Решение б/н Решение № 33-08/16 от 1 июля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF23 июня 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):
председатель Комиссии: <…> – руководитель Челябинского УФАС России;
члены Комиссии: <…>– специалист – эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;
<…>– специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело № 33-08/16, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг компании «ГорЭнергоУчет» в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирных домов, расположенных по адресу: <…> с информацией, вводящей в заблуждение об обязательности установки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление физического лица о распространении по почтовым ящикам дома <…> в городе Челябинске вводящих в заблуждение листовок компании «ГорЭнергоУчет», к заявлению также прилагалась копия указанной листовки (далее – Листовка № 1).
Также в результате проводимого должностными лицами Челябинского УФАС России мониторинга за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе были получены листовки компании «ГорЭнергоУчет», которые распространялись по почтовым ящикам в доме <…> в городе Челябинске (далее – Листовка № 2).
Телефонный номер <...> -33-83, указанный в Листовке № 1, согласно договору об оказании услуг связи от 16 марта 2015 года № 553298656 выделен ООО «Городская сервисная служба».
Специалистами Челябинского УФАС России был осуществлен осмотр указанного на Листовке № 1 сайта, в ходе которого выявлено следующее.
При переходе по ссылке http://горэнергоучет.рф, указанной в Листовке № 1, осуществляется доступ к сайту компании, использующей коммерческое обозначение «ГорЭнергоУчет».
На главной странице сайта размещена информация о наименовании компании, предоставляемых услугах, приводятся нормативные акты. Далее, на страницах сайта, размещена информация о деятельности компании, используемом оборудовании, предоставляемых услугах.
В разделе контакты расположены названия городов, с указанием телефонных номеров, также предлагается вызвать специалиста для установки прибора учета воды. Среди прочих названий городов, в разделе «Контакты» присутствует город Челябинск, с указанием телефонного номера +7-351-216-33-83. Данный телефонный номер указан в Листовке № 1, предоставленной заявителем.
Специалистами Челябинского УФАС России в ходе расследования были приняты меры реагирования в связи с получением в ходе мониторинга за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Листовки № 2.
В частности, было установлено, что телефонный номер <…>, указанный на Листовке № 2 принадлежит гр. <…>. в качестве дополнительного номера в целях переадресации вызовов на номер <…>.
В связи с распространением рекламы услуг компании «ГорЭнергоУчет» в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирных домов, расположенных по адресу: <…> с информацией, вводящей в заблуждение об обязательности установки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, Челябинским УФАС России определением от 18 апреля 2016 года № 4876/08 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 33-08/16 было начато рассмотрение настоящего дела,
ООО «Городская сервисная служба» в ответ на определение Челябинского УФАС России о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе сообщило, что 18 мая 2016 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ООО «Городская сервисная служба». Также ООО «Городская сервисная служба» указало, что деятельностью по установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета в городе Челябинске под наименованием «ГорЭнергоУчет» осуществлялась ИП <…>. на оснований соглашения о сотрудничестве. Однако, в связи ликвидацией юридического лица все документы были уничтожены.
ИП <…>., привлеченный в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе указал, что вопросами по ведению деятельности по установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета в городе Челябинске занимался заместитель руководителя регионального представителя <…>. Также ИП <…>. сообщил, что осуществлял деятельность только посредством размещения информации на интернет – ресурсах городская-сервисная-служба.рф и горэнергоучет.рф., в настоящее время деятельностью по установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды на территории города Челябинска не занимается. Однако документов, подтверждающих факт осуществления заместителем руководителя регионального представителя <…>. деятельности по установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета в городе Челябинске, не представил.
<…>., привлеченный в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и уведомленный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что не осуществлял распространение рекламы услуг компании «ГорЭнергоУчет» в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Челябинск, улица <…> с информацией об обязательности установки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, а также письменных пояснений по указанному вопросу не представил.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная в листовках компании, использующей коммерческое обозначение «ГорЭнергоУчет» в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, предоставляемым данной компанией, а также их продвижение на рынке.
В целях изучения общественного мнения по данному вопросу Челябинским УФАС России были проведены следующие мероприятия.
На интернет – ресурсе http://chel.fas.gov.ru/ был проведен опрос граждан от 26 марта 2016 года. Перед респондентами были поставлены вопросы: 1. Формирует ли данная информация впечатление об обязательности установки в Вашей квартире приборов учета воды и необходимости обращения за их установкой в Городскую службу установки и сервисного обслуживания приборов учета (ГорЭнергоУчет)? 2. Является ли данная информация рекламой? Результаты данного опроса следующие.
По первому вопросу – проголосовало 75 человек, из них количество положительных ответов («да») – 64 голоса.
По второму вопросу – проголосовало 47 человек, из них количество положительных ответов («да») –40 голосов.
24 мая 2106 года на заседании Экспертного совета Челябинского УФАС России по применению законодательства о рекламе (протокол № 1 от 24 мая 2016 года размещен и доступен для ознакомления на интернет – ресурсе http://chel.fas.gov.ru/) перед членами Экспертного совета были поставлены следующие вопросы в отношении данной рекламной информации: 1. формирует ли данная информация впечатление об обязательности установки в Вашей квартире приборов учета воды и необходимости обращения за их установкой в Городскую службу установки и сервисного обслуживания приборов учета (ГорЭнергоУчет)? 2. Является ли данная информация рекламой? Результаты данного опроса следующие.
По первому вопросу – единогласно члены Экспертного совета приняли решение, что размещение рекламы компании «ГорЭнергоУчет» формирует впечатление об обязательности установки в квартире приборов учета воды и необходимости обращения за их установкой в Городскую службу установки и сервисного обслуживания приборов учета (ГорЭнергоУчет).
По второму вопросу – Рекламная информация компании «ГорЭнергоУчет» является рекламой.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что реклама услуг компании «ГорЭнергоУчет», распространяемая в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Челябинск, улица <…>; город Челябинск, <…> с информацией об обязательности установки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, формирует впечатление об обязательности установки в квартире приборов учета воды и необходимости обращения за их установкой в Городскую службу установки и сервисного обслуживания приборов учета (ГорЭнергоУчет).
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама компании, использующей коммерческое обозначение «ГорЭнергоУчет» обращена к собственникам жилых помещений, при этом в тексте по форме рекламные листовки схожи с бланками-извещениями (извещениями-счетами), выставляемыми коммунальными организациями за оказание коммунальных услуг (изображение штрих кода, заголовок «Извещение о необходимости установки приборов учета холодной и горячей воды», размер листовки, расположение рекламного текста, указание «ГорЭнергоУчет», «Городская служба установки и сервисного обслуживания проборов учета»). Также в рекламном тексте присутствует наименование «ГорЭнергоУчет», «Городская служба установки и сервисного обслуживания проборов учета», такая форма и содержание рекламы вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно объекта рекламирования, формирует у потребителей рекламы обязанность установки приборов учета только у данной компании, а отсутствие указания организационно-правовой формы в наименовании организации не позволяет сделать вывод о том, кем именно предоставляются рекламируемые услуги.
Таким образом, отсутствие в рекламе информации о том, что установку и сервисное обслуживание приборов учета осуществляет ИП <…> и гр. <…>., а также сходство рекламных листовок с извещениями ресурсоснабжающих организаций искажают смысл информации и вводят в заблуждение потребителей указанной рекламы, что подтверждается результатами голосования, проведенного на официальном сайте Челябинского УФАС России, а также результатами голосования членов Экспертного совета Челябинского УФАС России по применению законодательства о рекламе протокол № 1 от 24 мая 2016 года размещен и доступен для ознакомления на интернет – ресурсе http://chel.fas.gov.ru/).
Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
18 мая 2016 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ООО «Городская сервисная служба». В связи с указанным фактом вся документация общества была уничтожена. В частности, согласно письменным пояснениям <…>, ранее занимавшего должность генерального директора ООО «Городская сервисная служба», были уничтожены Соглашения о сотрудничестве с ИП <…>. по вопросу осуществления деятельности по установке и обслуживанию индивидуальных приборов учета в городе Челябинске под наименованием «ГорЭнергоУчет», который согласно указанным письменным пояснениям использовался ООО «Городская сервисная служба».
Таким образом, Челябинское УФАС России не располагает доказательствами осуществления ИП <…> деятельности по изготовлению и распространению рекламы услуг компании «ГорЭнергоУчет» в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Челябинск, <…>. Письменными пояснениями ИП <…> указанный факт также не подтверждается.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности установления лиц, являющихся рекламодателем и рекламораспространителем рекламы компании «ГорЭнергоУчет» в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Челябинск, улица <…>.
Ввиду того, что <…>. не представлены документы и сведения, указывающие на не распространение им рекламы услуг компании «ГорЭнергоУчет» в городе Челябинске по почтовым ящикам многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Челябинск, улица <…> с информацией об обязательности установки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, а также в связи с тем, что указанный в Листовке № 2 телефонный номер <...> принадлежит гр. <…> на основании договора от 04 октября 2015 года Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что <…>. является рекламодателем указанной рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу с информацией, вводящей в заблуждение об обязательности установки приборов учета холодной и горячей воды, распространяемую в почтовых ящиках многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Челябинск, улица <…>, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гр. <…>.
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены комиссии <…>
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
24 июня 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <…>– руководитель Челябинского УФАС России;
члены Комиссии: <…>– специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,
<…>– специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,
на основании своего решения от 23 июня 2016 по делу № 33-08/16 о признании ненадлежащей рекламы с информацией, вводящей в заблуждение об обязательности установки приборов учета холодной и горячей воды, распространяемой в почтовых ящиках многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Челябинск, улица <…>, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. <…> незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно:
не распространять в почтовых ящиках многоквартирных домов города Челябинска рекламу с информацией, вводящей в заблуждение об обязательности установки приборов учета холодной и горячей воды.
2. <…>. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 29 июля 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>