Решение б/н Решение по жалобе № 33-03-18.1/2016 ООО «АЛАРМ» от 5 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе №  33-03-18.1/2016

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 27 апреля 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

«***» – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

«***» — начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

«***» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 33-03-18.1/2016 по жалобе ООО «АЛАРМ» на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) (далее - ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ») при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для охранно-пожарной сигнализации (извещение № 31603474631), в присутствии представителей ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ», ООО «АЛАРМ»;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «АЛАРМ» на действия ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (далее также - Заказчик, Учреждение) при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для охранно-пожарной сигнализации (извещение № 31603474631).

В жалобе ООО «АЛАРМ» (далее также - податель жалобы, общество) изложено следующее.

28.03.2016 на официальном сайте закупок в сети интернет было размещено извещение № 31603474631 о проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку оборудования для охранно-пожарной сигнализации для ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ».

ООО «АЛАРМ» подало заявку на участие в данном аукционе.

20.04.2016 по результатам рассмотрения заявка общества была отклонена в связи с ее несоответствием требованиям документации об аукционе (пункт 11.3.4 документации об аукционе).

При этом, в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 20.04.2016 № А-223-652 указано следующее.

Согласно пунктам 2.2.8, 9.2.1 аукционной документации участник закупки в составе заявки предоставляет декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме 3.4 части 3 «Форма заявки». Формой заявки предусмотрено заполнение декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства с обязательным заполнением пунктов 1-7 таблицы - сведений о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также сведений о производимых товарах, работах, услугах и видах деятельности.

Участником закупки представлена декларация о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, не соответствующая требованиям, установленным в аукционной документации, а именно: не указаны сведения о видах деятельности юридического лица согласно учредительным документам и т.д. с указанием кодов ОКВЭД2 и ОКПД2, сведения о производимых товарах, работах, услугах с указанием кодов ОКВЭД2 и ОКПД2 (обязательные для заполнения пункты 6, 7 таблицы декларирования о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства).

ООО «АЛАРМ» несогласно с данными выводами аукционной комиссии, поскольку заявка общества содержала все необходимые документы, все поля справки были заполнены.

Кодов ОКВЭД2 и ОКПД2 согласно учредительным документам у общества не имеется, в связи с чем в пунктах 6, 7 таблицы декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства обществом было указано «нет».

На заседании Комиссии представитель ООО «АЛАРМ» поддержал доводы, изложенные в поданной жалобе.

Представитель ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» представил письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснил следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положением закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (далее - Положение о закупке), постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление № 1352) Университетом была разработана аукционная документация на поставку оборудования для охранно-пожарной сигнализации, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Постановлением № 1352 установлена обязанность участника закупки декларировать в заявке на участие в закупке свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе установлена обязательная форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 11 Постановления № 1352 установлено, что участники закупки представляют декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме, установленной Постановлением № 1352.

В пункте 9.1 аукционной документации установлено, что участниками настоящего открытого аукциона в электронной форме могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 2.2.8 аукционной документации заявка на участие в аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 9.2.1 аукционной документации указанная декларация подается в составе заявки по ФОРМЕ 3.4 ЧАСТИ 3 «Форма заявки».

Формой заявки предусмотрено заполнение декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам, малого и среднего предпринимательства с обязательным заполнением пунктов 1-7 таблицы сведений о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также сведений о видах деятельности юридического лица и сведений о производимых товарах, работах, услугах.

ООО «АЛАРМ» представлена декларация о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, не соответствующая требованиям, установленным в аукционной документации, а именно: не указаны сведения о видах деятельности юридического лица согласно учредительным документам с указанием кодов ОКВЭД2 и ОКПД2, также не указаны сведения о производимых товарах, работах, услугах, с указанием кодов ОКВЭД2 и ОКПД2.

Участник закупки в декларации о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства должен был указать виды деятельности юридического лица согласно учредительным документам, однако эти сведения обществом не представлены в пунктах 6,7 таблицы декларирования, являющихся обязательными для заполнения в соответствии с требованиями Постановления № 1352.

Учитывая изложенное, заявка ООО «АЛАРМ» отклонена правомерно, поскольку представленная обществом декларация о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства не соответствует требованиям, установленным в аукционной документации.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба ООО «АЛАРМ» является необоснованной по следующим основаниям.

1. Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках, целями регулирования которого являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Таким образом, Закон о закупках, определяя основные принципы и требования, но не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения

При этом заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, условия применения, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

Положение о закупке ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) утверждено Заместителем министра образования и науки Российской Федерации 13.02.2014.

Разделом 3 Положения о закупке установлены следующие способы закупок:

- путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме;

- без проведения торгов (запрос предложений, запрос цен, прямая закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя).

Разделы 4, 5 Положения о закупке устанавливают общие требования к участникам закупки, к содержанию извещения о закупке и документации о закупке.

Согласно пункту 5.2.1 в документации о закупке указываются, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, условия допуска к участию в закупке.

Особенности проведения аукциона установлены пунктом 6.4 Положения о закупке.

В соответствии с подпунктом 6.4.2 раздела 6 Положения требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе указываются в аукционной документации с учетом норм Положения о закупке.

Пункт 6.4 Положения не определяет условия допуска к участию в аукционе, однако в соответствии с подпунктом 6.4.1 Положения ко всему, что не оговорено в настоящем пункте Положения, применяются нормы о проведении открытого одноэтапного конкурса.

Правила проведения конкурса установлены пунктом 6.2 Положения о закупке.

Из содержания подпункта 6.2.4.2 Положения следует, что порядок и основания допуска и отказа в допуске устанавливаются в закупочной документации.

Согласно пункту 2.2.8  аукционной документации в составе заявки также подаются документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, а именно:

а) декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства, подтверждающая соответствие участника закупки требованиям, установленным в подпункте 9.2.1 документации;

б) копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, обязательным требованиям, установленным в подпунктах 9.2.3 - 9.2.9 документации;

в) документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в документации о запросе цен  установлены квалификационные требования к участникам закупки (подпункт 9.3 документации).

В разделе 9 документации о запросе цен установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 9.1 документации участниками настоящего аукциона могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Постановлением № 1352.

Согласно пункту 11 Постановления № 1352 участники закупки обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - декларация), установлена Постановлением № 1352.

В пункте 9.2.1 документации установлено, что декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства представляется в составе заявки по форме 3.4 части 3 «Форма заявки».

Форма декларации, установленная в аукционной документации, соответствует форме декларации, установленной Постановлением № 1352.

Согласно пункту 11.3 аукционной документации участник закупки не допускается к участию в аукционе в случаях:

11.3.1) непредоставления документов и сведений, предусмотренных пунктом 2.2 документации, или предоставления недостоверных сведений (информации);

           11.3.2) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в разделе 9 аукционной документаци;

11.3.3) непредставления документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в закупке;

11.3.4) несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям аукционной документации.

ООО «АЛАРМ» представлена декларация о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, не соответствующая требованиям, установленным в аукционной документации, а именно: в пунктах 6, 7 таблицы не указаны сведения о видах деятельности юридического лица согласно учредительным документам с указанием кодов ОКВЭД2 и ОКПД2, сведения о производимых товарах, работах, услугах, с указанием кодов ОКВЭД2 и ОКПД2, что является обязательным и в соответствии с требованиями Постановления № 1352.

Подавая заявку на участие в закупке, лицо соглашается на условия закупочной документации, соответственно, обязано соблюдать установленные документацией требования к содержанию и оформлению заявки.

Комиссия отмечает, что при отсутствии кодов видов деятельности по ОКВЭД2 и ОКПД2, возможно указать в декларации об их отсутствии, также как возможно указать на отсутствие производимых товаров, работ, услуг (пункт 7 таблицы), однако вид деятельности юридического лица согласно учредительным документам (пункт 6 таблицы) указать необходимо.

ООО «АЛАРМ» в пункте 6 таблицы не указало вид деятельности юридического лица согласно учредительным документам.

 Учитывая изложенное, закупочная комиссия правомерно не допустила заявку ООО «АЛАРМ» к участию в аукционе.

2. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно пункту 11.3 аукционной документации участник закупки не допускается к участию в аукционе в случаях:

11.3.1) непредоставления документов и сведений, предусмотренных пунктом 2.2 документации, или предоставления недостоверных сведений (информации);

11.3.2) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в разделе 9 аукционной документаци;

11.3.3) непредставления документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в закупке;

11.3.4) несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям аукционной документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 20.04.2016 № А-223-652  закупочная комиссия допустила ООО «АМАРАНТ» к участию в аукционе.

Однако, ООО «АМАРАНТ» в составе заявки на участие в аукционе представлена декларация о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства не соответствующая требованиям, установленным в аукционной документации, а именно: в пункте 6 таблицы указаны коды по ОКВЭД и ОКПД без указания видов деятельности, что является обязательным требованием Постановления № 1352.

Следовательно, заявка ООО «АМАРАНТ» не соответствует требованиям аукционной документации.

Учитывая изложенное, закупочная комиссия неправомерно допустила заявку ООО «АЛАРМ» к участию в аукционе, что нарушает основные принципы Закона о закупках, закрепленные в части 1 статьи 3 названного закона.

Однако, учитывая, что данное обстоятельство не повлекло за собой нарушение порядка определения победителя, Комиссия не имеет правовых оснований для выдачи предписания ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ», аукционной комиссии.

Комиссия, учитывая возникающие у участников закупок сложности при заполнении таблицы декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, при отсутствии официальных разъяснений по данному вопросу соответствующих полномочных органов, считает необходимым рекомендовать ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» включать в закупочную документацию собственную методику заполнения данной таблицы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АЛАРМ» необоснованной;

2. Признать действия аукционной комиссии ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ», выразившиеся в неправомерном допуске к участию в закупке ООО «АМАРАНТ», нарушением части 1 статьи 3 Закона о закупках;

3. Предписание не выдавать;

4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

5. Рекомендовать ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» разработать и включать в закупочную документацию методику заполнения таблицы декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны