Решение б/н Решение и предписание по делу № 33-04/15 в отношении ОАО «МР... от 17 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Резолютивная часть решения оглашена «8» сентября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «16» сентября 2015 года

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

- <…> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- <…> — начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- <…> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, представителей ОАО «Межрегиональная сетевая компания Урала» (далее — ОАО «МРСК Урала»), в присутствии представителя заявителя, рассмотрев дело № 33-04/15 по признакам нарушения ОАО «МРСК Урала» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) и пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861) — далее Правила присоединения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.05.2014 ООО «Жилищное строительство» заключен с ОАО «МРСК Урала» договор на технологическое присоединение № 4712, выданы технические условия № 4712-ТС-0647-ТУ.

Согласно пункту 1 договора от 08.05.2014 № 4712 максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 230 кВт.

В соответствии с пунктом 5 договора от 08.05.2015 № 4712 мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Южноуральск, кв. «Е», ул. Победы, д. 22-в, должны быть осуществлены в пределах 1 года, то есть до 08.05.2015.

30.12.2014 ОАО «МРСК Урала» и ООО «Жилищное строительство» подписано дополнительное соглашение № 1 к договору от 30.12.2014 № 4712, согласно которому мероприятия по технологическому присоединению должны быть осуществлены сторонами до 30.08.2015.

12.05.2015 в Челябинское УФАС России поступило заявление (вх. № 7076) ООО «Жилищное строительство» на бездействие ОАО «МРСК Урала», выразившееся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленных в Правилах присоединения.

Приказом от 11.08.2015 № 240 по заявлению ООО «Жилищное строительство» Челябинское УФАС России возбудило дело № 33-04/15 в отношении ОАО «МРСК Урала» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения.

 

ООО «Жилищное строительство» в письме от 02.06.2015 вх. № 8276 пояснило, что осуществляет возведение многоквартирного жилого дома. Срок ввода дома в эксплуатацию установлен не позднее 30 июня 2015 года. Пунктом 5 договора от 08.05.2015 № 4712 мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя должны быть осуществлены до 08.05.2015.

Сетевая организация мероприятия по технологическому присоединению не исполнила. По причине неисполнения условий договора сетевой организацией размер ущерба, причиненный застройщику и участникам долевого строительства ориентировочно будет составлять 2,5 млн. рублей.

Необходимо отметить, что сетевая организация неоднократно обращалась в адрес ООО «Жилищное строительство» с просьбой подписать дополнительное соглашение к договору с изменением срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Жилищное строительство» пояснил, что в настоящее время мероприятия по технологическому присоединению находятся в стадии исполнения, однако ОАО «МРСК Урала» обязуется мероприятия, предусмотренные техническим условиями выполнить до 15.09.2015.

ОАО «МРСК Урала» каких-либо пояснений о причинах нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению не представило.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО «МРСК Урала» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения по следующим основаниям.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ОАО «МРСК Урала», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «МРСК Урала» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).

При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.

 

ООО «Жилищное строительство» относятся к категории заявителей, указанных в пункте 16 Правил присоединения.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 18 Правил присоединения мероприятия по технологическому присоединению предусматривают несколько этапов выполнения обязанностей как со стороны сетевой организации, так и со стороны заказчика (гражданина):

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таки х устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 данных Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

В соответствии с пунктом 16 Правил присоединения договор технологического присоединения должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

Таким образом, в данном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению должен быть определен в соответствии с пунктом 16 Правил и не может превышать 1 год.

В соответствии с пунктом 5 договора от 08.05.2015 № 4712 мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Южноуральск, кв. «Е», ул. Победы, д. 22-в, должны быть осуществлены в пределах 1 года, то есть до 08.05.2015.

Таким образом, в данном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению должен быть определен в соответствии с пунктом 16 Правил и не может превышать 1 года.

В соответствии с частью 4 статьи 421 ГК РФ  условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии с частями 4-5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.


 

Комиссией установлено, что 30.12.2014 между ОАО «МРСК Урала» и ООО «Жилищное строительство» подписано дополнительное соглашение № 1 к договору от 30.12.2014 № 4712, согласно которому мероприятия по технологическому присоединению должны быть осуществлены сторонами до 30.08.2015.

Таким образом, дополнительное соглашение к договору технологического присоединения заключенное заявителем и ОАО «МРСК Урала» противоречит действующему законодательству, в части продления срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, и является ничтожным.

Комиссия считает, что в рассматриваемой ситуации пунктом 16 Правил присоединения определен предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может быть увеличен, а ОАО «МРСК Урала» совершило действия по существенному увеличению срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению, более чем на три месяца, что противоречит пункту 16 Правил присоединения.   

Согласно материалам дела процедура технологического присоединения объекта недвижимого имущества заявителя была не завершена.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства, выраженное в нарушении сроков технологического присоединения, носит длительный характер и не прекращено на момент рассмотрения дела.

В итоге в результате действий ОАО «МРСК Урала», по невыполнению мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок (до 08.05.2015) были ущемлены права и законные интересы ООО «Жилищное строительство», срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению необоснованно затянулся более чем на четыре месяца, что воспрепятствовало введению в эксплуатацию строящегося многоквартирного жилого дома. К тому же, были существенно нарушены и права участникам долевого строительства, на чьи денежные средства ООО «Жилищное строительство» осуществляет строительство многоквартирного жилого дома.

Таким образом, действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, направлению и подписанию дополнительного соглашения от 30.12.2014 к договору на технологическое присоединение от 08.05.2014 № 4712, в части продления срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения.

Таким образом, ОАО «МРСК Урала» допущено злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в нарушении сроков выполнения со своей  стороны мероприятий по технологическому присоединению, что повлекло ущемление интересов заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями принятия указанного закона и деятельности антимонопольного органа являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Именно поэтому требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции направлены не на защиту интересов хозяйствующих субъектов, а на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции.

Более того, в соответствии с абзацем 5 пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых».

Перечень части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим (абзацем 3 пункта 4 Постановления № 30), поэтому антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно пункту 4 Постановления ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольному органу, оценивая такие действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и, в частности определять, совершены ли данные действия в допустимых пределах гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Челябинское УФАС России запрашивало у ОАО «МРСК Урала» информацию о выполненных со стороны ОАО «МРСК Урала» мероприятиях по технологическому присоединению, а также иных действиях, связанных с технологическим присоединением заявителя, с момента подачи ООО «Жилщное строительство» заявки и до 11.08.2015, однако информации, подтверждающей выполнение ОАО «МРСК Урала» меропритий по технологическому присоединению в пределах установленного законодательством годичного срока, не представлено.

ОАО «МРСК Урала» не доказано, что нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов ООО «Жилищное строительство» было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

У ОАО «МРСК Урала» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта ООО «Жилищное строительство» в установленный законом 1 год, однако ОАО «МРСК Урала» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.

Представленные ОАО «МРСК Урала» документы не подтверждают фактическую невозможность для соблюдения правил и норм, а именно, пункта 16 Правил присоединения, части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия Челябинского УФАС России считает вину ОАО «МРСК Урала» в совершенном правонарушении установленной.

Следовательно, ОАО «МРСК Урала» допущено злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в нарушении сроков выполнения со своей  стороны мероприятий по технологическому присоединению, что повлекло ущемление интересов заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями принятия указанного закона и деятельности антимонопольного органа являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Именно поэтому требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции направлены не на защиту интересов хозяйствующих субъектов, а на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции.

Более того, в соответствии с абзацем 5 пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых».

Перечень части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим (абзацем 3 пункта 4 Постановления № 30), поэтому антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно пункту 4 Постановления ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольному органу, оценивая такие действия (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и, в частности определять, совершены ли данные действия в допустимых пределах гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая, что на момент вынесения настоящего решения мероприятия по технологическому присоединению в соответствии с договором от 08.05.2015 № 4712 сетевой организацией не выполнены, Челябинским УФАС России принято решение выдать ОАО «МРСК Урала» обязательное для исполнения предписание. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частями 1-2 статьи 48 Закона о защите конкуренции, пунктом 16 Правил присоединения, Комиссия 

РЕШИЛА:

1.  Признать действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, направлению и подписанию дополнительного соглашения от 30.12.2014 к договору на технологическое присоединение от 08.05.2014 № 4712, в части продления срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 16 Правил присоединения.

2. Выдать ОАО «МРСК Урала» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.


 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 16

 

8 сентября 2015 года                                                                             г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- <…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- <…> – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

- <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 8 сентября 2015 года по делу № 33-04/15 о нарушении ОАО «Межрегиональная сетевая компания Урала» (далее — ОАО «МРСК Урала») части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

                  1. ОАО «МРСК Урала» с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания, прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 08.05.2015 № 4712, путем совершения действий, указанных в пункте 2 настоящего предписания.

                  2. Осуществить технологическое присоединение объектов недвижимого имущества ООО «Жилищное строительство» по адресу: по адресу: Челябинская область, г. Южноуральск, кв. «Е», ул. Победы, д. 22-в  в соответствии с мероприятиями, указанными в технических условиях к договору от 08.05.2015 № 4712, в течение 10 календарных дней с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта.

                  3. О выполнении указанного предписания ОАО «МРСК Урала» сообщить в Челябинское УФАС России в течение 5 дней с момента исполнения, с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны