Решение б/н Решение № 33-08/16 от 1 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

23 июня 2016 года                                                                                            г. Челябинск


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

         председатель Комиссии:    <…> – руководитель Челябинского УФАС России;
         члены Комиссии:    <…>– специалист – эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;
<…>– специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело № 33-08/16, возбужденное по признакам нарушения                     законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг компании «ГорЭнергоУчет» в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирных домов, расположенных по адресу: <…> с информацией, вводящей в заблуждение об обязательности установки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление физического лица о распространении по почтовым ящикам   дома <…> в городе Челябинске вводящих в заблуждение листовок компании «ГорЭнергоУчет», к заявлению также прилагалась копия указанной листовки (далее – Листовка № 1).
Также в результате проводимого должностными лицами Челябинского УФАС России мониторинга за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе были получены листовки компании «ГорЭнергоУчет», которые распространялись по почтовым ящикам в доме <…> в городе Челябинске (далее – Листовка № 2).
Телефонный номер <...> -33-83, указанный в Листовке № 1, согласно договору об оказании услуг связи от 16 марта 2015 года № 553298656 выделен ООО «Городская сервисная служба».
Специалистами Челябинского УФАС России был осуществлен осмотр указанного на Листовке № 1 сайта, в ходе которого выявлено следующее.
При переходе по ссылке http://горэнергоучет.рф, указанной в Листовке № 1, осуществляется доступ к сайту компании, использующей коммерческое обозначение «ГорЭнергоУчет».
На главной странице сайта размещена информация о наименовании компании, предоставляемых услугах, приводятся нормативные акты. Далее, на страницах сайта, размещена информация о деятельности компании, используемом оборудовании, предоставляемых услугах.
В разделе контакты расположены названия городов, с указанием телефонных номеров, также предлагается вызвать специалиста для установки прибора учета воды. Среди прочих названий городов, в разделе «Контакты» присутствует город Челябинск, с указанием телефонного номера +7-351-216-33-83. Данный телефонный номер указан в Листовке № 1, предоставленной заявителем.
Специалистами Челябинского УФАС России в ходе расследования были приняты меры реагирования в связи с получением в ходе мониторинга за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Листовки № 2.
В частности, было установлено, что телефонный номер <…>, указанный на Листовке № 2 принадлежит гр. <…>. в качестве дополнительного номера в целях переадресации вызовов на номер <…>.
В связи с распространением рекламы услуг компании «ГорЭнергоУчет» в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирных домов, расположенных по адресу: <…> с информацией, вводящей в заблуждение об обязательности установки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, Челябинским УФАС России определением от 18 апреля 2016 года № 4876/08 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 33-08/16 было начато рассмотрение настоящего дела,
ООО «Городская сервисная служба» в ответ на определение Челябинского УФАС России о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе сообщило, что 18 мая 2016 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ООО «Городская сервисная служба». Также ООО «Городская сервисная служба» указало, что деятельностью по установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета в городе Челябинске под наименованием «ГорЭнергоУчет» осуществлялась                        ИП <…>. на оснований соглашения о сотрудничестве. Однако, в связи ликвидацией юридического лица все документы были уничтожены.
ИП <…>., привлеченный в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе указал, что вопросами по ведению деятельности по установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета в городе Челябинске занимался заместитель руководителя регионального представителя <…>. Также ИП <…>. сообщил, что осуществлял деятельность только посредством размещения информации на интернет – ресурсах городская-сервисная-служба.рф и горэнергоучет.рф., в настоящее время деятельностью по установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды на территории города Челябинска не занимается. Однако документов, подтверждающих факт осуществления заместителем руководителя регионального представителя <…>. деятельности по установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета в городе Челябинске, не представил.
<…>., привлеченный в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и уведомленный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что не осуществлял распространение рекламы услуг компании «ГорЭнергоУчет» в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирных домов, расположенных по адресу:                          город Челябинск, улица <…> с информацией об обязательности установки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, а также письменных пояснений по указанному вопросу не представил.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная в листовках компании, использующей коммерческое обозначение «ГорЭнергоУчет» в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, предоставляемым данной компанией, а также их продвижение на рынке.
В целях изучения общественного мнения по данному вопросу Челябинским УФАС России были проведены следующие мероприятия.
На интернет – ресурсе http://chel.fas.gov.ru/ был проведен опрос граждан от 26 марта 2016 года. Перед респондентами были поставлены вопросы: 1. Формирует ли данная информация впечатление об обязательности установки в Вашей квартире приборов учета воды и необходимости обращения за их установкой в Городскую службу установки и сервисного обслуживания приборов учета (ГорЭнергоУчет)? 2. Является ли данная информация рекламой? Результаты данного опроса следующие.
По первому вопросу – проголосовало 75 человек, из них количество положительных ответов («да») – 64 голоса.
По второму вопросу – проголосовало 47 человек, из них количество положительных ответов («да») –40 голосов.
24 мая 2106 года на заседании Экспертного совета Челябинского УФАС России по применению законодательства о рекламе (протокол № 1 от 24 мая 2016 года размещен и доступен для ознакомления на интернет – ресурсе http://chel.fas.gov.ru/) перед членами Экспертного совета были поставлены следующие вопросы в отношении данной рекламной информации: 1. формирует ли данная информация впечатление об обязательности установки в Вашей квартире приборов учета воды и необходимости обращения за их установкой в Городскую службу установки и сервисного обслуживания приборов учета (ГорЭнергоУчет)? 2. Является ли данная информация рекламой? Результаты данного опроса следующие.
По первому вопросу – единогласно члены Экспертного совета приняли решение, что размещение рекламы компании «ГорЭнергоУчет» формирует впечатление об обязательности установки в квартире приборов учета воды и необходимости обращения за их установкой в Городскую службу установки и сервисного обслуживания приборов учета (ГорЭнергоУчет).
По второму вопросу – Рекламная информация компании «ГорЭнергоУчет» является рекламой.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что реклама услуг компании «ГорЭнергоУчет», распространяемая в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирных домов, расположенных по адресу:                              город Челябинск, улица <…>; город Челябинск, <…> с информацией об обязательности установки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, формирует впечатление об обязательности установки в квартире приборов учета воды и необходимости обращения за их установкой в Городскую службу установки и сервисного обслуживания приборов учета (ГорЭнергоУчет).
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    Реклама компании, использующей коммерческое обозначение «ГорЭнергоУчет» обращена к собственникам жилых помещений, при этом в тексте по форме рекламные листовки схожи с бланками-извещениями (извещениями-счетами), выставляемыми коммунальными организациями за оказание коммунальных услуг (изображение штрих кода, заголовок «Извещение о необходимости установки приборов учета холодной и горячей воды», размер листовки, расположение рекламного текста, указание «ГорЭнергоУчет», «Городская служба установки и сервисного обслуживания проборов учета»). Также в рекламном тексте присутствует наименование «ГорЭнергоУчет», «Городская служба установки и сервисного обслуживания проборов учета», такая форма и содержание рекламы вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно объекта рекламирования, формирует у потребителей рекламы обязанность установки приборов учета только у данной компании, а отсутствие указания организационно-правовой формы в наименовании организации не позволяет сделать вывод о том, кем именно предоставляются рекламируемые услуги.
Таким образом, отсутствие в рекламе информации о том, что установку и сервисное обслуживание приборов учета осуществляет ИП <…> и гр. <…>., а также сходство рекламных листовок с извещениями ресурсоснабжающих организаций искажают смысл информации и вводят в заблуждение потребителей указанной рекламы, что подтверждается результатами голосования, проведенного на официальном сайте Челябинского УФАС России, а также результатами голосования членов Экспертного совета Челябинского УФАС России по применению законодательства о рекламе протокол № 1 от 24 мая 2016 года размещен и доступен для ознакомления на интернет – ресурсе http://chel.fas.gov.ru/).
Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя  за нарушение требований части 7                                    статьи 5  Федерального закона «О рекламе».
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
18 мая 2016 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ООО «Городская сервисная служба». В связи с указанным фактом вся документация общества была уничтожена. В частности, согласно письменным пояснениям <…>, ранее занимавшего должность генерального директора ООО «Городская сервисная служба», были уничтожены Соглашения о сотрудничестве с ИП <…>. по вопросу осуществления деятельности по установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета в городе Челябинске под наименованием «ГорЭнергоУчет», который согласно указанным письменным пояснениям использовался ООО «Городская сервисная служба».
Таким образом, Челябинское УФАС России не располагает доказательствами осуществления ИП <…> деятельности по изготовлению и распространению рекламы услуг компании «ГорЭнергоУчет» в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирного дома, расположенного по адресу:                          город Челябинск, <…>. Письменными пояснениями ИП <…> указанный факт также не подтверждается.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности установления лиц, являющихся рекламодателем и рекламораспространителем рекламы компании «ГорЭнергоУчет» в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирного дома, расположенного по адресу:                       город Челябинск, улица <…>.
Ввиду того, что <…>. не представлены документы и сведения, указывающие на не распространение им рекламы услуг компании «ГорЭнергоУчет» в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Челябинск, улица <…> с информацией об обязательности установки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, а также в связи с тем, что указанный в Листовке № 2 телефонный номер <...> принадлежит гр. <…> на основании договора от 04 октября 2015 года Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что <…>. является рекламодателем указанной рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу с информацией, вводящей в заблуждение об обязательности установки приборов учета холодной и горячей воды, распространяемую в почтовых ящиках многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Челябинск, улица <…>, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении                  гр. <…>.
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии                                                                           <…>
Члены комиссии                                                                                          <…>

 

 

     ПРЕДПИСАНИЕ
  О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

24 июня 2016 года                                                                                               г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

          председатель Комиссии:    <…>– руководитель Челябинского УФАС России;
          члены Комиссии:    <…>– специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,
<…>– специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,
на основании своего решения от 23 июня 2016 по делу № 33-08/16 о признании ненадлежащей рекламы с информацией, вводящей в заблуждение об обязательности установки приборов учета холодной и горячей воды, распространяемой в почтовых ящиках многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Челябинск, улица <…>, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. <…> незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно:
не распространять в почтовых ящиках многоквартирных домов города Челябинска рекламу с информацией, вводящей в заблуждение об обязательности установки приборов учета холодной и горячей воды.
2. <…>. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 29 июля 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии                                                           <…>

Члены Комиссии                                                                                              <…>

                                                                                                            <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны