Решение б/н Решение № 33-08/2016 в отношении ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» от 1 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 30 мая 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 33-08/2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<>

-

заместитель руководителя-

начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

заведующая сектором правового обеспечения банковской деятельности и деятельности финансовых организаций юридического отдела Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации

 

<…>

-

эксперт 1 категории сектора организационно-аналитического обеспечения и внутреннего контроля отдела безопасности и защиты информации Отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

рассмотрев дело № 33-08/2016 по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» (далее - ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ») статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции»,

в присутствие на заседании представителя ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»,

в отсутствие представителей АО «СОГАЗ», САО «ВСК»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  • Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступили заявления Акционерного общества «СОГАЗ» в лице Челябинского филиала (далее – АО «СОГАЗ»), Страхового акционерного общества «ВСК» в лице Магнитогорского филиала (далее – САО «ВСК») о недобросовестных конкурентных действиях Публичного акционерного общества «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» (далее – ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»), выразившихся в необоснованном получении преимуществ при участии в аукционе, проведенном Администрацией города Магнитогорска (далее – Заказчик 1) на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) для управления социальной защиты населения, изведение № 0169300000316000484 (далее – Аукцион 1), и аукционе, проведенном муниципальным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи г.Магнитогорска» на право оказания услуг ОСАГО, извещение № 0169300000316000806 (далее – Аукцион 2), а также в аукционе, проведенном муниципальным бюджетным учреждением «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» (далее – Заказчик 3) на право оказания услуг ОСАГО, извещение № 0169300000316001960 (далее – Аукцион 3) (вместе – Аукционы).

Из заявлений следует, что ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» при участии в Аукционах представило предложение со снижением начальной (максимальной) цены контракта по Аукциону 1 до 30 328 рублей 64 копеек, по Аукциону 2 – до 479 558 рублей 31 копейки, по Аукциону 3 -до 1 083 229 , 95 рублей.

По мнению АО «СОГАЗ», САО «ВСК», в указанных действиях ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» присутствуют признаки недобросовестной конкуренции.

ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» с доводами Заявителей не согласно, считает, что общество при участии в Аукционах не допускало нарушение положений действующего законодательства, поскольку страховые премии обществом рассчитаны в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

 

Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.08.1992 Государственным учреждением Московская регистрационная палата, при этом, согласно данным размещенным в едином государственном реестре юридических лиц, опубликованном на официальном сайте в сети «Интернет» Федеральной налоговой службы Российской Федерации www.egrul.nalog.ru, общество осуществляет деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС № 1834 – 03 от 01.02.2016, выданной Центральным Банком Российской Федерации. ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» осуществляет страховую деятельность на территории всей Российской Федерации. Количество филиалов 91, в том числе Южно-Уральский филиал ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» (455000, г. Магнитогорск, Челябинской области, пр. Ленина, д. 27).

АО «СОГАЗ» (ОГРН 1027739820921, ИНН/КПП 7736035485/770801001) зарегистрировано в качестве юридического лица 22.03.1995 государственным учреждением Московская регистрационная палата, одним из видов деятельности общества является страхование ответственности. Свою деятельность общество осуществляет, в том числе, через филиалы, один из которых расположен в г. Челябинске. АО «СОГАЗ» выдана Центральным Банком Российской Федерации лицензия ОС № 1208 – 03 от 05.08.2015 на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

САО «ВСК» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.02.1992 Государственным учреждением Московская регистрационная палата, при этом, согласно данным размещенным в едином государственном реестре юридических лиц, опубликованном на официальном сайте в сети «Интернет» Федеральной налоговой службы Российской Федерации www.egrul.nalog.ru, общество осуществляет деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС № 0621-03 от 11.09.2015, выданной Центральным Банком Российской Федерации, имеется лицензия С № 0621 77, выданная Федеральной службой страхового надзора 19.01.2011 на аналогичный вид страхования. Общество осуществляет свою деятельность в том числе через свои филиалы, расположенные в г.Челябинске и г.Магнитогорске Челябинской области. САО «ВСК» является действительным членом Российского Союза Автостраховщиков, что подтверждается свидетельством с рег. № 0005 от 14.10.2002.

Также на территории Челябинской области присутствуют иные страховые организации, оказывающие услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, например ОАО «АльфаСтрахование», ЗАО «МАКС», СПАО «Ингосстрах», ООО СК «Согласие», АО «Государственная страховая компания» Югория», что подтверждается заявками таких хозяйствующих субъектов, поданными на участие в Аукционах.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу положений пунктов 4, 5, 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» и САО «ВСК», а также АО «СОГАЗ» и иные организации, осуществляющие деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Челябинской области, являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке (рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств) в пределах одних географических границ (Челябинская область), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

 

1. 22 марта 2016 года на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) был объявлен Аукцион 1. Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 36 606 рублей 89 копеек

На участие в Аукционе 1 подано 6 заявок, после рассмотрения первых частей которых аукционной комиссией к участию в аукционе были допущены все участники, подавшие такие заявки, в том числе САО «ВСК» и ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ».

По результатам проведения электронного аукциона и рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в Аукционе 1 победителем признано ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» с предложенной ценой контракта 30 328 рублей 64 копейки, Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленной», САО «ВСК» и Открытое акционерное общество «АльфаСтрахование» с предложенной ценой контракта 30 511 рублей 67 копеек заняли второе, третье и четвертое места соответственно, Акционерное общество «Государственная страхования компания «Югория» с предложенной ценой контракта 31 094 рублей 77 копеек – пятое место.

Между Заказчиком 1 и и ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», признанным победителем Аукциона 1, заключен муниципальный контракт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств № 103/279 от 25.04.2016 (далее – Контракт 1).

Согласно изведению о проведении Аукциона 1, оказание услуг должно осуществляться в полном соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

- Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П;

- Указанием ЦБ РФ от 20.03.2015 № 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание Банка России № 3384-У).

Согласно приложению 1 к Указанию банка России № 3384-У, максимальное значение базовой ставки страхового тарифа для транспортного средства категории «В» составляет 3 087 рублей, минимальное – 2 573 рубля.

Частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Таким образом, установленные законом базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структура страховых тарифов обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

 

Согласно аукционной документации, Заказчику 1 необходимо было заключить договоры на оказание услуг ОСАГО по трем транспортным средствам категории «В».

Из представленного в антимонопольный орган ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» расчета предложенной цены контракта 15.06.2016 за вх. № 7913, а также из приложений к Контракту 1 следует, что страховой организацией при расчета страховых премий в качестве базовых ставок использованы значения равные 2557 рублей 58 копеек и 2557 рублей 56 копеек. Вместе с тем, действующим законодательством, как уже указано выше, определено, что минимальное значение базовой ставки для транспортного средства категории «В» составляет 2 573 рубля.

Действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрено представление участниками электронного аукциона государственным или муниципальным заказчикам расчета предлагаемой цены контракта или ее обоснование, а государственный или муниципальный заказчик не имеет возможности отклонить заявку участника электронного аукциона ввиду некорректно произведенного расчета с применением базовых тарифных ставок не соответствующих установленным законом.

Таким образом, ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», выполнив расчет предложенной цены контракта с нарушением норм действующего законодательства, общество предложило наименьшую цену контракта, ввиду чего было признано победителем электронного аукциона и получило возможность заключения контракта. Указанные действия ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» свидетельствуют о получении обществом необоснованного преимущества при участии в конкурсной процедуре, поскольку иные участники Аукциона 1, выполнив расчет предлагаемой цены контракта с учетом требований действующего законодательства, не имели возможности принять участие в закупке на равных с ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» условиях.

 

2. 21 апреля 2016 года на официальном сайте объявлен Аукцион 2. Согласно извещению № 0169300000316000806 о проведении электронного аукциона предметом закупки является оказания услуг ОСАГО.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 596 862 рубля 19 копеек.

На участие в Аукционе 2 было подано 5 заявок, после рассмотрения первых частей которых аукционной комиссией к участию в аукционе были допущены все участники, подавшие такие заявки, в том числе САО «ВСК» и ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ».

По результатам проведения электронного аукциона и рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в Аукционе 2 победителем признано ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» с предложенной ценой контракта 479 558 рублей 31 копейка, САО «ВСК», Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах», Закрытое акционерное общество «МАКС» с предложенной ценой контракта 496 231 рубль 26 копеек заняли второе, третье и четвертое места соотвественно.

Между Заказчиком 2 и ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», признанным победителем Аукциона 2, заключен контракт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств № 2016.101954 от 30.05.2016

 

Согласно статье 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, при расчете страховой премии финансовые организации, подающие заявки на участие в конкурсных процедурах, должны руководствоваться как действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по страхованию, так и требованиями заказчика, в данном случае, техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации, в связи с чем у таких организаций отсутствует возможность при расчете цены контракта применять иные, отличные от указанных государственными и муниципальными заказчиками коэффициенты.

 

Анализ расчета предложенной ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» при участии в Аукционе 2 цены контракта, представленной в обществом в антимонопольный орган 25.08.2016 за вх. № 11690 и положений аукционной документации, позволяет прийти к выводу о применении ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» коэффициентов страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ) по некоторым позициям отличных от установленных Заказчиком 2, а именно:

 

№ п/п

Марка, модель ТС

Гос. номер

КБМ, установленные Заказчиком 2

КБМ, примененное ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»

1

УАЗ-3807

Х 217 ТМ

0,65

0,95

2

ВАЗ-21053

Т 818 ВУ 74

0,55

0,5

3

ЛАДА 219060

Е 386 ТА 174

0,90

0,85

6

22270G

М 378 СЕ174

0,85

0,8

12

ГАЗ-22172

Р 887 ХН 74

0,70

0,65

13

ГАЗ-22172

Р 881 ХН 74

0,80

0,75

14

ГАЗ-22172

Р 882 ХН 74

0,65

0,6

16

ГАЗ-22172

Р 886 ХН 74

0,65

0,6

19

ГАЗ-22172

Р 875 ХН 74

0,65

0,6

21

ГАЗ-22172

Р 877 ХН 74

0,70

0,65

23

ГАЗ-32214

Н 073 АР 174

0,55

0,5

24

ГАЗ-32214

Н 067 АР 174

0,55

0,5

25

ГАЗ-32214

Н 071 АР 174

0,55

0,5

26

ГАЗ-32214

Н 069 АР 174

0,85

0,8

27

ГАЗ-32214

Н 074 АР 174

0,55

0,5

29

ГАЗ-32214

Т 813 АС 174

0,55

0,5

30

ГАЗ-32214

Т 821 АС 174

0,75

0,7

31

ГАЗ-32214

Т 812 АС 174

0,70

0,65

32

ГАЗ-32214

Т 811 АС 174

0,55

0,5

33

ГАЗ-32214

Т 809 АС 174

0,55

0,5

34

ГАЗ-32214

Т 807 АС 174

0,55

0,5

35

ГАЗ-32214

Т 810 АС 174

0,55

0,5

41

УАЗ-39623

А 165 СЕ 174

0,85

0,8

42

ЛУИДОР-2250В1

А 912 СЕ 174

0,85

0,8

43

ЛУИДОР-2250В1

А 913 СЕ 174

0,85

0,95

44

ЛУИДОР-2250В1

А 914 СЕ 174

0,85

0,8

45

FSt 401ФИАТ ДУКАТО

А 956 СЕ 174

0,85

0,8

46

FSt 401 ФИАТ ДУКАТО

А 957 СЕ 174

0,85

0,8

47

FSt 401 ФИАТ ДУКАТО

А 958 СЕ 174

0,85

0,8

48

FSt 401 ФИАТ ДУКАТО

А 960 СЕ174

0,85

0,8

49

ВАЗ-213100-00000 40-45

А 954 СЕ 174

0,85

0,8

50

ГАЗ-32214

Е 249 МА 174

0,65

0,6

51

ВАЗ -21053

Т 812 ВУ

0,55

0,5

53

ВАЗ-21053

Т 859 ВУ

0,55

0,5

54

ВАЗ-21053

Т 863 ВУ 74

0,55

0,5

55

SKODA OCTAVIA

В109А Е 74

0,55

0,5

56

ВАЗ-21074

Т 817 ВУ

0,75

0,95

57

ЛАДА 219060

Е 385 ТА 174

0,9

0,85

66

ВАЗ-21074

Н 051 АР 174

0,55

0,5

67

ГАЗ-3110

А 945 КУ 174

0,70

0,5

69

ГАЗ-32214

Н 068 АР 174

0,55

0,5

 

Таким образом, ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», выполнив расчет предложенной цены контракта без учета положений аукционной документации, в ходе проведения Аукциона 2 предложило наименьшую цену контракта, ввиду чего было признано победителем электронного аукциона и получило возможность заключения контракта. Указанные действия ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» свидетельствуют о получении обществом необоснованного преимущества при участии в конкурсной процедуре, поскольку иные участники Аукциона 2, выполнив расчет предлагаемой цены контракта с учетом требований аукционной документации, не имели возможности принять участие в закупке на равных с ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» условиях.

 

3. 31 октября 2016 года на официальном сайте объявлен Аукцион 3. Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0169300000316001960 предметом закупки является оказания услуг ОСАГО.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 357 219 рублей 14 копеек.

На участие в Аукционе 3 было подано 5 заявкок, после рассмотрения первых частей которых аукционной комиссией к участию в аукционе были допущены все участники, подавшие такие заявки, в том числе САО «ВСК», ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ООО СК «Согласие», АО «Государственная страховая компания» Югория», ОАО «АльфаСтрахование». По результатам проведения электронного аукциона и рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок на участие в Аукционе 3 победителем признано ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» с предложенной ценой контракта 1 083 229,95 рублей.

Между Заказчиком 3 и ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», признанным победителем Аукциона, заключен контракт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств № Ф.2016.360935 от 05.12.2016.

 

Анализ расчета предложенной ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» при участии в Аукционе цены контракта, представленной в обществом в антимонопольный орган 27.02.2017 за вх. № 2182 и положений аукционной документации, позволяет прийти к выводу о применении ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» коэффициентов страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ) по некоторым позициям отличных от установленных Заказчиком 3, а именно:

 

№ п/п

Марка, модель ТС

Гос. номер

КБМ, установленные Заказчиком 3

КБМ, примененное ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»

8

ГАЗ-5312

ХТН531200L1330720

0,95

0, 6

46

УАЗ 3909

ХТТ390900Т0002549

0,95

0,85

98

КО-823 КАМАЗ-53215-15

Х5Н82300250000166

1

0,5

100

КАМАЗ-55111

К 431 АР 174

1

0,5

101

ЗИЛ-130 ТЗ-4612

Х 275 ТМ 74

1

0,5

107

ДЗ-99

9281 ХТ 74

1

0,5

 

Таким образом, ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», выполнив расчет предложенной цены контракта без учета положений аукционной документации, в ходе проведения Аукциона 3 предложило наименьшую цену контракта, ввиду чего было признано победителем электронного аукциона и получило возможность заключения контракта. Указанные действия ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» свидетельствуют о получении обществом необоснованного преимущества при участии в конкурсной процедуре, поскольку иные участники Аукциона 3, выполнив расчет предлагаемой цены контракта с учетом требований аукционной документации, не имели возможности принять участие в закупке на равных с ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» условиях.

 

В силу положений Законодательства о контрактной системе участники электронного аукциона подавая заявку на участие в нем, и непосредственно в процессе его проведения не представляют государственному заказчику расчет предложенной в ходе проведения аукциона цены или ее обоснование, а государственный заказчик не имеет возможности потребовать обоснования предложенной цены или отклонить заявку участника электронного аукциона ввиду снижения цены контракта в нарушение действующего законодательства, в том числе законодательства об ОСАГО.

Таким образом, ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» получило необоснованные преимущества при проведении Аукционов, поскольку нарушило порядок расчета страховой премии, ввиду чего получило необоснованные преимущества при проведении Аукциона и было признано победителем.

 

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

В соответствии со статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

 

В действиях ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», выразившихся в необоснованном получении преимуществ при участии в Аукционах, присутствуют все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» по получению необоснованного преимущества при проведении Аукциона ввиду нарушения порядка расчета страховой премии и осуществления расчета предложенной цены контракта без учета всех позиций Технического задания, способствовали признанию общества победителем Аукциона.

2. Действия ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» противоречат действующему законодательству, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Действия ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» причинили убытки иным участникам Аукционов в виде снижения размера получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании общества от указанных действий, поскольку при обычных условиях гражданского оборота в случае не нарушения ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» порядка расчета страховой премии, иные участники Аукциона имели бы возможность участвовать в нем на равных условиях.

 

Действия ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», выразившиеся в необоснованном получении преимуществ при участии в Аукционах, указывают на нарушение статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

11 марта 2016 года, по итогам рассмотрения обращения АО «СОГАЗ» о недобросовестных конкурентных действиях ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», выразившихся в необоснованном получении преимуществ при участии в Аукционе1, проведенном Муниципальным бюджетным учреждением «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, извещение № 0169300000315002439, ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому общество предупреждается о необходимости прекращения действий по получению необоснованного преимущества при участии в конкурсных процедурах путем соблюдения норм действующего законодательства при расчете предлагаемых при участии в электронных аукционах на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств цен контрактов и осуществлению контроля за результатами работы сотрудников, ответственных за расчеты цен контрактов, предлагаемых обществом при участии в электронных аукционах.

Не смотря на то, что 30.03.3016 ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» сообщило в Челябинское УФАС России о выполнении выданного предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, обращения САО «ВСК» в антимонопольный орган с заявлениями о недобросовестных конкурентных действиях общества при участии в Аукционах 2,3 свидетельствуют о том, что ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» фактически выданное предупреждение не исполнило и продолжило совершать действия, нарушающие статью 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

Вина ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» выразилась в несоблюдении норм действующего законодательства при расчете предлагаемых цен контрактов при участии в конкурсных процедурах на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ввиду чего общество получило необоснованное преимущество перед другими участниками.

Заключение об обстоятельствах дела в порядке статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» принято 01 марта 2017 года, получено ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» 04.04.2017, ПАО «ВСК» 28.03.2017, АО «СОГАЗ» 27.03.2017, что подтверждается данными курьерской службы доставки «Алди Сервис».

В письменных пояснениях исх. № 874 ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» указало, что приняты меры по недопущению подобных нарушений, проведено обучение сотрудников по Правилам ОСАГО в целом и в части расчета страховой премии с сотрудниками Южно-Уральского филиала ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» и непосредственно ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», как участника закупочных процедур, проводимых в форме электронного аукциона – владельца ЭЦП. Контракт, заключенный по результатам Аукциона исполнен. Считает, что сложившаяся ситуация в силу размера страховой премии по заключенным контрактам и специфики проведения непосредственно процедуры по отбору страховщика Заказчиком не может свидетельствовать об умысле ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» в получении преимуществ по отношению к другим участникам закупочной процедуры. Полагает, что выводы антимонопольного органа о системности действий ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» и получении необоснованных преимуществ при участии в вышеназванных Аукционах необоснованные, действия ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» не причинили убытки иным участникам Аукционов и не противоречат принципам добропорядочности, разумности и справедливости.

Доводы ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» Комиссией не принимаются, поскольку позиция антимонопольного органа по вопросу несоблюдении норм действующего законодательства при расчете предлагаемых цен контрактов при участии в конкурсных процедурах на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности по делам № А76-11606/2016, А76-16568/2016.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», выразившиеся в необоснованном получении преимущества при участии в Аукционе 1, проведенном Администрацией города Магнитогорска на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для управления социальной защиты населения, извещение № 0169300000316000484, и Аукционе 2, проведенном муниципальным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи г.Магнитогорска» на право оказания услуг ОСАГО, извещение № 0169300000316000806, а также в Аукционе 3, проведенном муниципальным бюджетным учреждением «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» на право оказания услуг ОСАГО, извещение № 0169300000316001960 нарушением статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» и его должностного лица.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны