и направило в адрес потребителя договор энергоснабжения от 01.07.2019 № 74160550000919.

Челябинское УФАС России отмечает, как указано ранее из системного толкования пунктов 34, 38, 39 Основных положений следует, что именно потребитель вправе выбрать вид договора.

Гарантирующий поставщик не наделен правом одностороннего выбора вида заключаемого договора, а, следовательно, и не наделен правом в одностороннем порядке принимать решение за потребителя о виде договора необходимого потребителю.

Вместе с тем, ООО «Уралэнергосбыт» в нарушение норм действующего законодательства, оставило предложенный потребителем проект договора купли-продажи электрической энергии без рассмотрения и направило в его адрес договор энергоснабжения, то есть уклонилось от заключения договора купли-продажи электрической энергии.

При этом, доказательством уклонения ООО «Уралэнергосбыт» является направление в адрес Администрации письма от 11.10.2019 об оставлении проекта договора купли-продажи электрической энергии без рассмотрения.

Препятствий неопределимой силы для заключения гарантирующим поставщиком с Администрацией договора купли-продажи электрической энергии материалами заявления не установлено.

Довод ООО «Уралэнергосбыт» о том, что Администрация не обладает статусом сетевой организации, в связи с чем, в ее адрес направлен договор энергоснабжения, заключаемый в целях компенсации потерь, как иному владельцу объектов электросетевого хозяйства, является необоснованным.

В соответствии с абзацем 5 пункта 4 Основных положений иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии и выступают в этом случае как потребители.

Согласно пункту 34 Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора.

Таким образом, в рассматриваемом случае Администрация вправе заключить с гарантирующим поставщиком договор купли-продажи электрической энергии.

Вина ООО «Уралэнергосбыт» выражается в том, что у общества имелась возможность заключить с Администрацией договор купли-продажи электрической энергии, однако ООО «Уралэнергосбыт» уклонилось от заключения такого договора и направило в адрес потребителя договор энергоснабжения, направленность указанных действий свидетельствует о намеренном совершении противоправных действий.

Следовательно, ООО «Уралэнергосбыт», используя свою рыночную власть, совершает действия, которые приводят к негативным последствиям для конкуренции и непосредственному причинению ущерба потребителю, а именно несение расходов на оплату не потребленной электрической энергии.

Более того, указанные действия ООО «Уралэнергосбыт» приводят к ущемлению интересов не только Администрации, но и неопределенного круга потребителей, чьи энергопринимающие устройства технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства Администрации.

Таким образом, действия ООО «Уралэнергосбыт» по уклонению от заключения договора купли-продажи электрической энергии с Администрацией, содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

4. В связи с наличием в действиях ООО «Уралэнергосбыт» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Уралэнергосбыт» о необходимости прекращения указанных действий, а именно:

1) с момента получения предупреждения антимонопольного органа прекратить уклонение от заключения договора купли-продажи электрической энергии с Администрацией Нязепетровского городского поселения;

2) заключить с Администрацией Нязепотровского городского поселения договор поставки электрической энергии в соответствии с заявкой потребителя при условии поступления в адрес ООО «Уралэнергосбыт» соответствующей заявки Администрации Нязепетровского городского поселения о заключении договора поставки электрической энергии.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Руководитель <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны